Основные признаки научного стиля речи

Научный стиль речи

Стилистика -раздел языкознания, в котором изучается совокупность стилей того либо иного языка, описываются нормы и методы потребления литературного языка в разных условиях языкового общения, в жанрах письменности и различных видах, в разных сферах публичной судьбе

Стиль языка — разновидность языка (стиль языка), применяемая в какой-либо обычной социальной ситуации — в быту, в семье, в официально-деловой сфере и т.д. — и отличающаяся от др. разновидностей того же языка чертами лексики, грамматики, фонетики.

Функциональный стильэто исторически сложившаяся и публично осознанная разновидность литературного языка (его система), функционирующая в определенной сфере людской деятельности и общения, создаваемая изюминками потребления в данной сфере языковых средств и их своеобразной организацией.

Главные показатели научного стиля речи

Научный стиль — один из книжных стилей, что употребляется в научных трудах, учебных пособиях и учебниках, устных выступлениях на научные темы.

Задача научного стиля — сказать научную данные, растолковать её, представив совокупность научной аргументации. Употребляется в официальной обстановке, характеризуется логичностью, объективностью, смысловой точностью.

В научном стиле возможно выделить следующие разновидности:

1) фактически научный стиль (свойствен научным трудам — монографиям, диссертациям, статьям в научных изданиях, книгах, энциклопедиях, научным докладам),

2) научно-популярный стиль (свойствен текстам, предназначенным для популяризации научных знаний, т. е. научно-популярной литературе, статьям в неспециальных изданиях, газетах, выступлениям на радио и телевидении, публичных лекциях перед массовой аудиторией),

3) научно-учебный стиль (употребляется в книжках, учебных пособиях, справочниках, предназначенных для обучающихся).

Для научного стиля характерно применение следующих языковых средств :

на уровне лексики :

  • насыщенность терминами данной науки;
  • применение слов с абстрактным значением: закон, число, предел, свойство ; отглагольных существительные со значением действия: переработка, приземление, применение ;
  • потребление слов в прямых значениях, отсутствие образности (метафор, метонимий, междометий, восклицательных частиц);
  • нередкое применение лексических средств, указывающих на последовательность и связь мыслей: сперва, в первую очередь, во-первых, следовательно, напротив, по причине того, что, исходя из этого ;

на уровне морфологии :

  • редкое применение личных местоимений я и ты и глаголов в форме 1 и 2 лица единственного числа;
  • особые приёмы авторизации: авторское «мы
    », неизвестно-личные (Уверены в том, что …) и безличные конструкции (Как мы знаем, что… ; Представляется нужным… ),
  • применение причастий и оборотов и деепричастий с ними;

на синтаксическом уровне:

  • потребление сложных предложений с применением альянсов, говорящих о связи явлений;
  • неупотребление восклицательных предложений, незначительное потребление вопросительных предложений;
  • нередкие цитаты, ссылки;
  • применение в качестве компонентов текста формул, графиков, схем.

Главные типы речи — рассуждение, описание.

Главные жанры — учебник, статья, доклад, диссертация, научная монография, энциклопедическая статья, патентная заявка, аннотация, резюме, рецензия.

Приведём как пример отрывок из речевого произведения научного стиля фактически научной его разновидности — монографии по лингвистике:

Правило 3 (факультативная окраска презумпций). В случае если составляющая с потенциальной презумпцией Р есть синтаксическим актантом миропорождающего предиката, то имеется две возможности: а) Р есть презумпцией в соответствующем мире и возможно переведена в презумпцию настоящего мира (либо, по крайней мере, в суждение, подлинное в реальности) при соответствующем трансформации содержания — модальной «окраске» (термин «окраска» — из Schiebe 1979); б) Р остаётся презумцией в реальности. Различие пониманий а) и б) не имеет регулярного семантического выражения

[Падучева Е. В. Высказывание и его соотнесённость с действительностью. М., 2001. с. 77].

В этом отрывке нашли отражение следующие черты научного стиля:

— лингвистические термины презумпция, синтаксический, актант, предикат, модальный, семантический ;

— знак Р (презумпция) в качестве компонента текста;

— слова с абстрактным значением составляющая, возможность, суждение, изменение, познание, выражение ;

— отсутствие слов в переносном значении: слово окраска употреблено как термин, заключено в кавычки и снабжено соответствующей ссылкой;

— слова, показывающие на объективные параметры оценки обстановки: потенциальный, соответствующий, подлинный, регулярный ;

— отсутствие обращений, междометий, модальных частиц, вопросительных и других средств и восклицательных предложений образности;

— сложное предложение с условным подчинительным альянсом в случае если … то , показывающее на причинно-следственные отношения;

— придание тексту большей чёткости посредством расчленения на пункты: а) и б);

— ссылка на второе произведение научной литературы, полное описание которой представлено в библиографии: Schiebe 1979 .

Все сообщённое возможно представить в таблице

Урок 9. Научный стиль речи. Часть 1


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: