Основные топологические группы учащихся

Критерии разделения

В работе с младшими школьниками целесообразно применять два главных критерия разделения: обученность и обучаемость.

Обученность— это определенный результат прошлого обучения, т.е. характеристики психологического развития ребенка, каковые сложились у него к сегодняшнему дню. Показателями обученности могут служить достигнутый учеником уровень усвоения знаний, уровень умений и усвоения навыков, навыков и качества знаний (к примеру, осознанность, обобщенность), приёмы и способы их приобретения.

Обучаемость же трактуется как чувствительность школьника к усвоению способов и новых знаний их добывания, готовность к переходу на новые уровни умственного развития (А.К.Маркова), как ансамбль интеллектуальных особенностей человека, от которого при всех других равных условиях зависит успешность обучения.

В случае если обученность есть чёртом актуального развития, т.е. того, чем уже располагает ученик, то обучаемость – черта его потенциального развития. С данной точки зрения понятие обучаемость близко к понятию территория ближайшего развития, предложенного Л.В. Выготским. Серьёзным показателем большого уровня обучаемости являются чувствительность к помощи другого человека, умение осуществлять перенос, свойство к самообучению, работоспособность и др.

Разделение в обучении предполагает разделение обучающихся на группы по каким или показателям, которое осуществляется для группирования, т.е. в дифференциации в обязательном порядке присутствует интеграция, выражающаяся в объединении обучающихся.

Вторым, не меньше серьёзным нюансом есть разное построение процесса обучения в выделенных группах. Так, для разделения обучения осуществляются учет лично-типологических изюминок личности в форме группировки обучающихся и разное построение процесса обучения в выделенных группах.

Дифференцированный подход есть главным методом осуществления индивидуализации обучения. Типологические изюминки детей— самый действенный показатель для дифференцированного подхода.

Выделяют следующие 3 типологические группы обучающихся:

1. С преобладанием процессов торможения над процессами возбуждения. Восприятие на первых порах обучения отличается бедностью, неэмоционалъностью. Независимое наблюдение им не доступно. Характерна медлительность, неповоротливость, замедленный темп работы. При верном подходе дают высокие показатели качества знаний, навыков и умений.

2. Дети с преобладанием в нервных процессах возбуждения над торможением.Они первыми делают задание, недослушав до конца, в работе опускают многие подробности, не смогут сосредоточиться, сконцентрировать внимание на объекте наблюдения. Обращение громкая, эмоциональная, но бедная по словарю. Своеобразие – поверхностность, неполнота, бедность восприятия. Им для прочного восприятия нужно многократное повторение.

Дети данной группы выявляют расхождение теоретических практических навыков и знаний.

3. С уравновешенными нервными процессами торможения и возбуждения. Их восприятие характеризуется полнотой, разносторонностью. Замечая, они проявляют вдумчивостъ, сосредоточенность. Обращение ровная, ясная, в меру громкая, эмоциональная, словарный запас велик.

В группы обучающихся возможно объединить по методу переработки и усвоения информации, и на основании личных изюминок, свойств, заинтересованностей, мотивации и уровня подготовки учебно-познавательной деятельности.

Обучаемость – это совокупность интеллектуальных особенностей человека, от которой при всех других равных условиях зависит успешность обучения, те особенности интеллектуальной деятельности, каковые играются определенную роль в успеваемости.

Уровень обучаемости определяется степенью сформированности разных качеств ума, от которых зависит продуктивность учебной деятельности. К таким качествам относятся глубина, гибкость, осознанность, самостоятельность ума, экономичность и обобщенность интеллектуальной деятельности.

Показателями обучаемости кроме этого являются:

– активность ориентировки в новых условиях;

– независимое обращение к более тяжёлым заданиям;

– настойчивость в достижении учебной цели;

– умение трудиться в обстановках помех, препятствий;

– чувствительность к помощи другого человека;

– свойство к самообучению;

– работоспособность, выносливость и др.

Для большого уровня обучаемости свойственны: умение функционировать в уме, осуществлять перенос и ориентировку, открытость к помощи, свойство к независимой постановке целей обучения.

Для низкой обучаемости свойственны: не сильный откликаемость на помощь, но одновременно с этим потребность в большем ее количестве, самостоятельности и отсутствие инициативы.

Не считая общей выделяют особую обучаемость.

Соотношение обученности и обучаемости бывает разнообразным.

В большинстве случаев, высокая обученность результат большого уровня обучаемости и напротив. Но у педагогически запущенных детей обученность возможно низкой, а обучаемость высокой. Про для того чтобы ученика преподавателя в большинстве случаев говорят: «Он обучается не в полную меру собственных сил».

Так, к группе с большим уровнем обучаемости относятся обучающиеся, каковые вольно усваивают изучаемый материал, выделяют значительное, закономерное, в частном видят общее, могут сами развивать раскрытые на уроке положения, легко переносят знания в новые обстановки, достигают большого уровня знаний за самое маленькое время. Так, группу большого уровня комплектую из обучающихся с большим уровнем учебных возможностей и высокими показателями успеваемости. Ко мне же включаю и обучающихся со средними учебными возможностями, но достаточно сильной высоким уровнем и мотивацией учения познавательного интереса к предмету.

Ученики среднего уровня обучаемости усваивают учебный материал по окончании тренировочной работы; выделяют значительное, закономерное не сходу, а по окончании исполнения определенных тренировочных упражнений, могут заметить в частном общее; овладев знаниями, реализовывают параллельный перенос в новые условия; для усвоения знаний требуется более долгое время если сравнивать с обучающимися большого уровня обучаемости.

Имеют средние показатели интеллектуальной работоспособности, учебной мотивации, интереса, средними показателями успеваемости.

Обучающиеся низкого уровня обучаемости усваивают материал по окончании многократных упражнений и не всегда полностью, затрудняются в выделении значительного, закономерного, по окончании неспециализированной тренировочной работы со всем классом, делают задания репродуктивного характера; овладевают знаниями за более долгое время, чем прошлая несколько обучающихся.

Имеют низкий уровень сформированности познавательного интереса и низкие показатели успеваемости.

Для изучения состояния знаний преподавателю принципиально важно выяснить, чего как раз в знаниях ученика не достаточно, какого именно уровня усвоения знаний он достиг, каковы качества знаний.

В практической деятельности комфортно ориентироваться на следующие уровни усвоения знаний:

– нулевой уровень – узнавание;

– первый уровень – репродукция (воспроизведение) знаний;

– второй уровень – использование знаний в привычной обстановке;

– третий уровень – использование знаний в поменянной и новой обстановке.

Принципиально важно кроме этого учитывать, какого именно этапа развития навыка либо умения достиг ученик.

Выделяют четыре этапа развития навыка:

• Ознакомительный (ориентировочный) этап – ознакомление с приемами исполнения действия, неспециализированное их представление и осмысливание действий, другими словами неспециализированная ориентация в задании.

• Аналитический (подготовительный) этап – овладение отдельными элементами действия, анализ способов их исполнения. Для этого этапа характерно сознательное, но неумелое исполнение действия.

• Синтетический (стандартизирующий) этап – объединение и сочетание отдельных элементов в единое целое, автоматизация элементов действия.

• Варьирующий (ситуативный) этап – овладение произвольным регулированием характера действия. Достигается эластичное, целесообразное исполнение действия, пластическая приспособляемость действия к обстановке.

Не считая главных параметров разделения – готовности к обучению, обученности и обучаемости, смогут употребляться и другие, к примеру: отношение к учению, познавательные интересы, мотивы учения, познавательные свойства и др. Но все они взаимосвязаны с тремя главными параметрами и являются частными по отношению к ним.

Преподаватель в собственной практической деятельности выбирает критерии разделения в зависимости от изюминок класса, целей, содержания и задач других факторов и конкретного урока.

Педагог может применять в собственной работе результаты диагностики, проводимой школьным психологом. Но обычно ему приходится самому проводить диагностические процедуры. Их темперамент определяется выбранным критерием разделения.

Так, для диагностики обученности пригодны работы проверочного характера. Педагог кроме этого разбирает результаты независимого исполнения детьми разных заданий, устные ответы у доски, работу в тетрадях и т. п. самая полную картину дают разноуровневые проверочные работы. Для них намерено подбираются задания на различный уровень усвоения знаний, к примеру, репродуктивные и творческие. Диагностические задания, помогающие выяснить уровень обучаемости, смогут быть включены в простой урок.

В случае если проведение диагностики по каким-либо обстоятельствам затруднено, то педагог может применять результаты наблюдений за обучающимися и анализ их деятельности, на базе чего делается вывод об уровне развития и обученности школьников.

Группы и теория гомотопий (трэш трейлер)


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: