Основные принципы классической философии и постклассические ориентации философствования

В развитии европейской философии смогут быть выделены две эры: классика(развитие философии с древних времен до середины XIX в., либо – в случае если персонально – до Гегеля включительно) и постклассика(развитие европейской философии с середины XIX в. по настоящий момент).

Под хорошей философиейобычно знают стилистику философского мышления, базирующуюся на правилах рациональной интерпретации форм и мира его связи с человеком как субъектом познавательной активности.

Термин «постклассическая философия» характеризует состояние философии «по окончании классики» и распространяется как на неоклассические, так и на неклассические философские направления. Неоклассическая философия в новых условиях развивает узнаваемые хорошие учения (к примеру, неотомизм, неопротестантизм). Неклассическая философия обнаруживает разрыв с предшествующей философской традицией: она не только выдвигает новые, нетипичные для хорошей философии неприятности, но и предлагает новое познание задач и сущности философии.

Сравним ориентации и базовые принципы хорошей и постклассической философии:

Хорошая Постклассическая
Гармонияиупорядоченность – неотъемлемые атрибуты мироустройства; принципиальная возможность их рациональной реконструкции Мир возможно негармоничен, в базе его силы, каковые его разбалансируют (всегда неудовлетворенная воля, принуждение, эксплуатация, тяга к смертной казни и т.п.) В мире громадна случайности и роль хаоса
Редукция всего многообразия духовного мира человека к рационально-теоретическому мышлению; (разум – это сущность человека и всего социального и культурного) Провозглашение категориально-понятийных структур философии наиболее продуктивным и адекватным средством философского познания Отказ от рациональной аргументации. Иррационализм, идущий из кризиса общества. Выговор на интуитивном «схватывании» смыслов
Строгая приверженность метафизической проблематике, предполагающая в качестве приоритетной цели познания поиск подлинных субстанциальных оснований сущего; (Метафизика – это раздел философии, занимающийся изучениями начальной природы действительности, бытия и мира как такового) Отрицание метафизики – мысль «исчезновения действительности», ее недоступности, «симуляции». Критика позитивизма, феноменологии и деконструктивизма
мышления тождества и Принцип бытия, означающее принятие умозрительной конструкции рефлексивного сознания как главного средства постижения объективной действительности Отказ от мышления и тождества бытия. Введение фигуры непознаваемого
Трактовка субъект-объектного отношения как фундаментальной оппозиции и исходной гносеологической структуры процесса познания. Из этого следует объективизм Отказ от субъекта как наблюдателя, как умозрительной конструкции рефлексивного сознания. Отказ от объекта и принципиальной оппозиции субъекта. субъект постоянно находится внутри, а не вне мыслимого. Переход от понятия субъекта к понятию субъективности
Принцип языка и тождества мышления Отказ от тождества мысли и языка. (язык не только высказывает идея, но его грамматика может и «задавать», «диктовать» содержание мысли: принцип лингвистической относительности, догадка Сепира-Уорфа)
Провозглашение истины универсальным гносеологическим регулятивом, задающим содержательные и инструментальные приоритеты в познании не только природной, но и социокультурной действительности и т. д
СубстанциализмСубстанция – философская категория для описания чего-то неизменного, что лежит в базе неизменно изменяющихся состояний и свойств: она имеется то, что существует в самом себе и благодаря самому себе. Причина происходящего У всего имеется основание. Принцип Лейбница – Nihil sit fine ratione Отказ от поиска неизменной субстанции
Дискуссия о соотношении материального и идеальногоМаркс: главный вопрос философии – об отношении идеи к материи, мышления к бытию, духа к природе Задача идеализма и материализма не есть для философии центральной проблемой – через чур абстрактна
Мысль о разумности хода истории Отказ от поиска закономерности в социально-историческом ходе, отказ от цели истории и единого смысла, идеи прогресса и т.д.
БеспредпосылочностьФилософское знание – подлинно верховная форма теоретического освоения действительности, т.к. говорит о самых предельных вещах Критика философии как самой высшей формы знания. Философия – «надстроечное» явление в числе вторых феноменов культуры. Философия возможно пролетарской, буржуазной и т.п.

Процесс преодоления установок философской становления и классики постклассической философии проходил три этапа. Логика этих этапов нашла разделение постклассических течений и философских школ на два «русла»: неклассические (отвергающие, производящие перерасмотрение установки философской классики) и неоклассические (стремящиеся «сохранить лучшее» в хороших философских совокупностях и приспособить их к новым историческим условиям).

Этапы, их черта Неклассические философские школы, учения, направления Неоклассические философские школы, учения, направления
Первый этап был связан с распадом гегелевской школы философской классики и критическим переосмыслением предмета и задач философской рефлексии Рационалистическое философское учение К. Маркса и Ф. Энгельса – марксизм, и иррационалистические учения Артура Шопенгауэра и Сёрена Кьеркегора. По содержательным показателям к этому этапу возможно отнести еще и философию Фридриха Ницше (он, по сути, идейный наследник Шопенгауэра, не смотря на то, что и относится по времени не к середине, а к концу XIX века). Идеи этих мыслителей заложили неспециализированные правила фактически постклассического стиля философствования, каковые проявлялись в большинстве направлений и школ западной философии XX в.
Второй этап в становлении постклассической философии был связан с двумя противоречивыми тенденциями в развитии философского сознания: преодоление или сохранение классики В рамках позитивистского направления(Огюст Конт, Герберт Спенсер, Джон Стюарт Милль) радикально отвергались метафизического и спекулятивного философствования. В рамках направления философия судьбы (Вильгельм Дильтей, Анри Бергсон, Освальд Шпенглер) давался культуры и проблем философский анализ человека с позиций витализма (культура, общество, цивилизация, мир в целом анализировались по аналогии с живыми, растущими и умирающими организмами) В философии прагматизма (Чарльз Пирс, Уильям Джемс, Джон Дьюи) задача всей науки и философии была постулирована как достижение жизненной пользы – общества и преуспеяние человека в этом настоящем мире. Особенный взор на культуры и природу общества с позиций сотрудничества сознания и бессознательного внесла предложение философия психоанализа (Зигмунд Фрейд, Карл-Густав Юнг и др.) В 60-х гг. XIX в. под лозунгом «Назад к Канту» оформляется неокантианство. Оно представлено двумя главными школами: марбургской (Г. Коген. П. Наторп, Э. Кассирер) и баденской (В. Виндельбанд, Г. Риккерт). Ранее под лозунгом «Назад к Гегелю» начало формироваться неогегельянство. К самые видным его представителям относятся Дж. Д. Стерлинг, Э. Кэрд — в Англии; Р. Кронер — в Германии; Б. Кроче, Дж. Джентиле — в Италии; А. Кожев, Ж. Валь, Ж. Ипполит — во Франции и др. Рвением сохранить верность традициям характеризуется католический неотомизм (от лат. написания имени Фомы Аквинского -Thomas). самые известные его представители Ж. Маритен, Э. Жильсон и др. в качестве серьёзной задачи философии обосновывали необходимость адаптации постулатов средневековой схоластики к условиям XX в. Протестантской версией неорелигиозной философии есть неопротестантизм (К. Барт, Р. Бультман, П. Тиллих и др.)
К середине XX столетия завершается оформление третьего этапа в развитии постклассической западной философии. Сложились три стратегии неклассического философствования 1) Социально-критическая стратегия (марксизм, феминизм, гендерные изучения). 2) Экзистенциально-феномеологическая стратегия, а также: феноменология – Эдмунд Гуссерль и его последователи; экзистенциализм – Мартин Хайдеггер, Карл Ясперс, Жан-Поль Сартр, Альбер Камю и др.; герменевтика – Ганс-Георг Гадамер. 3) Аналитическая стратегия, а также: философия логического анализа – Бертран Рассел, Готлиб Фреге; неопозитивизм (Рудольф Карнап, Отто Нейрат, Мориц Шлик и др.) философия лингвистического анализа (философия языка) – Людвиг Витгенштейн, Джон Остин, Джон Сёрль; постпозитивизм – Карл Поппер, Томас Кун, Имре Лакатос, Поль Фейерабенд. 4) Структуралистская стратегия, а также: структурализм (Клод Леви-Стросс, Роман Якобсон, Ролан Барт и др.; постструктурализм (Мишель Фуко, Жак Лакан, Юлия Кристева. Жак Деррида и др.)

В последние десятилетия XX в. в культуре современных западных обществ оформляются и заявляют о себе течения и такие тенденции, инициирующие становление приоритетов философии как социокультурного феномена XXI в. К этим тенденциям возможно отнести:

кризис техногенной цивилизации и мировые проблемы современности;

несоответствия социодинамики, обнаруживающие себя в потенциально-вероятном конфликте разных цивилизационных структур и типов социума;

феномен информационной революции и становление нелинейных и виртуальных моделей судьбы сознания.

Эти тенденции в развитии современных обществ инициируют поиски новых образцов философствования. Наряду с этим выговор переносится на сферы и такие области философского знания, как социокультурный статус «философии модерна» и «постмодерна»; философия и возможности: и общество границы коммуникативной компетенции; философское обоснование постклассической научной рациональности; новые реальности и образы знания в эру информационной революции; феминистский поворот в философии и культуре и другие.

Виктор Вадим и Васильев Галыгин — Экзамен по философии


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: