Особенности темперамента

По определению, темперамент — это черта индивида со стороны динамических изюминок его психологической деятельности, т.е. темпа, интенсивности и ритма отдельных психологических состояний и процессов. К значимым для выработки определенного типа психологического реагирования на заболевание параметрам темперамента возможно отнести эмоциональность, переносимость боли, как ограничения движений и признак эмоциональности и обездвиженности, отражающий параметр активности.

Боль как нейрофизиологический феномен формируется на базе интеграции «ноцицептивных» и «антиноцицептивных» механизмов и систем головного мозга. Субъективное чувство интенсивности чувствуемой боли оказывает значительное влияние на степень сосредоточения внимания человека на этом ощущении и, как следствие, на ее переносимости. Помимо этого как мы знаем, что интраверты и экстраверты различно реагируют на боль. Согласно точки зрения Айзенка, экстраверты принимают все уровни стимуляции (а также болевой) менее интенсивно, чем интраверты.

Считается, что различное восприятие боли у различных людей зависит от их разных «болевых порог». У одного человека в силу психофизиологических изюминок возможно низкий порог, и он испытывает боль при малом повреждении либо действии извне, в то время как у другого — большой порог, и он ощущает боль лишь при важном повреждении (Р.Мелзак). Часто порог болевой чувствительности коррелирует с уровнем эмоциональности. В рамках известных типов темперамента более низкие болевые пороги у меланхолика и холерика если сравнивать с флегматиком и сангвиником.

Составной частью темперамента есть параметр неспециализированной двигательной активности либо импульсивности, т.е. режим двигательной активности, подвижность, скорость перемещений и другие моторные характеристики человека обусловлены наследственными психофизиологическими факторами. Благодаря этого ограничение подвижности либо обездвиженность, вызванные заболеванием (прикованность к постели, необходимость выполнять постельный режим), могут служить психологической фрустрацией для лиц, двигательный режим которых нацелен на быстроту действий, склонность к интенсивной физическим нагрузкам. Некоторыми исследователями нехорошая переносимость состояний вынужденного ограничения перемещений относится к особенностям экстраверсии либо интраверсии.

Особенности характера

без сомнений, что феноменологическая и синдромологическая оформленность типа психологического реагирования на заболевание базируется на изюминках характера человека. Тип акцентуации может определять выбор того либо иного типа реагирования. направляться признать, что субъективное отношение к заболеванию формируется на

-227-

основании домашнего воспитания и, например, воспитания отношения к заболеваниям, методам переносимости заболеваний, определения места параметра здоровье-заболевание в иерархии сокровищ ребенка.

Существуют две противоположные домашние традиции воспитания субъективного отношения к заболеваниям — «стоическая» и «ипохондрическая». В рамках первой ребенок всегда поощряется за поведение, направленное на независимое преодоление недугов, нехорошего самочувствия. Его хвалят, в то время, когда он, не обращая внимание на имеющуюся боль, занимается тем, чем занимался до ее происхождения. «Стоическая» традиция основывается на девизе: «Не хнычь». Противоположна ей домашняя традиция формирования сверхценного отношения к здоровью. В то время, когда родителями поощряется внимательное отношение к состоянию собственную здоровья, тщательность в оценке больных проявлений, обнаружения у себя первых показателей заболевания. В семье ребенок обучается при мельчайшем трансформации самочувствия обращать внимание окружающих и собственное внимание (сначала своих родителей, а после этого воспитателей, преподавателей, супругов и пр. лиц) на болезненные проявления. Девизом в подобном случае помогает выражение: «Будь бдителен, в другом случае заболеешь и погибнешь».

Домашние традиции определяют необычное ранжирование заболеваний по степени их тяжести. К примеру, к самый тяжёлым смогут относится не «объективно» тяжелые, а те, от которых значительно чаще умирали либо которыми чаще болели члены семьи. Благодаря этого, субъективно самая значимой заболеванием может оказаться гипертоническая заболевание, а не рак либо психологическое заболевание. Помимо этого, в семье, где имеется прецеденты долгой и устойчивой ремиссии по окончании лечения онкологического заболевания либо кроме того выздоровление, подобная заболевание может оказаться менее психологически тяжелой, чем в семье с противоположной традицией, основанной на собственных наблюдениях.

Особенности личности

К личностным изюминкам, в большинстве случаев, относят ценностные ориентации человека, его морально-нравственные параметры и иные социально обусловленные феномены. Прежде всего, из личностных изюминок, воздействующих на формирование субъективного отношения к заболеванию направляться отметить философская позиция и мировоззрение по поводу смысла жизни и жизни по окончании смерти. Психотерапевтические реакции на заболевание разнятся у глубоко верующих людей

и воинствующих атеистов. Чаще первые более адекватно, психологически комфортно относятся к заболеваниям, ведущим к смертной казни («всевышний дал, всевышний забрал»). Вторые же часто реагируют на показавшуюся заболевание, способную привести к потере трудоспособности либо кроме того к смертной казни, обидой. Они начинают искать виновников заболевания, создают около себя враждебную обстановку и сами психологически неадекватно реагируют на все.

Выделяется пара мировоззренческих установок в отношении происхождения болезней:

• заболевание как кара

• заболевание как опробование

• заболевание как назидание вторым

• заболевание как расплата за грехи предков

Все перечисленные трактовки происхождения заболеваний основаны на вере в связь между поведением человека, его возникновением и нравственностью у него недуга. Наряду с этим подчеркивается пассивная роль индивида. Он не может противостоять болезни за исключением возможности кардинально поменять собственный поведение и искупить вину и замолить грехи.

Второй группой мировоззренческих установок есть представление о заболеваниях как вызванных наследственными либо средовыми обстоятельствами:

• заболевание как неизбежность

• заболевание как стечение событий

• заболевание как личная неточность

В рамках этого мировоззрения все процессы (а также, и происхождение заболеваний) рассматривается через призму внешней либо внутренней заданности. Многие люди уверенный в том, что «плохая наследственность» есть фатальным причиной в генезе болезней. Все, что происходит с человеком трактуется представителями данной позиции, базируясь на наследственно-конституциональном принципе причинности («И твой папа так хромал», «Вся в маму — дальнозоркая»). Противоположная тенденция всецело отрицать значение наследственности и разглядывать происхождение заболевания, основываясь на поведении человека и внешних факторах («Сказала тебе — не жуй жвачку — вот и заболел СПИДом»). Обе представленные позиции отражают обывательскую платформу, и являются очень стойкими и консервативными. Позиция «Сам виноват» в большинстве случаев связана с «локусом контроля» человека.

Третья мировоззренческая платформа оценки механизмов происхождения болезней базируется на мистическом подходе к процессам этиопатогенеза:

• заболевание благодаря зависти

• заболевание благодаря ревности

В рамках аналогичного подхода источники заболеваний видятся в предвзятом отношении родных окружающих (соседей, друзей, родственников, сослуживцев) к человеку. Процесс происхождения заболеваний рассматривается как экстраполяция «негативной энергии» ревнующего либо питающего зависть к на реципиента.

Так, необходимо отметить широкое распространение мистического истолкования происхождения заболеваний, отсутствие у большинства больных научного подхода к анализу обстоятельств его заболевания. К изюминкам личности, воздействующим на выбор типа психотерапевтического реагирования на заболевание, относятся и околомедицинские суеверия. Спектр их широк и включает мистическое (иррациональное) истолкование истоков их заболевания («сглазили», «навели порчу», «подействовал энергетический вампир» и т.д.). Мистическая концепция заболевания носит темперамент убежденности, больной не может критически оценивать собственные высказывания и требует от доктора не лечения, а «снятия порчи» и пр. мистических манипуляций.

В личностные изюминки, повышенно значимые для понимания механизмов становления типов психологического реагирования на заболевание, входит и т.н. «антиципационная состоятельность». Сущность ее содержится в способности предвосхищать движение событий, предвидеть собственные реакции и поведение окружающих в ходе трансформации обстановки. К антиципационной состоятельности относится свойство построения программы собственных действий, например, при появления серьёзной заболевании, которая может поменять простой жизненный стереотип, привести с инвалидности либо смерти. В антиципационную программу включается готовность к любому финалу заболевания (нехорошему, нежелательному либо лучшему, желательному). Больной, владеющий антиципационной состоятельностью, формирует пара программ, распределяет между ними возможности и готовит себя ко всем. Его размышления носят темперамент догадок типа: «Что я буду делать, в случае если у меня распознают рак?», «Учитывая, что у меня вероятно серьёзное заболевание, которое не разрешит мне в будущем профессионально заниматься моим любимым спортом, чем я буду заниматься?» и т.д. В случае если больной не производит антиципационной программы, нацеливается только на один — желанный — финал событий («это — не онкологическое заболевание, доктора ошибаются»), то настоящий факт заболевания может стать для него важной психологической травмой и привести к неадекватному типу психотерапевтического реагирования на заболевание.

уровень образования и Уровень человека его культуры как личностные особенности кроме этого влияют на оценку субъективной тяжести заболевания. Очень это относится к уровню медицинской образованности и культуры. Негативным в психотерапевтическом отношении выясняются крайности. Как низкая медицинская культура, так и высокая с однообразной возможностью способны позвать психологически тяжелые реакции. Но механизмы их будут разниться, в одной случае это будет связано с недочётом, в другом — с избытком информации о заболеваниях, их тяжести, исходах и течении.

Психологами выделяются тринадцать типов психотерапевтического реагирования на заболевание. Типология реагирования на заболевание создана А.ЕЛичко и Н.Я.Ивановым на базе оценки влияния трех факторов: природы самого соматического заболевания, типа личности, в котором наиболее значимую составную часть определяет отношения акцентуации и тип характера к данному заболеванию в референтной для больного группе. Типы объединены по блокам. Первый блок включает типы отношения к заболеванию, при которых социальная адаптация значительно не нарушается: гармоничный, эргопатический и анозогнозический типы. Во второй и третий блок включаются типы реагирования на заболевание, характеризующиеся наличием психологической дезадаптации в связи с заболеванием. При этим второй блок включает типы реагирования в основном с интрапсихи-ческой направленностью (тревожный, ипохондрический, неврастенический, меланхолический и апатический). Эмоционально-аффективная сфера взаимоотношений у больных с этими типами реагирования клинически проявляется в дезадаптивном поведении: реакциях по типу раздражительной слабости, тревожном, подавленном, угнетенном состоянии, «уходом» в заболевание, отказе от борьбы — «капитуляции» перед заболеванием и т.п. В третий блок входят типы реагирования с интерпсихической направленностью. Данный блок включает типы с таким сенсибилизированным отношением к заболеванию, которое в громаднейшей степени зависит от преморбидных изюминок личности больных: сенситивный, эгоцентрический, паранойяльный и дисфорический. Больные с этими типами отношения к заболеванию при разных эмоционально-аффективных реакциях на

-231-

заболевание кроме этого характеризуются дезадаптивным поведением, приводящим к нарушению их социального функционирования (Э.Б.Карпова).

Отношение к заболеванию, владея всеми чертями, свойственными психотерапевтическим отношениям, содержит в себе когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты (Л.И.Вассерман). Когнитивный включает знание о болезни, ее осознание, познание ее влияния и роли на жизненное функционирование больного, предполагаемый прогноз; эмоциональный — ощущение и всей ситуации и переживание болезни, с ней связанной; поведенческий — связанные с заболеванием реакции, содействующие адаптации либо дезадаптации к ней и выработку определенной стратегии поведения в жизненных обстановках в связи с заболеванием (принятие роли больного, активная борьбах заболеванием, игнорирование, пессимистические установки и пр.).

Потом будет приведено описание тринадцати типов психотерапевтического реагирования на заболевание по А.ЕЛичко.

Гармоничный. Трезвая оценка собственного состояния без склонности преувеличивать его тяжесть и без оснований видеть все в мрачном свете, но и без недооценки тяжести заболевания. Рвение во всем деятельно помогать успеху лечения. Нежелание быть обузой вторых тяготами ухода за собой. При негативного прогноза в смысле инвалидизации — переключение заинтересованностей на те области судьбы, каковые останутся дешёвыми больному. При негативном прогнозе — сосредоточение внимания, забот, заинтересованностей, на судьбу родных, собственного дела.

При гармоничном типе психологического реагирования ответственным есть реализм в понимании тяжести и восприятии симптомов заболевания. Наряду с этим больной обязан опираться в собственных реакциях на узнаваемые науке (медицине) факты о возможности исцеления от конкретной заболевания, о происхождении признаков и пр. Активности человека противостоит при дисгармоничных типах психологического реагирования пассивность, при которой больной как бы «вручает себя медицинскому работнику», не прилагая собственных усилий для оздоровления. Больной при пассивном отношении расценивает собственный организм как аппарат, машину, технический механизм, вещь, которую он сдает в ремонт и пассивно ожидает возврата вещи «как новенькой». без сомнений значимым есть и нежелание заболевшего быть обузой вторых тяготами ухода за собой, что вытекает из принципиальных положений личности и гармоничного характера. Гармоничный больной осознаёт, что с возникновением у него болезни родные ему люди получили новую дополнительную заботу. Он, как гармоничный человек не вправе потребовать от них данной заботы. Он может только ожидать ее и принимать в том количестве, что они готовы ему дать.

Тревожный. мнительность и Непрерывное беспокойство в отношении негативного течения заболевания, вероятных осложнений, неэффективности а также опасности лечения. Поиск новых способов лечения, жажда дополнительной информации о болезни, возможных осложнениях, способах терапии, постоянный поиск «авторитетов». В отличие от ипохондрии более интересуют объективные информацию о болезни (результаты анализов, заключения экспертов), чем личные ощущения. Исходя из этого предпочитают больше слушать высказывания вторых, чем без финиша предъявлять собственные жалобы. Настроение в первую очередь тревожное, угнетенность — благодаря данной тревоги.

Тревожный тип психологического реагирования на болезни есть одним из обычных. Он базируется на появляющейся в связи с изменением и заболеванием обыденного течения судьбы. Тревога проецируется в будущее и позвана довольно часто опасениями, что заболевание на долгое время и значительно изменит привычный стереотип судьбы. Проявлением тревоги возможно интерес больного к медлитературе, придирчивость к медицинскому персоналу, нацеленность на перепроверку приобретаемых от докторов сведений о его болезни.

Ипохондрический. Сосредоточение на субъективных болезненных и иных неприятных ощущениях. Рвение всегда рассказывать о них окружающим. На их базе преувеличение настоящих и выискивание несуществующих заболеваний и страдании. Преувеличение побочного действия лекарств. Сочетание жажды лечиться и неверия в успех, требований тщательного обследования и болезненности процедур и боязни вреда.

Больной с ипоходрическим типом реагирования склонен к эгоцентризму. Он не может сдержаться при беседе с любым человеком и обращает внимание собеседника на тяжесть и необычность имеющихся больных показателей. Ипохондрик испытывает облегчение, в случае если собеседник относится к нему участливо и сочувственно. Помимо этого, при таком типе реагирования появляется склонность к детализации собственного самочувствия при описании его докторам либо иным слушателям. Мотивом подробного изложения собственных жалоб есть ужас потерять что-то серьёзное, значительное для понимания экспертом его правильной диагностики и состояния. Негативную реакцию ипохондрика приводит к недоверию к его жалобам со стороны окружающих, их упреки в преувеличении и симуляции тяжести расстройства с целью извлечь из этого пользу.

Меланхолический. Удрученность заболеванием, неверие в выздоровление, в вероятное улучшение, в эффект лечения. Активные депрессивные высказывания впредь до суицидальных мыслей. Пессимистический взор на все около. Неверие в успех лечения кроме того при благоприятных объективных данных.

Меланхолический, либо депрессивный тип реагирования на заболевание часто обусловлен имеющейся у больного негативной информацией о возможности исцеления от недуга. Часто, он видится у медицинских работников в силу их разнообразных знаний, взятых в ходе практики и обучения. Нацеленность на нехороший финал, неспособность видеть и применять механизмы сано-генеза приводят к пессимистической оценке-будущего, неверию в возможность исцеления и суицидальным намерениям.

Апатический. Полное безразличие к собственной судьбе» к финалу заболевания, к итогам лечения. Пассивное подчинение лечению и процедурам при настойчивом побуждении со стороны. Потеря интереса ко всему, что ранее тревожило.

Апатический тип психологического реагирования вернее обозначить как гипопатический, потому, что подлинного и полного безразличия у больного не отмечается. В большинстве случаев, безразличие обусловлено фиксацией и депрессией на своем состоянии. У больного исчезает активность и интерес в отношении всех сторон судьбы за исключением здоровья. Фактически апатический, т.е. с интеоеса ко всему видится очень редко.

Неврастенический. Поведение по типу «раздражительной слабости». Вспышки раздражения, в особенности при болях, при неприятных ощущениях, при неудачах лечения, при негативных данных обследования. Раздражение часто изливается на первого попавшегося и завершается часто слезами и раскаянием. Непереносимость болевых ощущений. Нетерпеливость. Неспособность ожидать облегчения. В-последующем — раскаяние за несдержанность и беспокойство.

Неврастенический (вернее — астенический) тип реагирования есть самый распространенным и неспецифическим ответом личности и организма на заболевание. Его базой есть раздражительность, которая захватывает как физические явления (броский свет, громкие звуки, резкие запахи), так и отношение окружающих. Больной делается капризным, требовательным. Он ищет ласки, участия, успокоения. Склонен к вспышкам бешенства, в случае если его ожидания в отношении поведения окружающих не оправдываются («Вы намерено шумите, желаете меня в гроб свести», «Вам равнодушна будущее мамы»).

Обсессивно-фобический. Тревожная мнительность в первую очередь касается опасений не настоящих, а маловероятных осложнений заболевания, неудач лечения, и вероятных (но необоснованных) неудач в жизни, работе, домашней ситуации в связи с заболеванием. Мнимые опасности тревожат более, чем настоящие. Защитой от тревоги становятся приметы и ритуалы.

При обсессивно-фобическом реагировании на заболевание главными становятся навязчивые мысли, опасения и, в особенности, ритуалы. Больной делается суеверным. Он придает особенное значение мелочам, каковые преобразовываются для него в необычные знаки (к примеру, расценивает шансы собственного исцеления в зависимости от того, в каком порядке войдут в его палату медицинская сестра и врач; от того, троллейбус какого именно маршрута подойдет к остановке раньше). Невротические ритуалы связаны с повышенной тревожностью больного и направлены на защиту от них.

Сенситивный. Чрезмерная озабоченность вероятным негативным впечатлением, которое смогут произвести на окружающих

-235-

сведения о собственной болезни. Опасения, что окружающие начнут избегать, вычислять неполноценным, пренебрежительно относиться, распускать сплетни либо негативные сведения о природе и причине заболевания. Боязнь стать обузой для родных из-за заболевания и неблагожелательного отношения с их стороны вследствие этого.

Базой сенситивного отношения к заболеванию есть рефлексивный стиль мышления, ориентация на оценку и мнение окружающих. Вследствие этого значительным делается не личные болезненные либо неприятные ощущения благодаря болезни, а реакция на данные о болезни со стороны референтной группы. Такие больные склонны к просящему прощения стилю поведения. Они часто в ущерб собственному здоровью стесняются обращаться к доктору либо медицинской сестре («Для чего их отвлекать по мелочам») кроме того в случаях угрожающего для жизни состояния. Отмечается робость, застенчивость, повышенная скромность таких больных.

Эгоцентрический. «Уход в заболевание», выставление напоказ окружающим и близким собственных переживаний и страданий с целью всецело завладеть их вниманием. Требование необыкновенной заботы — все должны забыть и кинуть все и заботиться лишь о больном. Беседы окружающих скоро переводятся «на себя». В других людях» кроме этого требующих заботы и внимания, видят лишь «соперников» и относятся к ним неприязненно. Постоянное желание продемонстрировать собственный особенное положение, собственную исключительность в отношении заболевания.

Эгоцентрический тип реагирования время от времени обозначают истерическим, потому, что главным мотивом поведения человека делается привлечение к собственной персоне внимания окружающих. «Бегство в заболевание* часто употребляется ими для шантажа и упрёков окружающих. Жалобы описываются больными весьма красочно и сопровождаются манерной выраженной мимикой и жестикуляцией. Эмоции больного носят гротескный характер.

Эйфорический. Необоснованно повышенное настроение, часто наигранное. Пренебрежение, легкомысленное отношение к лечению и болезни. Надежда на то, что «само собой все обойдется». Желание приобретать от судьбы все, не обращая внимания на заболевание. Легкость нарушений режима, не смотря на то, что эти нарушения смогут неблагоприятно сказываться на течение заболевания.

-236-

Эйфорический тип отражает беспечность человека в отношении собственного здоровья. Он делается наигранно весел, болтлив, суетлив. Подобное реагирование может носить защитный темперамент либо отражать характерологические изюминки.

Анозогнозический. Активное отбрасывание мыслей о болезни, о вероятных ее последствиях. Непризнание себя больным. Отрицание очевидного в проявлениях заболевания, приписывание их случайным событиям либо вторым несерьезным болезням. Отказ от лечения и обследования. Желание «обойтись собственными средствами».

Непризнание себя больным и отрицание наличия у себя признаков заболевания (анозогнозия) видятся частенько. Они смогут отражать внутреннее неприятие статуса больного, нежелание принимать во внимание с настоящим положением вещей. Иначе, они смогут отражать заблуждение человека по поводу значимости показателей заболевания. Активное непризнание себя больным видится, к примеру, при пьянстве, потому, что содействует уклонению от лечения.

Эргопатический. «Уход о болезни в работу». Кроме того при тяжести заболевания и страданиях стараются во что бы то ни начало продолжать работу. Трудятся с ожесточением, с еще громадным рвением, чем до болезни, работе отдают все время, стараются лечиться и подвергаться обследования так, дабы это оставляло возможность продолжения работы.

Кое-какие больные расценивают любой болезнь через призму вызова собственному «Я». Исходя из этого они стараются не поддаваться болезни, деятельно перебарывают себя, преодолевают боли и недомогание. Их позиция заключена в том, что нет для того чтобы заболевания, которого не было возможности бы преодолеть собственными силами. Наряду с этим довольно часто такие больные являются принципиальными соперниками лекарств («Я за собственную жизнь ни разу анальгетиков не принимал», — с гордостью говорят они).

Паранойяльный. Уверенность в том, что заболевание результат чьего-то злого умысла. Крайняя подозрительность к процедурам и лекарствам. Рвение приписывать вероятные осложнения лечения либо побочные действия лекарств халатности либо злому умыслу персонала и врачей. требования и Обвинения наказаний вследствие этого.

Паранойяльный (в данном контексте — бредоподобный) тип реагирования отражает мировоззренческую позицию заболевшего, усматривающего тайный суть его причин и болезни ее происхождения. Он появляется в основном на базе личностных изюминок.

Психотерапевтические их особенности и типы темпераментов. Новый взор на привычные темы. Лекция № 41.


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: