Основные признаки информационного общества.

Понятие информационного общества – правопреемник понятия постиндустриального общества, его детализация. Синонимы: интеллектуальное общество, общество знания , образованное общество. Информационное общество как информационная (знаниевая) ступень развития материальной и духовной культуры постиндустриальной цивилизации – это цивилизационная формация.

Первые упоминания понятия информационного общества относятся к 60 гг. 20 в. (США, Япония). В ту пору надеялось, что главным отличительным показателем нового общества будет информационная экономика, ресурсом и основным продуктом которой станетинформация и ее верховная форма – знание, а главной функцией – экономия времени посредством IT. Одновременно с этим высказывались опасения, что информация может стать замечательным властным ресурсом, концентрация которого возможно может привести к происхождению информационного варианта тоталитарного страны.

Со временем стало ясно, что одной информационной экономикой информационное общество не обойдется. Дабы не появилось в нем упомянутой опасности для народовластия, дабы общество развивалось гармонично и в интересах всех граждан, оно должно быть многогранным, учитывающим все стороны судьбы. Иными словами, нужные показатели информационного общества не должны ограничиваться материально-экономическими заинтересованностями граждан, но учитывать и их духовные потребности. На данный момент сложилось следующая совокупность таких показателей:

  • культ знаний;
  • информационная экономика;
  • информационная культура;
  • информационный рынок труда;
  • информационная инфраструктура;
  • информатизация социальных разработок;
  • информационное законодательство.

Быть может, перечисленные нужные показатели, строго говоря, недостаточны. Как бы то ни было, материальная и духовная жизнь общества в целом обязана от прошлых потребительских сокровищ индустриального общества перейти к новым информационным сокровищам, абсолютное следование которым совершает общество информационным в полном смысле данного понятия.

Культ знаний – не то же самое, что экономическая категория производства знаний. Культ знаний свидетельствует, что в публичной морали устойчиво преобладает тяга к духовному самосовершенствованию над стимулом материального благополучия. Культ знаний – это социально-психотерапевтическая установка, воздействующая на все остальные подобные установки граждан информационного общества.

Информационная экономика должна быть ориентирована на высокие разработки (Hi-Tech) – микро-, наноэлектронику, глобальные коммуникации, распространение и накопление данных и знаний, экономию времени, энергии и других публичных ресурсов, внедрение и разработку интеллектуальных продуктов. Информационная экономика обязана вписываться в глобальный информационно-экономический процесс.

Информационная культура – часть неспециализированной культуры социума, организующая социальную судьбу через информационную сферу. Внешняя информационная культура имеется управления и культура коммуникации (данных и команд). Внешняя личности и информационная культура общества безотрывно связана с их внутренней информационной культурой, под которой понимается культура познания ( знания ).

Информационный рынок труда обязан охватывать более половины трудоспособного населения. Это значит, что более 50% трудовых ресурсов общества должно трудиться в информационной сфере (компьютерные разработки; телекоммуникации; информационные услуги, включая библиотеки и сферу мастерства; СМИ и рекламное дело; пустынные производства под управлениемАСУ и роботов; микропроцессорные и нанотехнические устройства и системы; образование и наука и т.п.).

Информационная инфраструктура включает аппаратно-программные средства помощи информационной сферы деятельности общества.

Информационное законодательство имеется совокупность законов, нормативных актов и других форм правового регулирования в сфере обращения и применения и производства информации IT.

Все показатели информационного общества должны быть не провозглашаемыми, а действующими, должны трудиться дружно. Вычленение хотя бы одного показателя как неработающего ведет к ликвидации (самоликвидации) информационного общества. Так, к примеру, известны многие страны с развитой информационной инфраструктурой, но отсутствием информационной культуры, культа знаний, действующего информационного законодательства и др. В таких странах нет информационного общества, как нет его и в тех государствах, каковые не вписались в глобализационные процессы планетарного масштаба, исповедуют изоляционизм, закрытость, попрание демократических норм и прав человека. Локальные информационные обществанежизнеспособны. Приоритетным для человечества есть глобальное (планетарное) информационное общество, но достижимо ли оно в современном разнополярном мозаичном мире, полном взаимного непонимания и противоречий?! Без компромиссов не обойтись!

Неприятность слабо изученной опасности

Информатизация общества вносит фундаментальные трансформации в опытную деятельность, преобладающей формой которой делается умственная деятельность. Наряду с этим мозг подвергается неизвестным прежде жадно-психотерапевтическим нагрузкам, пропорциональным все возрастающему потоку информации (знаний). Человек добровольно переходит из родного ему естественного мира в неестественный мир информационной техники, что таит угрозу самой людской природе. В процессы информатизации молодежь вовлекается чаще и интенсивнее, чем старшие поколения. В этих условиях дети, девушки и юноши, у которых завершается анатомо-становление личности и физиологическое формирование организма, подвергаются скрытой опасности, исходящей от негативных факторов с их кумулятивным (накопительным) механизмом действия. Ежедневное нерегламентированное во времени общение с виртуальным миром синтезированных текстов, звуков и изображений, с органами управления информационной техники, с виртуальной судьбой, персоналиями и виртуальными играми формирует значительные неприятности для воспитания личности, работы эмоции. Само собой разумеется, человек живуч и гибко адаптируется к любой среде. Но эту свойство запрещено беспредельно эксплуатировать.

Эта неприятность не увлекательна для ИТ-бизнеса по понятным обстоятельствам, но для информационного общества она не равнодушна. Решать ее придется в рамках междисциплинарных изучений, находящихся на стыке естественных, гуманитарных и технических научных дисциплин.

Не нужно пренебрегать и проблемой подконтрольности, которую человек взвалил на себя вместе с переходом от информационной и коммуникативной техники коллективного пользования к персональным компьютерам и персональным (мобильным) телефонам. Сейчас любой юзер, любой телефонный клиент не имеет возможности ощущать себя в безопасности, пребывав в сетевом информационно-коммуникационном пространстве, потому что любой ход в нем кем-то и где-то может фиксироваться в рамках и вне рамок закона.Это формирует дополнительную психотерапевтическую нагрузку несвободы для людей в информационном обществе, которое по плану его устроителей должно было бы высвободить человека.

«Психология информационного общества»


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: