Особенности изучения сказок

Лекция 8, 9 Научные базы методики работы над произведениями различных родов и жанров

1. О родах литературных произведений.

2.Особенности изучения эпических произведений.

3.Особенности изучения лирических произведений.

4. Особенности изучения драматических произведений.

1. При выборе конкретных методических приемов на уроке для работы над художественным произведением преподаватель обязан руководствоваться родом, видо-жанровой природой текста, и его спецификой и композиционными особенностями его формы.

Традиционно в литературоведении выделяется три рода литературы:

1) эпос охватывает бытие в его пластической объемности, пространственно-событийной насыщенности и временной протяжённости (сюжетности);

2) лирика запечатлевает внутренний мир личности в его спонтанности и импульсивности, в смене и становлении впечатлений, мечт, настроений, ассоциаций (экспрессивности);

3) драма фиксирует речевые акты в их эмоционально-волевой устремленности, в их внешней обусловленности и внутренней свободе, т.е. в их двойственной экспрессивно-сюжетной соотнесенности, разрешающей видеть в этом роде литературы смешение линия эпоса и лирики.

2. Создатель эпического произведения изображает настоящую реальность во внешнем проявлении. Художественное содержание эпического произведения представлено в материальном выражении: в действующих лицах, каковые участвуют в определенных событиях, связанных между собой и развивающихся во времени и пространстве, т.е. выстраивающихся в сюжет произведения. Основное в этих связях подчеркивается благодаря взаиморасположению изобразительных подробностей произведения, т.е. его композиции.

В учебный материал для чтения в начальной школе включены такие виды эпической литературы: художественный рассказ, эпическое произведение в стихах (либо эпическое стих), сказка, басня.

При работе над эпическим произведением одним из ведущих приемов делается пересказ текста, соответственно, и предварительное составление замысла. Выбор приема пересказа, не считая родовой принадлежности произведения, должен быть поддержан вторыми факторами. Стихотворная форма произведения исключает его пересказ, соответственно, снимает и необходимость работы над составлением замысла. Исходя из этого, трудясь над такими жанрами, как басня либо эпическое произведение в стихах, целесообразнее предложить детям выучить их наизусть. Вид пересказа прозаического текста выбирается в зависимости от его композиции: произведения последовательно-повествовательной композиции удобны для подробного пересказа; повествовательно-описательная структура произведения может стать базой выборочного пересказа; произведения, в которых основная сюжетная линия осложнена многими подробностями, смогут быть выбраны для краткого пересказа; а, трудясь над произведениями, выстроенными на диалоге, от пересказа направляться по большому счету отказаться. Такие произведения рекомендуется просматривать по ролям и драматизировать.

Особенности изучения сказок

Жанр –это определенный тип произведения, что отличается от других изюминками содержания и формы.

* Сказка– один из видов повествовательной литературы, произведение в прозе либо – реже – в стихах, в котором речь заходит о вымышленных событиях, время от времени фантастического характера, но имеющих настоящую базу.

Сказка — понятие обобщающее. Наличие определенных жанровых показателей разрешает отнести то либо иное устное прозаическое произведение к сказкам. Принадлежность к эпическому роду выдвигает таковой ее показатель, как повествовательность сюжета.

Сказка в обязательном порядке занимательна, необыкновенна, с четко выраженной идеей торжества хороша над злом, правды над ложью, жизни над смертью. Все события в ней полностью закончены, незаконченность и незавершённость не характерны сказочному сюжету.

Сказка восходит к действительности породившей ее эры, отражает события той эры, в которой она бытует, но это не прямой перенос в сказочный сюжет настоящих фактов. В сказочном образе действительности переплетаются взаимоисключающие понятия, несоответствия и соответствия действительности, что и образовывает особенную сказочную действительность.

Обучающиеся начальных классов должны осознать, что сказка — это своеобразный жанр, каждая сказка — это особенный замкнутый мир, в котором действуют законы, неприемлемые в реальности. Законы сказочного мира алогичны с позиций здравого смысла, но совсем естественны в сказки. В свое время их сформулировал Д.Д. Нагишин. направляться обратить особенное внимание обучающихся на пять фундаментальных законов «сказочного мира»:

1. Одушевление явлений и предметов природы;

2. Очеловечивание предметов, явлений, превращение в настоящие либо фантастические образы;

3. Синтез последовательности обычных явлений, предметов, существ в образы, наделенные неординарными особенностями; народный итог воображения как выражение грезы, идеи;

4. обращения и Чудесные представления;

5. Гиперболизация.

Благодаря этим законам в воздействие сказки, в ее эмоциональную сферу включаются все явления объективно существующего мира, все предметы воображения, как реально действующие силы. Как раз исходя из этого сказка -благодатный материал для развития воссоздающего и творческого воображения обучающегося как ответственных сторон его эмоциональной сферы и нужных для полноценного восприятия произведений читателем.

В ходе чтения сказок младшим школьникам раскрываются их необычные черты: фантастичность, изображение необыкновенных событий, людей и явлений природы, своеобразный зачин, типично сказочное изложение с повтором однотипных действий. По окончании начальной школы ученики смогут выделить сказку как жанр среди вторых разглядываемых на уроке чтения произведений. Для этого им хватит знания названных законов. В начальных классах обращение может идти только о приобретении неспециализированных представлений о сказке и ее отличии от вторых произведений.

В начальных классах обучающиеся значительно чаще видятся со сказками бытовыми, сказками о животных и чудесными сказками, исходя из этого они должны в первую очередь обучиться устанавливать отличия одной сказки от второй и определять вид той либо другой сказки по отличительным изюминкам.

Сказки бытовые, простые по сюжету, воспринимаются обучающимися как уже привычные из раннего детства. На долю преподавателя остается обратить внимание обучающихся начальной школы на то, что в этих сказках храбрец выходит невредимым из самых неисправимых обстановок, по причине того, что ему оказывает помощь его личная смекалка, изворотливость, кроме того плутовство.

В качестве отличительных изюминок бытовой сказки возможно выделить следующие:

1. В базе выдумки лежат не чудеса, а реальность, народный повседневный быт, в базе сказочного сюжета лежит жизненный конфликт;

2. События постоянно разворачиваются в одном времени и пространстве, пространство реально, а события немыслимы;

3. Фигурируют фантастические персонажи: линия. Горе, Часть;

4. Краткость изложения, разговорная лексика, диалоги, не имеют красочных поэтических формул и эпитетов;

5. Необязательно наличие концовок и зачинов.

В сказках о животных через взаимоотношения персонажей обучающиеся познают социальное устройство общества.

Во время обучения в начальной школе обучающиеся должны обучиться определять сказки о животных по их отличительным изюминкам:

1. Четкость, простота построения;

2. Видятся, в большинстве случаев, два персонажа (возможно и более): «журавль и Лиса», «цапля и Журавль», «Теремок»;

3. Между персонажами происходит борьба либо противостояние: «Кот, лиса и петух»;

4. Характерная черта — антропоморфизм — наделение животных и вещей чертами, свойственными людям: ходить на двух лапах, смогут иметь темперамент, мыслить и думать, прогнозировать поступки.

Принципиально важно обратить внимание на особенности чудесных либо героико-фантастических сказок, их отличия от сказок о животных. Так, к примеру, чудесные сказки имеют более сложную композицию, они дольше, складываются из многих эпизодов, приключений, отмечаются особой изобретательностью, имеют замечательный фантастический элемент.

Для детей младшего школьного возраста привлекательны развитие действия, сопряженное с борьбой ярких и чёрных сил, и прекрасный вымысел. В этих сказках две группы храбрецов: хорошие и злые. В большинстве случаев добро побеждает зло. Чудесные сказки должны привести к восхищению хорошими храбрецами и осуждение злодеев. Они высказывают уверенность в торжестве хороша.

Все сообщённое о чудесных сказках определяет ее отличительные изюминки:

1. Специфика структуры пространства: наличие двух границы и миров между ними, необходимый переход главным храбрецом данной границы «в том направлении» и «обратно», перерождение храбреца в конце сказки;

2. Кроме людей в сказке смогут находиться вымышленные персонажи: кикимора, водяной, Кащей;

3. Действия храбрецов сопровождаются чудесами — действиями, каковые совершаются без настоящих мотивов, т.е. их нельзя объяснить («по-щучьему велению, по моему хотению», «молочная река с кисельными берегами»);

4. Наличие чудесных вещей: шапка-невидимка, сапоги-скороходы, скатерть-самобранка.

При первичном восприятии народную сказку как фольклорный жанр направляться детям поведать, тогда как литературная авторская сказка должна быть прочтена по книге.

В традициях русской методики не обсуждать с детьми аллегорический суть сказки: «Пускай в сказке все говорит само за себя» (В.Г.Белинский). Дети без постороннего вмешательства улавливают идейную направленность сказки: добро побеждает зло. Уже по окончании первичного восприятия обучающиеся проявляют антипатии и свои симпатии к персонажам. Задача преподавателя — оказать помощь детям подметить формальные показатели данного жанра. Крайне важно научить детей отделять сюжет сказки от метода ее рассказывания, исходя из этого внимание концентрируется на формулах (устойчивая, повторяемая часть сказочного текста):

начала: жили-были…, в некоем царстве, в некоем стране…; продолжения: продолжительно ли, кратко ли…, не так долго осталось ждать сказка отражается, да не скоро дело делается…;

финиша: и я в том месте был, мед-пиво выпивал, по усам текло, а в рот не попало.

Отмечаются две значительные изюминки сказки: своеобразие композиции и наличие вымысла (зачин, повторы, концовка). В сказке в большинстве случаев повторяется один главный эпизод, наряду с этим в последний раз повтора эпизода, в большинстве случаев, совершается контрастное событие и направляться развязка.

При чтении сказки со «сказочным миром» преподаватель может организовать
независимый поиск обучающихся, проводимый под управлением преподавателя.
В ходе чтения — поиска обучающиеся должны обобщить и углубить
практические представления о сказке как жанре, о «сказочном мире», другими словами у них нужно заложить оптимальный количество литературоведческих умений, таких как:

1. Умение выделять сказку как жанр по ее главным показателям; 2.Умение определять вид сказки на базе установления ее отличительных изюминок;

3. Умение видеть своеобразное начало сказки — благополучный конец и зачин для хороших персонажей;

4. Умение выяснить время действия и сказочное место;

5. Умение при работе с текстом обнаружить переломный момент в развитии действия;

6. Умение давать элементарную оценочную чёрта персонажей;

7. Умение обнаружить и именовать волшебные существа и волшебные
предметы, определять их роль и место в развитии сюжета, функцию хороша либо зла по отношению к персонажам.

Михаил Задорнов. Тайный суть сказок


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: