От черного пояса к белому поясу

Преграда

Вам нужно будет научиться держать в голове мысли, противоречащие друг другу и наряду с этим оставаться в здравом уме. В то время, когда явыхожу на сцену, я осознаю, что мне необходимо положить в музыку всю душу и сыграть так, как я ни разу не игрался. Одновременно с этим мне нужно не забывать, что я всего-навсего буду играться рок-н-ролл.

Брюс Спрингстин

В философии дзэн имеется одно известное высказывание, обрисовывающее путь к просветлению:

Первый ход: гора это гора.

Второй ход: гора не есть гора.

Третий ход: гора — это гора.

Совершенно верно так же возможно обрисовать и постижение музыки на Пути дзэн-гитары.

Перед тем как мы вступили на Путь, музыка для нас — всего лишь комплект мотивов, каковые нам нравятся. У нас не появляется необходимости думать о ней. Но когда мы берем в руки гитару, музыка начинает означать для нас значительно больше. В то время, когда мы совершаем второй ход, музыка преобразовывается в отечественную страсть, труд, душу, веру. Чем больше мы о ней определим, тем таинственнее она делается.

Проходит время, и кое-какие начинают задаваться вопросами: «Откуда берется музыка? », «Неужто я только канал, по которому она струится, и в случае если это так, то откуда она течет?», «Что заставляет меня играться ее?». Если вы начали задаваться такими вопросами и честно стремитесь к просветлению, сделайте третий ход — и вы получите ответы на собственные вопросы. Сделав третий ход, вы посмотрите в саму сущность музыки и осознаете, что она собой воображает. И в то время, когда все это случится, вы придете к осознанию, что источником всех мелодий помогает один-единственный звук: звук хлопка одной ладонью — сэкисю-но ондзё. Как утверждают настоящие мастера дзэн, как раз сейчас вы поймёте причину собственного собственного существования, причину того, что было, имеется и будет. Из вашей судьбы провалятся сквозь землю сомнения, вопросы, страстные жажды. Вы получите сами себя. Вы познаете Путь дзэн-гитары.

На последний ход иногда уходит вся жизнь, а время от времени всего лишь одно мгновение. Природа вашей единственной преграды нематериальна. Она в вашем сознании. При достижении этого барьера вам нужно покинуть привычный образ мыслей. Логика вам уже не окажет помощь. Мастера дзэн именуют данное состояние му.

Это слово по-японски свидетельствует «небытие» либо «отсутствие бытия». Нельзя сказать, что оно свидетельствует «ничто», потому, что, в соответствии с философской концепции дзэн, кроме того ничто представляет собой что-то. Как утверждают мастера дзэн, «му», скорее, безвременная пустота, непостижимая с рационалистической точки зрения, точка, в которой все эмоции сливаются воедино. Из «му» проистекает время и все сущее.

В то время, когда мастера дзэн задают вопросы: «Как звучит хлопок одной ладонью?», они знают, что логичного ответа на данный вопрос не существует. Такая тайная именуется коан и специально предназначена для преодоления рационалистического начала отечественного сознания.

Мы, будучи существами, владеющие рациональным складом ума, способны видеть только двойственную природу всего сущего. Что-то или существует, или не существует. Или у нас в руках имеется гитара, или ее у нас нет. Мы можем или слышать звук, или внимать тишине. Имеется вы, имеется я, и мы поделены пространством. С рационалистической точки зрения все так и имеется.

Учителя дзэн утверждают, что «му» преодолевает эту двойственность, открывая не только единство всего сущего, но и его вакуум. Они говорят, что «му» в один момент есть источником тишины и звука и не есть таковым. «Ничего не осознаю», — сообщите вы. В этом нет ничего необычного. «Му» нереально постичь с позиций логики. В том месте, где «му», нет ни слов, ни формы, ни сознания.

Просветленные сравнивают «му» с воротами без створок. Это ворота, через каковые нам нужно пройти, дабы постичь подлинную природу вещей. Одновременно с этим, у этих ворот нет створок, по причине того, что мы воплощаем в себе подлинную природу всего сущего. Нам не нужен путь к истине, потому, что мы уже являемся ее обладателями. Единственное, что нам необходимо, — заметить собственную подлинную природу.

Так или иначе, нам нужно получить «му». Как утверждают учителя дзэн, единственный метод добиться этого — сконцентрироваться на мгновении с таковой силой, что всякое брожение мыслей закончится, а слова провалятся сквозь землю. В отечественном додзё нам нужно обучиться концентрироваться на каждой ноте так, дабы получить свойство обонять ее, осязать, ощущать на вкус.

В то время, когда мы покидаем материнскую утробу, мы попадаем в мир ощущений. Мы бессловесны. Голос матери, свет солнца, залах дождя — все это комплект ощущений, нескончаемым потоком обрушивающихся на нас. Мы видим звук, слышим эмоции, чувствуем вкус света, потому, что все это для нас едино.

В тот самый момент, в то время, когда мы начинаем различать зрительное и обонятельное восприятие, запоминать заглавия предметов, распределяя их по категориям, мы приступаем к процессу обучения рациональному подходу. Он лишает нас возможности видеть подлинную природу всех вещей, заключающуюся во общем единстве.

Дзэн-гитара окажет помощь вам возвратиться к прошлым ощущениям. Восприятие звука как у новорожденного есть изюминкой сознания новичка в самом широком смысле этого слова.

Я не призываю вас всецело отказаться от рационализма. Как я уже сказал, людьми нас делает сообщение с окружающим миром, пускай он и наполнен природой двойственного: мы и другие, пустота и материя, и т.д. В дзэн самое сложное осознавать концепцию «му»,не отрицая наряду с этим дуализма действительности. Один из основных правил дзэн: «Подлинная природа вещей хороша от их кажущейся сущности, но она не есть противоположностью данной кажущейся сущности».

Желаю сходу выделить: Путь нельзя обрести через самоанализ. Скорее кроме того напротив. Как говорят учителя дзэн: «Чем больше упрочнений вы отдаете поискам, тем продолжительнее предмет ваших поисков будет от вас скрыт. Все, что от вас требуется, это повязать белый пояс, забрать в руки гитару, настроить ее и начать играться. Если вы играетесь то, что вам близко, вкладывая в музыку всю душу, вы познаете природу дзэн, а познание концепции «му» будет для вас не так уж и принципиально важно.

В данной части я изложу собственные мысли о шести категориях двойственности, с которыми унсуй столкнется на Пути дзэн-гитары и каковые ему нужно преодолеть.

1. Входи выход

2. несовершенство и Совершенство

3. Я и вы

4. освобождение и Удержание

5. тишина и Звук

6. ученик и Учитель

В то время, когда вы завершите эту часть Пути, ваш пояс изотрется до таковой степени, что опять станет белым.

выход и Вход

Музыка обязана струиться через вас, оставляя часть себя в вашей душе, и, забирая часть вашей души, вырываться наружу.

Генри Треджилл

В то время, когда человек находится в смятении от жизненных передряг, ему не ясно, в каком направлении двигаться дальше. На Пути дзэн-гитары нас не должно охватывать смятение. Любой отечественный ход будет шагом к чему-то новому. В этом заключена особенность сознания новичка — он стоит на пороге новых свершений. Мастера дзэн говорят: «Входи посредством формы, выходи из Формы». Эта мудрость многозначна.

В отечественном додзё мы входим в мир музыки посредством формы. Мы учим теорию музыки, гаммы, осваиваем технику игры. Позже мы «выходим из формы», усвоив все правила, мы отбрасываем ихв сторону и просто играем.

Выступая, мы «входим посредством формы»: мы играем определенную музыкальную композицию так, как она была некогда написана. Мы выходим из формы, в то время, когда на базе данной музыкальной композиции пускаемся в дебри импровизации. Мы кроме этого выходим из формы, в то время, когда вкладываем в музыкальную композицию всю душу, открывая, так, ее новое, доселе не осмысленное содержание.

Кроме того в данный мир мы «входим посредством формы». Я имею в виду отечественные тела, отечественное физическое рождение. Мы «выходим из формы», в то время, когда умираем либо в то время, когда достигаем просветления посредством дзэн-гитары. У весьма многих сама концепция выхода и входа приводит к ассоциации с началом и концом. Мы начинаем и заканчиваем петь. Мы отыгрываем концерт, а позже идем к себе. Мы записываем альбом, а позже он выходит в свет. Но вам направляться не забывать, что Путь дзэн-гитары нескончаем. В жизни и в музыке имеется место вечности.

Нам нужно преодолеть двойственность понятий «выход» и «вход», потому, что, дабы почувствовать полноту судьбы каждого мгновения, нужно понять, что в каждое отдельное мгновение слова «выход» и «вход»— тождественны. Нельзя сказать, что «вход» соответствует одному мгновению, а «выход» — второму. Мгновение одно.

Нет ни входа, ни выхода. Имеется лишь Путь.

Гохон кумитэ от белого до тёмного пояса. Александр Чичварин


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: