Основные принципы и типы классификации психодиагностических методик.

Средства, которыми располагает современная психодиагностика делятся на две группы: формализованные и малоформализованные методики.

К формализованным относятся тесты, опросники, проективные, психофизиологические методики. Для них свойственны определенная регламентация, объективизация процедуры обследования (правильное соблюдение руководств, строго определенные методы предъявления стимульного материала), стандартизация, валидность и надёжность. Эти методики разрешают скоро собрать диагностическую данные в сжатые сроки, количественно и как следует сравнить индивидов между собой. Они экспериментальные.

К малоформализованным методикам относятся наблюдение, беседа, анализ продуктов Деятельности. Они проверке не подвержены. Эти методики дают весьма полезный материал, сведения об испытуемом, в особенности в то время, когда предметом изучения выступают такие психологические явления, каковые мало поддаются объективизации. Малоформализованные методики весьма трудоемки.

Формализованные методики

Тесты. С английского – «опробование», «проверка», «проба».

Тесты – это стандартизированные и в большинстве случаев маленькие и ограниченные во времени опробования, предназначенные для установления количественных и качественных лично-психотерапевтических различий между людьми. Основное отличие от вторых методик – на задания необходимо дать верный ответ.

Показатели теста:

Четкая инструкция, жестко определяющая поведение испытуемого.

Оценивание проводится по критерию правильности.

Стимульный материал обязан конкретно восприниматься испытуемыми.

Тесты подразделяются по цели, содержанию и форме. По цели: для отбора; для классификации; для распределения. По форме:личные, групповые, аппаратурные, компьютерные, бланковые, вербальные, невербальные. По содержанию: интеллекта, креативности, неспециализированных свойств, особых свойств, Личности, достижений, критериальноориентированные. Личные тесты. Сотрудничество экспериментатора и испытуемого происходит один на один. Оно имеет собственный преимущество: возможность следить за испытуемым, слышать и фиксировать ответы, разрешает оценивать отношение к обследованию.

Групповые тесты разрешают проводить опробования с большой группой людей. При групповом тестировании особенно строго нужно выполнять единообразие условий проведения опыта.

Устные и письменные тесты различаются по форме ответа. Устные ответы в одних случаях смогут формулироваться испытуемым самостоятельно (открытые ответы), в других случаях он обязан выбрать из нескольких вариантов (закрытые ответы). Письменные тесты носят кроме этого открытый и закрытый темперамент.

Бланковые, предметные, аппаратурные, компьютерные тесты различаются по материалу, что употребляется при тестировании.

Вербальные и невербальные тесты различаются по характеру стимульного материала.

Опросники

Это несколько психодиагностических методик, в которых задания представлены в виде утверждений и вопросов. Они отражают отношение человека к тем либо иным высказываниям, меру его несогласия и согласия.

От испытуемого требуется ответить на вопрос, либо дать согласие либо не дать согласие с утверждением. Разновидность самонаблюдения.

Особенности:

Способ косвенной самооценки.

Результаты оцениваются не по принципу правильности либо неправильности.

Неприятность: интерпретация результатов.

Личностные опросники смогут рассматриваться как стандартизированные самоотчеты, каковые по форме смогут быть групповыми и личными. По характеру ответов закрытыми и открытыми. Смогут быть подразделены на опросники: черт Личности, типологические, мотивов, заинтересованностей, сокровищ, установок.

Опросники-анкеты помогают чтобы получить информацию о человеке, не имеющей яркого отношения к его психотерапевтическим изюминкам. Они предполагают жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, четкое указание формы ответов. Смогут быть с открытыми, закрытыми и полузакрытыми вопросами. Употребляются чтобы получить информацию об истории судьбы человека (биографические анкеты).

Проективные техники

Эта несколько методик предназначена для диагностики Личности. Для них характерен глобальный подход к оценке Личности, а не обнаружение отдельных линия.

Был выяснен Юнгом. В случае если косвенным образом влиять на значимые области переживаний человека, то возможно привести к в экспериментальной Деятельности.

Испытуемый обязан сам дополнять, трактовать, развивать неизвестные стимулы. Цель проективных методик довольно замаскирована, что сокращает возможность давать испытуемому благоприятные ответы.

Все действия человека имеют отпечаток его психотерапевтического состояния:

Приписывание вторым людям социально неприемлемых жажд.

Символический перенос во вне содержания внутреннего мира.

Особенности методик:

Неопределенность стимульных условий.

Неизвестная обстановка обследования. Действия не выяснены стандартами, не заданы четко.

Ответы на задания покупают суть в связи с личностным значением, которое им придается испытуемым. Исходя из этого ответы на задания не оцениваются по неправильности и критерию правильности. Любой ответ принимается и интерпретируется.

Группы проективных методик:

методики структурирования: формирование стимулов, придание им смысла (тест Роршаха);

методики конструирования: создание из подробностей единого целого;

методики интерпретации: истолкование какого-либо события, ситуации (ТАТ);

методики катарсиса: осуществление игровой Деятельности в намерено организованных условиях (психодрама);

экспрессивные: рисование на свободную либо заданную тему;

импрессивные: требуют предпочтение одних стимулов вторым (тест Люшера);

адаптивные либо методики дополнения: требуется завершить что-то (предложение, рассказ и т.д.).

Психофизиологические методики

Диагностируют природные изюминки человека, обусловленные фундаментальными особенностями его нервной совокупности. Они разрабатываются отечественной школой Теплова-Небылицына и их последователями в рамках научного направления, взявшего наименование дифференцированная психофизиология.

Личные различия, обусловленные особенностями нервной совокупности, не предопределяют содержания психологического развития. Они находят собственный проявление в формально-динамических изюминках поведения и психики человека (в быстроте, темпе, выносливости, работоспособности и т.д.). Они лишены оценочного подхода к индивиду. Методики являются аппаратурными: ЭЭГ и др. Носят личный темперамент.

Малоформализованные методики

Наблюдение

Ветшайший способ в диагностике. Очень серьёзное значение данный способ имеет для изучения психотерапевтических изюминок детей. У нас в 20-е годы наблюдение обширно употреблялось в работах М.Я. Басова при изучении поведения детей. Им были созданы методика психотерапевтических наблюдений и неспециализированные правила воспитания у педагогов-психологов умений проводить наблюдения. Основнойпринцип – максимальная фиксация объективных внешних проявлений. Второй принцип – наблюдение постоянного процесса, а не отдельных его моментов. Третий принцип – избирательность записи. Басовым был единственным во всемирной литературе научно создан способ наблюдения. Т.к. в качестве «измерительного инструмента» выступает сам наблюдатель, принципиально важно, дабы наблюдатель овладел техникой наблюдения. Басов проводит резкую грань между педагогическим наблюдением и научным. Он отмечает, что педагогическое наблюдение пассивно, нецеленаправленно, случайно. Научное наблюдение характеризуется постановкой неприятности, выбором обстановки наблюдения, наблюдение на базе продуманного замысла определенных особенностей и качеств поведения, каковые будут объектом наблюдения.

Цель наблюдения

Поисковое и конкретное наблюдение.

Поисковое проводится на начальной стадии разработки какой-либо неприятности.

В случае если цель конкретна и выяснена, то в этом случае производится отбор лишь явлений и нужных фактов – исследующее наблюдение.

Предметное наблюдение возможно частным либо широким.

Схема наблюдения

Схема наблюдения включает список единиц наблюдения, метод и форму описания замечаемого явления.

Перед тем как замечать нужно выделить стороны, отдельные акты, дешёвые прямому наблюдению (единица поведения), каковые и имеется единица наблюдения.

формы и Способы описания наблюдения зависят от того, каков его темперамент – поисковый либо исследующий. Но имеются общиетребования:

Запись обязана фиксировать замечаемый факт в том виде, в котором он существовал реально, без личных впечатлений наблюдателя.

Запись обязана фиксировать не только замечаемый факт, но и окружающую обстановку, в которой он происходит.

Запись обязана, по возможности полно, в соответствии с поставленной целью, отражать изучаемую действительность.

При поисковом наблюдении в большинстве случаев употребляется форма записей в форме дневника и сплошного протокола. Целый протокол предс-тавляет собой простую форму без каких-либо рубрикаций.

При исследующем наблюдении уже перечислены категории, в которых будет осуществляться запись единиц наблюдения.

Виды наблюдений:

Наблюдения хронологические: лонгитюдные либо «продольные» (проводятся в течение долгого времени и предполагают постоянный контакт испытуемого и исследователя), периодические (проводятся в определенное, заблаговременно заданное время) и единичные.

В зависимости от наблюдения смогут быть полевые, лабораторные, спровоцированные в естественных условиях.

В зависимости от позиции наблюдателя по отношению к объекту наблюдения: открытые, скрытые, наблюдение со стороны либо включенные.

Преимущества:

Возможно оценить поведение человека в естественной обстановке.

В ходе наблюдения возможно распознать главное и отделить от малого.

Для осуществления не нужно получение согласия испытуемого и не нужно контакт с ним.

Недочёты:

Требует большое количество времени.

Тяжело дать количественную оценку итогам. Сложно сравнивать различных людей по наблюдению.

Конечный субъективизм результатов. Сам человек есть измерительным инструментом.

Требования к наблюдению (по Кеттеллу):

Поведение должно исследоваться во многих ситуациях и ролях.

Должно быть долгим (2 – 3 месяца, не меньше; пара раз в неделю либо каждый день).

Заблаговременно должны быть выяснены особенности поведения, и они должны быть соотнесены с результатами.

Наблюдатель должны быть подготовлен (натренирован).

Исключить ролевые отношения между наблюдателем и испытуемым.

Замечать должны не 1, а не меньше 10 наблюдателей, не зависящих друг от друга. После этого результаты суммируются.

Опрос (беседа)

Способ сбора первичных данных на базе вербальной коммуникации. Нужно знать, как задавать вопросы, какие конкретно вопросы задавать, как убедиться в том, что возможно верить взятым ответам. Сложность – формулирование вопросов.

Смогут проводиться устно либо письменно, лично либо в группе, один раз либо многократно. Вопросы смогут формулироваться в прямой форме и косвенной. Они смогут иметь открытый либо закрытый темперамент.

Цель:

Создание мотивации к обследованию (подготовка) как хорошая подготовка к диагностике.

Снизить тревожность.

Получение информации – диагностическое интервью. Клиническое интервью – оказание помощи психолога.

Задачи: разработать замысел беседы, подготовить вопросы, проведение беседы.

Беседа имеет кое-какие различия по характеру и форме организации.

Интервью – это проводимая по определенному замыслу беседа. Оно не редкость свободное, стандартизированное и частично стандартизированное. Интервью делится на диагностическое (способ получения информации о особенностях Личности) и клиническое (способ терапевтической беседы, помогающей человеку понять собственные внутренние затруднения, конфликты, скрытые мотивы поведения), анализ продуктов Деятельности

Это количественно-качественный анализ документальных и материальных источников, разрешающих изучать природу людской Деятельности. Для получения точной информации был создан особый способ – контент-анализ – анализ содержания. Он был создан, начиная с 1920 гг. для обработки материалов средств массовой информации. Главная процедура анализа связана с переводом качественной информации на язык счета. Для этого выделили пара типов единиц: смысловые и количественные единицы.

Контент-анализ – способ изучения содержания документов. Сущность – систематическая надежная фиксация заданных единиц изучаемого содержания, подсчета этих единиц и статистический анализ их (единиц).

Способы психодиагностики

1. Приборные психофизиологические методики. Диагностически значимые показатели регистрируются посредством приборной регистрации (дыхание, пульс, кожное сопротивление, мышечный тонус и т.п.). Эти методики используются для диагностики функционального состояния. Пример: КГР, КСЧМ, Полиграф.

2. Аппаратурные поведенческие методики. Примером являются хронометрические методики, разрешающие регистрировать скоростные параметры тестируемых ответов и реакций. Диагностируемые параметры считываются с приборной шкалы соответствующего прибора. Посредством аппаратурных методик диагностируют элементарные психологические функции (к примеру, чувство равновесия либо психомоторную координацию) и свойства нервной совокупности. Пример: готовность к экстренному действию, реакция на движущийся объект. Существуют аппараты для диагностики психотерапевтической совместимости и срабатываемости («гомеостат Федора Горбова»: гомеостат-дуэт, гомеостат-квартет).

3. Объективные тесты с выбором ответа. Под эту категорию попадают большая часть тестов на интеллект и др. Складываются из заданий и результаты обрабатываются по ключу, заданному в форме объективного социокультурного норматива, т.е. имеются объективно «верные» и «неправильные» ответы.

4. Опросники. Стандартизированный самоотчет испытуемого о самом себе на базе задаваемых вопросов. Складываются из вопросов либо утверждений, кроме этого имеется заданные варианты ответа. Нет «верных» ответов – все ответы верные.

5. Методики субъективного шкалирования. В отличие от способов экспертной оценки в этом случае шкальные оценки выносит сам испытуемый, а не исполнитель методики. Испытуемый оценивает внешние объекты, вторых людей либо понятия, а выводы делаются о нем самом. Пример: методики и Семантический дифференциал на его базе (САН, ЛД) Разновидности: тесты сочетающие субъективное шкалирование с проективными методиками – Люшер, Сонди, ТЮФ.

6. Проективные методики. Это методики со свободным ответом, в которых тестовые стимулы и инструкция неизвестны и допускают выбор ответа в весьма широких пределах. Направление этого выбора определяется структурой субъективного опыта, мотивами и установками испытуемого. Это разрешает применять проективные методики для диагностики личности, установок, личностных особенностей и мотивов.

7. Стандартизированное аналитическое наблюдение. В отличие от свободного исследовательского наблюдения в стандартизированном наблюдении исполнитель направляться строгой методике: он знает какие конкретно факты в поведении замечаемого объекта регистрировать и как на основании этих фактов создавать оценку скрытых диагностических переменных. Пример: Карта Стотта.

8. Контент-анализ (анализ содержания). Эта техника используется при наличии конкретно зафиксированного материала наблюдения. Подсчитывается частота появления определенных элементов (фактов, единиц анализа) в материале наблюдения, а после этого по соотношению этих частот делаются психотерапевтические выводы. Первоначально способ был создан для социально-психотерапевтического анализа газетных текстов, но после этого его правила распространились на каждые продукты деятельности (произведения, аудио- и записи).

9. Включенное наблюдение с последующим рейтинг-шкалированием. В то время, когда нет возможности организовать продолжительное наблюдение с привлечением свободных наблюдателей, не включенных в группу, то к вынесению суждений об объектах наблюдения возможно привлечь самих участников. К примеру: ГОЛ. Мера выраженности оцениваемого особенностей тут обеспечивается не частотой появления определенного факта в материале наблюдения (определенного поступка), а градацией субъективно оценки по определенной рейтинг-шкале (7,5,3 балла).

10. Психотерапевтическая беседа.Возможно диагностичной, но весьма субъективна. Все зависит от квалификации психолога-диагноста. Разновидность: интервью, анкетирование.

11. RPG. Кроме этого комплексный коррекционно-диагностический способ.

12. Диагностический обучающий опыт. Используется в возрастной психологии для определения диапазона отклонения от перспективы и нормы компенсации этого отклонения, в т.ч. выявляет «территорию ближайшего развития». Это диалоговая техника, требующая высокопрофессионального уровня рефлексии от экспериментатора. Пример: Методика Ивановой.

13. Социометрический способ. Содержится в выборе партнеров для совместной деятельности либо общения.

14. Техника репертуарных решеток. Реконструкция совокупности представлений человека о мире, о вторых людях, о самом себе.

15. Особенные способы. Визуальная психодиагностика – психодиагностика невербального поведения. Диагностика личностных эмоциональных состояний и качеств по речи. Анализ результатов деятельности. Диагностика личности по почерку (графология).

Классификация психодиагностических способов

Объективные тесты

Тест (от англ. – проба, опробование, проверка) – стандартизированная методика диагностики выраженности и психологического измерения психологических и поведенческих состояний и свойств личности. Тест – это стандартизированное, довольно часто ограниченное по времени, опробование, предназначенное для установления сопоставимых количественных и качественных лично-психотерапевтических различий. Под стандартизированностью имеется в виду то, что эти методики неизменно и везде должны использоваться однообразным образом, начиная от инструкций и ситуации, приобретаемых испытуемым, заканчивая методами интерпретации и вычисления данных. Сопоставимость свидетельствует, что оценки, приобретаемые при помощи теста, возможно сравнить между собой независимо от того, где, в то время, когда, как и кем они были взяты. Очевидно, в случае если тест использовался верно.

Тесты интеллекта. Относятся к тестам неспециализированных свойств. Предназначены для измерения уровня интеллектуального развития (умственного потенциала).

Проявления интеллекта многообразны, но им свойственно то общее, что разрешает отличить их от вторых изюминок поведения. Этим неспециализированным есть активизация в любом интеллектуальном акте мышления, памяти, воображения, всех тех психологических функций, каковые снабжают познание окружающего мира. Соответственно под интеллектом как объектом измерения знают те особенности человека, каковые имеют отношение к познавательным особенностям. Это отыскало собственный отражение в бессчётных тестах для оценки разных интеллектуальных функций (тесты логического мышления, смысловой и ассоциативной памяти, арифметические, пространственной визуализации и т.д.). Эти тесты достаточно четко отделены от вторых методик измерения лично-психотерапевтических изюминок – тестов личности, направленных на измерение поведения в определенных социальных обстановках, эмоций и интересов личности.

В большинстве тестов интеллекта испытуемому на особом бланке предлагается установить указанные инструкцией логические отношения классификации, аналогии, обобщения и другие между понятиями и терминами, из которых составлены задачи теста. Собственные решения он информирует или в письменном виде, или отмечая один из нескольких вариантов, имеющихся на бланке. Успешность испытуемого определяется числом верно выполненных задач, по нему выводится коэффициент интеллектуальности.

Так, результаты тестирования выявляют скорее не умственный потенциал испытуемого, а те особенности его прошлого опыта, обученности, каковые неминуемого сказываются на его работе над тестом.

Это событие послужило основанием чтобы именовать результаты приобретаемые при применении тестов интеллекта «тестовым» либо «психометрическим» интеллектом.

Тест креативности – методики, предназначенные для оценки и изучения творческих свойств личности.

Креативность – свойство продуцировать новые идеи, обнаружить нетрадиционные методы ответа проблемных задач. Факторы креативности – беглость, четкость, гибкость мышления, чувствительность к проблемам, оригинальность, изобретательность, конструктивность при их ответе и др. В случае если ответ тестов креативности может приниматься как одно из свидетельств наличия творческих свойств у человека, то не ответ их еще не есть доказательством отсутствия таковых.

Самый известны тесты для измерения познавательного нюанса креативности созданы Джо Гилфордом с сотрудниками (1959) и Полем Торренсом (1962). В отечественных изучениях на базе выделения единицы измерения творческих свойств, названной «интеллектуальной инициативой», создана уникальная методика «креативного поля». Д.Б. Богоявленская (1983).

Тесты особых свойств – методики, предназначенные для измерения уровня развития отдельных психомоторных функций и аспектов интеллекта, в основном снабжающих эффективность в конкретных, достаточно узких областях деятельности. В отличие от тестов интеллекта, направленных на широкие области деятельности, тесты особых свойств направлены на конкретные области деятельности и довольно часто являются дополнением к тестам на интеллект.

Появились с целью профориентации и профотбора за границей. В зарубежной психодиагностике различают следующие группы тестов свойств: сенсорные, моторные, технические (механические) и профессионализированные (счетные, музыкальные, понимания и скорости чтения прочтённого и др.). Громаднейшее распространение за границей взяли комплексные батареи свойств.

Тесты достижений – оценка достигнутого уровня развития свойств, знаний и навыков.

В отличие от тестов интеллекта, отражающих влияние накопленного общих способностей и опыта, тесты достижений измеряют влияние особых программ обучения, опытной и второй подготовки на эффективность обучения тому либо иному комплексу знаний, формирование разных особых умений. Так, тесты достижений ориентированы на оценку достижений человека по окончании завершения обучения.

Тесты достижений, используемые в школьной психодиагностике, имеют заметные преимущества если сравнивать с существующей оценкой успеваемости обучающихся.

Их показатели ориентированы на измерение усвоения главных понятий, тем и элементов учебной программы, а не конкретной совокупности знаний, как это имеет место при классической школьной оценке.

Тесты достижений благодаря стандартизированной форме оценки разрешают соотнести уровень достижений обучающегося по предмету в целом и по отдельным значительным его элементам с подобными показателями в классе либо в каждый выборке испытуемых.

Эта оценка носит более объективный темперамент и требует меньших затрат времени (т.к. значительно чаще являются групповыми тестами), в чем тради ционная школьная оценка. Охватывают большее количество тем.

Критериально-ориентированные тесты (КОРТ) предназначены для определения уровня личных достижений довольно некоего критерия на базе логико-функционального анализа содержания заданий. В качестве критерия (либо объективного эталона) в большинстве случаев рассматриваются конкретные знания, умения, навыки, нужные для успешного исполнения той либо другой задачи. Критерием помогает наличие либо отсутствие знаний.

Опросники

Исследовательский инструмент, благодаря которому у обследуемых приобретают ответы на множество письменных вопросов. Несколько психодиагностических методик, в которых задания представлены в виде утверждений и вопросов. Предназначены для получения данных со слов обследуемого (стандартизированный самоотчет).

Проективная техника

Понятие проекции для обозначения данных методик было в первый раз использовано Л. Франком (1939). самый существенным показателем проективных методик есть применение в них неизвестных, неоднозначных (слабоструктурированных) стимулов, каковые испытуемый обязан конструировать, развивать, дополнять, трактовать.

В соответствии с проективной догадкой каждое проявление человека, его восприятие, эмоциональные переживания, высказывания, двигательные акты высказывают его личностные качества, состояния и проблемы.

Различают следующие группы проективных методик:

1. Методики структурирования (конститутивные) – структурирование, оформление стимулов, придание им смысла (тест Роршаха).

2. Методики конструирования – создание из оформленных подробностей осмысленного целого (тест Мира).

3. Методики интерпретации – истолкование какого-либо события, ситуации (ТАТ, САТ, Hаnd-test).

4. Методики дополнения (аддитивные)- завершения предложения, рассказа, истории (методика «Незаконченные предложения»).

5. Методики катарсиса – осуществление игровой деятельности в намерено созданных условиях (ролевые игры, психодрама).

6. Методики изучения экспрессии – рисование на свободную либо заданную тему (Рисунок семьи, Дом-Дерево-Человек, Несуществующее животное).

7. Методики изучения импрессии: предпочтение одних стимулов (как самые желательных) вторым (тест Выбора цвета М.Люшера, Тест портретного выбора Л.Сонди).

Олег Воеводин. Люди типа Почва.


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: