Основные подсистемы общества: экономика, политика, культура.

ЗАНЯТИЕ №17

ТЕМА: ОБЩЕСТВО КАК СОВОКУПНОСТЬ

ЛЕКЦИЯ ПО ТЕМЕ 17 «ОБЩЕСТВО КАК СТРУКТУРА»

Главные системы общества: экономика, политика, культура.

В ходе деятельности люди устанавливают между собой разные отношения. В противном случае и быть не имеет возможности, поскольку лишь общество в целом владеет свойством самодостаточности.

« Любой индивид собственными силами может удовлетворить лишь часть потребностей. Для удовлетворения остальных он должен обращаться к вторым индивидам и вступать с ними во сотрудничество». Множество отношений и связей в реальности переплетены . Для нужного теоретического анализа они поделены на группы:экономика, культура и политика.

А) ЭКОНОМИКА:

Экономическая судьба общества представляет собой в первую очередь производство, распределение, потребление и обмен услуг и разного рода предметов.

В ходе материального производства между людьми устанавливаются производственные отношения:

-отношения собственности,

-распределения,

-обмена.

Они определяют возможности социальных групп и людей в получении собственной услуг и доли товаров (к примеру, квалифицированный рабочий приобретает за собственный труд больше, чем неквалифицированный ит.д.) .

Экономические отношения тесно связаны с экономическими заинтересованностями. Любой хочет дороже реализовать собственные ресурсы и дешевле приобрести все нужное для удовлетворения собственных потребностей. Скажем, работник желает наняться к тому хозяину, у которого выше заработная плат, но, придя а рынок , он будет выбирать товар недороже.

Экономические интересы тесно связаны и потребностями людей. Последние включают в себя то, что человеку нужно для жизни (пища, одежда, общение, развлечения…).

В интересах выражены пути и методы удовлетворения потребностей. К примеру, получить деньги возможно устроившись на вторую работу либо занявшись бизнесом. Любой стремиться отыскать оптимальный для себя метод деятельности.

Экономические отношения — это сотрудничество людей с целью реализации их заинтересованностей.

Они составляют главное содержание экономической судьбе общества, где действуют как объективные так и субъективные факторы.

ОБЪЕКТИВНЫЕ ФАКТОРЫ: средства производства, экономические отношения, экономические законы, каковые существуют и действуют независимо от сознания людей.

ценности и: СУБЪЕКТИВНЫЕ ФАКТОРЫ цели, идеи и психология субъектов экономической деятельности.

Осознание объективных тенденций и рациональное действие на экономическую совокупность может содействовать формированию общества в целом.

Анализ материально-производственной сферы в философии по большей части основывается на учении К.Маркса. Он считал, что экономические отношения являются главными и определяют все остальные типы взаимоотношений. Метод производства материальной судьбе обусловливает социальный, политический и духовный процесс по большому счету.

Критике подвергается положение об определяющем действии экономики на духовную сферу судьбы общества.

Само собой разумеется, публичное сознание оказывает большое влияние на производственную деятельность людей. Из-за чего одна экономическая модель в различных государствах даёт разный эффект? Перенесённые на новую землю правила экономической деятельности не вызывают ожидаемых результатов. И дело не в уровне развития производственных сил, а в изюминках национального характера, религии, стереотипов мышления.

Нужно отметить радикально изменившийся темперамент трудовой деятельности людей. Знания преобразовываются в главный фактор производства, растёт значение творческих свойств работника, поднимается необходимость повышения и непрерывного образования культурного уровня личности. Иным содержанием наполняются отношения собственности. В рыночные структуры оказываются втянутыми не только материальные средства, но и продукты духовной деятельности. Хороший уровень судьбы обеспечивается не только собственникам средств производства, но и обладателям интеллектуальных ресурсов. Всё это говорит о не меньшем значении культуры и сознания для экономического развития. Исходя из этого, какой тип публичных взаимоотношений есть базовым, не имеет однозначного ответа.

Б) ПОЛИТИКА:

Политика пронизывает все сферы публичной судьбе. Французский автор Ш.Монталамбер сообщил: «Вы имеете возможность не заниматься политикой, всё равняется политика занимается вами». Без неё не существует ни одна социальная совокупность. Где имеется люди с их интересами и разнообразными потребностями, в том месте появляется необходимость поиска неспециализированного согласия, в том месте появляется ПОЛИТИКА.

В базе политической деятельности человека лежат его интересы, в первую очередь социально-экономические. У разных групп общества имеется неспециализированные интересы. К примеру, для преподавателей – низкая заработных платов, для молодёжи – неприятность трудоустройства. Как исправить положение? Нужно принятие законов, каковые подняли бы уровень судьбы одних и других. А для этого нужно заняться политикой, потому, что законы принимает государство. Осознание неспециализированных потребностей и объединение упрочнений для их удовлетворения ведёт к происхождению интересов и политической деятельности.

Отношения, которые связаны с осуществлением неспециализированных заинтересованностей, складываются около Власти. Именно она одним разрешает господствовать, а вторых вынуждает подчиняться. Соответственно и возможности реализации заинтересованностей разные. На земле данной отличия появляются СОЦИАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ – каждые виды борьбы между индивидами, цель которых-достижение(или сохранение)средств производства, экономической позиции, власти или вторых сокровищ, пользующихся публичным признанием; и подчинение, нейтрализация или устранение настоящего либо мнимого соперника.

Бесконфликтного общества не существует. Политика именно и призвана согласовывать интересы отдельных социальных групп и людей, разрешать конфликты между людьми и направлять их деятельность к какой-то коллективной цели.

В центре политике постоянно стоит неприятность ВЛАСТИ. ВЛАСТЬ – это свойство человека либо группы утверждать собственную волю посредством авторитета , права, насилия. ВЫСШЕЙ ФОРМОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ есть власть национальная. Но каждая власть сильна лишь в том случае, если её правомерность признаёт большая часть общества. Всем должно быть разумеется, что ответы принимают те, кто имеет на это право. В политике постоянно существует опасность превышения власти. история 20 века знает множество аналогичных примеров. Исходя из этого деятельность любой политической совокупности должна быть основана ЗАКОНАХ, а приоритетным принципом направляться признавать обеспечение прав человека. Но любой обязан осознавать границы собственной свободы и признавать такие же права у других людей.

Политическая деятельность людей проходит в рамках разных политических университетов, норм и отношений, основываясь на определённых духовных и политических установках сокровищах культуры. Дружно они воображают ПОЛИТИЧЕСКУЮ СОВОКУПНОСТЬ ОБЩЕСТВА.Она взаимодействует с другими системами, интегрируя их в единое целое. литическая совокупность не должна подавлять другие социальные сферы. Её задача пребывает в обеспечении развития и стабильности общества.

В) КУЛЬТУРА:

Культура образовывает базу ДУХОВНОЙ СИСТЕМЫ. Под духовной судьбой понимается область бытия, которая формируется людской сознанием: представления, переживания, идеи, сокровища составляют её содержание.

Эта сфера судьбы общества включает:

А) духовное производство,

Б) духовное общение,

В) публичное сознание.

ДУХОВНОЕ ПРОИЗВОДСТВО рассматривается по аналогии с материальным, как тип деятельности людей по реализации духовных духовных и удовлетворению потребностей заинтересованностей. Оно порождает собственные публичные отношения – эстетические, религиозные, нравственные и т.д. Различия между этими типами деятельности однако существуют: потребности в освоении культуры не даны человеку от рождения, они появляются в ходе социализации.

ДУХОВНОЕ ОБЩЕНИЕ- это деятельность по обмену, распространению знаний (образование), совершенств (воспитание), информации, по приобщению у к духовным сокровищам. Средствами духовного общения выступают обращение, мимика, межличностные переживания эмоций, письменность, СМИ.

ПУБЛИЧНОЕ СОЗНАНИЕ – это зафиксированные в разных духовных формах, исторически сохраняемые и накапливаемые в психологии людей и массовом сознании знания, оценки, формы и постижения мира и способы освоения, опыт понимания самих себя , правила взаимоотношений в обществе. Неприятность публичного сознания традиционно вызывет полемику в философии. Приверженцы Маркса утверждают, сто публичное сознание – это отражение публичного бытия. Образы, идеи, знания владеют большой самостоятельностью, но «автономия духовной деятельности людей не свидетельствует её полного суверенитета».

Вторая точка зрения обосновывает определяющую роль сознания в жизни общества. так, Сорокин вычислял: «Человеческое общество, вся цивилизация и вся культура в конечном счёте имеется не что иное, как мир понятий, застывший в определённых формах». В базе людской деятельности лежат и объективные и совершенные цели. Люди не смогут существовать, если не будут удовлетворять собственные насущные потребности. Но они перерастают быть людьми, в то время, когда заканчивается работа мысли.

В структкре публичного сознания рассматриваются две пары уровней:

  • ОБЫДЕННЫЙ и ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ,
  • ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ и ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ

ОБЫДЕННОЕ – это повседневное, «житейское» сознание, не стремящееся дойти до сути вещей. В нём преобладает эмоциональная сторона, именуемая публичной психологией. Это эмоции, настроения, эмоции, иллюзии …

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ – выступает в обобщенном, систематизированном виде как специально разработанная теория. Оно отражает самые существенные стороны бытия и результат деятельности экспертов. Его базу образовывает идеология и наука.

ИДЕОЛОГИЯ – совокупность идей, взоров, сокровищ, высказывающая интересы определённой социальной общности. Задавая цели и ценностные ориентиры, идеология обосновывает правильность того либо иного курса страны. Но страшна обстановка, в то время, когда подавляются все формы инакомыслия.

В зависимости от видов духовной деятельности выделяют следующие ФОРМЫ ПУБЛИЧНОГО СОЗНАНИЯ:

  • экономическое,
  • политическое,
  • правовое,
  • моральное,
  • научное,
  • философское,
  • художественное,
  • религиозное.

В повседневной жизни чёткого разделения не существует, обыденное сознание отражает события целостно, в один момент с нескольких точек зрения.

Духовная деятельность есть стержнем культуры.

КУЛЬТУРА– своеобразный метод людской жизнедеятельности , представленный в продуктах материального и духовного труда, в совокупности социальных учреждений и норм, в духовных сокровищах, в отношении людей к природе и между собой.

2. Типология общества ( Применять сравнительную таблицу черт разных типво общества).

Всё многообразие обществ социологи поделили на определённые типы.

Пара типов общества, объединённых сходными показателями либо параметрами, составляют ТИПОЛОГИЮ.

В социологии принято выделять пара типологий

В случае если в качестве главного показателя выбирать ПИСЬМЕННОСТЬ, то все общества делятся на :

  • ДОПИСЬМЕННЫЕ, т.е. могущие сказать, но не могущие писать;
  • ПИСЬМЕННЫЕ, обладающие алфавитом и фиксирующие звуки в материальных носителях.

Не смотря на то, что письменность появилась около 10 тыс. лет назад, до сих пор кое-какие племена не привычны с ней.

Не опытные письменность народы именуются ДОЦИВИЛИЗОВАННЫМИ.

В соответствии с второй типологии, где главным критерием выступают степень уровней и число управления социального расслоения, общества делятся на 2 класса:

  • ПРОСТЫЕ: в них нет начальников и подчинённых, бедных и богатых (первобытные племена). Они показались 40 тыс. лет назад, это национальные образования.
  • СЛОЖНЫЕ: имеется пара уровней управления, пара социальных слоёв населения, расположенных сверху вниз по мере убывания доходов. Тут не просто появляются начальники и подчинённые, они составляют противоположные страты – господствующую и зависимую. Появившееся неравенство закрепляется юридически, экономически, религиозно и политически. Толчком к появлению сложных обществ дало зарождение самого замечательного университета – страны. Произошлоэто приблизительно 6 тыс. лет назад.

ВЫВОД: простые общества совпадают с дописьменными. У них нет письменности, социального расслоения и сложного управления. Сложные общества совпадают с письменными

В основании третьей типологии лежат метод добывания средств существования:

  • ПРОТООБЩЕСТВО: самый старый метод добывания средств существования – охота и собирательство. Первобытное общество складывалось из локальных родственных групп. По времени оно самое продолжительное – много тысяч лет.
  • ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКАЯ либо АГРАРНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ: показалось огородничество и скотоводство, после этого – земледелие; приручение зверей пришло на смену охоте. Скотоводы вели кочевой образ судьбы, земледельцы – оседлый.

С земледелием кроме этого связано зарождение страны, городов, классов, письменности – нужных показателей ЦИВИЛИЗАЦИИ.

  • ИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО (МИШИННАЯ ИНДУСТРИЯ): появилась 200 лет назад.
  • ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО: согласно точки зрения многих учёных появилось в 70-е гг. 20 века, но не везде, а только в самых развитых государствах в Соединенных Штатах и ЯПОНИИ. В таком обществе преобладает не промышленность, а сфера и информатика обслуживания: роботизированные производства, огромные супермаркеты.

В середине 19 векаК.Маркс предложил свою типологию обществ.

Общества, различающиеся языком, культурой, обычаями, политическим строем, уровнем и образом судьбы людей, но объединённые двумя ведущими показателями – формой собственности и способом производства, составляют одну ПУБЛИЧНО-ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ФОРМАЦИЮ. Человечество прошло 4 формации:

  • первобытную,
  • рабовладельческую,
  • феодальную,
  • капиталистическую
  • пятой заявлена – коммунистическая, которая должна была появиться в будущем.

Современная социология применяет все типологии, объединяя их в некую синтетическую модель. Её автором вычисляют американского социолога Д.БЕЛЛА.

Он подразделил глобальную историю на 3 стадии:

  • ДОИНДУСТРИАЛЬНУЮ,
  • ИНДУСТРИАЛЬНУЮ,
  • ПОСТИНДУСТРИАЛЬНУЮ.

В то время, когда одна стадия приходит на смену второй, изменяется разработка, метод производства, форма собственности, социальные университеты ,политический режим, культура, образ судьбы, численность населения, социальная структура.

В ДОИНДУСТРИАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕ, которое ещё именуют классическим, определяющим причиной развития выступало сельское хозяйство, с церковью, армией как главными университетами.

В ИНДУСТРИАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕ – промышленность, с фирмой и корпорацией во главе.

В ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕ – теоретическое знание, с университетом как местом его сосредоточения и производства.

Переход от индустриального к постиндустриальному сопровождается превращением товаропроизводящей массы экономики в обслуживающую, что свидетельствует превосходство сферы одолжений над сферой производства.

Изменяется социальная структура: классовое деление уступает место опытному делению. Собственность как критерий социального неравенства, теряеь собственное значение, решающим делается знания и уровень образования.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМРСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ 17

«ОБЩЕСТВО КАК СОВОКУПНОСТЬ»:

* Перечислите главные системы общества? (экономика, политика, культура)

* Что представляет собой экономическая судьба общества? (производство, распределение, обмен и потреблением услуг и предметов)

* От чего зависят экономические отношения? (от экономических заинтересованностей)

* Чем определяются экономические интересы? (потребностями людей)

* Перечислите объективные факторы, каковые воздействуют на экономическую судьбу общества? (средства про-ва, экономические отношения, экономические законы,)

* Кто есть автором учения, об экономических отношениях, как основных и определяющих все остальные типы взаимоотношений? (К.Маркс)

* Какие конкретно трансформации в характере трудовой деятельности случились на современном этапе? (Знания преобразовываются в главный фактор производства, растёт значение творческих свойств работника, поднимается необходимость повышения и непрерывного образования культурного уровня личности).

* Что лежит в базе политической деятельности ? (социально-общества и экономические интересы человека)

*Главная цель политики? (Политика именно и призвана согласовывать интересы отдельных социальных групп и людей, разрешать конфликты между людьми и направлять их деятельность к какой-то коллективной цели.)

* Какая неприятность стоит в центре политике? (неприятность власти)

* Что такое власть? (это свойство человека либо группы утверждать собственную волю посредством авторитета , права, насилия)

* Назовите высшую форму политической власти? (национальная)

* Перечислите элементы духовной сферы судьбы общества? (духовное про-во, духовное общение, публичное сознание)

* Что такое духовное про-во? (тип деятельности людей по реализации духовных духовных и удовлетворению потребностей заинтересованностей).

* Что такое духовное общение? (это деятельность по обмену, распространению знаний (образование), совершенств (воспитание), информации, по приобщению у к духовным сокровищам)

* Что такое публичное сознание? (это зафиксированные в разных духовных формах, исторически сохраняемые и накапливаемые в психологии людей и массовом сознании знания, оценки, формы и постижения мира и способы освоения, опыт понимания самих себя , правила взаимоотношений в обществе).

* Какие конкретно типы общества вы понимаете? (дописьменные и письменные; простые и сложные; протообщества; аграрная цивилизация; индустриальное общество; постиндустриальное общество)

* Что лежит в базе деления общества на публично-экономические формации? (форма собственности и способ производства)

* Охарактеризуйте синтетическую модель Д.Белла? (В ДОИНДУСТРИАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕ, которое ещё именуют классическим, определяющим причиной развития выступало сельское хозяйство, с церковью, армией как главными университетами.

В ИНДУСТРИАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕ – промышленность, с фирмой и корпорацией во главе.

В ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕ – теоретическое знание, с университетом как местом его сосредоточения и производства.

Переход от индустриального к постиндустриальному сопровождается превращением товаропроизводящей массы экономики в обслуживающую, что свидетельствует превосходство сферы одолжений над сферой производства.

Изменяется социальная структура: классовое деление уступает место опытному делению. Собственность как критерий социального неравенства, теряеь собственное значение, решающим делается знания и уровень образования).

Системное строение общества: подсистемы и элементы #127891; ЕГЭ без репетитора


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: