Основные направления философии эпохи возрождения.

Главными направлениями философии ренесанса являлись:

гуманистическое(XIV – XV в., представители: Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валли и др.) – в центр внимания ставило человека, прославляло его преимущество, могущество и величие, иронизировало над догматами Церкви;

неоплатоническое (сер. XV – XVI вв.), представители которого – Николай Кузанский, Пико делла Мирандола, Парацельс и др. – развивали учение Платона, пробовали познать природу, Космос и человека с позиций идеализма;

натурфилософское (XVI – нач. XVII вв.), к которому принадлежали Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей и др., пробовавшие развенчать последовательность положений учения Церкви и Всевышнем, Вселенной, основах и Космосе мироздания, опираясь на астрономические и научные открытия;

реформационное(XVI – XVII вв.), представители которого – Мартин Лютер, Томас Монцер, Жан Кальвин, Джон Усенлиф, Эразм Роттердамский и др. – стремились коренным образом пересмотреть взаимоотношение и церковную идеологию между Церковью и верующими;

политическое(XV – XVI вв., Николо Макиавелли) – изучало неприятности управления страной, поведение правителей;

утопическо-социалистическое (XV – XVII вв., представители – Томас Мор, Томмазо Кампанелла и др.) – искало идеально-государства и построения фантастические формы общества, основанные на отсутствии всеобщем уравнении и частной собственности, тотальном регулировании со стороны власти.

3. Характерные черты философии эры Возрожденияотносятся:

  • гуманизм и антропоцентризм – преобладание интереса к человеку, вера в его достоинство и безграничные возможности;
  • оппозиционность к церковной идеологии и Церкви (другими словами отрицание не самой религии, Всевышнего, а организации сделавшей себя посредником между верующими и Богом, и застывшей догматической, обслуживающей интересы Церкви философии – схоластики);
  • перемещение главного интереса от формы идеи к ее содержанию;
  • принципиально новое, научно-материалистическое познание окружающего мира (шарообразности, а не плоскости Почвы, вращения Почвы около Солнца, бесконечности Вселенной, новые анатомические знания и т.д.);
  • громадный интерес к социальным проблемам, государству и обществу;
  • торжество индивидуализма;
  • широкое распространение идеи социального равенства.

11)Философия Нового времени — период развития философии в западной Европе в XVII—XVIII столетиях, характеризующийся становлением капитализма, бурным развитием науки и техники, формированием экспериментально-математического мировоззрения. Данный период кроме этого именуют эрой научной революции.

Онтология (ontos-сущность+logos-учение).Термин предложен немцем Гоклениусом. Один из разделов философии. Определяется, как 1) учение о бытие, как таковом; 2) учение о сверхчувственном мире; 3) учение о мире в целом. Понятие онтология на протяжении развития много раз изменялось. В средние века пробовали выстроить учение о бытии, являетсяся философским доказательством истин религии. В Новое время под онтологией стали понимать особенную часть метафизики, учения о сверхчувственной структуре всего сущего. Онтология деятельно критиковалась классиками идеализма (Кант, Гегель). В будущем онтология взяла определение, как наука о мире в целом.

Гносеология (gnosis-знание+logos-учение) — теория познания; изучает взаимоотношени объекта и субъекта в ходе познания, отношения знания к действительности, возможности познания мира человеком, достоверности знания и критерии истинности. Гносеология исследует сущность познавательного отношения человека к миру, его всеобщие основания и исходные условия.

12)Либерали?зм (от лат. liberalis — вольный) — философское и публично-политическое течение, провозглашающее незыблемость прав и личных свобод человека.Либерализм провозглашает права и свободы каждого человека высшей сокровищем и устанавливает их правовой базой публичного и экономического порядка

Индивидуали?зм (фр. individualisme, от лат. individuum — неделимое) — моральное, политическое и социальное мировоззрение (философия, идеология), которое подчеркивает личную свободу, первостепенное значение личности, личную независимость в рамках конституционного правопорядка. Индивидуализм противопоставляет себя идее и практике подавления личности обществом либо страной. Индивидуализм — имеется противоположность его разновидностей и коллективизма.

13) Русская философия имеет богатое наследие. Десятки больших русских философов появились в центре духовной культуры России. Многие исследователи отмечают, что в истории русской философии очень выделяется период, охватывающий XIX и начало XX века. В середине XIX века разгорелась борьба между западниками и славянофилами по кардинальным вопросам философии. Особенно громадные расхождения были по проблеме исторической роли и исторических судеб России. Философские баталии по данной проблеме начались по окончании публикаций Философских писем Чаадаева.

Славянофилы (А. С. Хомяков, К. С. Аксаков, И. В. Киреевский) обосновывали идею о мессианской роли России в истории людской цивилизации. Они считали, что политическое устройство России должно базироваться на монархии. Базой духовности должно быть православие. Русскому народу свойственны такие ценности, как соборность, коллективизм, общинность.

Западники (Т. Н. Грановский, К. Д. Кавелин, В. Г. Белинский, А. И. Герцен) придерживались идеи европеизации России. Российская Федерация обязана наблюдать на Запад как на пример. Она обязана перенять западный экономический уклад, западные республиканские формы национального устройства и западные духовные сокровища.

Спор, начатый западниками и славянофилами, то затихал, то снова появлялся, вовлекая в собственную орбиту новых идеологов.

Вопрос о том, куда больше тяготеет Российская Федерация — к Западу либо Востоку, не утратил значения и Сейчас.

14) Русская философия имеет богатое наследие. Десятки больших русских философов появились в центре духовной культуры России. Многие исследователи отмечают, что в истории русской философии очень выделяется период, охватывающий XIX и начало XX века. В середине XIX века разгорелась борьба между западниками и славянофилами по кардинальным вопросам философии. Особенно громадные расхождения были по проблеме исторической роли и исторических судеб России. Философские баталии по данной проблеме начались по окончании публикаций Философских писем Чаадаева.

Славянофилы (А. С. Хомяков, К. С. Аксаков, И. В. Киреевский) обосновывали идею о мессианской роли России в истории людской цивилизации. Они считали, что политическое устройство России должно базироваться на монархии. Базой духовности должно быть православие. Русскому народу свойственны такие ценности, как соборность, коллективизм, общинность.

Западники (Т. Н. Грановский, К. Д. Кавелин, В. Г. Белинский, А. И. Герцен) придерживались идеи европеизации России. Российская Федерация обязана наблюдать на Запад как на пример. Она обязана перенять западный экономический уклад, западные республиканские формы национального устройства и западные духовные сокровища.

Спор, начатый западниками и славянофилами, то затихал, то снова появлялся, вовлекая в собственную орбиту новых идеологов.

Вопрос о том, куда больше тяготеет Российская Федерация — к Западу либо Востоку, не утратил значения и Сейчас.

15) ГЛОБАЛЬНАЯ НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ. Понятие «научная революция» концептуально в первый раз вводится Т. Куном, однако он не выделяет глобальной научной революции. Концепция роста научных знаний К. Поппера кроме этого не раскрывает данное понятие. В соответствии с В. С. Степину глобальная научная революция – эта смена научной картины мира, сопровождающаяся коренным трансформацией нормативных структур исследования, и философских оснований науки. В этом качестве глобальная научная революция свидетельствует изменение типа научной рациональности. В истории науки выделяются четыре глобальные революции. Первая из них приходится на XVII в. и характеризуется становлением хорошего естествознания. Последнее обусловлено формированием определенной идеалов и системы норм научного изучения, в базе которого – доминирование механистического взора на исключение и мир из области научного знания субъекта.

16) Вторая глобальная революция приходится на к. XVIII – пер. пол. XIX в. Сейчас появляется дисциплинарно организованная наука. Механистическая картина мира утрачивает статус общенаучной, в отдельных областях знания (химии, биологии и т. д.) появляются теории, выходящие за ее рамки. Это сопровождается процессом оформления способов отдельных дисциплин, каковые выдвигают нормы и совершенства, отвечающие их потребностям. Диалектизация естествознания ? это распространение в науке диалектического способа познания. Он включает в себя два принципа: принцип и принцип развития общей связи.

17) Третья глобальная революция относится к к. XIX – сер. XX в. Сейчас появляется неклассическая наука, оформление которой сопровождается чередой революционных открытий в целом последовательности дисциплин (делимость атома, генетика, квантовая теория, теория совокупностей, кибернетика, теория информации и т. д.). Наиболее значимым показателем нехорошей науки делается возможность истинности нескольких противоречащих друг другу теорий относительно описания одного и того же объекта либо состояния. Прошлое описательное естествознание отходит на второй план. Делается нужной необходимая ссылка на совокупность описания действительности, которая в конечном счете и определяет выбор идеалов и норм научности.1. Субстанциальная концепция разглядывает время и пространство как особенные независимые сущности, каковые существуют наряду и независимо от материальных объектов. Пространство сводилось к нескончаемой пустоте («коробке без стенок»), вмещающей все тела, время — к «чистой» длительности. Эта мысль, в общем виде сформулированная еще Демокритом, взяла собственный логическое завершение в концепции безотносительного пространства и времени Ньютона, который считал, что их свойства не зависят от характера протекающих в мире материальных процессов.
2. Реляционная концепция разглядывает время и пространство не как особенные, не зависимые от материи сущности, а как формы существования вещей и без этих вещей сами по себе не существующие. Приверженцы реляционного (от лат. relatio — отношение) (Аристотель, Лейбниц, Гегель) принимали пространство и время как отношения, образуемые сотрудничеством материальных объектов. Реляционная концепция времени исходила из первичности перемещения, трансформации конкретных объектов, довольно которых, в зависимости от характера трансформаций, формируются временные отношения. Время выступает как выражение упорядоченности, последовательности происходящих трансформаций.

18) Четвертая глобальная революция начинается в к. XX в. и длится на данный момент. Для нее характерно происхождение постнеклассической науки, в базе которой ключевую роль играются уже не дисциплинарные, а междисциплинарные изучения с применением новейших достижений в сфере компьютерных разработок. Наряду с этим на первый замысел выходит совокупность научных знаний, в базе которой лежит тесный синтез теоретических и экспериментальных изучений, фундаментальных и прикладных знаний. Синергетика — это междисциплинарное направление научных изучений, которое изучает закономерности и правила, лежащие в базе процессов самоорганизации в совокупностях различной природы: физических, химических, биологических, технических, социальных и других.

19) Существуют разные историко – философские неприятности сознания. В зависимости от того, какое мировоззрение было господствующим в ту либо иную эру изменялось и познание сознания.

В античном мире, при господствующем космоцентрическом мировоззрении внимание человека было целиком и полностью направлено на окружающий мир. Сознание определялось как общая связь между объектом и разумом, каковые существуют независимо друг от друга. В момент их встречи объект оставляет след в поле разума, как печать оставляет след на воске. Древняя философия открыла лишь одну сторону сознания – направленность на объект.

В культуре христианства под сознанием осознавали в первую очередь знание о собственном духовном опыте. В его содержании включены страсти и инстинкты, рассуждения и рефлексы, и наконец, слияние с Всевышним. Сознание – это центр между первым и вторым, т. е. это свойство воспроизвести переживания, встав до отметки Бога и свидетельства о ничтожности человека. – геоцентрическое мировоззрение.

В Новое время человек отказывается от Всевышнего, сам захотел быть Всевышним, царём природы, опираясь на собственный Разум. Человек был заявлен причиной и началом всего, что с ним случается в мире. Он имеется возможность и условие мира. Человек собственной деятельностью творит мир. Сознание представляется как некоторый сосуд, в котором уже находятся идеи и образцы того, с чем предстоит столкнуться в мире. Такое учение было названо идеализмом. Но опыт обращения к внутреннему миру был использован в утверждении, что сознание открыто самому себе, т. е. есть самосознанием. Сознание отождествляется с мышлением, т. е. максимально рационализировано. Оно может конструировать мир правильно логики, поскольку сознание тождественно предметному миру.

На данный момент под сознанием знают высшую форму отражения настоящего мира; характерную лишь людям и связанную с речью функцию мозга, заключающуюся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном предвидении и мысленном построении действий их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека. “Ядром” сознания, методом его существования есть знание. Сознание в собственности субъекту, человеку, а не окружающему миру. Но содержанием сознания, содержанием мыслей человека есть данный мир, те либо иные его стороны, связи, законы. Исходя из этого сознание возможно охарактеризовать как субъективный образ объективного мира.

20) ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ ОПТИМИЗМ

– учение, утверждающее возможность полностью полного, исчерпывающего познания мира. Такую позицию занимали, к примеру, Р. Декарт, Гегель.

Гносеологический пессимизм – представители данного направления в теории познания ставят под сомнение возможность успехи объективно-подлинного знания и исходят из представления об ограниченности познавательных свойств человека. Крайним выражением гносеологического пессимизма есть агностицизм. Г.п. продолжает линию древнего скептицизма, сомневающегося в надежности истины, ставящего истинность познания в зависимость от условий познавательного процесса. Современный гносеологический пессимизм считает, что мир устроен нерационально, в нем отсутствуют общие законы, господствуют случайность, субъективность процесса познания; иррациональным есть и человеческое существование. Так, Г.п. ограничивает познавательные свойства человека препятствиями принципиального характера.

Скептици?зм (от др.-греч. ????????? — разглядывающий, исследующий) — философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, в особенности сомнение в надёжности истины. Умеренный скептицизмограничивается познанием фактов, проявляя сдержанность по отношению ко теориям и всем гипотезам.

Скептици?зм (от др.-греч. ????????? — разглядывающий, исследующий) — философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, в особенности сомнение в надёжности истины. Умеренный скептицизмограничивается познанием фактов, проявляя сдержанность по отношению ко теориям и всем гипотезам.

21) Чувственное познание опирается на образы, появляющиеся в сознании в следствии деятельности пяти главных эмоций человека — зрения, слуха, вкуса, осязания и обоняния.

Рациональное познание, основанное на абстрактном мышлении, разрешает человеку выйти за ограниченные рамки эмоций.

К формам рационального познания относят:

Понятие — идея, которая отражает предметы, связи и явления между ними в обобщенной форме. К примеру, понятие «человек» не тождественно несложному чувственному образу какого-либо конкретного человека, а обозначает в обобщенном виде идея о любом человеке — кем бы он ни был. Подобно понятие «стол» включает в себя образы всех столов — разной формы, размеров, окраски, а не какой-либо определенный образ стола. Так, понятие схватывает не отдельные показатели предмета, а его сущность, например, при стола — его функции, применение (перевернутый ящик также может входить в понятие «стол», если он употребляется в таком качестве);

Суждение — это отрицание либо утверждение чего-либо при помощи понятий. В суждении между двумя понятиями устанавливается сообщение. К примеру, «Золото имеется металл»;

Умозаключение — рассуждение, на протяжении которого из одних суждений — посылок выводится второе, последнее суждение — вывод.

22)

1. В истории философии существовали различные взоры на возможности получения точных знаний:

  • Эмпиризм – все знание о мире обосновывается лишь опытом (Ф. Бэкон)
  • Сенсуализм – лишь при помощи ощущений возможно познавать мир (Д.Юм)
  • Рационализм – точное знание возможно почерпнуто лишь из самого разума (Р. Декарт)
  • Агностицизм – «вещь в себе» непознаваема (И. Кант)
  • Скептицизм – приобретать точные знания о мире запрещено (М. Монтень)

Истина имеется процесс, а не некоторый одноразовый акт постижения объекта сходу полностью.

Истина едина, но в ней выделяются объективный, абсолютный и относительный нюансы, каковые возможно рассматривать и как довольно независимые истины.

Объективная истина — это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.

Безотносительная истина— это исчерпывающее достоверное знание о природе, обществе и человеке; знание, которое ни при каких обстоятельствах не может быть опровергнуто.

Относительная истина — это неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития общества, что обусловливает методы получения этого знания; это знание, зависящее от определенных условий, места и времени его получения.

Отличие между полной и относительной истинами (либо полным и относительным в объективной истине) в степени полноты и точности отражения действительности. Истина неизменно конкретна, она неизменно связана с определенным местом, обстоятельствами и временем.

Не все в нашей жизни поддается оценке с позиций истины либо заблуждения (лжи). Так, возможно сказать о различных оценках исторических событий, других трактовках произведений искусства и т. п.

2.Истина – это знание, соответствующее собственному предмету, совпадающее с ним. Другие определения:

1. соответствие знаний действительности;

2. то, что подтверждено опытом;

3. некое соглашение, конвенция;

4. свойство самосогласованности знаний;

5. полезность полученного знания для практики.

Нюансы истины:

Объективная истина – такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества
Безотносительная истина Относительная истина
· исчерпывающее точное знание о природе, обществе и человеке; · знания, каковые ни при каких обстоятельствах не смогут быть опровергнуты. · неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития общества, что обусловливает методы получения знания; · знания, зависящие от определенных условий, места и времени их получения.
Истина конкретна – связана с определенным местом, временем, событиями

3.Критерии истины– то, что удостоверяет истину и разрешает отличить ее от заблуждения.

1. соответствие законам логики;

2. соответствие ранее открытым законам науки;

3. соответствие основным законам;

4. простота, экономичность формулы;

5. парадоксальность идеи;

6. практика.

4. Практика – целостная органическая совокупность активной материальной деятельности людей, направленная на преобразование настоящей действительности, осуществляющаяся в определенном социокультурном контексте.

Формы практики:

1. материальное производство (труд, преобразование природы);

2. социальное воздействие (революции, реформы, войны и т.д.);

3. научный опыт.

Функциипрактики:

1. источник познания (практическими потребностями были позваны к судьбе существующие сейчас науки.);

2. база познания (человек не просто наблюдает либо созерцает окружающий мир, но в ходе собственной жизнедеятельности преобразует его);

3. цель познания (человек для того и познает окружающий мир, раскрывает законы его развития, дабы применять результаты познания в собственной практической деятельности);

4. критерий истины (до тех пор пока какое-то положение, высказанное в виде теории, концепции, несложного умозаключения, не будет установлено на опыте, не претворится в практике, оно останется всего лишь догадкой (предположением)).

В это же время практика в один момент определенна и неопределенна, полна и относительна. Полна в том смысле, что лишь развивающаяся практика может совсем доказать какие-либо теоретические либо иные положения. Одновременно с этим этот критерий относителен, поскольку сама практика начинается, совершенствуется и исходя из этого не имеет возможности тотчас и всецело доказать те либо иные выводы, полученные в ходе познания. Исходя из этого в философии выдвигается мысль взаимодополняемости: ведущий критерий истины — практика, которая включает материальное производство, накопленный опыт, опыт, — дополняется требованиями логической согласованности и во многих случаях практической полезностью тех либо иных знаний.

Философия Восстановления.


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: