Отцы и учители церкви восточной и западной

Письменная деятельность отцов и преподавателей Церкви II и III столетий обусловливалась событиями того времени. В первую очередь они ощущали надобность в опровержении несправедливых обвинений, возводимых на христиан народной языческими писателями и молвой, каковыми были Цельс и Порфирий. И вот явились христианские Апологеты. Так назывались писатели, посвятившие собственный перо защите христианства. Превосходнейшими из них были: святой Иустин мученик, Афинагор, Тертуллиан и Ориген. Содержание всех апологий следующее:

1. они опровергают обвинения, возводимые на христиан в других преступлениях и безбожии; требуют правосудия к христианам; защищают христианство указанием на его внутреннюю истинность, святость и Божественность, на его оправдание поведением и жизнью христиан, на подтверждение его пророчествами и чудесами, на его согласие с чаяниями и изречениями лучших философов древности;

2. воображают язычество произведением уклонившегося от истины ума человеческого и указывают на несообразность и безнравственность со здравым людской смыслом многих обычаев и языческих церемоний и на общее растление нравов в языческом мире.

Споры о дисциплине и расколы в Церкви

Христианство, воображая ответ на вопрос, что имеется истина, — содержа ?????? ??? ???????? (ведение спасения) (Ср. Лк. 1:77), идет навстречу такому обычному рвению, потому что во Христе все разума и сокровища премудрости (Ср. Кол. 2:3). Второй мотив к формированию христианского вероучения — негативный. При усвоении христианского учения, вероятны и неправильные понимания его, уклонения от истины, извращения её, заблуждения.

Появились иудео-христианские заблуждения в разных видах — назорейства, евионитства и елкезаитства; в связи с язычеством появился гностицизм; лжеучение Керинфа воображает собою смесь элементов христианских, иудейских и языческих. Не считая теоретических искажений христианского учения, были еще моральные извращения его, каковые повели к аморальным поступкам.

Сект таких было три рода:

1. секты иудействующие, почитавшие закон Моисеев нужным и при вере в Христа;

2. секты гностические, каковые через соединение Евангелия с греческой философией и восточными вероучениями желали образовать новую религиозно-философскую совокупность;

3. секта монархиан, которая высшие таинства Христовой веры думала при помощи греческой философии приноровить к понятиям ограниченного людской разума.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Борьба Церкви с гностицизмом

При изложении подлинного христианского учения преподаватели Церкви Западной обращали внимание в основном на истины деятельные и раскрывали их хорошим методом на основании Апостольского учения. Преподаватели же Церквей Восточных занялись раскрытием истин самые отвлечённых и созерцательных и при раскрытии и защищении их пользовались часто греческой философией.

Во главе первых находились:

1. святой Ириней, ученик святого Поликарпа, с христианской колонией перешедший из Малой Азии на берега Роны в Галлию (177) и, по смерти Пофина, бывший епископом Лионским.

2. Тертуллиан (†220 г.), пресвитер Карфагенский и первый христианский автор на латинском языке, отличавшийся широкими познаниями, глубоким и проницательным умом, пламенным и энергическим характером, строгим благочестием и самой пылкой ревностью к вере Христовой и ее распространению.

3. Святой Киприан, епископ Карфагенский, пострадавший за веру при Валериане (258) и превосходный по собственной пастырской ревности, мудрости и силе в управлении паствой и особенно по раскрытию учения о единстве видимой Церкви Божией.

Представительницей вторых была Огласительная школа в Александрии.

Катехизатор Пантен(191–202). Труды:

1. «Увещание к язычникам», в котором Климент раскрывает всю вакуум языческой мифологии и недочёты философских совокупностей;

2. «Педагог», в котором он излагает правила христианского поведения;

3. «Строматы», в которых через соединение наилучших изречений и мыслей, заимствованных у христианских писателей и греческих философов, старается возвести собственных читателей к вероятному совершенству христианского вЕдения.

Ориген (220-251). Труды:

1. произведение его «О началах», первый опыт систематического изложения веры;

2. произведение «Против Цельса»;

3. толкование на Библию;

4. «Екзапла», либо сравнение Библейского ветхозаветного текста со многими новыми и древними его переводами.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Литература для независимого изучения

1. Михаил Эммануилович Поснов- История Христианской Церкви

2. Яковлев А.И. – Лекции по Истории Христианской Церкви

3. http://www.pravoslavie.ru/ — Православные просветительские направления

4. доктор наук Константин Ефимович Скурат -Святые Отцы (I-V века)

5. Матвей Васильевич Барсов — Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Деяний святых апостолов.

Jenis


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: