Особенности изучения басен

* Басня – маленькое произведение повествовательного рода в стихах либо – реже – в прозе, с нравоучительным, сатирическим либо ироническим содержанием. В хрестоматии для начальной школы входят по большей части басни нравоучительного характера И.А.Крылова.

Своеобразные изюминки басни как особенного жанра:

1) наличие особенной художественной действительности, т.е. «басенного мира», что в отличие от мира сказочного, традиционно разглядываемого как мир борьбы Хороша со Злом и победы Хороша над Злом, возможно условно назвать «миром зла»;

2) фактическое отсутствие хороших персонажей, поскольку персонажи «ядра» хорошей басни владеют качествами, разрушительными и вредоносными не только для других, но и для них самих;

3) устойчивость семантической доминанты образов персонажей, т.е. максимальное проявление и сохранение ими типично поступков и отрицательных признаков в произвольных обстановках;

4) антропоморфно-зооморфное смешение, т.е. совмещение в персонажах животных качеств, поступков и человека и свойств животных.

Значительные показатели басни – наличие морали (нравоучения) и аллегории (иносказания). Действующими лицами в баснях являются люди либо животные. Стихотворная форма не есть необходимой (басни Л.Н.Толстого).

В отличие от сказки, при чтении которой аллегория не разбирается, иносказательный суть басни в обязательном порядке раскрывается и обсуждается с обучающимися, в противном случае ее жизненная мудрость и эстетическое содержание не предстанут перед учащимися полностью. Поднимается вопрос: в то время, когда раскрывать аллегорию – до анализа либо по окончании него? В методике существуют два взора на данный вопрос. Одни методисты (Т.Г. Рамзаева, В.Г. Горецкий и др.) уверены в том, что затевать работу над басней направляться с раскрытия ее конкретного содержания, после этого направляться выяснение иносказательного смысла (кто подразумевается под действующими лицами басни), и, наконец, рассматривается мораль.

Другие методисты, например, Л.В.Занков и его последователи уверены в том, что таковой подход к анализу басни разрушает очарование басенного художественного мира, вся прелесть которого в том и состоит, что об известных моральных истинах говорится особенным, образным языком. Исходя из этого в обучении по совокупности Занкова затевать анализ басни предлагается с ее морали, позже обсуждать позицию автора и лишь после этого разбирать конкретное содержание, давать чёрта персонажам, замечать изобразительно-ясные средства языка.

Выбирая ту либо иную методику изучения басни в собственном классе, преподаватель обязан руководствоваться степенью сформированности навыка чтения, уровнем обученности детей, их читательской зрелостью. На этапах перечитывания и творческой деятельности ведущими приемами работы с текстом басни являются такие: графическое иллюстрирование, чтение по ролям, драматизация.

3. В литературоведении различают две совокупности художественного строения речи — прозаическую и стихотворную. Стихотворной речи свойственны пара показателей:

—ритм, что характеризуется повторяющимися элементами, чередованием ударных и безударных слогов в строчке;

—рифма — созвучие финишей стихотворных строчков (за исключением белых стихов, для которых рифма нехарактерна);

—повышенная эмоциональность, которая имеет выражение в эмоционально окрашенной интонационной совокупности.

Стихотворные произведения делятся на эпические, лирические и драматические.

В лирических стихотворениях предметом изображения становятся переживания, эмоции лирического храбреца, что возможно обусловлено картинами природы, публичными и социальными явлениями, философскими рассуждениями о жизни, любви, красоте и т.п. С учетом жизненных событий, позвавших те либо иные переживания у поэта, в литературоведении лирика подразделяется на пейзажную, политическую, патриотическую, философскую и т.п. В начальной школе дети знакомятся в основном с пейзажной и социально-политической лирикой.

Нужно отметить условия, воздействующие на полноценность восприятия обучающимися пейзажной лирики:

1) наличие у обучающихся жизненных представлений, адекватных авторским либо приближающихся к ним;

2) развитие у обучающихся внимания к переживаниям автора, чувствам и настроению;

3) формирование у обучающихся творческого воссоздающего воображения.

При подготовке к чтению стихотворения о природе преподаватель может совершить экскурсию, поставить музыкальные произведения, созвучные стихотворению, и диафильмы. Особенно пристально отбирается биографический материал об авторе, т.к. дети должны осознать обстоятельства происхождения у автора тех переживаний и чувств, каковые изображены в данном лирическом стихотворении.

Применение произведений живописи перед чтением стихотворения о природе не всегда целесообразно; это может затруднить восприятие стихотворения, потому, что совместный образ воспринимается менее ярко, чем зрительный. Показ картины до чтения стихотворения употребляется только в том случае, если они всецело соответствуют друг другу, что видится достаточно редко.

При первичном восприятии просматривать лирическое произведение обязан сам преподаватель. В случае если учебным материалом есть стих, оно читается наизусть.

Работа над пейзажным стихотворением проводится по аналогичной схеме, что и над любым художественным произведением: первичный синтез, анализ, синтез более большого качества. Но предметом анализа есть красивый образ, а не мотивы поведения и развитие сюжета действующих лиц.

По окончании первичного восприятия стихотворения обучающиеся вычленяют составные части образа – его взаимосвязанные компоненты.

– Какое настроение вызывает у вас это стих?

– Какой вы представили себе березку и т.д.

При анализе лирического произведения принципиально важно привлечь интерес к образам, картинам, созданным поэтом, исходя из этого текст не нужно дробить на части; разумнее, не разрушая целостного впечатления, вести наблюдения за применением изобразительно-ясных средств языка.

На этапе анализа преподаватель предлагает поведать, какие конкретно картины они «видели», просматривая отдельные строчки (словесные картины). Предлагаются задания, побуждающие к повторному чтению текста, лексико-стилистическому анализу.

Социально-политическая лирика кроме этого передает авторское отношение к окружающему его миру. В ходе анализа таких стихотворений узнается, как, посредством каких изобразительных средств создатель обрисовал то либо иное событие, какими словами выразил собственные эмоции, к чему он призывает в стихотворении. Обучающиеся определяют главную мысль и тему стихотворения, обучаются просматривать ясно.

Так, ведущими приемами при анализе лирических произведений становятся такие, как рисование словесных картин, работа над отдельными тропами, и над ясным чтением произведения.

4. В драматическом произведении создатель показывает жизнь через действия храбрецов. Языку в драме в собственности особенная функция: обращение высказывает внутренние переживания персонажей и в один момент есть средством изображения внешних проявлений внутренних состояний храбрецов, в речи персонажей выявляются их конфликтные отношения, т.е. обращение (разговор) делается движущим механизмом действия.

Драма требует постановки на сцене. Полноценное чтение драматического произведения предполагает наличие развитого воссоздающего и творческого воображения и по силам лишь квалифицированному читателю. По данной причине в книжках для начальных классов мало драматических произведений – не более двух (в некоторых программах отсутствуют по большому счету): отрывок из сказки Я.Маршака «Терем-теремок», отрывок из сказки-пьесы С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев».

Чтение драматического произведения требует разносторонних упрочнений читателя: осознания раскодированных печатных знаков, воссоздания в воображении определенных картин, представления того, как двигаются, говорят храбрецы, как они находятся в пространстве относительно друг друга и относительно деталей интерьера. Исходя из этого целесообразно затевать работу над драматическим произведением с предварительного подробного рассмотрения иллюстраций к тексту, с беседы по ним, в которой направляться обсудить позы храбрецов и предположительное содержание изображенных сцен. Главными методическими приемами работы с драматическим произведением в классе будут чтение по ролям и драматизация. Но этим видам деятельности обязан предшествовать анализ произведения.

Анализ драматического произведения обязан строиться, с одной стороны, по тем же методическим правилам, что и анализ эпического произведения: необходимо уяснить сюжетную линию, установить причинно-следственные связи событий, дать чёрта действующим лицам, иначе, анализ драмы может включать в себя и компоненты анализа лирического произведения: работу над тропами, над красивым образом и т.п. при чтении сказки-пьесы С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев» возможно опираться на жизненный персональный опыт детей: наблюдение смены времен года. Предложить обучающимся обрисовать погоду в февраль и январь, отыскать в памяти, чем отличаются холодные дни этих месяцев, а после этого прочесть реплики – стихи Февраля и января из пьесы.

В структуре драматического произведения имеется такие элементы, каковые требуют особых приёмов и особого внимания работы – это ремарки.

Работу над ремарками необходимо проводить на двух уровнях: содержательном и исполнительском. На содержательном уровне ремарки разбираются на протяжении анализа пьесы. Наряду с этим вместе с детьми устанавливается, что предписано сделать храбрецу и из-за чего (усмехаясь, смеясь (толкая), смеются). Исполнительский уровень работы над ремарками предполагает обсуждение интонационного рисунка их прочтения. Это имеет место на этапе перечитывания. Но, как бы ни была ответственна ремарка, все-таки ее неспециализированный тон должен быть нейтральным, и она не должна при чтении перекрывать реплики храбрецов.

ВОТ ЧТО СКРЫВАЮТ БАСНИ КРЫЛОВА — ВСЕ ТАЙНЫЕ СМЫСЛЫ и СЕКРЕТЫ


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: