Основные области исследований, задачи

СОДЕРЖАНИЕ

1. Определение…………………………………………………………………3

2. Главные составляющие когнитивной науки…………………………….3

3. задачи и Основные области исследований….…………………………….4

4. Рождение когнитивной науки……….…………………………………….7

5. Теоретические направления……………………………………………….8

6. Воплощенная когнитивная наука……………….…………………………9

7. Когнитивное сообщество……….……………….……………………….10

8. Перечень электронных ресурсов и источников литературы………………11

Определение

Когнитивная наука — совокупность наук о познании как приобретение, хранение, использование и преобразование знания живыми и неестественными совокупностями. К настоящему времени это целая сеть взаимосвязанных научных дисциплин, занимающихся изучениями людской познания и его мозговых механизмов. Познание в этих изучениях предстает в самом широком смысле слова, начиная от сетчаточных механизмов цветоразличения и заканчивая природой социальных стереотипов.

Главные составляющие когнитивной науки, по Х. Гарднеру:

1. экспериментальная психология познания;

2. философия сознания;

3. нейронаука;

4. когнитивная антропология;

5. лингвистика;

6. искусственный интеллект и компьютерная наука (последнее – уже междисциплинарная область с участием как лингвистики и минимум психологии).

Рисунок1 — научные направления, каковые содействовали зарождению когнитивной науки

Х. Гарднер отметил связи между рядом областей как «не сильный» (на рисунке они обозначены пунктирными линиями). Но к настоящему моменту области существенно в основном срослись, а кое-какие и расширились: к примеру, принято сказать не об «неестественном интеллекте», а о «компьютерной науке». Не говоря об огромном количестве работ в области философии ИИ, возможно упомянуть о неспешно формирующейся философии нейронауки. Быть может, все еще слабо связаны компьютерная наука и когнитивная антропология, но в недалеком будущем, с учетом появления все новых коннекционистских моделей разных психологических расстройств (таких, как аутизм, шизофрения, синдром Уильямса), возможно ожидать подобных моделей культурно-своеобразных изюминок познания.

Главные области изучений, задачи

Когнитивная психологияявляется наукой, экспериментально изучающей такие нюансы людской познания, как распознавание и восприятие образов, внимание, память, воображение, язык, развитие мышления, формирование понятий, особенности людской интеллекта, а также с применением моделей ИИ. Традиционно к сфере когнитивной психологии не относятся физиологические изучения работы мозга, каковые составляют предмет нейрофизиологии (в противном случае именуемой психофизиология либо нейронаука), но сейчас, в связи с развитием неинвазивных методик, в первую очередь томографических, психотерапевтические и физиологические изучения тесно смыкаются.

Главные задачи в изучении восприятия – изучение пороговых эффектов, теория связи, изучение количества восприятия, типы хранения информации (иконическое, эхоическое и др.), закономерности распознавание паттернов, правила гештальта, эталонное и прототипное распознавание, роль наблюдателя, его опыта, воспитания, культуры и др.

В изучении внимания главные упрочнения исследователей направлены на разработку моделей внимания (концепции сверху вниз и снизу вверх, модель избирательного внимания, модель фильтрации, модель уместности, модель делителя), на сознания связи и изучение внимания, и роли внимания в контексте принятия и деятельности ответов.

Концептуальные изучения памяти кроме этого по большей части продвигаются способом построения моделей ее функционирования (напр., модель Прибрама). Неприятность кодирования информации в памяти на данный момент кроме этого находится в стадии формирования разных догадок. Широкое развитие взяли семантические модели организации памяти: кластерная модель, групповая модель, модель сравнительных семантических показателей, сетевые модели. В данной связи изучаются кроме этого модели построения мысленных образов.

Философия сознаниячрезвычайно ответственна для когнитивных изучений, потому, что все когнитивные процессы так или иначе связаны с сознанием. Одновременно с этим принципиально важно подчернуть, что современных ученых характеризует различное отношение к самой проблеме сознания, потому что в случае если одни исследователи утверждают невозможность ответа данной неприятности как выходящей за пределы когнитивных свойств человека, то другие, наоборот, считают ее одной из самые существенных неприятностей не только философии, но и самых различных конкретно-научных дисциплин – от нейрофизиологии до культурологии.В соответствии с философу-аналитику Д. Деннету, сознание представляет собой интегрированную совокупность психотерапевтических состояний индивида, любой элемент которой соотносится со всеми вторыми элементами, а «ввод» новой информации – с информацией, взятой в прошлом.Главные вопросы, каковые разрабатывает философия сознания в рамках К.н., следующие: Что такое сознание? Может ли субъективный опыт быть обрисован в физических терминах? Каково соотношение сознания с мозгом? Каковы взаимоотношения сознательных и бессознательных процессов в восприятии, памяти, других областях и обучении? Каковы особенности опыта сознания в таких своеобразных областях, как эмоции и визуальное восприятие? Как можно понять состояния сознания и необычные формы, такие как синестезия, «инсайт», и др.? Играется ли сознание функциональную роль, и в случае если да, какова она? Каковы пригодные и возможно плодотворные способы изучения сознания? Смогут ли новые способы изучения мозга оказать помощь прояснить механизмы и природу сознания?

Когнитивная антропология появилась в середине 1950-х г. как следствие осмысления феномена культуры в широком смысле. До этого времени определения культуры были в первую очередь бихевиористскими – культура представлялась моделью поведения, действий либо обычаев.

Целью когнитивной антропологии стало изучение культурной «компетенции» (competence), абстрактной «теории культуры», хранящейся в головах ее представителей. Но со временем «культура» начала определяться в когнитивной антропологии в первую очередь как совокупность знания — внутренняя концептуальная совокупность, обосновывающая и управляющая настоящим поведением и замечаемыми событиями, либо как эксплицитно высказываемая публичная совокупность значений (вторая концепция вылилась в символическую антропологию). Сейчас имеется более десятка научных направлений, каковые, применяя ту либо терминологию и иную лексику, ставят перед собой цель изучения «картины мира» либо «менталитета». В частности, достаточно родными друг другу по задачам являются психотерапевтическая антропология (этнопсихология) и когнитивная антропология. Для этнопсихологии задача пребывает в следующем: растолковать, как и из-за чего формируется своеобразное восприятие народом себя самого и внешнего мира и как это восприятие воздействует на поведение и поступки людей. Целью когнитивной антропологии стало ответ весьма близкой задачи – изучение структуры картины мира. Картина мира — это видение мироздания, характерное для того либо иного народа, это представления участников общества о самих себе и о собственных действиях, собственной активности в мире. Но в случае если концепция «национального характера» (этнопсихология) предполагает взор на культуру со стороны внешнего наблюдателя, то когнитивная антропология пробует взглянуть на картину мира изнутри, глазами носителя культуры, осознать и обрисовать мир людей вторых обществ в их собственных терминах, как они его принимают и переживают в опыте. Так, объектом антропологии и изучения есть совокупность ментальной организации элементов культуры.

Анализ данных как область знания — Александр Дьяконов


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: