Отп и социология права и философия права.

Социология права склонна изучить «право в жизни», главной задачей есть познание эффективности реализации права в русле публичной справедливости.

Философия права изучает вопросы различий и сходства между натуралистическими и антропологическими основаниями права, делая наряду с этим воспитательную функцию в сфере правосознания: в конечном же итоге предметом философии права остается справедливость.

Неспециализированная теория права занимает промежуточное положение между философией права и социологией права. Наряду с этим на ее долю приходится разработка главных методологических вопросов правоведения.

III. Любая наука имеет собственный предмет изучения. Предмет науки — это то, что наука изучает, теоретически осваивает в каком-либо объекте.

Право как социальное явление имеет множество сторон, изучаемых юридическими науками. Неспециализированная теория права имеет дело с познанием права в самом неспециализированном значении и следовательно, обязана дать ответ на вопрос, что такое право, как, из-за чего и для чего оно показалось, каковы его закономерности.

Предметом неспециализированной теории праваявляется сущность, форма и содержание права, закономерности его происхождения, функционирования и развития.

Предмет складывается из следующих элементов:

Сущность – это единство внутренних сторон, особенностей, показателей остающееся в праве на всем протяжении его существовании.

Содержание– это конкретизация сущности, проявляется в его нормах, его предписаниях и изменяются по мере трансформации задач, стоящих перед обществом.

Форма – это метод существования, функционирования и способ выражения.

Закономерности права – являются объективно обусловленные и объективно нужные довольно устойчивые тенденции, являющиеся результатом проявления повторяющихся связей между сущностями

IV.В переводе с греческого методика — methodos свидетельствует метод, путь следования, прием осуществления той либо другой деятельности», «loqos» «слово, суть, суждение, учение» —таким образом,учение о познавательных процедурах и из итогах.

Слово методика в научной литературе трактуется двояко:

а) как учение о способе;

б) как совокупность способов, применяемых в той либо другой науке, теории.

Методика неспециализированной теории праваэто правила, главные подходы, методы познания права, это учение о способах в их разнообразии и единстве, благодаря которым познается истина о праве.

Современная методика имеет следующие характерные черты:

  • отрицает монополизм, есть плюралистической;
  • имеет гуманистическую направленность;
  • отличается свободомыслием, открытой рациональностью.

Способ в науке, — это знание, благодаря которому добывается новое знание.

Слово способ греческого происхождения и переводится как путь изучения либо познания

Способ неспециализированной теории права – это совокупность способов и
приёмов, благодаря которым осуществляется процесс получения объективно-подлинных знаний о сущности и закономерностях правовых явлений.

В общей теории права, как и во многих вторых социальных науках, принято классифицировать способы на общенаучные и частные.

К неспециализированным способам познания права относятся:

· диалектический, дедукции, индукции, анализа, синтеза и др.

К частным способам познания права относятся:

· исторический, генетический, сравнительный, структурный и др.

Существует более детальная классификация:

· общий философский способ = его всеобщность выражается в том, что этот способ употребляется во всех конкретных науках и на всех стадиях, этапах научного познания;

· неспециализированные способы — синтез и анализ, абстрагирование, системно-структурный подход, восхождение от абстрактного к конкретному, каковые кроме этого употребляются во всех конкретных науках, но сфера их применения ограничивается ответом определенных познавательных задач и не охватывает всех стадий научного познания;

  • особые способы — статистические, конкретно-социологические, психотерапевтические, математические, созданные конкретными науками и применяемые для познания правовых явлений;
  • частные способы (толкования, сравнительно-правовой и др.).

С глубокой древности для изучения национально-правовой действительности употреблялись рационалистический и эмпирический способы.

Рационализм (от лат. ratio — разум) — философское направление, признающее разум базой познания.

Эмпиризм (в переводе с древнегреческого опыт) – направление в теории познания, которое признает чувственный опыт источником знания.

Эмпирическое и рациональное смогут рассматриваться в качестве наиболее значимых главных подходов, двух основополагающих форм научного познания, и уровней и структурных компонентов научного знания. В базе различения эмпирического и рационалистического (теоретического) лежит выделение в научном познании, в этом случае познании правовых и национальных процессов и явлений, эмпирических и теоретических изучений. Первое направлено конкретно на объект и опирается на эти эксперимента и наблюдения, второе связано с развитием и совершенствованием понятийного аппарата национально-правовой науки и имеет целью всестороннее познание объективной действительности в ее закономерностях и существенных связях.

Оба подхода взаимосвязаны и предполагают друг друга. Эмпирический подход ориентирован на обнаружение новых данных эксперимента и наблюдений, он стимулирует развитие исследования, ставит перед ним новые задачи. Теоретический подход развивает и конкретизирует рациональное содержание науки, открывает новые возможности, растолковывает факты, обобщает и направляет эмпирические изучения.

С эмпиризмом и рационализмом тесно связаны такие способы изучения, как материализм и идеализм.

Идеализм говорит, что сознание, мышление, психологическое, духовное первично, а материя, природа, физическое – вторично. Так, идеализм – философский принцип, в соответствии с которому дух первичен по отношению к материальному.

Материализм – это философское направление, которое исходит из того, что мир материален, существует объективно, вне и независимо от сознания, что материя первична, никем не сотворена, существует всегда. Сознание мышления – это свойство материи, в большинстве случаев, утверждается познаваемость мира, его закономерностей.

В социальных науках по большому счету и в общей теории права в частности особенное место занимает диалектический способ. Диалектика – это наука о самые общих законах развития природы, мышления и общества. Диалектика есть общим способом познания и требует учитывать в ходе познания окружающей действительности постоянное развитие и всеобщую взаимосвязь явлений. В чем же сущность диалектического способа? Слово «диалектика» свидетельствует «веду беседу». Первоначально данный термин означал диалог, спор, столкновение противоположных точек зрения, из-за которых появляется истина.

Центральное место в диалектике занимает мысль борьбы и единства противоположностей. Но понимается эта идей по-различному. Одни философы уверены в том, что несоответствия только следствие недостаточности отечественного мышления, а действительность едина. Другие мыслители исходят из того, что диалектические несоответствия существуют как в самом объекте познания, так и в самом ходе познания. Исходя из этих представлений, сформировались два прямо противоположных диалектических способа: идеалистическая и материалистическая диалектика .

Социологический способ характеризуется тем, что отдельные социальные университеты рассматриваются в их связи с публичным целым, а базу изучения образовывает фактический материал. Социологический способ включает в себя множество конкретных способов и приёмов изучения: статистический анализ, анкетирование, интервьюирование, опросы населения, изучение документов, применение текстов, проведение социально-правовых опытов и др.

Благодаря социологическому способу из неспециализированной теории права выделилось независимое направление в юридической науке — социология права.

Один из наиболее значимых способов, каковые применяет неспециализированная теория права – логический. Разнообразные логические операции (анализ, синтез, индукция, дедукция), законы (тождества, несоответствия, исключение третьего, основания и др.) употребляются кроме этого в научном познании юридической действительности.

Анализ является расчленением целого на составные элементы, их изучение в отдельности (к примеру, деление права на отрасли, изучение изюминок каждой отрасли права).

Синтез – это логический прием, противоположный анализу, заключающийся в обобщении в рамках целого знания, взятого в следствии изучения отдельных элементов этого (к примеру, синтезируя знания об отдельных отраслях права, мы приобретаем знания о хорошем праве в целом).

Индукция – это логический прием, разрешающий на основании частного знания приобретать знание общее. Дедукция – это таковой логический прием, при помощи которого на основании знания неспециализированного приходят к знанию частному.

В общей теории права обширно употребляется исторический способ. Любое явление либо процесс имеет собственную историю развития, применяя этот способ, это развитие изучается и воспроизводится в динамике во всех подробностях. Абсолютизация принципа историзма стала причиной появлению так называемой исторической школы права.

Сравнительно-правовой способ имеет ответственное значение в методологии правоведения и государствоведения. совершенствования и Реформирование национально-политической и правовой практики нереально без сопоставления сходных объектов познания, существующих в один момент либо поделённых известным периодом времени. Сравнению смогут быть подвергнуты государство либо правовые совокупности разных исторических типов, континентов и различных стран, одной и той же страны на различных стадиях ее существования, наряду с этим для поиска истины нужно разбирать количественные и качественные стороны объекта, теоретические и эмпирические его характеристики.

Социология права — Кирилл Титаев


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: