Особенности рынка как главного элемента рыночной экономики

Решив выстроить рыночную экономику, мы должны, в первую очередь, воображать ее образ, видеть хотя бы контуры, усвоить сущность рыночных взаимоотношений.[10] Но пониманию рынка и глубокому восприятию советским человеком мешает пара обстоятельств.

Во-первых, мы настоящей рыночной экономики во всех ее бессчётных проявлениях фактически не видели и не знали. В случае если кто и бывал в государствах свободного рынка, то он лицезрел лишь его внешний вид, не вникая в сущность внутренних механизмов рыночных взаимоотношений.

Во-вторых, нас рыночным отношениям не учили. В школах, техникумах, университетах, по радио и телевидению нам внушали, что за границей загнивающая, кризисная экономика с порабощением и эксплуатацией трудящихся людей. Книжки, которые содержат настоящее описание рыночной экономики и рынка, труды так называемых буржуазных экономистов или по большому счету не переводились и не издавались, или становились известными лишь узкому кругу экспертов.

В-третьих, те естественные ассоциации, каковые появляются у каждого из нас при слове “рынок”, так или иначе связаны с колхозным рынком, рынком, другими словами рыночными формами, существовавшими в советской экономике. Но эти аналогии очень далеки от настоящего цивилизованного современного рынка и, значит, порождают искаженное представление о настоящей рыночной экономике.

Термины “рыночная” экономика “и рынок” у нас в большинстве случаев трактуются лишь как товарообменные операции и товарно-финансовые отношения, иными словами, как торговля, обмен, но такое представление примитивно.

Рынок — это вся совокупность многообразных экономических взаимоотношений между людьми, появляющихся в ходе производства, распределения, потребления и обмена, основанная на определенных правилах, главным из которых есть свобода экономической деятельности. Дабы хотя бы в общем уяснить суть, сущность, содержание рынка, нужно разглядеть правила рыночной экономики и ее структуру.

Принцип свободы экономической, хозяйственной, предпринимательской деятельности личности, семьи, социальной группы, предприятия во всех сферах судьбы в рамках соблюдения законности предопределяет возможность любого экономического субъекта реализовать собственные способности, желание самым активным образом по собственному выбору принимать участие в публичном производстве, быть товаропроизводителем либо посредником между потребителем и производителем, организовать собственный дело.

В этом основополагающем принципе имеется две стороны: предоставление каждому активному субъекту собственнических и предпринимательских прав, помогающих воплотить планы в конкретные объекты, и ликвидация чрезмерных ограничений на формы, виды, количества граждан и предпринимательства предприятий. Нужно вместе с тем осознавать, что свобода действий предпринимателя в условиях рыночной экономики не есть безотносительной. Она, как и в каждый экономической совокупности, ограничена, в первую очередь, законами.

На них основан принцип национального рыночных отношений и регулирования рынка. Каждая рыночная экономика в цивилизованном стране регулируема. Вопрос возможно поставлен только о способах и мерах национального действия на рынок и законодательного оформления подкрепляющих их юридических актов. В качестве инструментов регулирования рынка выступают национальные программы, налогообложение, денежно-кредитная и банковская совокупности, трудовое законодательство, ценовые ограничения, противомонопольные меры. Принципиально важно да и то, что рыночная свобода появляется не просто так, она сопряжена с риском предпринимателя и экономической ответственностью. Рыночная экономика, вводя равноправие многообразных форм собственности, опираясь на ее приватизацию, возбуждает чувство ответственности, потому что он может утратить деньги, имущество, работу.

Помимо этого, рынок подрывает диктат производителя, содействуя диктату над ним со стороны потребителя. В этом смысле рыночная экономика опирается на принцип примата потребителя, его главенства. В условиях административно-командной экономики, порождающей недостаток, наступает власть производителя над потребителем, превращение последнего под действием нехватки и очередей в покорного просителя, говорящего благодарю за все, что ему дают.[11]

В рыночной экономике ценовой система и механизм борьбы приводят к соперничеству между производителями в борьбе за клиента, потребителя. Появляется особенный вид ответственности перед потребителем, потому что его утрата свидетельствует понижение дохода, прибыли, а время от времени и провал компании.

Рыночной экономике характерен принцип рыночного ценообразования. Как мы знаем, цена формируется на рынке в следствии покупателя и торга продавца, предложения и взаимодействия спроса. Эта цена появляется в итоге установления баланса противонаправленных тенденций: жажды одной стороны реализовать товар подороже и второй стороны — приобрести недороже. В нормально функционирующей экономике цена на свободном рынке не опускается ниже себестоимости и не поднимается выше прибыли и суммы себестоимости, соответствующей среднему нормативу рентабельности. Реализовывать по более низкой цене легко невыгодно, а при высокой прибыльности товара его тут же начинают создавать и реализовывать соперники, и цена падает.

Рыночной экономике свойствен принцип договорных, отношений на контрактной основе. В отечественной практике это указывает переход от управления по вертикали к управлению по горизонтали, другими словами на базе соглашения между равноправными экономическими субъектами. Большое ослабление распорядительства со стороны вышестоящих организаций в экономике рыночного типа, экономическая свобода хозяйствующих субъектов настоятельно потребует приведения в воздействие механизмов саморегуляции, роль которых особенно серьёзна на уровне фирм, учреждений.

Принцип открытости экономики свидетельствует, что свобода предпринимательства распространяется на внешнеэкономические связи и выражается в том, что предприятия и хозяйственные организации владеют правом осуществлять внешнеэкономические операции при соблюдении определенных ограничений и условий. Реализация этого принципа есть главным условием интеграции страны в совокупность мирохозяйственных проникновения и связей на всемирный рынок. Защита внутренних заинтересованностей в условиях открытости экономики обеспечивается соблюдением признанных интернациональных установленного законодательства и норм страны.

Рыночная экономика немыслима без реализации принципа борьбы. Без конкуренции рыночный механизм не работает. Борьба должна быть, в первую очередь, между отдельными товаропроизводителями, фирмами, производящими однородную продукцию. Она очень нужна чтобы не было захвата и монополизации рынка. Борьба воображает одно из самых действенных и действенных средств возбуждения рабочий активности, применения достижений научного прогресса, роста качества продукции, удовлетворения изменяющихся запросов потребителей.

В случае если централизованная экономика опирается на яркое управление материально-процессами и вещественными объектами, то рыночная экономика тяготеет к управлению при помощи принципа действия на денежное обращение и финансы. Иначе говоря рыночная экономика значительно полнее применяет механизм цены и товарно-финансовые отношения. В этом смысле возможно утверждать, что рыночной экономике более свойственны экономические способы управления. На практике это находит воплощение в большом увеличении роли денег, кредита, банков, распределительной и налоговой совокупностей, стоимостей.

Главное свойство экономики рыночного типа пребывает в распространении рыночных взаимоотношений на все хозяйственные сферы, проникновение их во все отрасли, охват всех регионов страны. Это свойство возможно назвать всеобщностью рыночных взаимоотношений. Не смотря на то, что глубина проникновения рыночных взаимоотношений, широта охвата ими социально-процессов и экономических явлений разны в секторах экономики и разных отраслях, фактически ни один из них не выясняется вне территории действия рынка.

Так, вся экономика делается как бы совокупностью многообразных рынков, различающихся лишь степенью, мерой, глубиной проникновения рыночных взаимоотношений в отдельные части хозяйственной совокупности. Рынок существует уже не только в качестве территориально и функционально обособленной ячейки экономики, но попадает в виде рыночных взаимоотношений во все клетки экономического организма.

Изучение структуры рынка разрешает решить двуединую задачу. С одной стороны, мы приобретаем комплексное представление о рыночной экономике как о единстве взаимосвязанных и взаимодействующих разнообразных рынков. Иначе, делается вероятным сопоставить нынешнее состояние отдельных рынков либо рыночных сфер экономики с тем, которое должно быть при переходе к развитым рыночным отношениям. Тем самым удается оценить степень нужных преобразований при переходе к рыночной экономике и темперамент их действия на людей.

При самая укрупненной структуризации в составе единого рынка в большинстве случаев выделяют следующие виды отдельных рынков:

— рынок потребительских товаров, одолжений, жилья, сооружений и зданий непроизводственного назначения;

— рынок производственных видов и средств производства деятельности;

— рынок денег, валюты, ценных бумаг;

— рынок труда, рабочей силы, рабочих мест;

— рынок информации, интеллектуального продукта, инноваций.[12]

Лекция 2.3 | рыночный механизм и Рынок | Виктория Базжина | Лекториум


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: