Основные методы сбора информации

Под опросами имеется в виду способ сбора первичной информации, воображающий собой обращение с вопросами к определенной группе людей. Посредством опросов приобретают как событийную (либо фактическую) данные, так и сведения о мнениях, предпочтениях и оценках опрашиваемых. В отличие от писем, поступающих в национальные органы, редакции газет и публичные организации, опросы снабжают точность и большую систематичность приобретаемой информации. Помимо этого* они расширяют множество источников информации, вовлекая в тех людей и процесс исследования, каковые по собственной инициативе высказываться не станут.

На данный момент способ опросов есть самый распространенным методом получения первичной информации, в силу чего он иногда отождествляется со всеми социологическими изучениями в целом, а время от времени и с самой социологией как наукой (т. е. происходит отождествление науки с одним из ее способов). Он есть очень действенным методом получения универсальной информации как объективного (о продуктах и фактах жизнедеятельности людей), так и субъективного характера (о мотивах деятельности, мнениях, оценках либо ценностных ориентациях). Главными преимуществами способа опросов являются репрезентативность и массовость, и возможность применения при проведении своевременных социологических изучений. Не смотря на то, что данный способ не есть универсальным, его значение и роль тем больше, чем не сильный обеспеченность изучаемого явления статистической и документальной информацией и чем меньше оно доступно яркому наблюдению. Наряду с этим направляться иметь в виду, что исследователь приобретает данные о социальных явлениях лишь в том виде, в каком она отражается в сознании людей и выражается респондентом в ситуации опросов.

На уровень качества информации, которая взята способом опросов, воздействуют факторы, связанные, с одной стороны, с личностью самого респондента (уровень образования, культуры, свойства памяти, защитные механизмы психики, отношение к исследуемой проблеме и к человеку либо организации, проводящей изучение), а с другой — с деятельностью самого исследователя, начиная с профессионализма в составлении опросного страницы и заканчивая мастерством работы анкетера либо интервьюера с респондентом по получению искомой информации. На результаты опросов очень плохо воздействуют присутствие при них посторонних лиц, неудачно выбранное место и время их проведения, несоблюдение принципом анонимности, и нехорошая организация самой процедуры опросов. Для нейтрализации факторов, очень плохо воздействующих на результаты опросов, направляться строго выполнять нормативные требования по их проведению.

Эти требования предполагают:

-четкую фиксацию исследовательских задач с обеспечением адекватного им вопросника;

-доступность респондентам предлагаемых формулировок вопросов;

-обеспечение правил социально-психотерапевтического общения опрашивающих с респондентами, которое предполагает применение технических и организационных приемов, направленных на создание оптимальных условий проведения опросов;

-точность фиксации ответов опрощеных;

-стандартизацию условий проведения опросов;

-побуждение заинтересованностей опрощеных и опрашивающих к итогам опросов.

По степени охвата главной совокупности опросы делятся на целые и выборочные. В первом случае опросами охвачена вся главная совокупность, а во втором — лишь ее часть.

По процедуре проведения опросы делятся на личные, проходящие при тайном методе респондента и общения социолога, и групповые, при которых социолог трудится не с одним, а сходу с несколькими респондентами.

Но, в первую очередь основанием для их классификации есть форма проведения, по которой они делятся на письменные и устные. Письменные опросы именуют в большинстве случаев анкетированием, а устные — интервьюированием.

Анкетирование.

Анкетирование является видом опросов, основанный на применении анкет. Как видно из его определения, центральное положение в нем занимает анкета. Под анкетой имеется в виду опросный лист, самостоятельно заполняемый опрашиваемым по указанным в нем правилам.

Анкетные опросы активно применяются чтобы получить информацию о фактическом положении вещей в изучаемой их оценке и области, и о мнениях, мотивах и интересах деятельности опрашиваемых. В зависимости от содержания вопроса применяют разные приемы для увеличения достоверности информации, приобретаемой из ответов.

Структура анкеты включает в себя три части: вводную, главную и паспортичку (демографический блок).

Вводная часть содержит обращение к респонденту, в котором указываются цель, исполнитель и заказчик изучения, и инструкцию по заполнению анкеты.

Что касается главной части, то она включает в себя содержательные вопросы, соответствующие гипотезам и целям изучения. Наряду с этим одно из правил композиции главной части анкеты гласит, что в ее конце и начале не нужно задавать непростых вопросов.

Наконец, паспортичка содержит нужные объективные информацию о респонденте, каковые включают в себя его пол, возраст, образование и т. д.

Анкета представляет собой структурно организованный комплект вопросов, любой из которых связан с программными и процедурными задачами изучения. По форме входящие в нее вопросы подразделяются на открытые, предполагающие вольный ответ (к примеру, «Что вы думаете делать по окончании работы в армии?»), и закрытые, ответ на каковые содержится в выборе из нескольких предлагаемых в анкете утверждений. Открытые вопросы дают более глубокие сведения, но при солидном числе анкет приводят к серьёзным трудностям в обработке в связи с нестандартностью ответов. По содержанию вопросы анкеты делятся на объективные, касающиеся образования, возраста либо заработной платы опрашиваемого, и субъективные, каковые выявляют его психотерапевтическую установку, и отношение к условиям собственной жизни и определенным событиям. Ответы на вопросы носят, в большинстве случаев, неизвестный темперамент.

Анкетирование может проводиться следующими методами:

-анкета заполняется индивидуально в присутствии сборщика;

-групповое заполнение в присутствии сборщика;

-опрашиваемые самостоятельно заполняют и для сохранения анонимности в один момент сдают анкеты;

-анкета раздается либо рассылается на дом, а после этого возвращается опрошенным по почте («почтовое» анкетирование).

С целью увеличения его эффективности перед массовыми опросами проводятся в большинстве случаев пробные, целью которых есть выбраковка неудачных («неработающих») вопросов.

Главные правила построения анкеты возможно сформулировать следующим образом:

темы, затрагиваемые вопросами, должны размешаться в логической последовательности;

интерес опрашиваемого обязан расти от вопроса к вопросу;

в анкетах должны отсутствовать через чур непростые либо интимные вопросы;

формулировки вопросов должны соответствовать образовательному уровню опрашиваемой группы;

в закрытых вопросах должны быть предусмотрены все вероятные варианты ответов;

общее число вопросов не должно быть через чур громадным — анкетирование не должно утомлять либо злить опрашиваемого.

Анкетирование употребляется чтобы получить информацию о таких процессах и явлениях, каковые недоступны прямому наблюдению и не отражены в разных документах. Как пример возможно привести данные о мотивах, предпочтениях и интересах людей, и об их жизненных замыслах.

Преимуществами анкетирования являются: 1) широта тематики изучения, которая может касаться фактически любых сфер жизнедеятельности людей; 2) возможность получения информации как об объективных процессах, так и об отношении к ним людей; 3) относительно малые затраты времени и экономичность; 4) получение максимально формализованной информации, пригодной для машинной обработки; 5) возможность повторения опросов с определенной периодичностью.

Одновременно с этим способ анкетирования не свободен от недочётов, к каким возможно отнести следующее:

формулировки вопросов при его проведении постоянно дают неполное, а иногда и упрощенное отражение действительности. Из них возможно определить лишь то, что и как в них спрашивается;

на протяжении его проведения вероятно получение фальшивой и некачественной информации при отсутствия компетенции анкетера либо вмешательстве случайных событий (к примеру, неполное заполнение анкеты);

он неприменим для опроса людей со не сильный зрением и малограмотных людей, и чтобы получить информацию по весьма острым вопросам и в условиях высокой социальной напряженности.

Интервьюирование.

Интервьюирование является видом опросов, в базе которого лежит интервью.

Под интервью имеется в виду целенаправленная беседа, цель которой содержится в том, для получения ответов на вопросы, предусмотренные программой изучения. Интервьюирование как вид опросов предпочтительнее анкетирования в следующих отношениях:

вопросов без ответов при нем фактически не бывает;

неизвестные либо противоречивые ответы смогут быть уточнены;

имеется возможность наблюдения за респондентом и фиксации не только его вербальных ответов, но и невербальных реакций;

приобретаемая информация полнее, глубже и точнее если сравнивать с анкетой;

при нем имеется возможность учесть уровень культуры опрашиваемого, его отношение к теме беседы либо отдельным проблемам, гибко поменять формулировки вопросов с учетом личности опрашиваемого и содержания предшествующих ответов, и ставить дополнительные вопросы.

Не обращая внимания на гибкость интервьюирования, оно проводится по предусмотренному программой изучения замыслу, в котором фиксируются все различные варианты и основные вопросы дополнительных и уточняющих вопросов.

К главным недочётам способа применения интервью возможно отнести его малую оперативность, значительные затраты времени, необходимость солидного числа интервьюеров, и невозможность его применения в обстановках кратковременных массовых опросов. Для начинающих исследователей он воображает большие трудности, потому, что требует особой солидного тренинга и подготовки. Помимо этого, различные виды интервьюирования предполагают наличие у исследователя неоднозначных умений и наборов знаний.

Громаднейшее распространение в социальном познании взяло стандартизированное интервью, отличительными изюминками которого являются твёрдая последовательность, заблаговременно подготовленные четкие формулировки вопросов и продуманные модели ответов на них. Его возможно проводить по опросному странице анкеты, что обычно и делается для дополнения и контроля данных анкетирования.

Пара реже применяют полустандартизированное интервью, которое проводится на базе не формализованного опросного страницы, а памятки («путеводителя») с списком необходимых вопросов, не исключающих дискуссии с респондентом иных, но связанных с темой изучения неприятностей.

Еще реже видятся фокусированные интервью, в которых стандартизирован только исходный вопрос, а основная задача видится в сосредоточении внимания опрощеных на дискуссии того варианта неприятности, что представляется им самым ответственным.

Лишь умелые исследователи используют свободное и разведывательное интервьюирование, каковые считаются сверхсложными.

Свободным именуют такое интервью, в котором перед интервьюером стоит неприятность собрать соответствующую исследовательским задачам данные без наличия предварительно созданного инструмента. В нем исследователь свободен в выборе вопросов, определении их порядка, способов и количества выражения, и приемов фиксации информации. Свободное интервью носит темперамент долгой непринужденной беседы, в которой вопросы интервьюера обусловлены конечной целью изучения.

Цель разведывательного (либо глубинного) интервью, применяемого при определении либо уточнении формулировки рабочих догадок на этапе разработки программы изучения, содержится не столько в том, для получения информации об объекте, столько в выяснении того, какую данные предстоит произвести в грядущем изучении. Наряду с этим как интервьюер, так и респондент свободны в выборе способов ведения беседы.

Наблюдениепредставляет собой способ научного изучения, заключающийся в активном, систематическом, целенаправленном, планомерном и преднамеренном восприятии объекта, на протяжении которого получается знание о внешних сторонах, отношениях и свойствах изучаемого объекта. Его структура включает в себя следующие элементы: субъект наблюдения (наблюдатель), средства наблюдения и объект наблюдения. В качестве средств наблюдения смогут употребляться разные устройства, выступающие как усиление и продолжение органов эмоций человека, и служащие орудиями действия на объект. К наблюдению предъявляются следующие методологические требования, воображающие собой следствия из его определения:

активность (не созерцание объекта, а фиксация и поиск для того чтобы его видения, которое интересует исследователя);

систематичность (приведение приобретаемых знаний в определенную совокупность);

целенаправленность (фиксирование внимания лишь на таких явлениях, каковые интересуют исследователя);

преднамеренность и планомерность (следование заблаговременно выработанному замыслу либо сценарию).

Значительно чаще наблюдение используется тогда, в то время, когда информация, нужная исследователю, не может быть взята никакими вторыми методами, к примеру при изучении поведения людей на митингах либо на протяжении массовых зрелищ — футбольного матча, выступления рок-группы либо экстремальной ситуации (дорожного происшествия, пожара и т. д.). Помимо этого, его целесообразно применять при изучении поведения людей в привычных, довольно часто повторяющихся обстановках (перемещение на работу и с работы, осуществление приобретений в гастрономах и т. п.), в то время, когда их групп и действия индивидов покупают «автоматизированный» темперамент, а человеку становится весьма проблематично растолковать, из-за чего он осуществил как раз данное воздействие в соответствующей обстановке. Иначе, попадая в экстремальную обстановку и испытывая вследствие этого чрезмерное эмоциональное напряжение, человек значительно чаще действует по первому побуждению, а исходя из этого потом оказывается не в состоянии растолковать, из-за чего он совершил тот либо другой поступок. В этом случае наблюдение разрешает распознать обычные реакции людей на чрезвычайные обстановки, а также в шоковых состояниях. Наблюдение направляться кроме этого использовать при изучениях разведывательного характера, в то время, когда еще не выработано четкое представление о проблеме и объекте изучения, а предварительные догадки не сформулированы. Так, наблюдение может служить для достижения разных целей. Во-первых, оно возможно использовано в качестве источника информации об исследуемом объекте. Во-вторых, с его помощью возможно взять дополнительные сведения об изучаемом объекте. В-третьих, наблюдение способно служить в качестве средства проверки данных, взятых вторыми способами.

Чтобы наблюдение достигло намеченных целей, нужно создать план и программу его осуществления. В плане проведения наблюдения определяются его главные этапы, устанавливаются средства сбора информации, нужная документация (карточки, инструкции, бланки, протоколы, оборудование — диктофоны, видеоаппаратура и т. п.), и сроки и виды отчётности ее представления заинтересованным организациям. Что касается программы, то в ней выявляется проблемная обстановка, подлежащая наблюдению, определяются цели и задачи, предмет и объект наблюдения, и регистрации и способы осуществления взятой информации. Она определяет следующие главные этапы научного наблюдения:

-обнаружение задач и цели наблюдения. В зависимости от цели задачами наблюдения смогут быть предварительная ориентировка в его объекте, получение интересующей наблюдателя информации, проверка и уточнение результатов, взятых при помощи вторых способов, и выдвижение предварительных догадок и их проверка;

-обнаружение предмета и объекта наблюдения. В качестве объекта наблюдения смогут выступать отдельные индивиды, их группы и различные общности, и методы их деятельности. Предметами наблюдения смогут стать вербальные и невербальные акты поведения отдельных индивидов либо их групп (домашних, опытных и др.), и определенные обстановки, в которых выясняются изучаемые социальные общности и индивиды;

-выбор метода наблюдения, самый действенно снабжающего сбор нужной информацим;

-определение способов регистрации замечаемого объекта, его изменений и действий. Регистрация результатов наблюдения может осуществляться в намерено созданных протоколах и карточках наблюдений, в блокнотах, звуко- и записях, а также в кино- и фотодокументах;

-осуществление контроля наблюдения. Оно возможно реализовано методом обращения к документам, связанным с исследуемыми ситуациями и событиями, сравнения результатов собственных наблюдений с наблюдениями, каковые выполнены вторыми квалифицированными наблюдателями, и т. п.;

-интерпретация и обработка взятой информации может осуществляться как классическими способами — логическое обобщение взятых эмпирических данных, построение выводов и т. п., так и способами обработки массивов взятой информации посредством компьютеров;

— составление отчета о итогах наблюдения и взятых выводах. Таковой отчет обязан содержать документацию об объекте, предмете, времени, обстоятельствах и месте произведенного наблюдения, данные о его роли и способе наблюдателя, чёрта замечаемых индивидов, социальных групп, способов их деятельности и общения в определенных обстановках, и советы по практической реализации взятой информации.

В зависимости от задач и целей осуществляемого наблюдения, роли и положения наблюдателя в изучаемой обстановке, степени формализации исследовательской процедуры, и условий ее организации выделяется пара его видов.

Главные из них являются следующее:

-нестандартизированное (неструктурализованное) наблюдение — метод изучения социальных процессов и явлений, при котором выяснен лишь объект наблюдения, но исследователь не определяет заблаговременно, какие конкретно как раз элементы изучаемого процесса, события, ситуации и т. п. он будет замечать. Данный вид наблюдения значительно чаще используется на начальном этапе изучения с целью определения проблемной обстановке;

-стандартизированное (структурализованное) наблюдение — метод сбора эмпирической информации, при котором заблаговременно выяснен не только предмет и объект изучения, но и состав элементов изучаемого процесса, каковые имеют самоё существенное значение с целью достижения намеченных решения и целей задач, стоящих перед исследователем либо исследовательским коллективом. Оно возможно использовано как главный способ сбора информации для правильного описания предмета изучения и в качестве метода проверки результатов, взятых вторыми способами, и их корректировки. Использование стандартизированного наблюдения требует хорошего предварительной предмета стандартизации и знания исследования категорий, используемых в ходе его осуществления, и определения подлежащих наблюдению отражения и факторов их в виде таблиц, протоколов, карточек и других технических средств;

невключенное (внешнее) наблюдение — метод социального познания, при котором исследователь находится вне изучаемого объекта, изучая его со стороны. В этом случае наблюдатель не включается в движение событий, не участвует в них и не задает вопросов замечаемым индивидам, а просто регистрирует происходящее под углом задач исследования и зрения целей. Невключенное наблюдение используется для описания социальной обстановке, в условиях которой происходят интересующие наблюдателя события;

включенное наблюдение — метод социального познания, при котором наблюдатель в той либо другой степени конкретно включен в изучаемый процесс, находится в прямом контакте с изучаемыми группами и индивидами, участвуя вместе с ними в определенной сфере деятельности;

полевое наблюдение — способ изучения, что используется в настоящей жизненной обстановке, предполагающей яркий контакт исследователя с изучаемым объектом. Большая часть стандартизированных, нестандартизированных и включенных наблюдений проводится как раз в его форме;

лабораторное наблюдение- способ сбора эмпирической информации, что осуществляется в искусственно созданных для замечаемой группы и контролируемых исследователями условиях. При его проведении употребляются разные технические средства для фиксации поведения группы в поменянных ситуациях и условиях, в которых осуществляются действия намерено подобранных для него участников;

систематическое наблюдение — способ изучения, что проводится по четко определенному графику, с регулярной фиксацией заблаговременно обусловленных показателей, обстановок, действий и процессов. Оно разрешает распознать динамику изучаемых событий и процессов, к примеру изучение поведения людей в течении месяца либо года при перемещении их на работу с целью установления желательной ритмики перемещения транспорта;

эпизодическое наблюдение — фиксация изучаемых событий и явлений при отсутствии четкого регламента регистрации их в определенных временных промежутках либо по разным этапам их протекания;

случайное наблюдение — изучение, при котором единицы и сроки наблюдения заблаговременно не предусматриваются, а исследователь замечает и фиксирует заслуживающие внимания события и факты социальной судьбе. Оно может появиться кроме этого тогда, в то время, когда исследователь при проведении систематического наблюдения сталкивается с любопытным фактом либо событием, имеющим яркое отношение к изучаемому объекту, но не предусмотренным заблаговременно исследовательским проектом;

одномоментное наблюдение — наблюдение, в котором фиксируется одно явление либо событие, происходящее в определенном месте и в определенное время;

панельное наблюдение — процесс неоднократного, протяженного во времени, проводимого через определенные промежутки, систематического и организованного наблюдения за одним и тем же объектом, имеющего целью распознать происходящие в нем трансформации;

контролируемое наблюдение — наблюдение, осуществляемое целенаправленно по заблаговременно подготовленной программе, с применением стандартизированных документации и планов для получения точной информации об изучаемом объекте и проверки догадок. Наряду с этим контроль организуется методом сравнения количества результатов и увеличения наблюдателей их наблюдений, и через интенсификацию его процесса;

неконтролируемое наблюдение — наблюдение, осуществляемое наблюдателем при изучении им настоящих жизненных обстановок без применения и строгого плана заблаговременно подготовленной документации.

Будучи предпосылкой познавательной деятельности, по большому счету, наблюдение дает в форме совокупности эмпирических утверждений первичную данные об объекте. Неопозитивизм квалифицировал фиксацию данных опыта как проблему протокольных предложений[6] из которых выводится и к каким в принципе возможно сведена научная теория для собственной верификации.

Опыт.

Опыт является методом познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности. Он осуществляется на базе теории, определяющей интерпретацию и постановку задач его результатов. Часто основной задачей опыта помогает проверка предсказаний и гипотез теории, имеющих принципиальное значение. В этом случае говорят о решающем опыте, разглядывая его как одну из форм практики, делающую функции критерия истинности научного познания в целом. Опыт предполагает создание неестественных совокупностей, разрешающих оказывать влияние на них методом перегруппировки их элементов, и их элиминирования либо замены вторыми.

Опыт проводится для ответа определенных познавательных задач, продиктованных состоянием теории. Иначе, он сам порождает новые неприятности, требующие собственного решения, т. е. есть кроме этого замечательным генератором нового знания.

Опыт разрешает достигать следующего:

изучать явление в «чистом» виде, в то время, когда искусственно устраняются побочные (фоновые) факторы;

изучить свойства предмета в искусственно создаваемых экстремальных условиях либо приводить к, каковые в естественных режимах слабо либо по большому счету не проявляются;

планомерно изменять и варьировать разные условия чтобы получить искомое результата;

многократно воспроизводить движение процесса в строго фиксируемых и повторяющихся условиях.

Современная наука применяет разные виды опытов: качественные и измерительные, натурные и мысленные, модельные, вычислительные и др.

Качественный опыт, считающийся одним из несложных в сфере фундаментальных изучений, имеет собственной целью установить наличие либо отсутствие предполагаемого теорией явления.

Более сложен измерительный опыт, выявляющий количественную определенность какого-либо свойства объекта.

Натурный опыт, проводимый с объектами и в обстановках самой изучаемой действительности, предполагает в большинстве случаев вмешательство экспериментатора в естественный движение событий.

Мысленный опыт предполагает задание условий обстановки, которая проявляет интересующие исследователя свойства, и оперирование идеализированными объектами.

Промежуточный статус имеют модельные опыты, проводимые с искусственно созданными моделями. Они предполагают настоящее изменение этих моделей, которым смогут соответствовать, а смогут и не соответствовать какие-либо ситуации и реальные объекты.

В последние десятилетия стал широко распространен вычислительный опыт, основанный на расчете посредством компьютера вариантов математических выбора и моделей процесса самый оптимального из них.

Способы сбора информации для ответа на вопросы оценки


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: