Основные методы исследования в психологии

Для решения задач психологии используются следующие способы:

§ лабораторный и естественный опыт;

§ наблюдение;

§ изучение продуктов деятельности;

§ тестирование и анкетирование;

§ биографический способ;

§ психотерапевтическое моделирование;

§ сравнительно-генетический способ и др.

Способ опыта — главной способ психологии; отличается тем, что исследователь намерено формирует события, стимулирующие проявление определенного психологического явления. Наряду с этим устанавливается влияние отдельных факторов на его происхождение и динамику. Опыт проводится столько раз, сколько нужно для обнаружения соответствующей закономерности.

Лабораторный опыт характеризуется применением особого лабораторного оборудования, дающего возможность совершенно верно фиксировать качество и количество внешних действий и вызываемых ими психологических реакций. При лабораторном опыте деятельность испытуемых стимулируется особыми заданиями и регламентируется инструкцией. Так, для определения количества внимания испытуемого ему посредством особенного прибора (тахистоскопа) предъявляется на весьма маленькое время (десятые доли секунды) несколько объектов (букв, фигур, слов и т. п.) и ставится задача — обратить внимание на намного большее количество объектов. Полученные результаты статистически обрабатываются.

Вестественном опыте сохраняются привычные для данного человека условия его деятельности, но она намерено организуется в соответствии с целью опыта. Испытуемые, в большинстве случаев, не знают о проведении опыта и исходя из этого не испытывают напряжения, характерного для лабораторных условий.

Способы наблюдения предполагают объяснение психологического явления в ходе намерено организованного его восприятия. Целенаправленное научное наблюдение основывается на определенной теоретической догадке; оно осуществляется по заблаговременно созданному замыслу, а его результаты и ход четко фиксируются.

К способу наблюдения примыкают: способ изучения продуктов деятельности, что разрешает выяснить способности человека, уровень его знаний, навыков и умений; способ анкетирования, и в частности способ клинической беседы.

Способ тестирования (англ. test — проба, опробование) — способ диагностики психологических возможностей индивида (тех либо иных свойств, склонностей, навыков). Широкое распространение тестов началось с 1905 г., в то время, когда был предложен тест Бинс-Симона для диагностики развития детского интеллекта.

Психотерапевтический тест — краткое, стандартизированное, в большинстве случаев, ограниченное во времени испытательное задание для установления отдельных личных изюминок испытуемого. На данный момент активно применяются тесты, определяющие уровень интеллектуального развития, пространственной ориентации, психомоторики, памяти, способности к профессиональной деятельности, тесты успехи (определяющие уровень овладения навыками и знаниями), диагностики личностных качеств, клинические тесты и др.

Сокровище тестов зависит от их надёжности и валидности — их предварительной экспериментальной проверки.

Самый распространены тесты интеллекта (тест Кеттелла и др.) и тесты личности (MMPI), ТАТ-тест тематической апперцепции, тесты Г. Роршаха, Г. Айзенка, Дж. Гилфорда, С. Розснцвейга (16-факторный личностный опросник) и др.

Сейчас в целях психотерапевтической диагностики стали обширно употребляться продукты графической деятельности индивида — почерк, картинки. Графический способ психотерапевтической диагностики, являясь модификацией проективного способа, разрешает изучить особенности проецирования личностью действительности и се интерпретации. Наряду с этим употребляются созданные в западной психологии процедуры и стандартизированные приёмы: «рисунок человека» (тест Ф. Гудинафа и Д. Харриса), тест «дом-дерево-человек» (Д. Бука), «рисунок семьи» (В. Вульфа).

Биографический способ изучения пребывает в обнаружении главных факторов формирования индивида, его жизненного пути, кризисов развития, изюминок социализации. Анализируются кроме этого текущие события в жизни индивида и прогнозируются вероятные события в будущем, составляются графики судьбы, производится каузометрия (от лат. causa — обстоятельство и греч. metro — измерение) — причинный анализ межсобытийных взаимоотношений, анализ психотерапевтического времени личности, в то время, когда выявляются стартовые события отдельных периодов развития личности либо ее деградации.

Биографический способ изучения направлен на обнаружение стиля судьбы индивида, типа его адаптации в среде. Он употребляется как для анализа, так и для коррекции жизненного пути личности. Вероятна диагностика обследуемого при помощи компьютерной программы «Биограф». Способ разрешает распознать факторы, самый воздействующие на поведение личности. Полученные эти употребляются для коррекции поведения индивида, личностно направленной психотерапии, релаксации (ослабления) возрастных кризисов.

Сейчас в психотерапевтических изучениях стал активно использоваться способ психотерапевтического моделирования. Он выражается в знаковой имитации психологических явлений либо организации разных видов людской деятельности в искусственно сконструированной среде. С его помощью удается моделировать кое-какие нюансы восприятия, памяти, логического мышления, и создавать бионические модели психологической деятельности (к примеру, перцептроны — распознающие совокупности).

Сравнительно-генетический способ — метод изучения психологических закономерностей при помощи сравнения отдельных фаз психологического развития индивидов.

Социальная психология применяет как способы неспециализированной психологии, так и способы социологии — групповой опыт, беседу, анкетирование и интервьюирование, изучение документов, включенное наблюдение (методом внедрения исследователя в изучаемую среду), наблюдение в тестовых обстановках и др. Существуют и своеобразные способы социальной психологии, одним из них есть способ социометрии — измерение неофициальных взаимоотношений людей в группе. Графическое изображение этих взаимоотношений называетсясоциограммой.

Для изучения влияния социальной группы на позиции личности используется методподставной группы.

Для диагностики социально значимых качеств личности употребляется способ экспертных оценок и способ групповой оценки личности.

Для изучения той либо другой психотерапевтической неприятности используется соответствующая совокупность правил и приёмов изучения, т. е. методика конкретного изучения: выдвижение догадки, выбор соответствующего материала и экспериментального приёма, выделение контрольных и экспериментальных групп испытуемых, определение серий опыта, статистическая и теоретическая обработка экспериментального материала и т. п.

По методам и задачам изучения психология находится на стыке публичных и естественных наук.

Научное познание психики человека вероятно только при целостном рассмотрении совокупности психологических явлений. Абсолютизация отдельных сторон психики ведет к теориям и ограниченным концепциям

Психология урок 4 Способы психологии


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: