Основные виды мыслительных операций

Интеллектуальная деятельность людей совершается при помощи мыслительных операций: сравнения, анализа и синтеза, абстрагирования, конкретизации и обобщения. Все эти операции являются разными сторонами главной деятельности мышления – опосредования, т.е. раскрытия все более значительных отношений и объективных связей между предметами, явлениями, фактами (1).

Сравнение – это сопоставление явлений и предметов с целью различия и нахождения сходства между ними. К. Д. Ушинский вычислял операцию сравнения базой понимания. Он писал: …сравнение имеется база всякого понимания и всякого мышления. Все в мире мы познаем не в противном случае, как через сравнение… Если вы желаете, дабы какой-нибудь предмет окружающей среды был осознан светло, то отличайте его от самых сходных с ним предметов и находите в нем сходство с самыми отдаленными от него предметами: тогда лишь выясните себе все значительные присимволы предмета, а это и значит осознать предмет (2).

Сравнивая предметы либо явления, мы постоянно можем подметить, что в одних отношениях они сходны между собой, в других – разны. Признание предметов сходными либо разными зависит от того, какие конкретно части либо свойства предметов являются для нас сейчас значительными. Часто не редкость так, что одинаковые предметы в одних случаях считаются сходными, в других — разными. К примеру, при сравнительном изучении домашних животных с позиций их пользы для человека выявляется большое количество сходных показателей между ними, но при изучении их происхождения и строения обнаруживается большое количество различий.

Сравнивая, человек выделяет в первую очередь те черты, каковые имеют серьёзное значение для ответа теоретической либо практической жизненной задачи.

«Сравнение, – отмечает С. Л. Рубинштейн, – сопоставляя вещи, явления, их свойства, вскрывает различия и тожество. Выявляя тожество одних и различия вторых вещей, сравнение ведет к их классификации. Сравнение является довольно часто первичной формой познания: вещи сперва познаются методом сравнения. Это вместе с тем и элементарная форма познания. различие и Тожество, главные категории рассудочного познания, выступают сперва как внешние отношения. Более глубокое познание требует раскрытия внутренних связей, существенных свойств и закономерностей Это осуществляется вторыми сторонами мыслительного процесса либо видами мыслительных операций — в первую очередь синтезом и анализом» (3).

Анализ– это мысленное расчленение предмета либо явления на образующие его части либо мысленное выделение в нем отдельных особенностей, линия, качеств. Принимая предмет, мы можем в мыслях выделять в нем одну часть за второй и так выяснять, из каких частей он состоит. К примеру, в растении мы выделяем стебель, корень, цветы, листья и пр. В этом случае анализ – мысленное разложение целого на составляющие его части.

Анализ возможно и мысленным выделением в целом его отдельных особенностей, показателей, сторон. К примеру, мысленное выделение цвета, формы предмета, отдельных особенностей поведения либо черт характера человека и пр.

Синтез – это мысленное соединение отдельных частей предметов либо мысленное сочетание отдельных их особенностей. В случае если анализ дает знание отдельных элементов, то синтез, опираясь на результаты анализа, объединяя эти элементы, снабжает знание объекта в целом. Так, при чтении в тексте выделяются отдельные буквы, слова, фразы и вместе с тем они непрерывно связываются между собой: буквы объединяются в слова, слова – в предложения, предложения – в те либо иные разделы текста. Либо отыщем в памяти рассказ о любом событии – отдельные эпизоды, их сообщение, зависимость и т.д.

Развиваясь на базе практической деятельности и наглядного восприятия, синтез и анализ должны осуществляться и как самостоятельные, чисто умственные операции.

В каждом сложном ходе мышления участвуют синтез и анализ. Например, методом анализа отдельных поступков, мыслей, эмоций литературных храбрецов либо исторических деятелей и в следствии синтеза в мыслях создается целостная характеристика этих храбрецов, этих деятелей.

«Анализ без синтеза порочен; – подчеркивает С. Л. Рубинштейн, –попытки одностороннего применения анализа вне синтеза приводят к механистическому сведению целого к сумме частей. Совершенно верно так же неосуществим и синтез без анализа, поскольку синтез обязан вернуть в мысли целое в значительных связях его элементов, каковые выделяет анализ» (4).

Абстракция – это мысленное выделение значительных признаков и свойств предметов либо явлений при одновременном отвлечении от свойств и несущественных признаков. К примеру, дабы усвоить подтверждение геометрической теоремы в общем виде, нужно отвлечься от частных изюминок чертежа – мелом либо карандашом он выполнен, какими буквами обозначены вершины, безотносительная протяженность сторон и пр.

Выделенные в ходе абстрагирования показатель либо свойство предмета мыслятся независимо от вторых признаков либо особенностей и становятся независимыми объектами мышления. Так, у всех металлов мы можем выделить одно свойство – электропроводимость. Замечая за тем, как движутся люди, автомобили, самолеты, животные, реки и пр., мы можем выделить в этих объектах один неспециализированный показатель – перемещение. Посредством абстрагирования мы можем приобретать абстрактные понятия – смелость, красота, дистанция, тяжесть, протяженность, ширина, равенство, цена и пр.

Обобщение – объединение сходных явлений и предметов по неспециализированным для них показателям (5). Обобщение тесно связано с абстракцией. Человек не имел возможность обобщать, не отвлекаясь от различий в том, что им обобщается. Запрещено в мыслях объединить все деревья, если не отвлечься от различий между ними.

При обобщении за базу берутся те показатели, каковые мы получили при абстрагировании, к примеру, все металлы электропроводны. Обобщение, как и абстрагирование, происходит при помощи слов. Всякое слово относится не к единичному предмету либо явлению, а ко множеству сходных единичных объектов. К примеру, в понятии, которое мы высказываем словом «фрукты», соединены сходные (существенные) показатели, каковые имеются в яблоках, грушах, сливах и др.

В учебной деятельности обобщение в большинстве случаев проявляется в определениях выводах, правилах. Детям часто трудно совершить обобщение, поскольку не всегда они могут выделить не только неспециализированные, но значительные неспециализированные присимволы предметов, явлений, фактов.

«обобщение и Абстракция, подчеркивает С. Л. Рубинштейн, – в собственных начальных формах укорененные в практике и совершающиеся в практических действиях, которые связаны с потребностями, в собственных высших формах являются двумя взаимосвязанными сторонами единого мыслительного процесса раскрытия связей, взаимоотношений, при помощи которых идея идет ко все более глубокому познанию объективной действительности в ее значителенных закономерностях и свойствах. Это познание совершается в понятиях, умозаключениях и суждениях»

Конкретизация – это мысленное представление чего-либо единичного, что соответствует тому либо иному понятии либо неспециализированному положению. Мы уже не отвлекаемся от различных показателей либо явлений и свойств предметов, а, напротив, стремимся представить себе эти предметы либо явления в большом достатке их показателей. По существу, конкретное имеется неизменно указание примера, какая-либо иллюстрация неспециализированного. Конкретизация играется значительную роль в объяснении, которое мы даем вторым людям. В особенности серьёзна она в объяснениях, даваемых учителем детям. Выбору примера направляться уделять важное внимание. Привести пример время от времени не редкость непросто. В общем виде идея думается ясной, а указать конкретный факт не удается.

32 Формы мышления


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: