Основные требования, предъявляемые к оформлению реферата и контрольной работы

Министерство образования и науки Российской Федерации

Пензенский государственный университет

Кафедра "Правоохранительная деятельность"

О.А. Тимошкина

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

С ЛАБОРАТОРНЫМ ПРАКТИКУМОМ

По дисциплине

"Информационно-правовая статистика"

Для студентов, обучающихся по направлению подготовки

Юриспруденция

Пенза – 2016 Содержание

Введение……………………………………………………………………..3

Теоретическая часть………………………………………………………..5

Вопросы для самостоятельного изучения………………………………13

Вопросы по теоретической части к зачету………………………………14

Темы рефератов……………………………………………………………16

Основные требования, предъявляемые к оформлению реферата и контрольной работы……………………………………………………………17

Лабораторный практикум…………………………………………………19

Методика выполнения лабораторных работ…………………………….19

Требования, предъявляемые к оформлению отчетов о выполнении лабораторных работ……………………………………………………………21

Примерный перечень заданий к лабораторным работам………………22

Список литературы, рекомендуемой при изучении курса «Информационно-правовая статистика»………………………………………60

Приложение №1……………………………………………………………65

Приложение №2……………………………………………………………66

Приложение №3……………………………………………………………70

Введение

Для оценки эффективности деятельности государственных органов, особое значение приобретает необходимость поиска и группировки данных, размещенных на официальных сайтах и порталах этих органов. В современных реалиях работа любого государственного органа строится, в том числе и на использовании достижений информатики, новых информационных технологий, современных методов получения информации.

Информационно-правовая статистика позволяет получить полную, достоверную информацию, ее оценить, проанализировать и на основе полного анализа сделать необходимые выводы о состоянии правоотношений, эффективности деятельности государственного органа, выявляет положительные и отрицательные стороны тех или иных общественно-правовых явлений, позволяет осуществить эффективный мониторинг процессов, происходящих в деятельности государственных органов и обществе в целом.

Поскольку необходимые статистические данные, которые являются объектом изучения в процессе решения практических задач, могут быть получены исключительно из информационных ресурсов в сети интернет, повышаются требования к информации, там размещенной. Статистическая информация, которая размещается государственными органами на официальных информационных ресурсах, должна быть полной, содержательной, своевременной, достоверной, актуальной и доступной.

Данные информационно-правовой статистики необходимы для разработки мер по повышению эффективности деятельности государственных органов, направленной на обеспечение законности, соблюдения прав и свобод граждан, совершенствования законодательства, принятия управленческих решений.

В процессе изучения курса «Информационно-правовая статистика» студенты ознакомятся с базовыми понятиями, используемыми в процессе освоения учебной дисциплины, такими как: статистика, информатика, официальный сайт, правовой портал, статистическое исследование, наблюдение, сводка, статистическая совокупность, статистический график и другими. Кроме того, освоят навыки поиска правовой информации, ее отбора и группировки, а также анализа и оценки.

Представленное учебно-методическое пособие позволяет студентам юридического факультета, обучающимся по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» освоить поиск необходимой правовой информации, применять статистические методы в практической деятельности, выработать навыки анализа статистической информации. Указанные навыки в полной мере будут отработаны в процессе выполнения лабораторных работ.

Целями освоения дисциплины «Информационно-правовая статистика» являются – обучение методам получения, обработки, накопления и анализа юридико-статистической информации для ее использования в практической деятельности и при проведении соответствующих теоретических исследований.

Согласно учебному плану подготовки бакалавров согласно профилю подготовки «Правозащитная деятельность» 40.03.01 «Юриспруденция» учебная дисциплина «Информационно-правовая статистика» относится к базовому циклу изучаемых дисциплин

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Информационно-правовая статистика находится на стыке двух дисциплин: правовая информатика и правовая статистика.

Статистика – это наука, которая с помощью особых методов изучает массовые явления в природе и обществе и, по сути, составляет количественный каркас, отображающий все необходимые человеческие сведения об окружающем мире[1]. Слово status – латинское, означает состояние вещей или положение. От корня слова status, образовались два слова stato – «государство» и statistika.

Термин «статистика» впервые начал употребляться в XVIII веке и первоначально понимался как «государствоведение», т.е. систематизированный сбор и представление данных о государственном устройстве, территории, населении и других особенностях.

Правовая статистика изучает количественную сторону качественно определенных правовых явлений и процессов, отображаемую посредством статистических показателей.

Во всяком статистическом исследовании выделяются следующие этапы:

1. Статистическое наблюдение, т.е. сбор первичного статистического материала. Если говорить об информационно-правовой статистике сбор материала осуществляется в процессе ознакомления с официальными сайтами порталами государственных органов в сети интернет.

2. Сводка и группировка полученных сведений, т.е. объединение сведений по заданному принципу.

3. Анализ полученных материалов, в результате чего раскрываются причинно-следственные связи, определяются влияние и взаимодействие различных факторов, принимаются управленческие решения и впоследствии оценивается их эффективность и т.д.

Информатика – наука, изучающая структуру и общие свойства информации, закономерности развития информационных процессов, информационных технологий и информационных систем в различных областях человеческой деятельности[2].

В последние десятилетия произошли бурные изменения практически во всех сферах общественной жизни, определяемые ростом информационных ресурсов и применением информационных технологий. Достижения информатики находят широкое применение во всех областях человеческой деятельности, в том числе и правовой.

Таким образом, правовая информатика изучает структуру и свойства информации, закономерности развития информационных процессов, информационных технологий и информационных систем в правовой сфере, на основе исследования правовых особенностей изучаемых объектов, явлений и процессов.

Объектом изучения информационно-правовой статистики является информация в виде статистических сведений размещенных на официальных сайтах и порталах государственных органов. Указанная информация должна обладать рядом свойств:

1. Достоверность

2. Объективность

3. Актуальность

4. Полнота

5. Доступность

Исходя из вышесказанного, сделаем вывод, что информационно-правовая статистика изучает, с помощью различных статистических методов, количественную сторону различных правовых явлений, сведения о которых размещаются в различных информационных системах.

В процессе выполнения лабораторных работ по дисциплине «Информационно-правовая статистика» студенты получают навыки по сбору, систематизации и анализу полученных сведений, результатом выполнения лабораторной работы должен стать вывод о тех правовых явлениях и закономерностях, которые исследовались в процессе ее выполнения.

Кроме того, студенты должны уметь группировать полученные статистические сведения в таблицы и графики, которые строятся для наглядного представления и анализа статистических данных.

Статистический график помогает условно изобразить статистические данные в виде геометрических линий и фигур, что позволит доступно представить статистические показатели, визуально представить их связи и тенденции развития. Графики строятся с использованием специального программного обеспечения на персональном компьютере. Одни из наиболее распространенных средств построения графика является табличный процессор MS Excel, а также текстовый процессор MS Word.

Функция построения графических изображений называется «Диаграмма».

Обязательные элементы графика:

1. Заголовок графика – отображает его содержание, целевое назначение

2. Графический образ – знаки, с помощью которых изображаются статистические данные

3. Поле графика – часть плоскости, пространство, где размещаются графические образы

4. Пространственные ориентиры – определяют размещение графических образов на поле графика и задаются системой координат.

5. Масштабные ориентиры – с помощью которых, графическим образам придается количественная значимость, при этом используются масштабные шкалы

6. Экспликация графика – пояснение его содержания, наименование категорий, показателей, масштабных шкал.

В процессе выполнения лабораторных работ наиболее часто используются: линейные графики, диаграммы.

Основные виды статистических графиков:

1. Линейный график. Для его построения применяется система прямоугольных координат, где на оси абсцисс (горизонтальной) откладываются варианты изучаемого показателя, преимущественно заданный период (например, годы, месяцы и т.д.), а на оси ординат (вертикальной) количество изучаемого показателя (например, 100, 200, 300 и т.д.). Важным при построении линейного графика остается правильный выбор масштаба.

При построении линейного графика, возможно, изобразить на одном и том же поле графика несколько показателей, что позволяет их сравнивать.

Пример построения линейного графика

2. Диаграмма. График, на котором статистическая информация размещается с использованием геометрических фигур называется — диаграмма. Диаграммы широко применяются для наглядного сравнения явлений в пространстве и анализа их динамики.

Столбиковая диаграмма применяется для сравнения показателей, характеризующих разные объекты или одни и те же объекты в разные годы. При построении столбиковых диаграмм для изображения статистического показателя используется вертикальный столбик. В свою очередь, столбиковые диаграммы подразделяются на плоские и объемные диаграммы.

Пример построения плоской столбиковой диаграммы

Пример построения объемной столбиковой диаграммы

Еще одним видом диаграммы является полосовая (ленточная диаграмма), на которой основания столбиков располагаются вертикально, а масштабная шкала горизонтально и определяет величину полос по длине соответствующих значениям изображаемых статистических показателей. В свою очередь полосовые (ленточные) диаграммы подразделяются на: плоские и объемные, по аналогии со столбиковыми диаграммами.

Пример построения полосовой (ленточной) плоской диаграммы

Пример построения полосовой (ленточной) объемной диаграммы

Круговая (секторная) диаграмма – это диаграмма где площадь круга принимается за величину всей совокупности, а площади отдельных секторов отображают удельную долю ее составных частей. Данный вид диаграмм подразделяется на: целые и резанные.

Пример построения целой круговой (секторной) диаграммы

Пример построения разрезанной круговой (секторной) диаграммы

Радиальная (лепестковая) диаграмма – это диаграмма, где началом отсчета служит центр окружности, а носителями масштабных шкал являются радиусы круга.

Пример построения радиальной (лепестковой) диаграммы

Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Основные школы статистической науки

2. Предмет и основные задачи статистики

3. Основные категории статистической науки

4. Статистическая совокупность, единица совокупности

5. Признак и основные его виды

6. Понятие статистического показателя и его отличие от признака

7. Понятие статистической закономерности и основные их виды

8. История становления и определение «правовая статистика»

9. История становления термина «информатика»

10. История становления термина «правовая информатика»

11. Понятие термина «информация»

12. Свойства информации

13. Основные виды статистических графиков

14. Понятие и основные виды статистической карты

15. Понятие, способы построения и предназначение картограммы

16. Понятие, способы построения и предназначение картодиаграммы

17. Понятие «официальный сайт» и «официальный портал»

Вопросы по теоретической части к зачету:

1. Каково происхождение термина «статистика»

2. Назовите основные школы статистической науки

3. Охарактеризуйте кратко значение термина «статистика»

4. Назовите основные этапы статистической работы и кратко охарактеризуйте их

5. Назовите основные категории статистической науки

6. Дайте определение статистической совокупности, единицы совокупности

7. Что такое признак и основные его виды

8. Понятие статистического показателя

9. Сформулируйте отличия статистического показателя от признака

10. Назовите понятие «статистические закономерности» и назовите основные их виды

11. Назовите понятие «статистический график»

12. Назовите основное предназначение статистического графика

13. Назовите основные элементы статистического графика

14. Назовите основные виды статистических графиков

15. Понятие «линейный график» и его предназначение

16. Что такое диаграмма, ее предназначение и основные виды

17. Столбиковые диаграммы, как основной вид диаграмм

18. Понятие и назначение круговых (секторных) диаграмм

19. Понятие и предназначение радиальной диаграммы

20. Понятие и основные виды статистических карт

21. Понятие, способы построения и предназначение картограммы

22. Понятие, способы построения и предназначение картодиаграммы

23. Дайте определение «правовая статистика», и что является объектом ее изучения

24. История становления термина «информатика»

25. История становления термина «правовая информатика»

26. Понятие термина «информация»

27. Свойства информации

28. Понятие «информационно-правовая статистика»

29. Объект изучения «информационно-правовой статистики», основные требования, предъявляемые к нему

30. Что такое «официальный сайт» и «официальный правовой портал»

Темы рефератов:

1. История становления статистики, как науки

2. Основные статистические школы

3. Понятия и категории статистической науки

4. Понятие статистического наблюдения и организация его проведения

5. Графическое изображение статистических данных

6. Этапы развития информационных технологий. Переход к информационному обществу.

7. Информация в правовой сфере

8. Информационное законодательство в Российской Федерации

9. Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)»

10. Государственная политика в области правовой информатизации

11. Основные официальные порталы государственных органов, как источник получения статистической информации

12. Основные официальные сайты государственных органов, как источник получения статистической информации

13. Требования, предъявляемые к статистической информации

14. Официальные сайты и порталы МВД России

15. Официальные сайты и порталы Генеральной прокуратуры Российской Федерации

16. Официальный сайт Министерства юстиции Российской Федерации

17. Официальный сайт Пензенского областного суда

Основные требования, предъявляемые к оформлению реферата и контрольной работы

Реферат (контрольная работа) должен быть выполнен печатным способом с использованием компьютера и принтера на одной стороне листа белой бумаги формата А4 (210 мм на 297 мм). Рекомендуется использовать текстовый редактор Word, шрифт Times New Roman размером 14, интервал 1,5. Реферат (контрольная работа) должен быть скреплен или прошит в папку-скоросшиватель.

Общий объем реферата (контрольной работы) не должен превышать 30 страниц.

Страницы должны иметь следующие поля: левое – 30 мм, правое – 10 мм, верхнее и нижние – 20 мм. Абзацный отступ должен быть одинаковым по всему тексту и равен пяти знакам.

Все страницы реферата (контрольной работы) должны быть пронумерованы (включая иллюстрации и приложения (при наличии). Нумерация проставляется в верхнем поле на середине страницы арабскими цифрами. Пропуск и повторение нумерации не допускается.

Первой страницей считается титульный лист (оформляется в соответствии с Приложением №1), нумерация на котором не проставляется, на следующей странице – «Оглавление (содержание)» ставится цифра «2».

Оглавление (содержание) должно содержать перечисление написанных разделов, подразделов, приложений с указанием страниц. Оглавление (содержание) должно включать все заголовки, имеющиеся в работе. Формулировка их должна точно соответствовать оглавлению (содержанию) работы, быть краткой, четкой, последовательно и точно отражать внутреннюю логику работы.

Наименование «Раздел, подраздел» не указываются, а сразу проставляется нумерация соответствующего раздела, подраздела. Последнее слово заголовка соединяется отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления.

Введение должно отражать: актуальность темы исследования, цели и задачи, объект и предмет исследования, проработанность тематики исследования. Объем введения не должен превышать 3 страницы.

Основной текст разделяется на разделы и подразделы. Каждую раздел начинают с новой страницы. Заголовки располагаются посредине страницы без точки на конце и отделяются от текста сверху и снизу одним интервалом.

Перенос слов в заголовке не допускается.

Объем заключения не должен превышать 3 страницы.

Библиографические ссылки оформляются в соответствии с требованиями ГОСТ Р 7.0.5. Таблицы, приложения и иллюстрации оформляются в соответствии с требованиями ГОСТ 2.105.

Список литературы должен располагаться в конце основного текста после заключения. Список литературы приводится в тематической группировке: нормативно-правовые акты (располагается в соответствии с принятой системой классификации), учебная литература, научная литература (располагается в алфавитном порядке), материалы судебной практики (располагаются в хронологическом порядке) и иные источники. При наличии в списке литературы на других языках, кроме русского, образуется дополнительный алфавитный ряд, который располагается после списка литературы на русском языке.

ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ

Рандомно подобранные статьи с сайта:

Оформление реферата по госту


Похожие статьи:

admin