Основные принципы социальной работы

Правила социальной работы являются наиболее значимыми структурными элементами логических форм научной теории и основополагающими правилами эмпирической деятельности. Как раз через использование правил осуществляется яркое соотнесение теоретических положений, воплощенных в закономерностях и категориях, с практикой социальной работы. Выделяются следующие группы правил теории социальной работы[12].

Общефилософские правила,лежащие в базе всех наук об обществе, механизмах и человеке их сотрудничества. К ним относятся: принцип детерминизма, принцип отражения, принцип развития, деятельности единства и принцип сознания, принцип историзма, принцип неразрывной связи индивида и его социальной среды.

Более узкими по содержанию, вместе с тем охватывающими разные стороны социальной работы, являются правила социально-политические, организационно-деятельностные, психолого-педагогические и др. многообразие и Сложность взаимодействующих факторов, проявление разных субординационных, координационных и отношений и корреляционных связей отражается во взаимоироникновении элементов совокупности правил, регулирующих деятельность по оказанию социальной помощи населению.

Социально-политические принципывыражают требования, обусловленные зависимостью направленности и содержания социальной работы от социальной политики страны. Эта зависимость определяет концептуальные подходы к выбору приоритетов в социальной защите населения, к сочетанию личных и публичных заинтересованностей в социальной работе. К фундаментальным правилам данной группы возможно отнести: единство национального подхода в сочетании с региональными изюминками социальной работы, демократизм ее методов и содержания, учет конкретных условий жизнедеятельности личности либо социальной группы при выборе содержания, методов и форм социальной работы с ними, справедливость и законность деятельности социального работника.

Среди организационных принциповследует очень выделить такие, как социально-технологическая компетентность кадров, проверки исполнения и принцип контроля, принцип функциональной определенности, принцип единства прав и обязанностей, ответственности и полномочий.

Громадное место в структуре логических форм научной теории занимают психолого-педагогические правила.Они высказывают требования к выбору средств психолого-педагогического действия на клиентов социальных работ, необходимость учета индивидных черт при осуществлении любых социально-технологических процедур. К фундаментальным правилам данной группы направляться отнести: комплексный анализ оценки условий жизнедеятельности клиентов и методов работы и выбора форм с ними; личный подход; адресность и целенаправленность социальной работы.

Наконец, своеобразные правила социальной работы определяют главные правила деятельности в сфере оказания социальных одолжений населению.

Принцип универсальноститребует исключить дискриминацию при оказании социальной помощи по любым показателям идеологического, политического, религиозного, национального, расового, возрастного характера. Содействие должно появиться всем клиентам по единственной обстоятельству — его потребности в помощи.

Принцип охраны социальных правгласит, что оказание помощи клиенту не может быть обусловлено требованием к нему отказаться от своих социальных прав либо от части их. К примеру, в соответствии с действующим законодательством нельзя связывать помощь, оказываемую многодетной семье, с требованием к ней сократить собственную детородную активность.

Принцип социального реагированияподразумевает осознание необходимости принимать меры по распознанным социальным проблемам, функционировать в соответствии с конкретными событиями социальной обстановке личного клиента, а не ограничиваться лишь стандартным комплектом мероприятий, ориентированных на «среднего» потребителя социальных одолжений.

Принцип профилактической направленностипредполагает предпринимать упрочнения по превенции происхождения социальных жизненных затруднений и проблем клиентов либо по предупреждению отягощения уже появившихся неприятностей. Опыт говорит, что предотвратить социальное бедствие неизменно легче, чем потом прилагать упрочнения для ликвидации его многообразных последствий. Скажем, сохранение домашних и школьных связей детей, появлявшихся в состоянии дезадаптации, для них самих, для их родных и для общества в целом несравненно благоприятнее и прагматичнее, чем потом борьба с детским бродяжничеством, преступностью и т.п.

Принцип клиентоцентризмаозначает признание приоритета прав клиента в любых ситуациях, не считая тех, где это противоречит интересам и правам вторых людей. Традиции тоталитарного общества заставляют нас во многих случаях выдвигать на первый замысел общества и интересы государства. К примеру, при анализе социальной дезинтеграции семьи принято сказать, что понижение рождаемости отрицательно скажется на трудовых ресурсах, которыми общество будет располагать в следующих поколениях, на контингенте призывников для Армии, что через десятилетие окажется совсем недостаточным для потребностей страны. направляться не забывать, что все эти, непременно, серьёзные приоритеты не смогут находиться на первом замысле для социального работника: наиболее значимая цель его деятельности — обеспечение свойства его клиента к социальному функционированию, создание благоприятных условий для его развития и социального самочувствия его личности. Потребности страны и общества удовлетворяются в следствии его деятельности только опосредованно.

В рамках данного принципа возможно разглядывать автономность и суверенность клиента, которой вправе принимать либо не принимать помощь социальных работников, вправе выбирать тот либо другой вид помощи либо сценарий разрешения собственных жизненных неприятностей, обязан приобретать все данные относительно работы с ним, и в праве оградить собственную личную судьбу от постороннего вмешательства в той мере, в какой это не причиняет ущерба интересам и правам вторых лиц.

Принцип опоры на личные силыподчеркивает субъектную роль клиента, его активную позицию в разрешении собственных неприятностей. Вряд ли кто-либо может вместо самого человека разрешить его жизненные затруднения, устранить конфликтную обстановку, наладить отношения с родными людьми. Социальный работник обязан консультировать клиента в выборе стратегии выхода из кризиса, оказывать ему помощь психолога, побуждать к самопомощи, помогать объединению людей со сходными проблемами для совместного преодоления трудностей. Очевидно, в этом случае речь заходит о клиентах, достаточно здоровых с позиций собственных интеллектуальных, психологических и физических ресурсов. Люди с ограниченными возможностями, дети, старые, не имеющие потенциала самопомощи, очевидно, есть в праве приобретать помощь, не проявляя наряду с этим собственной активности.

Принцип максимизации социальных ресурсовисходит из того, что любая социальная совокупность с неизбежностью выделяет минимум средств на оказание социальной помощи собственному населению. Действительно, настоящая величина этих средств зависит в первую очередь от социально-экономических возможностей страны и от представлений общества о том, что входит в нужный социальный минимум для индивида. Исходя из этого социальные ресурсы Германии либо Швеции, к примеру, с их устойчивой экономикой и традиционно большим уровнем судьбы отличаются от уровня обеспеченности социальной помощи у нас с ее трудностями в экономике и предельно аскетическими привычками населения. Но воздействие принципа проявляется везде: социальные работники должны прилагать упрочнения для привлечения дополнительных возможностей оказания помощи клиенту кроме гарантированного минимума методом обращения в негосударственные, добровольческие, благотворительные учреждения, взаимопомощи клиентов и организации самопомощи, применять другие не запрещенные законом методы.

Принцип конфиденциальностисвязан с тем, что в ходе деятельности социальному работнику делается дешёвой информация о клиенте, которая, будучи разглашена, может принести вред ему либо его родным, скомпрометировать и опорочить их. Это сведения о заболеваниях, негативных привычках, психологических болезнях, домашних конфликтах, криминальном прошлом либо настоящем. Такая информация может употребляться лишь в опытных целях; она не должна разглашаться, не считая случаев, предусмотренных законом и связанных с возможностью насилия, нанесения ущерба какому-либо лицу, в первую очередь детям.

Принцип толерантностиобусловлен тем, что социальная работа ведется с самыми разными категориями клиентов, а также с личностями, каковые смогут не внушать симпатии эксперту. Политические, религиозные и национальные изюминки индивидов, нуждающихся в помощи, их поведенческие стереотипы и сама их наружность может оказаться непривычной для лиц, занимающихся социальной работой. Определенные элементы ксенофобии, т.е. страха и неприязни перед проявлениями чуждых традиций, распространены в отечественном обществе. Социальные работники не свободны от иллюзии вычислять собственную точку зрения, собственный стереотип поведения, собственные представления о хорошем и нехорошем единственно верными и нормативными. В это же время разнообразие людских типов, культурных традиций, обычаев поведения есть залогом жизнеспособности развития всего человечества. Никто не должен выносить осуждение деятельности другого человека , пока она не воображает опасности и не причиняет ущерб окружающим. Социальный работник не имеет возможности сортировать клиентов на «хороших» и «нехороших», «эргономичных» и «неудобных». Любой, кто испытывает недостаток в помощи, обязан взять ее. Опытная толерантность эксперта по социальной работе свидетельствует признание закономерности разнообразия клиентов и терпимость к проявлениям этого разнообразия.

Знание об окружающей нас социальной действительности — это наиболее значимое орудие практического действия на нее. Значительными компонентами совокупности элементов научной теории являются вытекающие из принципов и закономерностей следствия, запечатленные в способах, приёмах и технологических алгоритмах. Они дают ключ к ответу проблемных практических задач и ситуаций. Совокупность категорий, принципов и закономерностей социальной работы сочетает в себе логическую непротиворечивость, верифицируемость и практическую направленность.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Какова роль понятийного аппарата теории социальной работы?

2. Какова структура категорий социальной работы?

3. Чем разъясняется сущность общесоциальных закономерностей социальной работы?

4. Какие конкретно правила социальной работы Вы усвоили? В чем их значение?

ЛИТЕРАТУРА

1. Григорьев С. М., Гуслякова Л.Г. объект и Предмет социальной работы: постановка неприятности // Проблемы социологии, социальной работы и психологии. Барнаул, 1993. Вып. 2.

2. Справочное пособие по социальной работе. М, 1997.

3. методика и Теория социальной работы / Под ред. И.Г. Зайнышева. М., 1994.

4. Тезаурус социальной работы. М., 1995.

5. Топчий Л.В. Неприятности теоретического обоснования модели развития личности социального работника в современной социокультурной действительности // Социальная работа. М., 1992. Вып. 1.

6. Холостова Е.И. Социальная работа: теоретико-методологические нюансы // Социальная работа. М., 1994. Вып. 6.

2014 Управление в социальной работе


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: