Основные процедуры сбора информации для научного исследования.

12. Главные элементы научного изучения и их черта.

Главные элементы научного изучения: объект, предмет, цель, задачи, догадки, средства и способы.

Задача – распознать главные элементы, условия, действия и средства, каковые являются нужными и достаточными, дабы реализовать определённые научные цели и, в конечном итоге, взять новое объективно-подлинное знание.

Объект – это часть объективной действительности, на которую направлена исследовательская деятельность, т.е. процесс познания.

Предмет – это главное содержание объекта познания, чему посвящено изучение, все то, что надлежит «оторвать» из его яркой связи с противостоящим исследователю объектом и преобразовать в искомый итог.

Средства–орудия, инструменты действия на опознаваемый предмет, раскрывающие его содержание, это вещи, помещаемые между объектом труда и исследователем (материальные средства), совершенные средства изучения (способы, образцы, нормы, мыслительные конструкции и идеалы деятельности).

Цель — центральное звено научного изучения, в котором зафиксировано знание о предмете

изучения, но нереально полностью совершенно верно сформулировать цель, т.к. цель носит предположительный темперамент. Цель всегда уточняется на базе обратных связей, благодаря раскрытию содержания предмета. Цель образуется на базе мотива, предмета и средств действия.

Догадка – это научное предположение, которое направляться доказать и формулируется она на базе известных знаний, но в ней закодировано то, что нужно открыть и подтвердить.

Способ – это совокупность предписаний, направленных на теоретическое и практическое освоение действительности.

13. Классификация наук.

Классификации наук:

  • по методу и предмету познания: естественные, социальные и гуманитарные, о мышлении и познании, технические и математические;
  • по удаленности от практики: фундаментальные и прикладные.

На данный момент в зависимости от сферы, метода и предмета познания различают науки:
1) о природе – естественные;
2) об обществе – гуманитарные и социальные;
3) о познании и мышлении – логика, гносеология, эпистемология и др

14. Функции науки.

культурно-мировоззренческая,

познавательно-объяснительная,

прогностическая,

социальная (социальные прогнозирование, развитие и управление).

Функции науки – это внешнее проявлении каких-либо ее значительных особенностей.

Познавательная функция есть основополагающей, заданной самой сутью науки, назначение которой содержится в познании природы, общества и человека в целом, а также в рационально-теоретическом постижении мира, объяснении явлений и процессов, открытии законов и закономерностей, осуществлении прогнозирования и т.д. Эта функция сводится к производству новых научных знаний.

Мировоззренческая функция во многом переплетается с познавательной. Они взаимосвязаны, потому, что ее целью есть разработка научной картины мира и соответствующего ей мировоззрения. Кроме этого эта функция подразумевает изучение рационалистического отношения человека к миру, разработку научного миропонимания, что свидетельствует, что ученые (наровне с философами) должны разрабатывать научные мировоззренческие универсалии и соответствующее ценностные ориентации.

Производственная функция, которую кроме этого возможно назвать технико-технологической функцией, нужна для внедрения инноваций, новых форм организаций процессов, научных нововведений и технологий в производственные отрасли. Вследствие этого наука преобразовывается в производительную силу, трудящуюся на благо общества, собственного рода «цех», в котором разрабатываются и внедряются их воплощения и новые идеи. В этом замысле ученых кроме того время от времени относят к производственным работникам, что как запрещено более полно характеризует производственную функцию науки.

Социальная функция начала выделяться особенно значительно сейчас. Это связано с достижениями научно-технической революции. Вследствие этого наука преобразовывается в социальную силу. Это проявляется в обстановках, в то время, когда эти науки употребляются в разработках программ социального и экономразвития. Потому, что программы и такие планы имеют комплексный темперамент, то их разработка предполагает тесное сотрудничество разных отраслей естественных, публичных и технических наук.

Культурные функциинауки (либо образовательные) сводится к тому, что наука есть собственного рода феноменом культуры, серьёзным причиной развития людей, их воспитания и образования. Успехи науки значительно влияют на учебно-воспитательный процесс, содержание программ образовани, технологии, способы и форму обучения. Эта функция реализуется через совокупность образования, СМИ, публицистическую и просветительную деятельность ученых.

15. Особенности научного мышления. Критерии научности.

Особенности:

объективность;

развитость понятийного аппарата (категориальность);

рациональность (непротиворечивость, доказательность, системность);

проверяемость;

большой уровень обобщения;

универсальность (исследует любой феномен со причин и стороны закономерностей);

применение особых методов и способов познавательной деятельности.

Критерии научности — совокупность показателей, специфицирующих научное знание; ряд условий, которым наука обязана удовлетворять.

Истинность. Запрещено отождествлять истинность и научность. Ильин выделил в науке три элемента: наука переднего края, предназначенная для проигрывания альтернатив (творческий поиск, догадки); жёсткое ядро науки — непроблематизируемый пласт знаний, выступающий фундаментом; история науки — вытесненное за пределы науки (морально устаревшее) знание, быть может, не совсем14. Лишь ядро образовано из подлинного знания, но и ядро претерпевает трансформации (научные революции). Полного подлинного знания в науке не существует.

Проблемность: наука — попытка ответа проблемных обстановок. Историк Коллингвуд: любая наука начинается с сознания незнания.

Обоснованность. Запрещено абсолютизировать обоснованность: не каждое высказывание должно быть доказано; наука опирается на ненаучные предпосылки, каковые принимаются без доказательства. С течением времени очевидность этих предпосылок может измениться; тогда происходит пересмотр предпосылок (пример — происхождение квантовой механики).

Интерсубъективнаяпроверяемость. Научное знание считается обоснованным, в случае если существует принципиальная возможность его проверки всем сообществом.

Системность: научное знание должно быть логически организовано.
Прогрессизм: научное знание должно самосовершенствоваться. К мастерству это требование не применимо — смогут в один момент существовать пара направлений (к примеру, сюрреализм и реализм).

Способы научного познания


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: