Основные требования к знаниям и умениям учащихся 5 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Литература занимает особенное место в совокупности неспециализированного образования. Как один из ведущих гуманитарных учебных предметов, она содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим сокровищам культуры и развитие творческих свойств – нужные условия становления человека эмоционально богатого и интеллектуально развитого, талантливого конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.

Литература как мастерство словесного образа – особенный метод познания судьбы, художественная модель мира, владеющая такими серьёзными отличиями от фактически научной картины бытия, как высокая степень эмоционального действия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество принимающего.

Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы нужно не просто как факт знакомства с настоящими художественными сокровищами, но и как нужный опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, представителями и нашими современниками совсем второй исторической эры). Это приобщение к общечеловеческим сокровищам бытия, и к духовному опыту русского народа, отыскавшему отражение в русской и фольклоре хорошей литературе как художественном явлении, вписанном в историю всемирный культуры и владеющем несомненной национальной самобытностью.

школа дает ученику неспециализированное образование – в этом ее задача. Не забудем, что исконно русское слово «образование» происходит от глагола «образовывать», что, по В. Далю, восходит к глаголу «образитъ – давать вид, образ, обтесывать; слагать что-то целое; устраивать, создавать; улучшать духовно, просвещать». Образование прежде всего формирует совокупность ценностных ориентиров через постижение культурных сокровищ человечества. Сокровище делается сокровищем тогда, в то время, когда обретает для человека явный, понятный ему суть. Образование – это проживание ребенком истории цивилизации, это овладение языками культуры: искусства и математики, философии и естествознания. Исходя из этого литературное образование – это в один момент результат и процесс овладения языком литературы как искусства слова. А этому языку нужно учить. Так как человек общается не только с другими людьми, но и со всем окружающим его миром. И чтобы общение произошло, нужно знать и язык мастерства слова, что наряду с другими языками входит в состав культуры.

Так как язык литературы – это язык культурных этических ценностей и традиций, иногда не неоспоримых. Это язык жизненной правды и вымысла, язык его героя и автора, читательского понимания и писательского замысла. Приобретать литературное образование – значит усваивать культурные сокровища. Следовательно, нужно усилить культурологический и теоретико-литературный компоненты литературного образования, преодолеть существующее положение вещей, в то время, когда «вершиной» литературного образования становятся старшие классы (историко-литературный курс, ориентированный на вузовский, сводящийся в целом к накоплению знаний). Нужна переориентация литературного образования со знаниецентрического на культуросообразное, – именно это сделает человека не только грамотным, но и культурным, духовным, научит не мыслям, а мыслить, нацелит не на овладение готовыми знаниями и их использование, а на креативность.

Литературное образование как следствие возможно представить в виде единства трех компонентов:

  • становление свойства к адекватному эмоционально-эстетическому сопереживанию (сотворчество);
  • усвоение нужных теоретико — и историко-литературных знаний, формирование аналитических интерпретационных умений;
  • литературно-художественное и литературно-критическое творчество.

Исходя из этого основной целью изучения литературы в школе будет формирование читателя, способного к восприятию литературных произведений в контексте духовной культуры человечества и подготовленного к независимому общению с мастерством слова.

Средиосновных правил изучения литературы как учебного предмета выделим следующие:

  • принцип «читателецентричности», либо читательской направленности обучения. В ходе обучения литературе мы формируем квалифицированного читателя, имеющего право на выбор собственной стратегии чтения, принципиально хорошей от стратегии чтения опытного читателя;
  • принцип направленности на познание. В литературоведческой науке нацеленность на познание художественного произведения постоянно присутствует как имплицитная установка и как бы «выносится за скобки», а в обучении предмету – НЕТ. Наряду с этим будем помнить, что это и познание «другого», и познание себя «в другом»: «Образ мира у ребенка – это не абстрактное, холодное знание о нем. ЭТО знания ДЛЯ МЕНЯ: это МОИ знания. Это не МИР ОКОЛО МЕНЯ: это мир, ЧАСТЬЮ которого являюсь и что так или иначе ПЕРЕЖИВАЮ И ОСМЫСЛЯЮ ДЛЯ СЕБЯ… Культура и имеется способность и образ мира ориентироваться в нашем мире, дабы в нем функционировать и его переделывать», – писал М.М. Бахтин;
  • принцип коммуникативного контекста обучения, в базе которого лежит категория смысла. Эта категория разрешает учитывать настоящие потребности обучающихся, их интересы, обусловленные контекстом деятельности;
  • принцип деятельностного контекста обучения. Обучение восприятию/чтению вероятно лишь при учете творческого характера читательской деятельности и ее этапов (в соотнесении с этапами изучения художественного произведения) и вероятно лишь в ходе восприятия;
  • принцип диалогичности. Чтение – это также диалог, что протекает в рамках триады Создатель – ОБРАЗ – ЧИТАТЕЛЬ. Читатель «по ориентирам, данным в самом произведении», воссоздает художественный образ, созданный автором, и результатом для того чтобы восприятия – воссоздания делается читательская интерпретация произведения, осознаваемая как личностно значимая сокровище. В ходе освоения художественного произведения читатель вступает в диалог с автором, с другими читателями (критиками, критиками, преподавателем, одноклассниками), самим собой, итогом этого диалога делается создание собственной интерпретации текста как реплики в диалоге культур.

Базу содержания литературы как учебного предмета составляют текстуальное изучение и чтение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое хорошее произведение неизменно актуально, поскольку обращено к вечным людским сокровищам. Школьник постигает категории хороша, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; осознаёт, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. понимание и Целостное восприятие художественного произведения, формирование умения разбирать и трактовать художественный текст вероятно лишь при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее уровень качества конкретно зависит от читательской компетенции, включающей свойство наслаждаться произведениями словесного мастерства, развитый художественный вкус, нужный количество историко – и теоретико-умений и литературных знаний, отвечающий возрастным изюминкам обучающегося. Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений различных жанров;
  • ясное чтение художественного текста;
  • разные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
  • ответы на вопросы, раскрывающие понимание и знание текста произведения;
  • заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
  • интерпретация и анализ произведения;
  • написание отзывов и составление планов о произведениях;
  • написание сочинений по литературным произведениям и на базе жизненных впечатлений;
  • целенаправленный поиск информации на базе знания ее умения и источников трудиться с ними.

Содержание школьного литературного образованияконцентрично – оно включает два громадных концентра (5-9 и 10-11 классы). В первого концентра три возрастные группы (5-6, 7-8 класс и 9 классы).

Так, для обучающихся 5-6 классовсвойственны эмоциональная активность, очень сильно развитое воображение, предметное восприятие, которым характеризуется «простой реализм». Основная цель изучения курса в этих классах – обучиться просматривать художественное произведение, применять элементы анализа художественного текста. Работа над отобранными для этих классов произведениями позволяет увеличить и углубить жизненный опыт школьников, закладывает и формирует их читательские интересы и художественный вкус. Построение курса в 5-6 классах осуществляется на базе проблемно-тематического подхода с учетом хронологического порядка подачи материала, что разрешает готовить обучающихся к восприятию литературы в ее историческом развитии.

В 7 классе развиваются комментирования и умения анализа прочтённого, углубляются и увеличиваются представления о понятиях, благодаря которым характеризуются художественные произведения, курс строится на базе объединения проблемно-тематического и жанрового подходов.

В 8 классе полученные ранее знания выстраиваются в более сложную и неспециализированную картину динамики развития литературы. В силу читательской готовности школьников данной возрастной группы, обучающиеся, принимая различные тексты, знают своеобразие отдельных исторических процессов, изображенных писателями, закономерность происхождения разных взоров на человека и мир, соответствующие художественным стилям и разным эпохам. Вследствие этого курс литературы строится на базе объединения жанрового и историко-литературного подходов.

В 9 классе программный материал призван не только подытожить приобретенные знания, умения и навыки обучающихся, а содействовать постижению самые существенных сторон литературного процесса, осмыслению творчества отдельного писателя в историко-литературном контексте. Это период интенсивного накопления знаний, представлений, начальных обобщений о природе словесного мастерства. формы произведения и Постепенное рассмотрение содержания формирует познание неспециализированной концепции анализа. Активизируются возможности применения теоретико-литературных понятий, совершенствуются нравственно-эстетические и эмоциональные линии анализа текста, создается чувство возможности, что содействует формированию концептуального подхода к изучению художественных текстов. Значительным для данного этапа работы с обучающимися есть возможность применения самые-литературных понятий, и постановка важных вопросов познавательного и нравственно-эстетического порядка.

В содержание программ этого класса входят художественные произведения и историко-литературные явления, начиная с античности и до современной литературы включительно, что позволяет обучающимся обобщить и систематизировать представление об тенденциях и этапах развития мирового литературного процесса. Программы для 9 класса предусматривают темы монографические (посвященные творчеству одного писателя) и обзорные (коротко характеризующие широкий историко-литературный материал, дающие представления об явлении и определённом этапе в развитии литературы). Курс литературы этого класса строится на историко-литературной базе, рассматривается как «переходный» по отношению к старшей школе и организован с учетом вероятной допрофильной подготовки обучающихся.

Второй концентр представлен возрастной группой обучающихся 10-11 классов. Тут предусмотрено изучение художественной литературы на историко-литературной базе, монографическое изучение творчества классиков русской литературы.

На этом этапе изучения углубляются связи между восприятием произведения, его интерпретацией, системой и анализом теоретических понятий. Возрастает самостоятельность школьников в выборе вариантов анализа, в нравственной, эмоциональной и эстетической оценках произведений, в его специфики роли и выяснении писателя в развитии русской литературы. На этом этапе расширяется действие художественного произведения на духовную сферу обучающихся, возрастают требования к владению методами анализа, создаются предпосылки для постепенного соотнесения изучения конкретной темы с неспециализированной концепцией курса литературы. Более большой уровень логических и художественных обобщений воздействует на глубину конкретно-образного мышления старшеклассников. В центре работы обобщающего характера стоит выяснение своеобразия творческой его роли и индивидуальности писателя в развитии русской литературы. Своеобразие этого этапа содержится в повышении требований к активному применению обучающимися знаний по теории и истории литературы, в их сознательном отношении к выбору вариантов анализа. Завершая изучение русской хорошей литературы, обучающиеся поймут нравственные и эстетические параметры оценок литературных произведений. В 11 классе развитие читательских заинтересованностей идет по линии соединения понятийных обобщений. Концептуальный подход к изучению литературы осуществлялся в сознательном применении ключевых принципов анализа идейно-художественного своеобразия произведений, в осознании неповторимости творческой индивидуальности писателей, к чему школьников готовили всем предшествующим изучением литературы. На всех этапах изучения конкретного произведения (вводно-ориентировочные занятия, уроки анализа и интерпретации, обобщение материала на последних занятиях) особенное значение в формировании целостного понимания художественной литературы имеет внимание к плану автора, к его концепции времени и человека, к воплощению данной концепции в структуре произведения и системе образов. Развивая способности школьников к образным и понятийным обобщениям, активизируя применение понятий и системы знаний, принципиально важно сохранить элемент удовольствия. Оно неизбежно связано с интересом к художественному миру автора, с воспитанием эстетического восприятия, есть базой художественно-эстетической активности, хорошей мотивации в обучении. Принципиально важно разнообразить формы художественно-эстетической учебной деятельности школьников: совершенствовать темперамент их выступления на уроках, участие в семинарских занятиях и диспутах, написание работ — от несложных ответов на вопросы, изложений, произведений до отзывов, докладов, работ с дидактическими материалами, творческих работ.

Основной идеей предлагаемой программы есть изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от нее к русской литературе XVIII, XIX и XX столетий. В программе соблюдена системная направленность: от освоения разных жанров фольклора в средних классах к проблеме «литература и Фольклор» в старших классах; от сказок, стихотворных и прозаических произведений Пушкина в средних классах к изучению творчества поэта в целом; от знакомства с отдельными сведениями по истории восприятия и создания его обществом до начальных представлений об историзме литературы как искусства слова (вертикаль). Существует совокупность ознакомления с литературой различных столетий и в каждом классе (горизонталь). В содержании самой литературы эта идея и концентрический подход оказывают помощь преподавателю подвести школьников к пониманию творчества литературного процесса и отдельного писателя в целом, поэтики, литературных направлений, течений и т.д.

В каждом из классов затронута одна из ведущих неприятностей (к примеру, в 5 классе – внимание к книге; в 6 классе – автор и художественное произведение, характеры храбрецов; в 7 классе – изюминки труда писателя, его позиция, изображение человека как наиболее значимая неприятность литературы; в 8 классе – истории и взаимосвязь литературы; в 9 классе – литература в духовной судьбы человека, шедевры родной литературы). В 10 и 11 классах – линейный курс на историко-литературной базе (русская литература XIX, ХХ и XXI столетий).

Преподавателю принципиально важно предусмотреть целый процесс чтения обучающихся (восприятие, познание, осмысление, анализ, оценка и интерпретация прочтённого). Лишь в этом случае школьники приходят к независимому чтению грамотными читателями, смогут вольно и с интересом обсудить произведение, высказать собственный развернутое, обоснованное суждение о прочтённом стихотворении, рассказе, романе, пьесе (возможно, замеченной в театре).

Обобщение результатов данной работы возможно выражено в форме устной либо письменной рецензии, произведения (очерка, доклада, статьи, ученической исследовательской работы в профильном классе и пр.); особенное внимание принципиально важно обратить на совершенствование речи обучающихся, систематически проводя подобную работу со школьниками на уроках литературы и связанных с ними особых уроках развития речи в средних классах старших и первого концентра классах второго концентра.

Одним из показателей верного понимания текста есть ясность чтения обучающимися. Как раз исходя из этого формирование навыков ясного чтения должно проводиться преподавателем в продуманной совокупности: от прочтения строфы и осмысления содержания к ясному чтению стихотворения в целом, от упражнений на уроках к конкурсному чтению (в классе, школе, районе, городе).

Принцип концентризма, осуществляемый данной программой, предполагает последовательное возвращение к определенным авторам а также время от времени к одному и тому же произведению. Но конечно, что на каждом этапе перед школьниками ставятся разные задачи изучения текста: познакомить с писателем и его лучшими произведениями либо углубить начальное чувство от прочтённого, раскрыть подтекст, усложнить анализ, раскрыть образ автора.

Базу содержания учебного материала составиликак литературные тексты, проверенные временем, прекрасно зарекомендовавшие себя в школьной практике преподавания литературы, так и художественные произведения, отражающие современные тенденции историко-литературного процесса. Включение в программы всех классов художественных текстов современной русской и всемирный словесности обусловлено такими факторами, как:

  • возможность представить литературу как «живой организм», что не следует на месте, а всегда развивается, реагирует на процессы, каковые происходят в обществе;
  • потребность приблизить преподавание литературы в школе к проблемам и реалиям человека и современного мира;
  • необходимость учитывать читательские приоритеты сегодняшних школьников, которые связаны с интересом к фантастике, фэнтези и вторым произведениям современной литературы.

Разнообразие литературных художественных произведений и имён, представленных в программах, позволяет раскрыть культурный контекст определенной эры, совершить межлитературные и межкультурные параллели, учить школьников применению элементов компаративного изучения, с учетом возрастных изюминок обучающихся и конкретного текста представить комплект нужных литературоведческих терминов и понятий, продемонстрировать их спектр действия на разном материале.

Программа включает три раздела: пояснительную записку; главное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов; критерии оценивания учебных достижений обучающихся по литературе для 5-11 классов общеобразовательных учебных заведений с русским языком преподавания.

Структурные изюминки Программы обусловлены не только собственной классической функцией – быть базой для осуществления и планирования учебного процесса, а и подробно обозначают ожидаемые результаты обучения и тем самым определяют объективные параметры их оценки.

Раздел Программы «Содержание учебного материала» структурирован так:

O аннотации к программным темам курса с вероятным вариантом распределения часов, призванные сориентировать учителя в выборе главных подходов для обзорного и текстуального изучения произведений в классе, выделить то основное, что образовывает идейно-эстетическую значимость литературного явления. Так детализируется необходимый минимум содержания литературного образования: указываются направления изучения творчества писателя, наиболее значимые нюансы анализа конкретного произведения (раскрывается идейно-художественная доминанта произведения); включаются историко-литературные сведения и теоретико-литературные понятия, помогающие освоению литературного материала. Произведения малых эпических жанров и лирические произведения значительно чаще сопровождаются одной неспециализированной аннотацией.

O главные рубрики:

  • «Теория литературы» в программе связана с конкретным изучением художественных явлений. Последовательность освоения теоретико-литературных понятий определяется индукцией. От микроэлементов текста (троп) к освоению структуры художественного произведения — таков круг теории литературы в 5-6 классах. В 7-8-м классах базой теоретико-литературного образования становятся роды и повторение и жанры литературы на новом уровне, в пределах жанра и рода, наблюдение над микро- и макроструктурой художественного произведения. В 9-м классе основной задачей теоретико-литературного образования есть прослеживание исторического развития родов и жанров, и литературных направлений. Подобное рассмотрение теории литературы готовит учеников к историко-литературному курсу старших классов, где литературный процесс предстает как сложное сотрудничество социальных и эстетических влияний, национальных и личных особенностей мастерства. Так, во всех сферах литературного образования мы стремимся избежать подобных на различных ступенях развития операций и стимулировать поступательное развитие учеников.
  • «Для самостоятельного и домашнего чтения» предназначена на базе чтения произведений, каковые пользуются заслуженным вниманием у представителей различных поколений, привести к желанию продолжить диалог с книгой во внеурочное время, возродить традицию домашнего чтения, что будет содействовать упрочнению взаимоотношений между детьми и взрослыми в семье. В 9-11 классах уроки самостоятельного чтения имеют целью не только расширение круга чтения, удовлетворение читательских заинтересованностей обучающихся, но и формирование у школьников читательской самостоятельности на базе перенесения в сферу независимого чтения опорных литературных знаний, навыков и читательских умений.
  • «Литература родного края» предполагает изучение литературной судьбе исторически сложившегося региона, чтение художественной литературы об этом крае и его людях, пристальное вглядывание, а иногда и творчества писателей и детальное изучение жизни, каковые появились на донецкой почва, тут формировались как личности, черпали силы и воодушевление для собственного творчества, создали шедевры мастерства, и тех писателей, каковые посещали отечественный край и покинули о нем литературное наследие. Цель уроков изучения литературы родного края – осмысление обучающимися глубинной сути наследия мыслителей родного края, космоса духа земляков, реалий действительности, признание и восприятие литературно-художественного наследия, воспитание патриотизма и чувства гордости.

O дополнительные рубрики:

* «Межлитературные связи» акцентирует внимание на контактных, генетических и типологических связях литературных явлений;

* «Сотрудничество искусств» реализует заложенный культурологический принцип построения курса и акцентирует внимание на тех явлениях культурной эры, связях литературного произведения с другими видами мастерства, каковые целесообразно раскрыть в ходе изучения программной темы;

* «Межпредметные связи» направлена на установление объективно существующих связей между отдельными темами различных учебных предметов, что будет содействовать реализации комплексного подхода в воспитании и обучении школьников.

Материал дополнительных программных рубрик являются рекомендацией и призван обратить внимание преподавателя на серьёзные сведения фонового характера, помогающие раскрыть идейно-художественную сокровище литературного явления.

В «Национальных требованиях к уровню учебных достижений обучающихся» сформулированы результаты обучения в определенном классе, фактически – цель и задачи каждой предложенной для изучения конкретной программной темы. Указаны личностные, предметные и метапредметные результаты. Совокупность планируемых результатов обрисовывает классы учебно-познавательных и учебно – практических задач, для исполнения которых нужно овладение совокупностью учебных действий (универсальных и своеобразных для предмета «Литература») с учебным материалом, служащим базой для обучения.

В программе для каждого класса представлен перечень произведений для необходимого заучивания наизусть, и список разнообразных монологических и диалогических письменных и устных видов высказываний по литературе, каковые в соответствии с национальными требованиями к уровню учебных достижений должны быть освоены школьниками. Любой класс заканчивается кроме этого главными требованиями к умениям и знаниям обучающихся.

В конце Программ преподавателю предлагается перечень рекомендованной литературы и Интернет-ресурсов, что возможно использован для подготовки к урокам.

Принцип вариативности, заложенный в программе, дает преподавателю право: а) из необходимого списка текстов, предложенных в одном тематическом блоке, по собственному усмотрению выбирать конкретное произведение для его изучения в классе; б) варьировать способы изучения этого произведения; в) в больших по количеству текстах самостоятельно отбирать главы для необходимого прочтения; г) избирательно доходить к выбору произведений в разделе «Для домашнего и домашнего чтения»; д) определять место произведений всемирный литературы, предусмотренных для необходимого изучения.

В каждом классе программы распределено учебное время на текстуальное изучение, на уроки развития речи, выделены часы на самостоятельное чтение, изучение литературы родного края, повторение и обобщение усвоенного материала. К тому же, преподаватель в зависимости от настоящих потребностей конкретной ученической аудитории в праве изменять количество часов, предназначенных для изучения обзорных и монографических тем (в количествах раздела). Заложенная в Программе вариативность планирования курса разрешает преподавателю выбрать самые эффективные методические дороги изучения литературы.

Класс

(3 часа в неделю; за год – 105 ч.)

Какие конкретно Науки Реально Необходимы в Жизни?


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: