Особенности работы над произведениями различных жанров

1. Неспециализированные принципы работы над литературным произведением.

Литература – род мастерства, отражающая типические явления судьбы в образах, созданных посредством слова. Идеи, настроения писателя передаются через содержание произведения читателю, пробуждают в нем созвучные мысли и эмоции, формируют его мировоззрение. Эти изюминки учитываются методикой чтения в начальных классах:

1. Серьёзным методическим требованием есть целостное восприятие художественного произведения.

2. Художественный план воплощается в произведении через всю совокупность изобразительных средств, исходя из этого в ходе чтения ведутся наблюдения над языком, обращается внимание на кое-какие особенности композиции (пейзаж, ситуация, приемы чёрта).

3. Необходимым условием есть присутствие анализа художественного произведения в целях глубокого проникновения в его содержание.

4. Произведения разных художественных жанров (сказки, басни, рассказы, стихотворения, УНТ) имеют собственные особенности действия на читателя, исходя из этого методика работы над каждым из жанров разна.

В начальных классах из художественных жанров (видов литературных произведений) изучаются: рассказы, сказки, басни, стихотворения, произведения УНТ (тайной, сказки, пословицы, поговорки, былины и т.д.). В отличие от художественной литературы, влияющей на читателя методом восприятия художественного образа, существует научно-познавательная литература, которая имеет четко определенную предметность нового для детей знания и целенаправленно излагает тему.

Научно-познавательная литература не только обрисовывает явления и его показатели, излагает сущность исторического события, но и показывает его сообщение с другими фактами и явлениями, дает им научное обоснование, время от времени учит практическому применению предмета.

2. Методика чтения рассказов

Рассказ – маленькое прозаическое произведение, законченное в смысловом отношении и имеющее повествовательный темперамент. Рассказ есть хорошим примером художественного произведения.

Остановимся на некоторых вопросах организации урока, что воображает следующую структуру:

1. Речевые упражнения.

Целью речевых упражнений есть совершенствование и развитие техники чтения: беглости, сознательности, правильности, ясности. Преподаватель в зависимости от задач и целей урока подбирает упражнения на отработку определенных качеств.

2. Проверка домашнего задания.

Проверка домашнего задания осуществляется с целью актуализации ранее прочтённого материала, она проводится не более 7 мин.. В качестве приемов проверки смогут быть использованы: тестирование, пересказы, выборочное чтение, беседа, составление диафильма и т.д.

3. Изучение нового материала:

А) Подготовительная работа к восприятию произведения.

Цель подготовительной работы – создать представления о событиях, храбрецах, привести к заинтересованности. В качестве подготовительной работы смогут употребляться: беседа, рассказ, свободные высказывания обучающихся, слушание музыки, экскурсия, демонстрация кино- и диафильмов, рассматривание книг писателя и т.п.

Б) Чтение всего произведения в целом.

Первичное восприятие рассказа может осуществляться методом чтения детьми текста рассказа про себя либо методом прослушивания чтения преподавателя. Рассказы, глубоко эмоциональные, насыщенные драматическими событиями, во всех классах воспринимаются лучше в ясном чтении преподавателя.

Рассказы о природе, о труде дети смогут уже со 2 класса просматривать про себя с исполнением несложного задания.

В) Краткая беседа по проверке первичного восприятия произведения.

Цель: узнать, какое чувство произвел рассказ на обучающихся. Уместно по окончании прочтения задать приблизительно такие вопросы: Какое место вам запомнилось в рассказе?, Кто из храбрецов понравился и из-за чего?, Чем вам понравился рассказ?, Какое настроение приводит к рассказу? И т.п.

Г) Анализ произведения.

В ходе анализа узнается конкретное содержание рассказа, композиция, мотивы поведения действующих лиц, их характерные черты, идейная направленность.

Анализ рассказа в большинстве случаев начинается с разбора сюжета: развитие действия, поступки храбрецов. характер и Поведение храбрецов рассматриваются в связи с социально-психотерапевтической обстановкой, с историческими условиями. направляться обращать внимание на язык храбрецов как средство чёрта, на описание природы.

4. Обобщающая беседа.

В последней беседе выявляется замысел рассказа, основная его идея, узнается собственное отношение детей к содержанию рассказа.

5. Пересказ и другие творческие работы в связи с чтением.

Цель данного этапа урока содержится в том, дабы научить осмысленно передавать собственные впечатления от прочтённого через пересказ, а он бывает различным: подробным, сжатым, творческим; вероятно составление диафильма, словесное рисование представленных картин, произведение продолжения рассказа, соотнесение прочтённого с собственным опытом и т.д.

Планируя уроки чтения рассказов, преподаватель исходит из содержания произведения, определяющего как этическую направленность урока, так и конкретные формы занятий, сопровождающих чтение.

3. Методика чтения сказок

Мир сказок красив и увлекателен, он захватывает детей острыми, занимательными сюжетами, необычностью обстановки; завлекают храбрецы – храбрые, сильные, находчивые люди. Для детей воображает сама форма и интерес повествования, принятая в сказке, напевность, красочность языка, яркость изобразительных средств. К.Д.Ушинский именовал сказки «первыми попытками народной педагогики», так как дети честно радуются, что побеждает справедливость, а зло наказывается, торжествует добро.

Сказки несут в себе громадный потенциал хороших нравственных поучений (к примеру, основная идея сказки «Заячьи слезы» — будьте внимательны к тому, кто попал в беду, не пройдите мимо и помогите ему). Особенно импонирует детям действенная направленность на победу, на торжество правды, на успешную концовку. Сюжет сказки нереален, далек от судьбы, но вывод неизменно жизненен: «Сказка – неправда, да в ней намек! Хорошим молодцам урок».

Основная сокровище сказок содержится в подходе к изображению простых людей, народа. Он гениален, трудолюбив, великодушен, умён на выдумку, мастер на все руки.

Громадно значение сказок как средства развития речи обучающихся. Текст сказок – красивый материал для рассказывания, пересказа, инсценировки, живого диалога.

В начальных классах школы обучающиеся знакомятся с изюминками сказки как жанра фольклора. Сказка – это повествовательное, в большинстве случаев народно-поэтическое произведение о событиях и вымышленных лицах с преимущественным участием чудесных, фантастических сил. Отмечаются значительные черты сказки:

  • занимательный сюжет;
  • яркость, выпуклость храбрецов;
  • своеобразие композиции и наличие вымысла (зачин, повторы, концовка);
  • наличие антитезы (противопоставление хороших и злых храбрецов, поступков);
  • своеобразие языка: тавтологические повторы (жили-были, нежданно-негаданно), устойчивые и меткие эпитеты («я в том месте был, мед выпивал..», «красна женщина», «сокол ясный», «лето красное», «молочная река – кисельные берега);
  • особенные сказовые интонации.

По литературоведческой традиции сказки делятся на три группы: сказки о животных, чудесные и социально-бытовые.

Сказки о животных отличаются от других тем, что в них действуют животные. Методика анализа таких сказок значительно не отличается от анализа реалистических рассказов. Употребляются те же самые формы и приемы работы над текстом: выборочное чтение, ответы на вопросы, иллюстрирование, все виды пересказа и как следует.п. Лишь на последней стадии работы над сказкой преподаватель ставит детей в условия «переноса» вывода сказки на подобные случаи в жизни. (Может ли такое произойти в отношениях между людьми?) Этого достаточно, дабы сказка для обучающихся осталась сказкой, но и обогатила их знаниями определенных явлений судьбы.

Чудесные сказки отличает особенный темперамент выдумки. В них постоянно действуют сверхъестественные силы – то хорошие, то злые. Они творят чудеса: воскрешают из мертвых, обращают человека в зверя и напротив и т.д. Храбрецы в этих сказках прибегают к помощи предметов либо живых существ, владеющих необыкновенной, чудесной силой. Методика работы над такими сказками остается такой же, как и при анализе реалистического рассказа. Но специфичным будет выяснение направленности чудесных сил (Кому они оказывают помощь и из-за чего?, Как это характеризует храбрецов сказки и т.п.), принципиально важно чтение в лицах, показ картонных кукол, кукольные выступления, теневой театр, применение грамзаписи.

В социально-бытовых сказках продемонстрирована жизнь народа, его горе, обездоленность, нищета, бесправие. В начальных классах социально-бытовые сказки по большей части не читаются.

4. Методика чтения басен

Басня – одна из форм эпического жанра, где в аллегорической форме под видом зверей, различных предметов и птиц автор подразумевает людей, осмеивая человеческие пороки. Форма стихотворная, не смотря на то, что не есть необходимой (к примеру, басни Л.Н.Толстого написаны в прозе), имеет сатирический нравоучительный темперамент. Как жанр басня показалась задолго до нэ. В Российской Федерации громаднейшего совершенства басня достигла в творчестве И.А.Крылова. Для чтения в начальных классах отобраны басни, заключающие в себе житейскую мудрость, осуждающие пороки людей. Внимание к басне в школе обусловлено рядом ее преимуществ:

1. Любая басня – метко нарисованная сценка из судьбы, исходя из этого заключает в себе довольно широкие возможности для нравственного воспитания.

2. В басне постоянно присутствует хорошая направленность того либо иного осуждения, которая при верно организованной работе прекрасно осознается школьниками (Что осуждает басня? Чему она учит?).

3. Лаконизм, выразительность и картинность описаний, меткость народного языка большое количество дают для речи и развития мышления обучающихся.

4. Размер басни в большинстве случаев не превышает 20 – 30 строчков, но по содержанию это – пьеса со своей завязкой, развязкой и кульминацией.

5. Образные выражения из басен, ставшие со временем пословицами, завлекают как глубиной заключенной в них мысли, так и яркостью ее выражений.

В большинстве случаев урок чтения басни содержит такие структурные компоненты:

1. Подготовительная работа к восприятию произведения.

Она может включать такие виды работы: рассказ преподавателя об авторе басни, викторину по материалу прочтённых басен, беседу о повадках животных – действующих лицах басни, которую предстоит просматривать.

2. Чтение басни преподавателем, либо прослушивание грамзаписи, либо просмотр фильма.

3. Беседа эмоционально-оценочного характера.

4. Анализ конкретного содержания басни.

5. Анализ той части басни, в которой заключена мораль.

6. Аналогия из судьбы.

Один из основных вопросов анализа басни связан с раскрытием морали(нравоучения) и аллегории (иносказания).Целесообразным считается затевать работу над басней с раскрытия ее конкретного содержания. После этого направляться выяснение иносказательного смысла (Кто подразумевается под действующими лицами басни?) и, наконец, рассматривается мораль.

В случае если мораль и главная мысль несложны и дешёвы младшим школьникам уже по окончании первого чтения, то более целесообразно сразу же по окончании первичного восприятия басни, какой-либо предварительной беседы предлагать обучающимся вопрос: «Какова главная идея басни?» Не прибегая к анализу текста, обучающиеся высказываются довольно ее основной мысли, по окончании чего им задается второй вопрос: «Какова мораль басни?» Затем дети сами просматривают басню, а после этого происходит краткий разбор речевых оборотов.

В случае если сущность морали ответственна для обучающихся (к примеру, в басне И.А.Крылова «Ворона и лисица»), то при первичном чтении басни преподаватель опускает текстовое нравоучение. После этого работа включает в себя следующие компоненты:

  • анализ произведения,
  • выяснение основной мысли,
  • раскрытие аллегории,
  • анализ морали.

При анализе басни употребляются те же приемы работы с текстом, что и при чтении рассказов. Но особенное место занимает работа над ясными средствами языка, исполнение заданий творческого характера, чтение в лицах.

5. Методика чтения стихотворений

В литературоведении различают две совокупности художественного строения речи – прозаическую и стихотворную.

Для стихотворной речи свойственны пара показателей

  • ритм, что характеризуется повторяющимися элементами, повторением ударных и безударных слогов в строчке;
  • рифма, что обозначает созвучие финишей стихотворных строчков (за исключением белых стихов, для которых рифма не характерна);
  • повышенная эмоциональность, которая имеет выражение в эмоционально окрашенной интонационной совокупности.

Стихотворные произведения делятся на эпические, лирические и драматические.

Для эпических стихотворений характерно наличие сюжета, т.е. совокупности событий в их развитии. В центре эпических стихотворений – образы-персонажи. Все это роднит эпическое стих с рассказом, повестью. Данное условие обуславливает общность методических положений, определяющих анализ прозаического рассказа и эпического стихотворения.

Анализ эпического стихотворения направлен на выяснения сюжета (развитие действия), раскрытия изюминок действующих лиц, идеи произведения, его художественного своеобразия. Допускается деление его на довольно законченные части, составление замысла, чтение в лицах.

В лирических стихотворениях предметом изображения становятся переживания, эмоции человека, что возможно обусловлено картинами природы, публичными и социальными явлениями, философскими рассуждениями о жизни, любви, красоте и т.п. с учетом тематики жизненного материала, позвавшего те либо иные переживания, в литературоведении лирика классифицируется на пейзажную, политическую, патриотическую, философскую и т.п. В начальной школе дети знакомятся в основном с пейзажной и социально-политической лирикой.

Нужно отметить условия, воздействующие на полноценность восприятия обучающимися пейзажной лирики:

1. Наличие у обучающихся жизненных представлений, адекватных авторским либо приближающимся к ним.

2. Развитие у обучающихся внимания к переживаниям храбрецов, чувствам и настроению. Целенаправленная работа над обогащением лексики детей словами, обозначающими эмоции и оттенки эмоций, настроение и состояние (радость, ужас, скорбь, гордость; нормально, взволнованно, празднично).

3. Формирование у обучающихся творческого воссоздающего воображения.

Главные этапы работы

1. Подготовка обучающихся к восприятию лирического стихотворения.

Учебные задачи: настроить детей на восприятие текста, позвать в их сознании картины и образы, родные к тем, каковые находятся в центре изучаемого стихотворения; сказать данные об авторе, пояснить значение слов, без понимания которых восприятие стихотворения будет затруднено.

Для решения этих задач используем беседу с опорой на опыт детей и личные наблюдения (прекрасно, в случае если предварительно совершена экскурсия), элементы рассказа, и такие виды мастерства, как живопись и музыка.

2. Первое чтение лирического стихотворения.

Учебная задача: донести до детей содержание стихотворения и, основное. Привести к эмоциональному отклику на прочтённое.

Из всего многообразия методических приемов на этом этапе (комбинированное чтение, прослушивание текста в грамзаписи и др.), исходя из поставленной задачи, самый целесообразный: ясное чтение стихотворения преподавателем (в 3-4 классах вероятна замена: независимое чтение обучающимися про себя).

Готовясь к ясному чтению в классе, нужно быть предельно требовательным к себе: чтение преподавателя должно быть таким, дабы у детей показался познавательный и эмоциональный интерес к предстоящей работе с текстом. Также, чтение преподавателя – это собственного рода пример ясного чтения для обучающихся; дети попытаются чутко уловить интонацию, с которой преподаватель выполнял стих, а после этого скопируют ее (и это не просто механическое подражание, а подражание через сопереживание и понимание).

3. Проверка впечатлений, появившихся у учащихся в следствии знакомства с текстом.

На этом этапе нужно распознать уровень восприятия детьми текста художественного произведения, осознать, как они поняли текст в целом, как отнеслись к нему, что уже успели выделить, отметить, а что потеряли из виду, на что не обратили внимания и т.д. Для решения данной задачи употребляется беседа на базе впечатлений учеников. Вот примерные вопросы:

  • Понравилось ли вам это стих? Чем?
  • Что вам особенно запомнилось?
  • Какие конкретно картины вы воображали себе, в то время, когда слушали стих?
  • Как вы думаете, с каким эмоцией поэт рисует картины? И т.п.

4. Независимая работа обучающихся с текстом стихотворения.

Обучающиеся не торопясь прочитывают стих про себя и отмечают карандашом выражения и слова, значение которых неясно. Это необходимо чтобы ученики пристально, глубже вчитались в стих, готовились к анализу.

5. Анализ лирического стихотворения.

Учебные задачи:

  • содействовать пониманию обучающимися текста литературного произведения,
  • углубить, увеличить образные представления, появившиеся в воображении учеников при первом знакомстве с текстом.

Трудясь над ответом задач, нельзя забывать о главном: попытаться не уничтожить то чуткое эмоциональное состояние класса, которое появляется на первых этапах работы с текстом, проводить анализ стихотворения с опаской, ненавязчиво, так, дабы на протяжении работы с текстом все возрастало восхищение и удивление детей мастерством поэта, дабы за каждым словом и каждой строчкой они заметили броскую картину и были рады этому открытию.

Для этого прежде всего употребляется выборочное чтение отдельных строф, строчек, слов по заданию преподавателя, к примеру: прочтите первые четыре строки стихотворения. Как создатель обрисовывает …? С чем он сравнивает …? Прочтите. Посредством каких слов поэт рисует …? Как он именует …?

Для выборочного чтения нужно отбирать самые важные с позиций смысла, содержания строчка, слова, выражения, и те, значение которых возможно неясно детям. Нужно обращать внимание на образные средства языка: эпитеты, метафоры, сравнения и т.д.

Выборочное чтение в большинстве случаев сопровождается беседой-размышлением по поводу прочтённого. Употребляются вопросы типа: какое настроение у вас появляется при чтении этих строчков? Какие конкретно слова оказывают помощь автору создать такое настроение? Как вы думаете, из-за чего создатель сравнивает …? Как вы осознаёте суть этого выражения? Какие конкретно звуки повторяются в данной строке? Как вы думаете. Для чего поэт применяет данный прием?

Дабы научить детей вдумчиво относиться к образному языку лирического стихотворения, испытывать эстетическое удовольствие от удачно выбранного автором слова преподаватель применяет прием стилистического опыта, сущность которого пребывает в неестественной замене авторского слова либо сочетания слов вторым, родным по смыслу словом либо выражением, и в уяснении на базе сопоставления особенной ясности, точности, прелести поэтического текста.

Так, перечитывая с обучающимися первую строфу стихотворения Ф.Тютчева «Имеется в осени начальной …», преподаватель требует их найти те слова, благодаря которым создатель обрисовывает раннюю осеннюю пору. Дети находят слова: начальная, маленькая, дивная. Преподаватель обращает внимание на последнее определение:

  • Как вы понимаете его значение? Подберите к нему родные по значению слова. (Восхитительная, красивая, превосходная, прекрасная.)
  • Как вы думаете, из-за чего Тютчев выбирает как раз слово дивная? (Это слово происходит от слова диво, т.е. чудо. Оно передает особенное восторг началом осени, выделяет, что это совсем неординарная пора, в ней большое количество прекрасного. Помимо этого, слово дивная более празднично, оно наполняет стих особенным звучанием.)

Для развития видения, т.е. броских, образных представлений на базе читаемого, преподаватель применяет прием иллюстрирования текста. Как показывает опыт, при чтении лирических стихотворений самый целесообразны следующие его разновидности: рассматривание готовых иллюстраций, и словесное и музыкальное иллюстрирование.

Рассматривание готовых иллюстраций проводится приблизительно по такому замыслу: взглянуть на иллюстрацию к этому стихотворению. Можем ли мы отнести ее ко всему стихотворению либо к какой-то его части? Что изобразил живописец на всей картине? Что нарисовал он в центре картины? Вдалеке? Справа? Слева? Как он изобразил …? Обрисуйте картину, применяя слова, строки из стихотворения? Какие конкретно краски живописец выбрал для собственной картины? Какое настроение они создают?

В случае если уровень качества иллюстраций будет низким, вернее будет при беседе убедить детей в том, что таковой рисунок нельзя назвать иллюстрацией к стихотворению, по причине того, что он не соответствует содержанию поэтического текста:

  • взглянуть на картину. Это иллюстрация к стихотворению либо легко рисунок? (Это легко рисунок, по причине того, что иллюстрация – это такая картина, которая раскрывает, дополняет художественный текст. А данный рисунок не соответствует содержанию стихотворения).
  • Желали бы вы нарисовать иллюстрацию? Представьте себе, что вы живописцы. Поведайте, какую иллюстрацию вы нарисуете к этому стихотворению. (Дети говорят, что они нарисуют на картине, где что расположат, как изобразят тот либо другой объект картины, какие конкретно краски применяют.

Это уже пример словесного рисования.

Музыкальное иллюстрирование, т.е. подбор звуковых «картин» к стихотворению употребляется на уроке чтения в трех главных методических вариантах:

  • Прослушайте музыкальное произведение. Возможно ли его вычислять иллюстрацией к нашему стихотворению? Из-за чего?
  • Из двух музыкальных произведений выберите то, которое более соответствует прочтённому стихотворению.
  • Представьте себе, что вы композиторы. Какую музыку вы написали бы к этому стихотворению? Какой она будет по характеру, настроению?

6. Работа над главными компонентами интонации.

Это образовывает содержание следующего этапа процесса изучения лирического стихотворения.

Какие конкретно приемы целесообразно применять на этом этапе?

Для работы над тембром речи: музыкальное иллюстрирование, которое оказывает помощь ученикам уловить настроение текста, перемены, оттенки настроения, эмоций, и беседа, направленная на дискуссию эмоциональной окрашенности речи при чтении всего стихотворения и отдельных его частей.

Для работы над темпом речи: расстановка пауз.

При постановке логических ударений в тексте стихотворения ставим перед детьми задачу: давайте постараемся отыскать в каждой стихотворной строке сочетания и слова слов, каковые будем выделять голосом при чтении. При выделении логических ударных слов следует прежде всего руководствоваться смыслом, содержанием строчка, вместе с тем направляться учитывать и закономерности стихотворной речи (ритм, рифму, особенную музыкальность стиха и т.д.).

2. Ясное чтение стихотворения обучающимися.

Это необычный результат, завершение всей работы, праздник, концерт, конкурс на лучшее выполнение. Перед тем, как начать его, дадим детям возможность пара мин. самостоятельно поработать с текстом, приготовиться к его ясному чтению. Чтение каждого ученика сопровождается оценкой, анализом, в котором участвует целый класс.

6. Чтение научно-познавательной литературы

Научно-познавательная литература подразделяется на научно-популярную и научно-художественную, любая из которых решает собственные задачи. Научно-популярная статья прямо информирует определенные знания, в ней посильнее логический элемент. Научно-художественная литература основывается на образно-повествовательном элементе, ей характерна увлекательность; произведения этого жанра имеют сюжетную линию, конкретных храбрецов.

Научно-популярным статьям характерен собственный языковой темперамент: строгость и простота синтаксических конструкций, однозначность и точность словоупотребления, применение особых терминов.

Научно-познавательное чтение требует произвольного внимания, сопровождается аналитико-синтетической деятельностью.

В научно-познавательной статье в большинстве случаев излагается новый для обучающихся материал, исходя из этого перед чтением необходима подготовка обучающихся к его восприятию. На этапе подготовки решаются задачи:

  • возбудить интерес к предмету чтения, уменьшить первичное восприятие статьи;
  • дать детям большую часть знаний о предмете чтения до первичного восприятия статьи.

Главными приемами подготовительной работы являются рассказ преподавателя, беседа, показ кино- либо диафильмов, экскурсия.

Первичное чтение научно-популярной статьи в большинстве случаев проводится самими обучающимися. Дабы дети просматривали сознательно, им дается несложное задание.

При работе над такими статьями употребляются такие приемы, как:

  • деление текста на части:
  • чтение по частям,
  • выделение главной мысли в каждой части,
  • рассматривание доказательства:
  • сравнение излагаемого материала с ранее известным,
  • установление вывода в ответ на проблему.

Уроки чтения научно-познавательных статей строятся сообразно познавательной цели, определяемой содержанием статьи, и с учетом языка и особенностей построения данного произведения.

Урок включает следующие этапы:

1. Подготовительная работа к восприятию произведения.

2. Предварительная беседа.

3. Чтение статьи обучающимися.

4. Чтение всего очерка либо статьи.

5. Проведение опыта либо запись главных положений, выводов.

6. Пересказ либо ответы на вопросы.

7. Подытоживающая беседа.

Литературное чтение. 4 класс. Работа над художественными произведениями (часть 1)


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: