Основные категории социальной педагогики

Категории социальной педагогики, их неспециализированная черта.

Совокупность знаний науки отражается в ее категориях и понятиях. СП как каждая гуманитарная наука исследует, отражает изменчивые взаимосвязанные социальные явления (сотрудничества «человек-человек», «человек-среда» и т.п.). Обобщая и растолковывая эти явления, ученые выдвигают понятия (= краткие, но безграничные определения, способные объяснить особенности явления, не разрешающие толковать его двояко).

Понятия изменяются в зависимости от трансформаций той объективной действительности, которую они отражают. Исходя из этого и значимость некоторых понятий в совокупности науки может возрастать либо понижаться (к примеру, религиозное воспитание). В ходе развития науки понятия объединяются, укрупняются и преобразуются в категории(= самые общие, фундаментальные понятия, от которых происходят другие понятия данной науки). Так, в науке формируется понятийно-категориальная совокупность, которая находится во связи с понятийными совокупностями вторых наук, изучающих тот же объект.

СП применяет 1) категории, имеющие междисциплинарный темперамент:

  • человек – индивид высшего класса млекопитающих с присущей ему биологической организацией;
  • индивид – единичный представитель людской рода, безотносительно к его качествам;
  • личность – а) человек в единстве собственных индивидуальности и социальных свойств; б) устойчивая совокупность социально значимых линия, характеризующих индивида как представителя определенного общества либо общности;
  • индивидуальность – совокупность линия, отличающих одного человека от другого (данного индивида от всех других);
  • деятельность – целенаправленное преобразование человеком природной и социальной действительности;

2) педагогические категории СП: обучение, воспитание, образование, сотрудничество.

3) категории, заимствованные из социологии и других публичных наук: социум, соцзащита, социальный университет, социальная политика, реабилитация и социальная адаптация.

4) фактически социально-педагогическими категориями ученые вычисляют СП – СПД, социальное воспитание, социальное обучение.

ГЛАВНЫЕ КАТЕГОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Социально-педагогическая деятельность разновидность опытной педагогической деятельности, направленной на оказание помощи человеку в ходе его социализации, освоение им социокультурного опыта и создание условий для его самореализации в обществе.

Социальное воспитание — планомерное создание условий для довольно целенаправленных развития и духовно-ценностной ориентации человека в ходе его социализации.

Социальное обучение -целенаправленный процесс передачи систематизированных социальных формирования и знаний социальных навыков и умений, содействующих социализации ребенка.

Социализация –самореализация и развитие человека всю жизнь в ходе воспроизводства и усвоения культуры общества.

Социальная адаптация –активное приспособление человека к условиям социальной среды методом принятия и усвоения целей, сокровищ, стилей и норм поведения, принятых в обществе.

Социальная реабилитация –процесс восстановления главных социальных функций личности, социального университета, социальной группы, их социальной роли как субъекта главных сфер судьбы общества.

Соцзащита –совокупность мероприятий, осуществляемых его структурами и обществом, по обеспечению гарантированных, минимально достаточных условий судьбы, деятельности человека и поддержанию обеспечения.

Социальная помощь –совокупность особых мер, направленных на поддержание условий, достаточных для существования «не сильный» социальных групп, отдельных семей, личностей, испытывающих потребность в ходе собственной деятельного существования и жизнедеятельности.

Социальная помощь –совокупность мер в виде содействия, услуг и поддержки, оказываемых отдельным лицам либо группам населения социальной работой для преодоления либо смягчения жизненных трудностей, поддержания их социального статуса, полноценной жизнедеятельности, адаптации в обществе.

Социальная работа –разновидность людской деятельности, цель которой – оказание помощи людям, нуждающимся в ней и неспособным без посторонней помощи решить собственные жизненные неприятности, а во многих случаях и жить.

Социальный университет –исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной жизнедеятельности людей, выступающие трансляторами социального опыта (семья, школьные/трудовые коллективы, объединения и неформальные группы), причастность к каким содействует социализации человека и освоение им ценностей и системы норм, принятых в данном обществе.

Социум –громадная устойчивая социальная общность, для которой характерно единство условий жизнедеятельности людей в значительных отношениях и вследствие этого – общность культуры.

Базы социальной педагогики. Мардахаев Л. В.


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: