Особенности помощи в догосударственный период мировой истории

Если судить по научным данным на протяжении людской эволюции люди современного типа (неантропы, кроманьонцы) сформировались приблизительно 40—10 тыс. лет назад. Не смотря на то, что человекообразные существа (питекантропы, синантропы) показались 3 млн лет назад. Вопрос о прародине человечества и сейчас остается дискуссионным. Исходя из находок костных останков человекообразных существ старейших и древних людей, одни исследователи вычисляют прародиной человечества Африку, другие — Южную Азию, третьи — область Средиземноморья (северо-восток Африки, юг Азии и Европы). На данный момент преобладающей есть первая из этих трех научных предположений.

В старейшую эру, во время древнекаменного века (палеолита) природные условия на отечественной планете были не только неодинаковыми, но и изменчивыми. Это разъяснялось в значительной степени процессами оледенения. Кое-какие ученые образование ледников связывают с поднятием суши, с трансформацией наклона земной оси, с уменьшением солнечной радиации. Вследствие этого климат становился жёстче, возрастала влажность, что помогало образованию ледников. Огромные льды двигались от Ледовитого океана на юг, покрывая огромные территории Европы, Азии, Северной Америки. Высота ледникового щита достигала 1—2 км. Больше половины территории Европы занимали льды. Центром оледенения стала Гренландия, исходя из этого в Северной Америке ледником была покрыта территория втрое громадная, чем в Азии и Европе. По той же причине оледенение в Сибири и Северной Азии было не сильный, чем в Европе. В течение нескольких тысячелетий лед отступал к северу, содействуя распространению и возрождению людской судьбе. На большой территории современной России ледник был до IV тыс. до н.э.

Приблизительно за десять тысячелетий до нэ громадный ледник начал таять. Переходный период от ледникового к современному климату ученые именуют среднекаменным веком (мезолитом). Он занимает приблизительно промежуток от X до VII тыс. до н.э. Новый каменный век (неолит), с кото-

рым связана неолитическая революция (переход к создающему хозяйству), датируется учеными VII—V тыс. до н.э.

Несложные формы помощи были свойственны для первобытных людей древнекаменного и среднекаменного столетий. Они в отличие от человекообразных существ различали хорошие и злые поступки. Тогда люди жили вразброд локальными группами и одиночными семьями, создававшимися на базе кровнородственных связей. Только для большой охоты объединялось пара десятков человек. В рамках одиночных локальных групп и семей без взаимопомощи было нереально обеспечить выживание. Да и сама локальная несколько не имела возможности какое количество-нибудь продолжительно функционировать и развиваться без заботы трудоспособных ее участников о сородичах, каковые не могли прокормить себя сами. Определенные формы взаимопомощи существовали не только в локальных групп, но и между ними. К примеру, в случае если в одиночной семье либо локальной группе случайно потухал пламя, то ее представители шли к соседям за тлеющими углями, поскольку самим добывать пламя было делом тяжёлым.

Взаимопомощь, забота о неработоспособных сородичах, каковые стали проявляться еще в локальных группах охотников и собирателей, сохранились и взяли классический темперамент при общинной форме социальной судьбе. На стадии позднепервобытной общины, в условиях роста упрочения и избыточного продукта личной собственности, взяла развитие респектабельная экономика. Она проявлялась в практике дарообмена. Люди имели возможность дарить различные вещи, причем и такие, каковые не воображали хозяйственной сокровище (редкие раковины, особые птичьи перья и др.) Даритель либо дарители получали публичный престиж, что был тем больше, чем щедрее был дар. Наряду с этим действовал принцип взаимности в дарообмене. Респектабельная экономика стимулировала как внутриобщинную, так и межобщинную взаимопомощь.

При помощи дарообмена упрочивались брачные и другие социальные связи, укреплялись мирные и союзнические отношения, усиливался авторитет племенной знати и предводителей общин. Начальники общин обычно осуществляли дарообмен с «переплатой» — давали больше, чем приобретали

вместо. В этом случае взаимность прекратила быть сбалансированной и появлялось неравенство статусов. А в этом был заинтересован предводитель общины, заботившийся о собственном авторитете среди сородичей. Такую практику кое-какие эксперты по истории социальной работы (М.В. Фир-сов, К.В. Кузьмин и Б.И. Сутырин) именуют филантропической помощью со старейшин рода и стороны вождей нижестоящим соплеменникам.

Общины управлялись на базе волеизъявления их взрослых участников, совета старейшин и существовавших социальных норм, включавших в себя необходимые правила поведения. Они регулировали специфику разделения труда, распределения обязанностей в семье и общине, вопросы взаимозащиты и др. К примеру, разделение труда по возрасту осуществлялось исходя из принципа исполнения молодыми мужчинами более тяжёлой и страшной работы, а пожилыми — более сложной. Старики являлись блюстителями обычаев, ведали культовыми обрядами, хранили традиции, пользовались громадным влиянием в общине, что разъяснялось их жизненным опытом и знаниями. Особенный статус немногочисленных пожилых людей в то далекое время определялся их восприятием в обществе как посредников между погибшими и живыми.

Домашняя община, либо громадная патриархальная семья, представляла собой хозяйственную группу, складывавшуюся из трех-четырех поколений ближайших родственников, потомков одного отца, с их детьми и жёнами, время от времени с зятьями и иными принятыми в семью родными. Примерная ее численность достигала ста и более человек. Во главе патриархальной семьи стоял «старший» мужчина. Им мог быть старший по возрасту, более умелый человек либо согласно решению общины выбирался мужчина помоложе. Он организовывал и руководил хозяйственной судьбой семьи, и регулировал вопросы, которые связаны с обеспечением тех сородичей, каковые не в состоянии были сами прокормить себя. Вопросами ухода за немощными, больными сородичами занималась и «старшая» дама семьи, являвшаяся в большинстве случаев женой «старшего» мужчины. Она не только ведала всеми женскими работами домашнего хозяйства, но и владела большой

властью над молодыми мужчинами дома. В то время, когда патриархальная семья разрасталась, то ведение единого домашнего хозяйства выяснялось затруднительным. Семья разделялась на пара частей в соответствии с ответу представителей старшего поколения.

Межплеменные отношения в архаическую эру иногда получали конфликтный темперамент. Время от времени появлялись территориальные, а реже — и межличностые споры, переходившие в столкновения. Но противостояния и такие конфликты были временными, а им на смену приходили в полной мере мирные, дружеские отношения. У первобытных людей широкое распространение взяли обычаи обоюдного визита разных групп, принадлежавших различным племенам. Эти визиты часто приурочивались ко времени, в то время, когда имелась в изобилии пища, к примеру, к сезону созревания плодов, к периоду завершения сбора урожая, ко времени массового лова рыбы и др. Обоюдные визита, практика дарения и отдаривания между группами различных племен сыграли ключевую роль в развитии хозяйственных связей и культуры в первобытные времена. Взаимопомощь между людьми соседних племен наблюдалась на протяжении неурожаев, таких стихийных бедствий, как пожар, наводнение и др. Межплеменное сотрудничество отвечало неспециализированным заинтересованностям людей при создании громадных ирригационных сооружений, для обеспечения обороны территории от общего соперника. Позднее все это стало причиной созданию племенами разных объединений, альянсов племен.

взаимопомощь и Дружественные связи в первобытном обществе имели не только коллективный, межобщинный, межплеменной, но и личный темперамент. Помощь между отдельными лицами в те прежние времена развивалась на базе общественногб инстинкта взаимоподдержки как инстинкта сострадания и средства выживания как социально-компенсационного средства при увечьях, немощи и других событиях. Эти публичные инстинкты позднее закрепились на уровне сознания под влиянием накопленного религиозных верований и исторического опыта.

Распространенной формой межличностной помощи у древних людей была практика обмена и взаимного посещения подарками. Одними из позднейших проявлений этих

дружеских взаимоотношений являются славянское побратимство и посестринство, горское куначество на Кавказе. Дружеские контакты, устанавливавшиеся в первобытном обществе в личном порядке, часто приравнивались к родному родству. Они время от времени закреплялись обрядом «братания кровью». Долгом для того чтобы побратимства было оказание обоюдной помощи и защиты в любых ситуациях судьбы.

Так, помощь и взаимоподдержка стали нормой судьбы еще первобытных людей. Их зачатки зародились в локальных группах и одиночных семьях людей старого каменного века. Позднее они начали развививаться в общинных коллективах, в патриархальных семьях и племенных от -ношениях. Взаимопомощь проявлялась в ту старую эру и в межличностых отношениях.

Молитва \


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: