Основные параметры статической структуры личности.

Общечеловеческие психологические особенности индивида.Общечеловеческие психологические особенности индивида являются исторически первыми и, следовательно, фундаментальными образованиями социальной психологии личности.

Общечеловеческим в психике человека есть:

1) наличие нужного комплекса главных психологических процессов (чувство, восприятие, память, мышление, воля) и состояний, подчиняющихся неспециализированным для всех людей психофизиологическим механизмам, без которых не может быть и речи о психологической деятельности личности;

2) факт биосоциальной детерминированности психологического мира человека, проявление которого — такие устойчивые черты и собственныйства личности, как ее характер и темперамент);

3) факт социальности психики человека в отличие от психики животных.

Это событие находит собственный выражение уже в самом элементарном акте психологической деятельности людей, в ощущениях, потому, что в них отражается своеобразны человеческий социальный опыт. Орел, как мы знаем, видит дальше человека, но человек видит значительно больше орла, подмечая свойства явлений и такие стороны природы и общества, каковые раскрываются только в практической, людской деятельности.

Социально-своеобразный опыт.Наровне с общечеловеческим нужно различать социально-своеобразный опыт личности. Тут имеются в виду все те особенности психики личности, каковые связаны с фактом ее принадлежности к той либо другой социальной общности либо совокупности социальных общностей (этнических, классовых, политических, идеологических, экономических, опытных, национальных и т. д.).

За принадлежностью личности к той либо другой общности либо группе общностей стоит определенная программа предписанного извне поведения, которая находит выражение в системе требований, норм, шаблонов и правил деятельности. Их принято различать по делаемым функциям на роли, нормы, ценности и знаки.

Неспециализированным для названных элементов социально-специфического опыта личности есть то, что все они делают определенные функции, санкционируя, регламентируя, регулируя и направляя поведение индивида.

Социальные роли— это предписанные обществом в целом, специфической социальной организацией либо конкретной совокупностью групп права и обязанности личности, каковые вытекают из ее социального положения.

Любая из ролей, вытекающих из определенного статуса человека, со своей стороны, представляет собой целый комплект прав и обязанностей по отношению к окружающим индивида в конкретной обстановке людям. Так, человек, выполняющий роль доктора, обязан заботиться о здоровье больного, своевременно ставить диагноз, использовать необходимые и действенные меры лечения, быть внимательным, отзывчивым, добрым и т. д. Вместе с тем доктор имеет и множество прав.

Роли личности очень многообразны, человек есть, в большинстве случаев, одновременно и отцом семейства, и участником производственного коллектива, и участником приятельской компании и т. д. В следствии складывается некоторый «узел» прав и обязанностей личности, каковые вытекают из комплекта ролей и образуют ее социальное поле деятельности. Последнее имеется целая совокупность норм-шаблонов поведения, вытекающая из ролевой структуры личности.

Наиболее значимым компонентом социально-психотерапевтической структуры личности есть еесамосознание.Существо самосознания пребывает в умении и способности человека отделять себя от твёрдой и достаточно стереотипной как социальной, так и биологической программы поведения, которая характеризует его только как объект биосоциальных взаимоотношений.

Отношение к собственному «Я», осознание собственной индивидуальности часто ставится в один последовательность с понятием самосознания личности. В это же время понятие самосознания личности далеко не покрывается ее осознанием собственной индивидуальности, а преддумает осознание широкого круга собственных взаимоотношений с социальным миром.

Вследствие этого правомерно сказать о социально-специфическом самосознании личности. Последнее проявляется прежде всего в том, как человек поймёт собственный своеобразное социальное положение. Тут подразумевается умение отделить себя от разрешённых извне правил и норм поведения. Но не чтобы пробовать встать над ними по большому счету, а только чтобы дать предпочтение одной из совокупностей социальных ориентаций.

В случае если постараться охарактеризовать главные нюансы социально-своеобразного самосознания, то они, на отечественный взор, смогут быть сведены к следующим: во-первых, к осознанию индивидом собственного социального положения, предполагающего соотнесение этого положения с социальным положением вторых людей, хороших от данного индивида по их статусу; во-вторых, к осознанию индивидом разрешённых извне, предписанных обществом и его разными группами норм, требований, ролей и функций.

Со своей стороны любой из двух вышеназванных моментов предполагает более детальное расчленение на его составляющие. Так, осознание индивидом собственного социального положения предполагает в один момент как национальное, так и классовое; как этническое, среди них и земляческое, так и опытное самосознание.

Иначе говоря тут имеется в виду свойство человека к осознанию всего того отношений и узла связей, которые характеризуют его как функционера и представителя самых разных социальных общностей, начиная от малых групп (приятели, семья, учебный и рабочий коллектив и т. д.) и заканчивая такими многочисленными социальными группами, как класс, народ и нация.

Совершенно верно так же многогранен и тот нюанс самосознания личности, что связан с ее свойством встать над собственным положением только в качестве продукта и объекта биосоциальных взаимоотношений. Тут подразумевается осознание человеком не только собственных чисто социальных, но и влечений и биосоциальных потребностей, среди них и тех, каковые связаны с его отношением к природной среде, вместе с тем имеется в виду и свойство личности к осознанию собственной индивидуальности, другими словами всего того, что характеризует неповторимость данного человека: его биосоциальных данных, жизненного пути и жизненного опыта.

Серьёзным элементом в структуре самосознания личности является самооценкачеловека, другими словами его оценка собственных возможностей и свойств, соотнесенная определенным образом с его совокупностью и реальным положением выполняемых им обязанностей, ролей и функций.

Так, по собственной структуре самосознание личности представлено: I) родовым самосознанием, либо фактом осознания человеком собственной принадлежности к людской роду; 2) социально-своеобразным самосознанием, либо фактом осознания человеком собственной принадлежности к определенной совокупности социальных групп, представителем которых он является (этому соответствует национальное, политическое, профессиональное, правовое самосознание); 3) личным самосознанием, либо фактом осознания индивидом его индивидуально-неповторимых изюминок, черт характера и специфических жизненных заинтересованностей.

Модели динамической структуры личности.Серьёзной особенностью динамической структуры личности в отличие от статической есть ее приуроченность к какому-то конкретному отрезку времени, за который возможно сказать о состоянии психики либо деятельности человека.

В соответствии с этим необходимо различать два главных аспекта динамической структуры личности: внутренний, интроспективный, и внешний, поведенческий.

Применительно к внешнему поведению человека, различаемому на вербальное и невербальное, имеется основания в качестве эквивалентов разглядывать соответственно вербальный шаблон и стереотип невербального поведения, каковые в совокупности образуют стереотипы социального поведения личности.

Последние характеризуют шаблон поведения либо такую совокупность его элементов, каковые носят довольно устойчивый темперамент в той либо другой ситуации, являясь самая приемлемой и привычной для индивида нормой и формой его ситуативной активности.

Лекция 1.5. Структура личности


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: