Особенности интервьюирования

Совершенное интервью напоминает оживленную и непринужденную беседу двух равняется заинтересованных в ней людей. Но один из участников — интервьюер — не забывает, что в данной обстановке он выступает как опытный исследователь, имитирующий роль равноправного собеседника.

Формализованное интервью фактически ничем не отличается от опроса по анкете, за исключением того, что ответы записываются не самим респондентом, но интервьюером. К подобному методу прибегают чтобы: (а) взять яркое чувство от живой реакции опрашиваемых по предмету изучения (это оказывает помощь лучше трактовать их суждения) и (б) при, в то время, когда письменный опрос оказывается неосуществимым либо затруднительным благодаря разнородности аудитории, необходимости пояснить многие вопросы с учетом различий в образовании и культуре опрощеных, изюминок физических условий проведения опроса (к примеру, на рабочем месте, в то время, когда опрашиваемый не имеет возможности прервать работу) и т.п.

Преимущества интервью перед анкетным опросом раскрываются полностью при применении полуформализованных либо неформализованных его вариантов. В таких интервью предусмотрен только перечень главных вопросов, частично их порядок (он может изменяться по событиям), а приобретаемая информация помогает для формулировки догадок, обнаружения социальных неприятностей, подлежащих потом более систематическому анализу.

Прямой контакт с опрашиваемым и психотерапевтические отношения, каковые устанавливаются между респондентом и интервьюером, создают много преимуществ чтобы получить информацию, малодоступной методом анкетного опроса. К сожалению, эти же преимущества оборачиваются новыми трудностями. Основная неприятность — сведение к минимуму раздражающего влияния личности интервьюера.

Влияние интервьюера отражается в самых разных направлениях [318].

В первую очередь действует эффект стереотипности восприятия им респондента. В это же время стереотипность восприятия человека человеком — отнюдь не наилучший путеводитель. Установлено, к примеру, что оценка внешности и оценка собеседника его психотерапевтических качеств коррелирует на уровне 0,92 [224, с. 67]. Вот уж подлинно по одежке встречают!.

Задача интервьюера пребывает в том, дабы избежать данной в полной мере настоящей опасности и попытаться максимально непредвзято и объективно зарегистрировать ответы респондента на планируемые вопросы, ставить эти вопросы тактично, ровно, ненавязчиво, проявляя находчивость, умение и быстроту реакции проигрывать многообразные догадки относительно поведения респондента.

В случае если интервьюер способен стереотипизировать образ респондента, то же самое происходит и с опрашиваемым. И он принимает беседу через призму стереотипов и установок, активизированных личностью интервьюера.

Метод сломать вероятный барьер — вести себя как возможно несложнее, свободнее, затевать разговор с максимально нейтральных и общепонятных вещей. Ни одеждой, ни манерой беседы не нужно подлаживаться под опрашиваемого: нужно держаться нормально и конечно.

Увидено, что темп речи интервьюера воздействует на поведение респондента. В случае если интервьюируемый привык сказать скоро, медленный темп речи интервьюера будет его злить. Но в случае если опрашиваемый говорит размеренно, стремительный темп речи интервьюера его не весьма тревожит. Лучший вариант — выработать привычку вести беседу в среднем, не стремительном и не через чур медленном, темпе. На ход беседы воздействуют соотношение в возрасте и пол участников беседы. Интервьюер приблизительно того же возраста, что и опрашиваемый, но противоположного пола в большинстве случаев получает отличных показателей.

Ситуация, в которой проходит беседа, обязана располагать к спокойному и откровенному беседе. Запрещено проводить интервью в людных помещениях при посторонних либо в официальных кабинетах. Как заметили новосибирские сотрудники, интервьюирование на дому имеет и минус: принимая интервьюера в качестве гостя, опрашиваемый из вежливости старается сказать лишь приятное.

Как бы ни старались мы снизить искажающее действие личности интервьюера, минимальное в закрытых и большое в открытых вопросах, оно все же останется. Исходя из этого для сбора массовой информации нужно завлекать, быть может, большее число интервьюеров. При должной их тренировке и некоем профессионализме искажения и индивидуальные ошибки в массовых данных будут взаимопогашаться.

Интервьюер обязан прекрасно воображать себе неспециализированные цели изучения, его план, быть общителен по характеру (исходя из этого не каждый человек способен стать хорошим интервьюером), социально активен, владеть высокой культурой и образованием (интервьюеры со высшим образованием и средним — наилучшие работники, в случае если взяли хорошую особую подготовку). Отечественный личный опыт свидетельствует: лучший тип интервьюера — спокойный, уравновешенный. Импульсивные интервьюеры вкладывали в дело столько чувств, что это было обстоятельством всевозможных отклонений от заданного замысла беседы.

Обучение интервьюеров — серьёзное условие успешности работы. При кратковременной подготовке интервьюерам растолковывают план изучения, подробности путеводителя интервью, а после этого в непременном порядке организуют практикум, т.е. интервьюеры берут интервью приятель у приятеля под управлением организатора подготовки, совместно разбирают допущенные неточности.

Отечественный опыт учит, что первые полевые интервью целесообразно проводить так, дабы в качестве помощника интервьюера выступал умелый эксперт, что по окончании двух-трех интервью дает последние наставления стажеру, и лишь после этого ему доверяется независимый сбор данных с помощником того же уровня подготовки, что и сам интервьюер. Весьма эргономична комбинация работы парой, в то время, когда два интервьюера изменяются ролями ведущего и записывающего беседу. В спорных случаях они обсуждают, как как раз направляться трактовать ответы опрощеных.

Регистрация (запись) результатов интервью может производиться по ходу беседы с разрешения интервьюируемого. оптимальнее , в случае если беседу ведет одни человек, а регистрирует (стенографирует) — второй. Помощник интервьюера, ведущий запись, садится так, дабы опрашиваемый имел возможность видеть его боковым зрением, в то время как интервьюер находится прямо наоборот респондента. Этим достигается двойная цель: внимание приковано к интервьюеру и отвлечено от ведущего протокол. Одновременно с этим сам факт ведения протокола не прячется, и это перестает тревожить респондента.

Нежелательно применять магнитофон: в большинстве случаев это стесняет опрашиваемых. Если интервьюер гарантирует анонимность беседы, магнитофон вовсе неуместен. Во время же обучения интервьюеров применение магнитофонной записи с последующим разбором хода беседы и допущенных неточностей, наоборот, в полной мере целесообразно.

Ведение беседы предполагает постепенное включение в беседу с таким расчетом, дабы, добившись более непринужденной воздуха, поддерживать у интервьюируемого интерес к беседе и вести ее по намеченному замыслу.

(1) Установление первого контакта. Цель — создать благоприятную воздух для беседы.

Сначала интервьюер именует себя и воображаемую им организацию, не забывая, что не нужно подчеркивать собственную личную заинтересованность в содержании интервью: Я — представитель такой-то организации. Меня кличут… Отечественная организация изучает условия труда рабочих на фирмах города. Для этого мы желали бы собрать данные у рабочих. — Вы не возражаете, в случае если я задам Вам пара вопросов?.

Установлено на практике, что люди в большинстве случаев удивляются, откуда забрана их фамилия, из-за чего выбрали как раз их, время от времени рекомендуют обратиться к второму лицу (он лучше знает об этом деле). Интервьюер растолковывает, что отбор опрашиваемых производился вслепую, не по их собственному жажде: Мы стремимся отобрать опрашиваемых чисто случайно, дабы иметь широкую и полную картину взглядов и суждений по вопросам, о которых я Вам уже сообщил. Если бы мы разговаривали лишь с желающими у нас создалось бы однобокое представление, правильно?.

Эти ремарки: Не так ли? Правильно? Как Вы думаете? и т.п. — крайне полезны. Они создают воздух некоей доверительности. Интервьюер как бы приглашает опрашиваемого поделить с ним ответственность за добротность информации.

Быть может, что опрашиваемый отказывается вести беседу (ссылается на неинформированность, занятость). Нужно ему заявить, что вопросы будут несложными: «Давайте попытаемся. В любую 60 секунд Вы имеете возможность прервать беседу, в случае если найдёте, что вопросы тяжелы либо почему-то не захотите продолжать разговор. Мой первый вопрос: Каков Ваш рабочий стаж?».

Для утепления атмосферы интервьюер может начать разговор с отвлеченных тем: о погоде, о том, как искал дорогу на данный завод, о спортивных новостях — о чем угодно, что покажется уместным для установления первого контакта.

(2) первые вопросы и Закрепление контакта по замыслу интервью.

На этом этапе длится неспециализированная разведка. Как и в анкетных опросах, первые сведения — чисто фактуальные (простые обязанности, описание условий судьбы, быта). В это время направляться подчеркивать, что приобретаемая информация серьёзна, увлекательна: Это крайне важно, то что Вы на данный момент сообщили. Запрещено ли пара более детально?, Это весьма интересно, я не считал, что дело обстоит так, Да, да, Вы правы’ и т.д.

Сомнения в компетентности опрашиваемого и другие настораживающие вопросы на начальной стадии строго воспрещены.

(3) Переход к главным вопросам интервью обязан сопровождаться вводными словами, каковые подчеркивают важность последующего беседы. Сейчас разрешите перейти к некоторым вопросам, каковые касаются условий Вашей работы.

Вопросы на мотивацию — самый трудный этап, где направляться применять все возможности косвенных, безличных и контрольных вопросов.

Поощрение к ответу на непростые вопросы достигается нехитрыми приемами: внимательный взор, одобрительный кивок, поддакивание. Частичное несогласие с опрашиваемым: Вы рассказываете, что… Но многие люди полагают в противном случае

Встречный вопрос, сомнение в сообщённом: Вы так думаете? Запрещено ли это растолковать более детально?

Указание на несоответствие в ответах опрашиваемого: Вы только что заявили, что… А сейчас увидели что-то второе. Возможно, я неверно Вас осознал?.

Проверка методом неправильной формулировки сообщённого: “Итак, Вы увидели, что в большинстве случаев появляются споры о костюмах на работу”. – “Нет, я сообщил время от времени”. — “Простите, я не хорошо расслышал”.

Всякое сомнение в компетентности опрашиваемого либо несогласие с его ответами срочно сопровождается подчеркиванием одобрения и согласия его пояснений: Да, да, Вы правы, сейчас мне ясно, что Вы имели в виду. Это весьма интересно.

(4) Серьёзный элемент мастерства интервью — стремительное восстановление контакта с респондентом при его потери. Опрашиваемый может почему-то отказаться отвечать на вопрос либо начинает отвечать невпопад.

Обстоятельства утраты контакта разнообразны [306, с. 161 — 163].

(а) Респондент не располагает нужной информацией либо затрудняется отыскать в памяти. Необходимо убедиться, вправду ли мы столкнулись с некомпетентностью либо забывчивостью. Возможно задать пара прямых, более детализированных вопросов: Вы рассказываете, что не понимаете, как обстоит дело с продвижением в разрядах по Вашему цеху. По всей видимости, Вы ни при каких обстоятельствах этим не интересовались? Вы сами мало заинтересованы в увеличении разряда? и т.д. В случае если подозреваем респондента в забывчивости, уточняем обстановку, к которой относятся события (Вспомните, прошу вас, как Вы сами были повышены в разряде? Либо Ваш товарищ?..).

(б) Опрашиваемый не осознал цель вопроса либо темперамент ожидаемого ответа, не имеет возможности сформулировать собственную идея: нужно переспросить то же самое иными словами: Вы рассказываете, что не понимаете, как обстоит дело с продвижением в разрядах. Я имею в виду вот что: имеется ли по большому счету возможность для молодого рабочего, начав с ученика либо по окончании окончания ПТУ, более либо менее скоро достигнуть потолка в профессии? Большое количество ли у Вас в цехе молодежи и как она повышает собственную квалификацию?.

(в) Респондент не желает отвечать вследствие того что не расположен откровенничать на эту тему, он не считает, что интервьюер верно его осознает и т.п. направляться поставить вопрос в косвенной, безличной форме: Вы рассказываете, что не понимаете, как у Вас обстоит дело с увеличением квалификации. Но в моих интервью с другими рабочие довольно часто упоминали об этом. Одни говорили, что весьма тяжело с продвижением — все зависит от руководства, а не от самого себя. Кое-какие говорят, что мало времени на учебу. Третьи жалуются, что вместо того, дабы повышать в разряде собственных, принимают со стороны, сманивают токарей более высокой квалификации. Четвертые… А Вы сами как полагаете?.

Один из приемов: зондирование — эхо. Интервьюер окончательные слова опрашиваемого, подчеркивая внимание и побуждая к откровенности (Да, мало, значит, остается времени на учебу…).

Принципиально важно своевременно остановить зондирование, в момент, в то время, когда или возобновлен контакт с респондентом, или опрашиваемый начинает не на шутку беспокоиться. В последнем случае его нужно успокоить и переходить к следующим вопросам (Ну прекрасно. Сообщите, пожалуйста… -переход к второй теме).

(5) Завершение беседы. На протяжении беседы интервьюер подытоживает логические части беседы. Напоследок он может возвратиться к некоторым вопросам, на каковые взяты неполные ответы, и требует кое-что уточнить, ссылаясь на то, что сейчас это думается ему более ответственным, чем представлялось во время разговора.

В то время, когда содержание интервью исчерпано, опрашиваемого просят дать данные о себе, подчеркивая, что это нужно для неспециализированной обработки данных.

Интервьюер благодарит за беседу, еще раз выделяет, что она была крайне важна для изучения и что сведения, каковые он записал, не будут использованы ни в каких иных целях, не считая изучения вопроса в целом.

Время от времени опрашиваемый интересуется, что все-таки окажется из этого изучения, принесет ли оно фактически пользу ему и его товарищам. Интервьюер ни за что не должен раздавать обещания и фантазировать по поводу конечных итогов работы. Он показывает только неспециализированную цель изучения и ее практическую значимость.

В случае если респондент в ответ на поставленный вопрос интересуется, каково вывод самого интервьюера по этому поводу, последний говорит, что выскажет собственные мысли в конце беседы: на данный момент я не желал бы информировать, что думаю по этому поводу, это так как может поменять движение отечественной беседы. Давайте продолжим, а позже возвратимся к этим вопросам.

Интервьюер может давать слово информировать опрашиваемого о итогах обследования в целом, в случае если тот обратится в организацию, телефон и адрес которой он предлагает записать.

Пример. Выдержка из путеводителя интервью, цель которого — выяснение отношения (установок) инженеров к собственной работе.

Приводим текст развертывания первого вопроса (всего в этом интервью 7 главных и 24 уточняющих вопроса).

Главный вопрос:

— Прошу вас, поведайте вероятно подробнее о характере собственной работы, что входит в Ваши служебные обязанности? Из чего складывается работа?

Задача данного вопроса — не столько уяснить темперамент служебных обязанностей собеседника, сколько его отношение к работе и профессиональной деятельности инженера. Нужно распознать неспециализированную направленность в сфере труда и уровень вовлеченности в независимую деятельность в качестве инженера. Смотрите за ремарками к дополнительным вопросам.

— Ваша деятельность, круг обязанностей, имеются ли подчиненные? В случае если нет подчиненных, с кем трудитесь в сотрудничестве (служебные отношения и состав группы между участниками группы?).

Над чем Вы на данный момент трудитесь?

Задав главный вопрос, нужно подождать и выслушать ответ, не перебивая. Уточнения о должности и пр. возможно сделать чуть позднее, в то время, когда собеседник кончит сказать.

Следующий дополнительный вопрос серьёзен, поскольку тут начинает проявляться отношение к организации и содержанию работы. Продемонстрируйте, что весьма интересуетесь содержанием работы, расспрашивайте детально о существе проекта, узла, технологии, и других инженерных изюминках. Смотрите за оценками этапов работы, отношением к ним.

— Это Ваша простая работа?

— Чем она проста (либо чем она необыкновенна)?

Уточнить, как постоянен круг опытных задач.

— Значит, у Вас повторяется одно да и то же? (не повторяется?)

Провоцировать: в случае если отвечает, что не повторяется, заявить, что Вам думается, словно бы повторяется. В случае если говорит повторяется, обосновывать обратное.

— Простите, я не осознал, как же Вы независимы в собственных действиях? В каком виде Вы приобретаете задание и как дальше организуете собственную работу?

Следите, как респондент заинтересован в том, дабы быть независимым, как переживает ограничения в действиях либо в какой мере доволен чёткостью и ясностью обязанностей.

— Современная организация труда в КБ и проектных учреждениях предполагает четкое разделения обязанностей между теми, кто выдвигает идеи, и теми, кто их разрабатывает. Уверены в том, что подобная организация инженерного труда дает громадной эффект. Что Вы думаете по этому поводу?

Провокационный вопрос. Нужно распознать отношение к чисто исполнительскому труду в сравнении с творческим.

— В той работе, которой Вы на данный момент заняты, как заметна Ваша личная роль в исполнении неспециализированного задания? Возможно ли заявить, что Ваши товарищи либо управление имеют возможность четко оценить Вашу долю участия в работе? По большому счету, как четко распознана Ваша личная ответственность в работе и результаты как раз Вашей части неспециализированной работы?

Фиксировать: а) как респондент заинтересован в том, дабы его работа была оценена по преимуществу; б) чьи оценки более серьёзны — управления либо сотрудников? Задача — уловить ориентацию на доход, престиж, карьеру, содержание работы, общение и т.п.

Оформление протокола интервью производится на базе записи беседы в тот же час либо практически сразу после ее окончания.

направляться максимально применять выражения, слова, интонации речи опрашиваемого, излагать текст интервью не от третьего лица, а от первого.

Для оценки уровня контакта с респондентом фиксируют два показателя: продолжительность беседы, согласно точки зрения опрашиваемого (интуитивно) в сопоставлении с настоящей длительностью и собственную оценку контакта, даваемую интервьюером. К примеру, опрашиваемый заявил, что беседа длилась 40 мин., в то время как реально она продолжалась около 60 мин.: респондент ощущал себя непринужденно. Это должно подтвердиться в субъективном впечатлении интервьюера, оценивающего контакт по пятибалльной шкале.

Не только ответы респондента, но и все вопросы, замечания интервьюера всецело заносятся в протокол. пояснения и Дополнительные вопросы довольно часто не фиксируются в бланке. Исходя из этого регистрация всех реплик интервьюера столь же серьёзна, как и запись ответов опрашиваемого.

Эргономичнее всего оформлять протокол так, дабы, оставляя справа маленькие поля для заметок о поведении, мимике и т.п., о невысказанной информации, главный текст беседы протоколировать лесенкой: вопросы записываются сначала строчка, а ответы — отступя 1,5—2 см от начала. Такую запись легче разбирать.

Заметки на полях протокола помогают время от времени дополнительным и ответственным источником информации. Тут отмечают краткими ремарками внешние экспрессивные изюминки поведения собеседника. К примеру: очень сильно взволнован, оживлен, молчание, нервничает, воодушевился, желает предугадать верный ответ, было нужно прервать беседу — отвлекли, очевидно не хотел отвечать, тут проявляет особенную заинтересованность… Умелый интервьюер пользуется условными значками для аналогичных заметок, каковые он расшифровывает при окончательном оформлении протокола.

Напоследок протокола нужно фиксировать неспециализированное чувство о собеседнике, для чего выделяется раздел Особенные отметки. Неспециализированное чувство. его ассистент и Интервьюер подписывают протокол, отмечают место и дату проведения интервью.

Протокол формализованного интервью практически не отличается от заполненного анкетного бланка, потому что все ответы кодируются по заготовленному стандарту. Краткие заметки интервьюера делаются в намерено отведенных местах.

Уровень качества информации, приобретаемой методом интервью, зависит от всех перечисленных в этом разделе факторов плюс — от добросовестности интервьюера и уровня ответственности. Непременным правилом есть выборочный контроль работы каждого интервьюера. С целью этого организаторы изучения или выполняют краткое повторное интервью с одним из 10 (либо около того) ранее опрошенных, или удостоверяются, что интервью вправду имело место в такое-то время. В отечественной практике мы в большинстве случаев проводили таковой контроль, растолковывая респондентам, что кое-какие полученные от них эти хотелось бы дополнить либо уточнить. После этого задаются контрольные вопросы в соответствии с ответами, занесенными ранее в протокол интервью. В случае если оказывается, что ответ не сходится либо значительно отличается от запротоколированного, выясняют, в чем обстоятельство (изменилась ли прошлая позиция, была неверна прошлая запись, неточно осознана идея респондента сейчас).

Благодаря такому контролю: (а) увеличивается ответственность интервьюеров; (б) корректируются обычные неточности отдельных сотрудников, им даются дополнительные руководства. К примеру, такая: Все прекрасно, но, если судить по реакции респондента, Вы через чур деятельно входите в контакт, респондент весьма тепло о Вас отзывается, интересуется, как идут дела, как Ваше здоровье и проч. Помните, что таковой через чур дружеский стиль беседы может оказать влияние на объективность информации: опрашиваемые будут стремиться максимально Вам угодить, предугадать желательный ответ. Держитесь пара более отстранение; (в) у организаторов изучения, его авторов формируется нужная уверенность в добротности данных, познание специфики поведения опрашиваемых, что значительно помогает верно трактовать протоколы интервью при неспециализированной обработке и анализе данных.

Интервью телекомпании НТВ о ВИЧ — прямая трансляция


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: