Основы логопедического массажа

Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Логопедический массаж:

Методическое пособие для педагогов

дошкольных образовательных учреждений.

СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008

Содержание

Вместо введения…………………………………………………………………………………………………………. 5

Из истории массажа……………………………………………………………………………………………………. 7

Комплексный подход к ответу неприятностей коррекции речи

с применением классических и нетрадиционных способов……………………………….. 13

Базы логопедического массажа…………………………………………………………………………… 21

Гигиенические базы проведения массажа………………………………………………………… 21

Анатомо-физиологическое обоснование массажа, механизм его действия

на организм человека…………………………………………………………………………………………….. 26

Черепно-мозговые нервы, участвующие в акте говорения………………………………….. 30

Мускулы, участвующие в акте говорения………………………………………………………………. 35

Главные положения………………………………………………………………………………………….. 35

Главные мускулы, иннервируемые тройничным нервом………………………………….. 36

Главные мускулы, иннервируемые лицевым нервом (мимические мускулы)…… 37

Главные мускулы, иннервируемые подъязычным нервом……………………………….. 39

Базы методики сегментарно-рефлекторного массажа……………………………………….. 42

Главные положения…………………………………………………………………………………………….. 42

Главные приемы массажа……………………………………………………………………………………. 45

Поглаживание……………………………………………………………………………………………………… 45

Растирание…………………………………………………………………………………………………………… 49

Разминание………………………………………………………………………………………………………….. 50

Линии, по которым выполняется сегментарно-рефлекторный

логопедический массаж………………………………………………………………………………………… 51

Область лица……………………………………………………………………………………………………….. 51

Область шеи………………………………………………………………………………………………………… 53

Язык…………………………………………………………………………………………………………………….. 53

Верхний плечевой пояс………………………………………………………………………………………. 53

Примерные комплексы массажа с элементами гимнастики…………………………………. 54

Комплекс массажа для расслабления мышц при гипертонусе…………………………. 54

Комплекс массажа для упрочнения мышц при гипотонусе………………………………. 54

Изотонические (с элементами сопротивления) упражнения

для нормализации и укрепления мышц шеи, губ, языка………………………………………. 57

Упражнение для мышц шеи……………………………………………………………………………….. 57

Упражнения для мышц губ…………………………………………………………………………………. 57

Упражнения для мышц языка…………………………………………………………………………….. 58

Базы методики точечного массажа……………………………………………………………………… 58

Базы методики массажа рефлексогенных территорий…………………………………………………….. 76

Главные положения…………………………………………………………………………………………….. 76

Массаж кистей и стоп…………………………………………………………………………………………….. 77

Размещение рефлексогенных территорий…………………………………………………………………… 77

Массаж кистей рук……………………………………………………………………………………………… 82

Плантарный массаж……………………………………………………………………………………………. 84

Аурикулярный массаж…………………………………………………………………………………………… 85

Массаж волосистой части головы…………………………………………………………………………. 89

Массаж доктора наук Ауглина………………………………………………………………………………… 91

Краниопунктура, либо скальптерапия…………………………………………………………………….. 93

Дифференцированная артикуляционная гимнастика………………………………………………. 97

Главные положения…………………………………………………………………………………………….. 97

Упражнения для мышц плечевого пояса………………………………………………………………. 99

Упражнения для мышц шеи…………………………………………………………………………………. 100

Работа по преодолению слюнотечения………………………………………………………………. 100

Упражнения для тренировки жевательно-артикуляторных подвижности и

мышц нижней челюсти…………………………………………………………………………….. 100

Упражнения для тренировки щёк мышц и подвижности губ……………………………… 102

Упражнения для развития мимико-артикуляторных мышц……………………………….. 103

Упражнения для тренировки подвижности мышц языка……………………………………. 104

Упражнения для тренировки подвижности мышц мягкого неба……………………….. 105

Словарь терминов…………………………………………………………………………………………………… 107

Вместо введения

По определению ВОЗ, здоровье — «это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие заболевания либо недочётов».

Не может быть у человека душевного самообладания при проблемах с речью. Мы знаем, какие конкретно трудности появляются при наличии речевой патологии. Это разные комплексы неполноценности, ограничения в выборе профессии, поведенческие отклонения, недоразвитие психологических процессов (внимания, памяти, мышления и пр.).

Речевая патология не существует сама по себе, изолированно. С происхождением таких расстройств параллельно появляются сопутствующие нарушения. Области души, тела и духа конкретно связаны между собой и оказывают обоюдное влияние.

Но здоровье — процесс динамический, поскольку человек от момента зачатия и до конца жизни находится в постоянном развитии.

Отечественный организм имеет громадный потенциал самооздоровительных сил. Еще Гиппократ сказал, что лечебные средства лишь тогда становятся нужны, в то время, когда не хватает естественных сил организма. К счастью, существует множество естественных дорог оздоровления, проверенных временем.

В государствах Востока с древних времен сохранились способы лечения человека при помощи поддержания в нем баланса энергии.В последние пара десятилетий западные и русские исследователи проявляют интерес к этим нетрадиционным, с позиций ортодоксальной медицины, способам врачевания.

Доказано, что эффект от регулярного их применения высок.

на данный момент активно применяются (в том числе и в логопедии) массаж, фитотерапия, хромотерапия, звукотерапия, ароматотерапия и т.п. С их помощью воздействуют на процессы, происходящие в организме человека (улучшают метаболизм, усиливают крово- и лимфоток, газообмен, гармонизируют энергетику), и повышают уровень качества его жизни. У профилактики болезней и природных средств лечения не только продолжительная история, но и блестящее будущее.

В таковой отрасли, как логопедия, на данный момент массаж и другие нетрадиционные формы действия на организм человека играются большую роль, в особенности при паретичности[1] артикуляционной и мимической мускулатуры, в послеоперационные периоды у детей с ринолалией, при поведенческих проблемах, которыми страдают большая часть детей с речевой патологией.

Не смотря на то, что и раньше в логопедической практике употреблялись элементы массажа, но им уделялось мало внимания. По большей части превалировали педагогические способы действия на логопата, каковые, к сожалению, не могли решить всех неприятностей. Не учитывалось усиление в следствии массажа мозгового кровообращения и метаболизма, что усиливает формирование и протекание многих психологических процессов (памяти, внимания и т.д.), приводит к общему оздоровлению, другими словами гармонизирует все процессы, происходящие в целостном организме.

В издании создатель делает попытку упорядочить некую имеющуюся данные по этому вопросу и предлагает собственную комплексную методику коррекции речевой патологии. Публикуемые материалы являются обобщенный обширный опыт успешного применения логопедического массажа и других нетрадиционных способов действия на дошкольников 2—7 лет, школьников и взрослых с нарушениями речи.

Из истории массажа

Целью данной главы есть подтверждение того, что массаж, пройдя диагностику временем, не потерял актуальности . Наоборот, за последние десятилетия интерес к нему существенно возрос.

Массаж — один из способов физического и энергетического действия на тело человека — может успокоить, снять боль, оказать помощь победить заболевание а также содействовать умственному, речевому и физическому формированию детей.

Установить совершенно верно, где и в то время, когда начали осознанно использовать массаж, нереально. До нас дошло множество источников (наскальные картинки, письмена и пр.), точно обосновывающих, что он появился на заре человечества и употреблялся фактически во всех уголках Почвы. Люди, обычно не имея вторых средств врачевания, прибегали к единственному, которое было доступно, — рукам.

О том, что массаж был знаком первобытным людям, говорят сведения о его применении народами, обитавшими на островах Тихого океана.

В древнеиндийских медицинских трактатах — «Аюр-Веды» — детально обрисованы приемы массажа. По большей части в те времена им занимались священники. Умение исцелять посредством рук вызывало у людей суеверный страх и восхищение. Обрисовано использование массажа индусами во времена вступления в их страну Александра Македонского (327 до н.э.). Так лечили страдающих от укусов змей солдат.

Мастерство массажа еще до нэ распространилось и в соседних с Индией Цейлоне и Непале. Письмена древних индусов говорят, что в 1000 году до н.э. на территории Непала существовали медицинские школы, в которых обучались этому способу врачевания.

Заимствовали его у индусов и китайцы. Но их массаж отличался от индийского включением приемов с применением растягивания суставов. Старейшая из дошедших до нас книг о массаже — «Конг-фу» показалась в 2698 году до н.э. в Китае. В шестом веке тут в первый раз в мире был создан национальный медин, где массаж изучался как необходимая дисциплина. В каждой провинции Старого Китая имелись врачебно-гимнастические школы, в которых готовили докторов-«таоссе», практикующих массаж и гимнастику. В шестанадцатом веке была издана энциклопедия «Сан-Тсай-Ту-Госи» (64 тома). В ней изложены техника и методика китайского массажа, систематизированы приемы.

Как мы знаем, что массаж с XII века до н.э. применяли в Старом Египте, Абиссинии, Ливии. Об этом свидетельствуют сохранившиеся папирусы, алебастровые рельефы, некогда украшавшие царские дворцы, надписи в пирамидах. На одном из папирусов, отысканных в первой половине 40-ых годов девятнадцатого века в саркофаге египетского полководца, были изображены такие приемы массажа, как растирание, поколачивание и поглаживание. (А самое старое изображение сцены массажа находится в Берлине в Новом музее. На барельефе из алебастра, принадлежавшем ассирийскому царю Синахерибу, что жил в 705—681 годах до н.э., представлены два человека, один из которых массирует другого.)

Из Египта массаж вместе с «умащиванием» мазями и маслами, широким применением бани попал в Старую Грецию — колыбель европейской цивилизации. Величайшие доктора Старой Греции вычисляли массаж необходимым элементом греческой культуры, в которой телесное развитие ценилось превыше всего.

Первое научное обоснование массажа постарался дать Гиппократ (ок. 460 — ок. 370 до н.э.). Первым пропагандистом массажа для здоровых людей и больных есть Геродикос (484—425 до н.э.). Сам он прожил примерно сто лет и всю собственную жизнь каждый день занимался массажем и гимнастикой.

В произведениях великих поэтов Эллады — Гомера, Пиндара обрисованы сцены массажа тел храбрецов-солдат.

Особенного расцвета достиг массаж в Римской империи. Римляне, завоевав многие страны, заимствовали их научные и культурные успехи, а также в области гимнастики и массажа. В римской Империи массаж был в обиходе у всех — от императора до раба. В городах строили удобные бани — «термы» (от лат. thermae — тепло, жар), в которых в обязательном порядке обустраивали особые помещения для массажа («трепидариумы»).

Благодаря Асклепиаду (128—56 до н.э.) — выдающемуся древнеримскому доктору — массаж взял особенно широкое использование и в медицине, и в физическом воспитании. Как раз Асклепиад первым поделил массаж на сильный и не сильный, короткий и продолжительный, с применением смазывающих средств и без них (сухой).

Выдающийся древнеримский доктор Клавдий Гален (ок. 130 — ок. 200 н.э.) обрисовал методику главных массажных приемов (поглаживание, растирание, разминание). Он первым советовал затевать массаж со не сильный поглаживаний, неспешно их усиливать, растирая, разминая участки тела, и завершать процедуру кроме этого легкими поглаживаниями. (Предписания Галена сохранились до отечественного времени фактически без трансформаций.)

По окончании падения Римской империи массаж на многие годы провалился сквозь землю из судьбы европейцев, чему содействовало распространение христианства, проповедовавшего умерщвление плоти. И только народы, следовавшие вторым религиям, применяли массаж в лечебных и профилактических целях.

X и XI столетия были расцветом арабской медицины. На базе трудов собственных предшественников Разес Ар-Рази (850—929), Абу Али Ибн-Сина (980—1037) и другие выдающиеся доктора того времени создали личные уникальные массажные приемы, что выяснило необычное направление, названное «восточный массаж». Он удачно использовался в банях. Эти идеи арабских ученых распространились в соседних государствах — Персии, Турции, Хиве, Бухаре, Армении, Грузии.

Новый скачок в развитии массажа случился в эпоху ренесанса. Но не обращая внимания на всплеск интереса к массажу популярность его в те времена была значительно ниже, чем в Греции и Древнем Риме.

Необычный массаж практиковался и у славянских народов. Его именовали «хвощевание», другими словами нахлестывание тела веником на протяжении мытья в бане. Таковой массаж содействовал закаливанию организма. (По свидетельству современников, древние славяне, жившие в условиях жёсткого климата, отличались крепким здоровьем.)

В Европе неумелое использование массажа невеждами и шарлатанами скомпрометировало данный способ лечения, и он был на долгое время забыт. Лишь в восемнадцатом веке массаж начал интенсивно оживать в Англии, Франции, Германии.

С XIX века, в особенности во второй его половине, медики пробовали дать научное обоснование массажу.

В Российской Федерации в конце XIX века ведущие доктора-клиницисты активно учавствовали в научных разработках методики массажа, обширно внедряя его в лечебную практику. Неоценимый вклад в развитие европейского массажа внесли И.В. Заблудовский, М.К. Барсов, В.В. Гамолицкий, Е.Н. Залесова, Н.И. Рачинский, В.К. Крамаренко, К.Г. Соловьев, И.П. Каллистов, А.В. Янченко, И.М. Саркизов-Серазини.

Самая громадная заслуга в развитии практики и теории массажа в Российской Федерации до революции в собственности русскому ученому, приват-доценту Военно-медицинской академии в Санкт-Петербурге И.В. Заблудовскому. Он создал стройную научно обоснованную совокупность, ставшую базой современного лечебного, спортивного и гигиенического массажа, в связи с чем его по праву именуют отцом современного массажа.

История точечного массажа, как и история вторых его видов, уходит корнями в глубокую древность. Существует множество преданий о происхождении точечного массажа, достоверность которых до сих пор не доказана. Но как мы знаем, что около 5 тысяч лет назад в Китае народные врачеватели эмпирическим методом нашли на коже человека точки (территории), раздражение которых уколами (акупунктура) либо прижиганием приводило к исчезновению больных явлений в организме, восстановлению его нарушенных функций (Хуанди-ней цзин, III в. до н.э.). Данный способ, основанный на философских правилах перемещения жизненной энергии ци (чи), именуется «чжень-цзю». Во второй половине 20-ых годов XI века показался первый «Атлас точек» (Ван Вэй-и. 600 активных точек).

Старейшие литературные источники говорят о том, что точечный массаж был обширно распространен в Китае, Корее и других государствах Востока уже в I—II столетиях, а с VIII века был признан официально.

Европа же определила о прекрасных точках на теле человека от путешественников и миссионеров только в тринадцатом веке. Восточный способ массажа на европейской земле приживался тяжело. По-настоящему им заинтересовались лишь в десятнадцатом веке. В Российской Федерации первые упоминания об акупунктуре (иглоукалывании) возможно встретить в научных работах последовательности авторов XIX—начала XX века (П.Г. Чаруховский, 1828; А.А. Татаринова, 1853; П.А. Корниевский, 1863, 1878; А.Я. Виолина, 1903; В.В. Корсаков, 1928). применение и Серьёзное изучение этого способа у нас началось с 1957 года. В двадцатом веке не только совершенствовались способы акупунктуры, но и взяли развитие новые совокупности действия на определенные активные точки (территории), а также на территории ушной раковины (Эр-чжень-ляо, аурикулопунктура, П. Ножье), стоп и кистей рук (Су-джок, Ч.В. Пак).

Массаж стоп и кистей, ушных раковин (аурикул) и волосистой части головы как способ естественного оздоровления с глубокой древности был известен многим народам, представителям разных культур. Сейчас тяжело сообщить, где как раз зародилась такая форма терапии. Она, возможно, так же ветха, как акупрессура и акупунктура. Много поколений передавались отдельные приемы этого способа исцеления, каковые по прошествии столетий образовали совокупность приемов массажа рефлексогенных территорий.

В гробнице египетского доктора из Саккары на стене изображена сцена массажа рефлексогенных территорий на кистях и стопах человека. Этому изображению приблизительно 4200 лет.

Индейцы при лечении больного органа использовали массирование стопы. Возможно, им уже с давних пор была известна концепция рефлексогенных территорий, но быть может, ее использовали и неосознанно.

Труд американского доктора Н. Фицджеральда (1872—1942) «Терапия территорий» (1917) послужил фундаментом для существующей сейчас столь действенной и плодотворной терапии рефлексогенных территорий.

Второй американский доктор, Д. Рейли, открыл лечебные возможности этого способа. Ученица Рейли — Юника Ингам, интенсивно использовавшая данный способ в собственной практике, написала две книги, в которых отображала состояние терапии рефлексогенных территорий того времени.

Из Америки данный способ распространился в немецкоязычные государства. Сейчас его применяют тысячи докторов, целителей и физиотерапевтов во всем мире.

Массаж рефлексогенных территорий есть действенным и несложным способом достижения психологического и физического расслабления человека, и умножения и сохранения сил его организма.

О влиянии массажа рефлексогенных территорий существует большое количество различных точек зрения, но во всех подчеркивается связь между подлежащими действию территориями (стопы, кисти рук, уши, волосистая часть головы и т.д.) и неспециализированными процессами, происходящими в организме человека. Об данной связи известно еще с древних времен из учения об энергиях китайской медицинской философии. Потому, что, к примеру, на стопах имеется более 70 тысяч нервных окончаний, то объяснение, что по окончании действия массажа на эти территории приходят в возбуждение связанные с ними органов и функции тела, звучит достаточно убедительно.

Особенно громадный интерес к массажу в Российской Федерации появился пара десятилетий назад. Углубленное теоретическое и клиническое его изучение совершили И.Н. Асадчих, А.В. Сироткина, Г.Р. Ткачева, В.И. Дубровский и др. В.И. Дубровский организовал в Москве школу массажа, в которую приезжают обучаться из разных городов других стран и России. Многие выпускники школы трудятся за границей (США, Канада, Израиль, Австралия, ЮАР, Польша, Сирия, Китай, Перу, Германия и др.).

Так, массаж, появившись наряду с другими видами народной медицины давным давно, и по сей день не потерял собственной ценности. Секрет долголетия массажа в простоте, результативности и доступности.

Комплексный подход
к ответу неприятностей коррекции речи
с применением классических
и нетрадиционных способов

На данный момент отмечается неуклонный рост числа детей с недоразвитием и проблемами речи психологических процессов, соматически ослабленных. Объективные обследования как правило не выявляют неотёсанной патологии у таких детей, но, в это же время, их неприятности подчас фактически неразрешимы.

Число коррекционных классов в школах, всевозможных реабилитационных центрах заметно возрастает. Но, по утверждению экспертов, в процессах обучения и направленной коррекции классические способы во многих случаях прекратили приносить ожидаемые результаты.

В ситуации актуальным есть системный, комплексный подход к коррекции речевого и сопутствующего ему психологического и соматического развития ребенка. Кроме того в довольно несложных случаях таких патологий в преодолении неприятности было бы совершенным присутствие как общепринятых, классических способов, так и нетрадиционных. Нетрадиционные способы оказывают помощь более глубокой (качественной) коррекции, в особенности затрагивая состояния, сопутствующие речевой патологии. Большая часть практикующих экспертов сходятся во мнении, что более действенно решить задачи, стоящие перед любым специалистом так называемой работы сопровождения развития ребенка[2], возможно лишь включив в процесс коррекции главной речевой патологии действие на сопутствующие ей неприятности. Базисными, непременно, являются классические педагогические способы, но с необходимым применением и нетрадиционных.

Нетрадиционные способы несложны, дешёвы, действенны, не имеют возрастных границ, а личностно-ориентированный подход в работе с ребенком содействует выбору самая оптимальной, результативной комплексной методики. Применение нетрадиционных способов в комплексном коррекционно-образовательном ходе усиливает у ребенка внимание и память, повышает работоспособность, нормализует состояние нервной совокупности, ликвидирует стрессы, снижает уровень утомляемости, усиливает коммуникативную функцию, а в условиях работы целостного организма — соматическое состояние.

Большая часть из этих способов пришли к нам из глубокой древности. И на данный момент появилась необходимость учитывать проверенные тысячелетиями наблюдения людей, например, — влияние на соматическое и психологическое состояние ребенка музыки, цвета, запахов. Как мы знаем, что их сочетание может оказывать разное действие — успокаивающее, расслабляющее, тонизирующее, стимулирующее, усиливающее и т.д. Исходя из этого продуманное использование в логопедической практике запахов (ароматотерапия), цвета (хромотерапия), музыки, звуков (звукотерапия) и без того потом может существенно повысить эффективность делаемых процедур, создавая дополнительный потенциал для развития ребенка. Так, к примеру, зеленый, светло синий, светло синий цвета, медленная, негромкая и плавная музыка, запахи лаванды, мяты, кориандра успокаивают, а запахи лимона, эвкалипта оказывают стимулирующее, тонизирующее воздействие, подобное влиянию красного, оранжевого, желтого цветов и стремительной, ритмичной, громкой музыки. (Хотелось бы напомнить, что с запахами трудиться нужно крайне осторожно. направляться убедиться в том, что ребенок не имеет аллергии на предложенный запах.)

Апитерапия — лечение продуктами пчеловодства — весьма действенна. Мед усваивается в организме человека на 100% и владеет легким снотворным, успокаивающим, послабляющим действиями. Он снимает бессонницу, неврозы, повышает работоспособность.

Применять апитерапию, физиотерапию, фитотерапию, лечебную физкультуру в работе с детьми смогут лишь соответствующие медицинские работники.

Для применения куклотерапии нужен комплект игровых кукол и пособий (довольно часто употребляются куклы без лица, а их эмоциональное состояние высказывает сам ребенок). Для применения же сказкотерапии ребенок должен быть знаком с определенным числом текстов сказок. Эти две терапии развивают воображение, коммуникативную функцию, оказывают помощь снять состояние страха, тревожности, агрессии, содействуют творческому самовыражению ребенка.

Логопедический массаж есть частью комплекса лечебно-оздоровительных и коррекционно-развивающих мероприятий, каковые осуществляются логопедом с участием вторых экспертов работы сопровождения развития ребенка. В работе с детьми, имеющими речевую патологию, применяют массажи рефлексогенных территорий (кистей, стоп, аурикул, волосистой части головы), доктора наук Ауглина, сегментарно-рефлекторный и точечный. Проследим варианты их комплектования.

При наличии временнoй и технической возможностей возможно делать полный массажный комплекс — все виды массажа рефлексогенных территорий, сегментарно-рефлекторный и точечный. Это займет 50—60 мин.. В случае если же таковой возможности нет, вариативность выбора видов массажа произвольная. Возможно делать от одного до трех видов массажа рефлексогенных территорий, сегментарно-рефлекторный и точечный массажи. Возможно массажи рефлексогенных территорий менять либо делать направлениями. Конечно, что в этом случае время действия на ребенка сократится. В комплексе возможно проводить раздельно точечный либо сегментарно-рефлекторный массаж, но оптимальным есть совмещение обоих их видов.

В массажный комплекс входят:

1. Развитие ручного праксиса.

2. Развитие тактильных (осязательных) ощущений[3].

3. Релаксация.

4. Фактически массаж.

5. Дифференцированная артикуляционная гимнастика.

Развитие ручного праксиса. Кончики пальцев рук — это «второй мозг». Еще великий германский философ И. Кант (1724—1804) писал, что рука есть вышедшим наружу головным мозгом.

Бессчётными изучениями экспертов подтверждено, что уровень развития речи зависит от степени сформированности узких перемещений пальцев рук. По большому счету развитие небольшой моторики любого вида есть замечательным тонизирующим причиной.

Прогноз о наличии либо отсутствии у ребенка предрасположенности к патологии речи возможно строить достаточно рано. Считается, что, если он в семимесячном возрасте уже может вытащить из кулачка лишь указательный палец, это говорит о хорошем прогнозе: у ребенка мало возможности иметь патологичную обращение.

Обращайте внимание на то, какая у ребенка рука ведущая. У детей с доминантным левым полушарием лучше трудится правая рука, а с доминантным правым полушарием — левая. на данный момент таких детей делается все больше. Видятся дети, каковые одинаково прекрасно трудятся и правой, и левой руками, — так именуемые амбидекстры. Не вдаваясь в подробности существующих теорий, возможно напомнить родителям, что нет необходимости переучивать ребенка-левшу трудиться лишь правой рукой. Это угрожает для него достаточно важными последствиями: смогут появиться негативные проявления психики, неврозы.

Упражнения по формированию небольшой моторики являются общеизвестными и широко используются в логопедической практике. К ним относятся:

1. Упражнения по выработке обобщенного зрительного образа предмета:

• внутренние и внешние обводки плоских фигур, их штрихование;

• дорисовывание второй половины рисунка, его подробностей;

• рисование по примеру и т.д.

2. Упражнения по выработке обобщенного двигательного образа предмета:

• плетение, шнуровка, завязывание узлов, бантиков;

• вышивание, вязание;

• имитация жестом разных конкретных предметов, действий.

3. Упражнения по выработке мускульной памяти, которая конкретно подготавливает руку ребенка к письменной речи:

• завинчивание и отвинчивание пробок различной конфигурации и величины, вращение между пальцами рук бруска, карандаша ровного и ребристого, бобины с нитками;

• нажимание кнопки пульверизатора;

• выкладывание букв из шнурка и счётных палочек;

• игра на мнимом пианино, выкладывание «колодца» из палочек (держать каждую палочку необходимо лишь одноименными пальцами обеих рук) и т.д.

Все эти упражнения не только повышают потенциальный энергетический уровень ребенка, но и обогащают его знание о собственном теле, развивают внимание, произвольность, успокаивают.

Развитие тактильных ощущений. С улучшением тактильной чувствительности пальцев рук рефлекторно улучшается тактильная чувствительность артикуляционного аппарата.

Для развития тактильной чувствительности возможно советовать следующие упражнения. Предложите ребенку:

• выложить посредством небольших предметов (рис, горох, фасоль, спички) узор по пластилину, нанесенному узким слоем на фанеру;

• выполнить мозаику из пластилиновых шариков;

• вылепить фигуры , цифры, буквы;

• выяснить с закрытыми глазами, к каким пальцам его рук притрагивается педагог (педагог в произвольном порядке касается пальцев ребенка, а он обязан наряду с этим сказать их наименование);

• с закрытыми глазами ощупать фактуру материала рукой и отыскать в помещении предмет, сделанный из этого материала (любой рукой);

• с закрытыми глазами, на ощупь, опознать предмет как правой, так и левой рукой;

• закрыв глаза, ощупать предмет одной рукой и отыскать его среди других второй;

• с закрытыми глазами опознать фигуры, цифры либо буквы, «написанные» на его правой и левой руках педагогом;

• поиграть руками в сухом пальчиковом бассейне из гороха, фасоли.

Релаксация. Секрет успешного массажа пребывает в предварительной релаксации (расслаблении). Релаксационные упражнения подготавливают ребенка к массажу. Сеанс любого массажа нужно затевать с приемов неспециализированного расслабления. В принципе релаксирующей есть каждая поза, при которой мускулы максимально расслаблены, а дыхание не затруднено.

Разглядим кое-какие из релаксационных поз:

1. самая оптимальной есть поза лежа на пояснице. Голову необходимо положить на плоскую подушку (мускулы шеи наряду с этим легче расслабляются); руки легко согнуть в локтях, ладони развернуть вниз, не касаясь туловища. Ноги должны быть легко разведены и мало согнуты в коленях, для чего под них подложить мелкие валики.

2. Лечь на правый бок.

Первый вариант. Правые ногу и руку вытянуть в линию с туловищем, а левые — полусогнуть и выставить вперед.

Второй вариант. Правую ногу вытянуть в линию с туловищем, а левую полусогнуть и выдвинуть вперед. Ладонь левой руки положить на бедро; правую руку согнуть в локте и выдвинуть вперед ладонью вверх на уровне лица.

3. Главной позой для релаксации сидя есть поза «кучера». Она обширно употребляется при коррекции заикания. Так достигается большое расслабление всех мышц тела. Сидящий в положении «кучера» обязан сохранять равновесие без смещения туловища вперед либо назад. Голову наряду с этим направляться мягко опустить, ноги согнуть в коленях под прямым углом и легко расставить их в стороны, руки со свисающими вовнутрь кистями согнуть в локтях и положить на бедра.

самая частой неточностью при исполнении позы «кучера» есть излишний наклон туловища вперед, что ведет к увеличению напряжения в мышцах шеи и поясницы. Исходя из этого особенно пристально нужно смотреть за тем, дабы плечевые суставы были над тазобедренными.

4. При наличии условий рекомендуется, сидя в мягком кресле с подлокотниками, принять позу «авиапассажира». В данной позе поясницы и затылок опираются о спинку кресла либо валик для головы, руки лежат на подлокотниках, согнутые в локтевых суставах, ноги легко разведены, носки расставлены мало врозь. Для большой релаксации возможно подложить маленькие мягкие валики под колени и поясницу.

Массаж. Много лет практической работы продемонстрировали, что применение разных видов массажа в комплексной коррекционной работе по преодолению речевых нарушений (в частности, благодаря дизартрии, функциональной и органической дислалии, алалии, обусловленной недоразвитием корковых территорий, и афазии, благодаря локальных поражений головного мозга) существенно повышает ее эффективность. Отечественная цель как логопедов — максимально развить методику массажа, направленную на коррекцию речевых нарушений; заключающуюся в общеукрепляющем действии на неречевые и речевые функциональные совокупности ребенка.

Потом направляться исполнение выбранных видов массажа.

Не забудьте, завершив массаж, поднести руки под холодную проточную воду, дабы освободиться от неправильно направленной статической энергии, взятой на протяжении проведения процедуры.

Дифференцированная артикуляционная гимнастика. В совершенстве она выполняется через 20—30 мин. по окончании массажа.

Оптимальным есть исполнение логопедического массажа направлениями, каковые проводятся следующим образом: по окончании первого паузу должен быть минимум 3 семь дней, а между вторым и третьим — 3 месяца. В сложных случаях возможно проводить не три, а более направлений в течение года.

Хотелось бы обратить внимание на то, кому из экспертов дошкольного образовательного учреждения эргономичнее всего проводить с детьми коррекционную работу посредством следующих нетрадиционных способов:

• ароматотерапия — логопеду, психологу, воспитателю;

• хромотерапия — логопеду, психологу, воспитателю, музыкальному начальнику;

• звукотерапия — логопеду, психологу, воспитателю, музыкальному начальнику;

• куклотерапия — воспитателю;

• сказкотерапия — воспитателю, логопеду;

• апитерапия — медицинскому работнику;

• фитотерапия — медицинскому работнику;

• физиотерапия — медицинскому работнику;

• лечебная физкультура — медицинскому работнику;

• массажные комплексы:

• развитие ручного праксиса — логопеду, воспитателю;

• развитие тактильных ощущений — логопеду, воспитателю;

• релаксация — логопеду;

• массаж — логопеду, медицинской сестре;

• дифференцированная артикуляционная гимнастика — логопеду.

Представленная в данной книге гармонизирующая методика коррекционной работы с детьми, имеющими как речевую патологию, так и разные нарушения психологических функций, употребляется уже более двадцати лет, неизменно совершенствуясь и развиваясь.

Базы логопедического массажа

Вебинар \


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: