Палеолитические «венеры».

Женские фигурки из камня и кости, безликие, но с выделенными показателями женского, рождающего естества, были весьма обширно распространены в верхнем палеолите всей Северной Евразии. Практически непременно они отражали возобновляющую к печной судьбе материнскую утробу почвы. Вестоницкие «венеры» особенно занимательны тем, что сделаны из глины и обожжены. Это чуть ли не первые и истории образцы терракоты (25 500 лот назад).

Палеолитические «венеры» Ориньякского времени:

а) из Виллендорфа, Австрия. Высота 11 см. Известняк;

б) из Сапиньяно, Италия. Высота 22,5 см. Серпентин;

в) из Леспюжю, Франция. Высота 14,7 см. Кость мамонта;

г) из Дольних Вестониц, Чехия. Терракота

руке массивный рог, сильно напоминающий роги изобилия, но, вероятнее это — символ присутствия Всевышнего-Зубра.

И не то дабы палеолитический живописец просто не умел либо не хотел изображать женскую красоту. На нескольких монументах мы можем видеть, что он в принципе замечательно это делал — головка из слоновой кости (Брассемпуй), рельеф в пещере Ля Мадлен, открытый в первой половине 50-ых годов двадцатого века. Но изображения и фигурки «венер» отнюдь но ставили целью прославить совершенство женской красоты.

Находки, сделанные на Украине К. Поликарповичем, проясняют суть необычных статуэток. В святилище на Десне не считая черепов и бивней мамонта, не считая ревунов им нашлась и женская фигурка из слоновой кости типа «венер». Она раньше была прикреплена к чему-то и являлась частью заупокойного святилища.

Беременная дама у ног оленя.

Большие копытные животные, зубры, мамонты, олени, быки становятся в верхнем палеолите практически универсальным образом Небесного Всевышнего. Они, носители мужского «домашнего» начала, дают жизнь, которую принимает и вынашивает в собственной утробе «Мать-Почва». Не эта ли идея направляла резец верхнепалеолитического мастера из Ложери-Басс, в то время, когда он трудился над изображением беременной дамы у ног оленя?

Вероятнее, эти «венеры» являлись изображениями «МатериЗемли», беременной погибшими, которым надлежит еще появиться снова к вечной судьбе. Возможно, сущность так изображавшаяся была самим родом в его протяжении от предков к потомкам, Великой Матерью, неизменно создающей на свет жизнь. На Украине же, в Гагарине, семь таких фигурок размешались по стенкам землянки мадленцев. Они находились в особых нишах. Это непременно был объект поклонения. Для хранительницы рода не серьёзны личные «индивидуальные» показатели. Она — всегда беременное судьбой чрево, всегда кормящая своим молоком мать. Вряд ли размышления древних поднимались до высоких абстракций, но коль хоронили они собственных мертвецов в почву, то значит верили и в их воскресение, а вдруг верили, то не могли не поклоняться Матери-Сырой-Почва, дающей пишу, возрождение и жизнь.

Надежды кроманьонцев не исчерпывались почвой, они душой стремились к небесному Всевышнему-Зверю, всемощному подателю судьбы. Но из опыта повседневности они замечательно знали, что семя судьбы должно отыскать ту землю, в которой лишь и может прорасти. Семя судьбы давало небо, землю — почва. Поклонение МатериЗемле, столь естественное у земледельческих народов, в конечном итоге выясняется древнее земледелия, поскольку целью поклонения был для старого человека не земной урожай, но жизнь будущего века.

Очень ошибается Мирча Элиаде, в то время, когда во введении к «Священному и мирскому» утверждает: «Так как разумеется, что символика

и культы Матери-Почвы, плодовитости человека,… священности Дамы и т.п. смогли развиться и составить обширно разветвленную религиозную совокупность только благодаря открытию земледелия. Столь же разумеется, что доаграрное общество бродяг-номадов было не может кроме этого глубоко и с той же силой прочувствовать священность Матери-Почвы. Различие опыта — это итог экономических, социальных и культурных различий, одним словом — Истории»1 — «Очевидное» — еще не подлинное, это лучше вторых должен был знать религиовед. Культы Матери-Почвы охотников верхнего палеолита заставляют нас высказать предположение, что религиозное не есть неизменно продукт социального и экономического, но, подчас есть их предпосылкой и причиной.

Для лучшего понимания всей следствий и неоднозначности причин в людской культуре особенно увлекательны фигурки «венер» из Дольни Вестонице. Вестоницкие «венеры» сделаны из глины и обожжены. Это чуть ли не первые в истории образцы терракоты (25 500 лет назад). Старый мистик должно быть старался в самом материале запечатлеть великую идею почвы, соединяющейся с небесным огнем для принятия в себя небесного семени. Возможно удар молнии, оплавившей землю, навел его на эти образы. От бытовой керамики, появляющейся в раннем неолите, эти намерено обожженные на огне глинянные статуэтки Матери-Почвы отделяют не меньше двенадцати тысячелетий.

Весьма характерна и найденная во второй половине пятидесятых годов под навесом скального укрытия Англе сюр л’Англи (Angles-sur-1’Anglin, Вьенна, Франция) сцена мадленского времени. Три дамы, с светло выделенными символами собственного пола, стоят недалеко от друг друга. Одна — с узкими девичьими еще бедрами, вторая — беременная, третья — ветхая, обрюзгшая. Первая стоит на пояснице зубра, поднятый хвост и наклоненная голова которого говорят о том, что он изображен в возбуждении гона. Не отображает ли данный рельеф ритм судьбы и не подчеркивает ли он, что для кроманьонца жизнь эта была не случайностью, но божественным бесплатно, семенем Божиим, которой нужно верно распорядиться, чтобы получить вечность? А возможно это первое из продолжительного последовательности изображений Великой Богини в трех ее образах — невинной девушки, матери и старухисмерти, изображений — столь характерных для позднейшего человечества? Смерть, уведение от судьбы в этом случае оказывается не полным исчезновением, но лишь этапом бытия, за которым направляться новое зачатие божественным семенем, новое рождение.

1М. Элиаде. Священное и мирское. М., 1994. С. 20—21 (с исправлением неточностей, допущенных при переводе).

полным исчезновением, но лишь этапом бытия, за которым направляться новое зачатие божественным семенем, новое рождение.

Григорий Зайцев лекция Палеолитические \


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: