Основные принципы психологии

__ детерминизм

ПСИХИКА ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ОБРАЗОМ СУДЬБЫ И ИЗМЕНЯЕТСЯ С ТРАНСФОРМАЦИЕЙ ВНЕШНИХ УСЛОВИЙ

— Деятельности и ЕДИНСТВО Сознания

Деятельность и СОЗНАНИЕ НАХОДЯТСЯ В ПОСТОЯННОМ ЕДИНСТВЕ. СОЗНАНИЕ ОБРАЗУЕТ ВНУТРЕННИЙ ЗАМЫСЕЛ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА.

‘——————————————————————

— РАЗВИТИЕ

ПСИХИКА Возможно Верно Осознана, ЕСЛИ ОНА РАССМАТРИВАЕТСЯ В ПОСТОЯННОМ РАЗВИТИИ, КАК РЕЗУЛЬТАТ и ПРОЦЕСС ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

к_________________________-

Рис. II.3. Ключевые принципы психологии

Громадное значение получает Учет психотерапевтического фактора при организации трудовой деятельности людей.

На данный момент психология представляет собой сложную, очень разветвленную совокупность наук. В ней вЫделяется большое количество отраслей, воображающих собой довольно самостоя-Тельно развивающиеся направления НаУчных изучений.

Главной базовой отраслью пси-

хологии есть психология челове-

ка изучающая главные формы пси-

хической деятельности и составляю-

щие базу всех психотерапевтических дисциплин. Она раскрывает сущность, функции и структуру людской психики, раскрывает законы, по которым она начинается в онтогенезе и филогенезе. Растолковывает, какую роль в психологическом развитии играется врожденное и купленное, биологическое и социальное, как соотносится мозг и психика и др.

Выделение («отпочкование») разных отраслей психологии и приобретение ими относительной самостоятельности происходит, во-первых, в следствии усложнения деятельности и социальной жизни и, следовательно, запросов практики. Во-вторых, это происходило, по мере развития способов психотерапевтических накопления и исследований научных знаний в соответствующих областях.

Современная психология опирается на следующие правила: детерминизм, деятельности и единство сознания, развития.

Эти правила являются одной из наиболее значимых базой классификации психологии на отдельные отрасли. В случае если за базу положить принцип единства сознанияи деятельности,то возможно выделить последовательность отраслей психологии, изучающих психотерапевтические неприятности конкретных видов людской деятельности: педагогическая, медицинская, юридическая и т.д.

В случае если за базу положить принцип развития,то возможно выделить следующие отрасли: сравнительная, возрастная, особая.

В случае если в базу классификации положить отношение человека к обществу — принцип детерминизма — возможно выделить социальную психологиюи психологию личности.Отрасли психологии, разглядывающие естественно-научные базы психологической деятельности человека, принято объединять в биологические отрасли.

К ним относятся: психофизиология, нейропсихология, дифференциальная психология (психология личных различий).

Любая наука имеет собственный предмет и применяет определенные способы, каковые разрешают познать закономерности изучаемых ею явлений.

«Способ — это путь познания, это метод, при помощи которого познается предмет науки» (С.Л. Рубинштейн).

Способы психотерапевтического изучения должны отвечать следующим требованиям: научный способ в первую очередь должен быть объективным.Его применение предполагает объединение внешних и внутренних проявлений психики, исходя из

объективной природы психологического.

Способы должны различаться валид-ностьюи надежностью.Под валидно-стью имеется в виду такое уровень качества способа, которое выражается в соответствии тому, для оценки и изучения чего он рекомендован.

Под надежностью имеются в виду качества способа изучения, разрешающие взять одинаковые результаты при многократном применении данного способа.

Совокупность способов объединена наличием неспециализированной методике науки.

Любой этап становления психологии как науки имел собственный познание способов изучения. Исходя из главных способов, довольно часто определяется и предмет психологии.

Требования,предъявляемые

к организации

психотерапевтического

изучения

1. Планирование изучения включает подбор и апробацию методик и методов. Разностороннее и многоуровневое рассмотрение вопросов должно учитывать все многообразие факторов (внешних и внутренних), воздействующих на эффективность и протекание подлежащей изучению психологической деятельности. Планирование — это кроме этого составление логической и хронологической схем изучения, количества и выбор контингента испытуемых либо нужного числа измерений (наблюдений), это замысел математической описания и обработки всего изучения и т.д.

Рис. И.4. Связь методики, методик и методов изучений

ЭТАПЫ

ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО

Изучения

Рис. II.5. Этапы психотерапевтического изучения

2. Место проведения изучения Должно снабжать изоляцию от внешних помех (как минимум эти влияния нужно учитывать), отвечать санитарно-гигиеническим и ин-женерно-психотерапевтическим требовани-ям, т. е. снабжать определенный комфорт и непринужденную рабочую обстановку.

3- Техническое оснащение иссле-

дования должно соответствовать ре-

шаемым задачам, всему ходу исследо-

вания и уровню анализа приобретаемых

результатов.

4. Подбор испытуемых обязан обеспечить их качественную однородность.

5. Исследователь (либо экспериментатор) неизбежно воздействует на ход проводимой работы на всех ее этапах, от планирования до рекомендаций и выводов.

6. Инструкция составляется еще на стадии планирования работы. Инструкция должна быть четкой, краткой, однозначной.

7. Протокол изучения должен быть одновременно полным и целенаправленным (избирательным).

8. Обработка результатов изучения — это количественный и синтез и качественный анализ взятых на протяжении изучения данных.

Фундаментальным принципом построения психотерапевтического изучения есть принцип качественного анализа изюминок протекания психологических процессов. Принципиально важно не только, сколько и какие конкретно задачи выполнил испытуемый, основное — как он трудился. Каков темперамент неточностей?

Фундаментальные методологические правила,каковые нужно выполнять при любом способе:

способ обязан исходить из диалек-тико-материалистического представления о предмете науки, отражать его специфику;

научный способ психологии должен быть объективным;

соблюдение генетического (эволюционного) принципа;

необходимость научных обобщений с учетом личных различий.

В психологии выделяются четыре группы способов (по Б.Г. Ананьеву):1

1 Ананьев Б.Г. О способах современной психологии. В кн.: Психотерапевтические способы. Л., 1976. С. 23-35.

I несколько — организационные способы.Они включают сравнительный способ (сопоставление разных групп по возрастам, деятельности и т.д.); лонгитюдный способ (многократные обследования одних и тех же лиц в течении долгого периода времени); комплексный способ (в изучении участвуют представители различных наук; наряду с этим, в большинстве случаев, один объект изучают различными средствами. Изучения для того чтобы рода разрешают устанавливать зависимости и связи между явлениями различного типа, к примеру, между физиологическим, психотерапевтическим и социальным развитием личности).

IIгруппа — эмпирические способы, включающие: самонаблюдение и наблюдение; экспериментальные способы, психодиагностические способы (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью, беседа), анализ продуктов деятельности, биографические способы.

IIIгруппа — способы обработки данных, включающие: количестенный (статистический) икачественный (разделение материала по группам, анализ) способы.

IV несколько — интерпретационные способы,включающие генетический (анализ материала в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов ит.п.) и структурный (устанавливает структурные связи между всеми чертями личности) способы.

Наблюдение(см.) в большинстве случаев проводится в естественных условиях, без вмешательства в движение деятельности. слова и Поступки детально записываются, а после этого анализируются. Для научного наблюдения свойственны не несложная фиксация факта, а переход от его описания к объяснению. Для для того чтобы наблюдения нужен четкий замысел.

Запись возможно целой и выборочной. Целая запись употребляется, в то время, когда изучается личность в целом, выборочная — где фиксируются только отдельные проявления психологической деятельности.

Одна из разновидностей наблюдения — самонаблюдение (см.).

Но главным способом психотерапевтического изучения есть опыт (см.). Перечислим его преимущества:

исследователь не ожидает случайного проявления интересующих его психологических процессов, а сам формирует условия, дабы позвать их у испытуемых;

исследователь может целенаправленно поменять условия и течение психологических процессов;

в экспериментальном изучении необходим строгий учет условий протекания опыта (какие конкретно раздражители были даны, каковы ответные реакции);

опыт возможно совершён с громадным числом испытуемых, что разрешает устанавливать неспециализированные закономерности развития психологических процессов.

В зависимости от степени вмешательства экспериментатора в протекание психологических явлений опыт делится на:

констатирующий, в котором выявляются определенные уровень развития и психические особенности соответствующего качества, и

обучающий (формирующий) (см.), что предполагает целенаправленное действие на испытуемого в целях формирования у него определенных качеств. Он может иметь обучающий и воспитывающий темперамент.

Ограниченность констатирующего опыта (невозможность проследить процесс приобретения

СПОСОБЫ ПСИХОЛОГИИ

9 правил психологии продаж. GureevaTV


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: