Основные направления современной элитарной теории

Макиавеллистская школа

Концепции элит Моски, Парето и Михельса дали толчок широким теоретическим, а потом (в основном по окончании второй мировой войны) и эмпирическим изучениям групп, руководящих страной либо претендующих на это. Современные теории элит разнообразны. Исторически первой группой теорий, не потерявших современной значимости, являются уже кратко рассмотренные концепции макиавеллистской школы (Моска, Парето, Михельс и др.). Их объединяют следующие идеи:

1. Особенные качества элиты, которые связаны с природными дарованиями и воспитанием и проявляющиеся в ее способности к управлению либо хотя бы к борьбе за власть.

2. Групповая сплоченность элиты. Это сплоченность группы, объединяемой не только общностью опытного статуса, интересов и социального положения, но и элитарным самосознанием, восприятием себя особенным слоем, призванным руководить обществом.

3. Признание элитарности любого общества, его неизбежного разделения на привилегированное властвующее творческое меньшинство и пассивное, нетворческое большая часть. Такое разделение закономерно вытекает из естественной природы человека и общества. Не смотря на то, что персональный состав элиты поменявется, ее господствующие отношения к весам в собственной базе неизменны. Так, к примеру, на протяжении истории сменялись вожди племен, монархи, дворяне и бояре, пар и народные комиссарытийные секретари, президенты и министры, но отношения господства и подчинения между ними и несложным людом сохранялись неизменно.

4. смена и Формирование элит на протяжении борьбы за власть. Господствующее привилегированное положение стремятся занять многие люди, владеющие высокими психотерапевтическими и социальными качествами. Но никто не желает добровольно уступать им положение и свои посты. Исходя из этого скрытая либо явная борьба за место под солнцем неизбежна.

5. В общем конструктивная, руководящая и господствующая роль элиты в обществе. Она делает нужную для социальной совокупности функцию управления, не смотря на то, что и не всегда эффективно. Стремясь сохранить и передать по наследству собственный привилегированное положение, элита имеет тенденцию к вырождению, потере собственных выдающихся качеств.

Макиавеллистские теории элит подвергаются критике за преувеличение значения психотерапевтических факторов, антидемократизм и активности масс и недооценку способностей, недостаточный учет эволюции общества и современных реальностей стран «общего благоденствия», циничное отношение к борьбе за власть. Такая критика во многом не лишена оснований.

Ценностные теории

Преодолеть слабости макиавеллистов пробуют ценностные теории элиты. Они, как и макиавеллистские концепции, считают элиту основной конструктивной силой общества, но смягчают собственную позицию по отношению к народовластию, стремятся приспособить элитарную теорию к настоящей судьбе современных стран. Многообразные ценностные концепции элит значительно различаются по степени защиты аристократизма, отношению к весам, демократии и т.д. Но они имеют и последовательность следующих неспециализированных установок:

1. Принадлежность к элите определяется обладанием высокими показателями и способностями в самые важных для всего общества сферах деятельности. Элита — самый ценный элемент социальной совокупности, ориентированный на удовлетворение ее наиболее значимых потребностей. На протяжении развития у общества отмирают многие ветхие и появляются новые потребности, функции и ценностные ориентации. Это ведет к постепенному вытеснению носителей самые важных для собственного времени качеств новыми людьми, отвечающими современным требованиям. Так на протяжении истории случилась смена аристократии, воплощающей нравственные качества и в первую очередь честь, куль и образованностьтуру, предпринимателями, в хозяйственной инициативе которых нуждалось общество. Последние же, со своей стороны, сменяются интеллектуалами и менеджерами — носителями столь ответственных для современного управленческой компетентности и общества знаний.

Кое-какие современные приверженцы ценностной теории элит утверждают, что только индустриальное и постиндустриальное общество делается подлинно элитарным, потому, что «покоившееся на владении личной собственностью классовое господство сменилось в нем господством групп, каковые рекрутируются отныне не по крови либо владению собственностью, а на базе рабочий квалификации»[1].

2. Элита довольно сплочена на здоровой базе выполняемых ею руководящих функций. Это — не объединение людей, стремящихся реализовать собственные эгоистические групповые интересы, а сотрудничество лиц, заботящихся в первую очередь об неспециализированном благе.

3. Взаимоотношения между массой и элитой имеют не столько темперамент политического либо социального господства, сколько управления, предполагающего управленческое действие, основанное на добровольном послушании и согласии управляемых и авторитете власть имущих. Ведущая роль элиты уподобляется управлению старших, более опытных и компетентных по отношению к младшим, менее осведомленным и умелым. Она отвечает заинтересованностям всех граждан.

4. Формирование элиты — не столько итог ожесточенной борьбы за власть, сколько следствие естественного отбора обществом самые ценных представителей. Исходя из этого общество должно стремиться совершенствовать механизмы таковой селекции, вести поиск рациональной, самая результативной элиты во всех социальных слоях.

5. Элитарность — условие действенного функционирования любого общества. Она основана на естественном разделении управленческого и исполнительского труда, закономерно вытекает из равенства возможностей и не противоречит народовластии. Социальное равенство должно пониматься как равенство жизненных шансов, а не равенство результатов, социального статуса. Потому, что люди не равны физически, интеллектуально, по собственной активности и жизненной энергии, то для демократического государства принципиально важно обеспечить им приблизительно однообразные стартовые условия. На финиш же они придут в различное время и с различными результатами. Неизбежно покажутся аутсайдеры «и» социальные чемпионы.

Кое-какие приверженцы ценностной теории элит пробуют создать количественные показатели, характеризующие ее влияние на общество. Так, Н. А. Бердяев на базе анализа развития различных народов и стран вывел «коэффициент элиты» как отношение высокоинтеллектуальной части населения к неспециализированному числу грамотных. Коэффициент элит, составляющий более чем 5%, означает наличие в обществе большого потенциала развития. Как только данный коэффициент опускался до приблизительно 1%, империя прекращала существование, в обществе наблюдались застой и окостенение. Сама же элита преобразовывалась в касту, жречество.

Ценностные представления о роли элиты в обществе преобладают у современных неоконсерваторов, утверждающих, что элитарность нужна для народовластия. Но сама элита обязана являться нравственным примером для других граждан и внушать к себе уважение, подтверждаемое на свободных выборах.

ТАЙНА Толпо Элитарная Совокупность Часть 1


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: