Парадокс коуза. ценовая дискриминация.

Ценовая дискриминация – процесс установления различных стоимостей для различных категорий потребителей на товары, не отличающиеся техническими и качественными нормами.

Существует 3 типа ценовой дискриминации:

1. Идеальная ценовая дискриминация. Целый потребительский излишек переходит к монополисту

2. Дискриминация в зависимости от количества приобретения. К примеру, оптовые продажи, где потребитель платит меньше за единицу при росте количества приобретения. Особенность типа – независимый отбор потребителей.

3. Дискриминация по группам потребителей – разграничение рынков. Монополист не имеет возможности установить предельную сокровище товара для каждого потребителя и дробит совокупный спрос на группы потребителей с однообразной предельной сокровищем товара, устанавливая для них различные це

Компания, производящая товар долгого пользования, сталкивается с проблемой цен объема и взаимозависимости спроса в различные периоды времени. В случае если сейчас компания реализовала q единиц товара, то на следующий день эти потребители не будут брать этот товар, должно пройти какое-то время, дабы они снова показались на рынке в качестве потребителей. Остаточный спрос на товар компании (завтрашний спрос на товар) зависит не только от цены товара в момент продажи, но и от цены товара, которая была в первоначальный момент времени его выпуска. Но и количество спроса в первом периоде зависит от цены, которую клиенты ожидают в будущем:

Связь между объёмами спроса и ценами в настоящем и будущем очень разнообразна. Количество продаж в будущем может пребывать в обратной зависимости от цены в настоящем, поскольку чем ниже цена сейчас, тем большее количество потребителей приобретут товар, испытают его в пользовании и поведают вторым, тем больше будет спрос на товар (при том же его качестве) на следующий день (эффект репутации). В этом случае у компании имеется стимул назначить сейчас довольно низкую цену для того, чтобы добиться роста остаточного спроса на следующий день. Количество будущего спроса может пребывать в прямой зависимости от сегодняшней цены, потому, что приобретшие товар по низкой цене сейчас на следующий день не покажутся на рынке в качестве потенциальных клиентов. В этом случае компания может применять межвременную ценовую дискриминацию. Компания может назначить сейчас большую цену на новый товар, его приобретут те, кто оценивают товар высоко. После этого компания может неспешно снижать цену, захватывая все новые сегменты рынка, завлекая тех потребителей, каковые оценивают товар ниже. Так, к концу существования рынка компания может охватить продажами всех потенциальных потребителей. Примерами применения таковой тактики являются большие цены на билеты премьерных пьес, большие цены на книги, издаваемые впервые, по отношению к обычным книгам и обычным спектаклям и т. д.

Сущность парадокса Коуза пребывает в следующем: в случае если на рынках товаров долгого пользования клиенты ожидают проведение компанией политики межвременной ценовой дискриминации, они будут отказываться от приобретения товаров сейчас. Межвременная ценовая дискриминация на рынках товаров долгого пользования ведет к уничтожению монопольной власти компании. Обстоятельством происхождения парадокса Коуза помогает влияние ожидаемых клиентами будущих цен на количество спроса сейчас. Количество сегодняшнего спроса находится в обратной зависимости от ожидаемой клиентами цены — в случае если их утраты, которые связаны с переносом приобретения в будущее, малы, потребители (По-крайней мере их часть) предпочтут отложить приобретение товара до момента понижения цены. Так, неприятность межвременной дискриминации содержится в том, что, не изменяя цены во времени, компания приобретает дополнительную прибыль сейчас, но теряет остаточный спрос, а изменяя цены, компания приобретает дополнительных потребителей на следующий день, но теряет дополнительную прибыль, из-за того что клиенты откладывают приобретение товара.

Как именно возможно дать добро парадокс Коуза?

Существует пара способов, к каким на практике прибегают компании, реализовывающие товары долгого пользования:

1. Лизинг товара совместно продажи. При лизинга оборудования дискриминации и вопрос снимается, потому, что цена (арендная плата) фиксируется в соглашение лизинга и не изменяется во время срока его действия. Но лизинг порождает проблему другого характера: в условиях лизинга появляется неприятность морального вреда: люди, применяющие снятый в аренду продукт, менее бережно обращаются с ним, чем если они берут его, так что компания вынуждена нести дополнительные издержки по контролю за аккуратным применением арендуемого оборудования. В другом случае товар, отдаваемый в лизинг, довольно быстро выходит из строя.

2. Компания может убедить потребителей первого периода, что понижение стоимостей в последующие периоды не случится. В случае если наряду с этим компания вправду придерживается таковой тактики, то в долговременном периоде высокие цены и доверие потребителей принесут ей дополнительную прибыль. В случае если же компания лишь провозглашает политику больших стоимостей, но настоящая обстановка вынуждает ее снижать цену товара в последующий период, то ожидания потребителей относительно стабильности стоимостей организованы не будут, и как следствие, роста спроса в первоначальный период не случится, политика компании окажется неэффективной.

3. Планируемое устаревание товара. В этом случае компания может проводить периодическое введение новых продуктов из той же продуктовой группы, тогда продукт, выпущенный в первоначальный период, скоро устаревает, и потребителям вынуждены снова платить большую цену, хотя бы и за новый продукт.

4. Приток новых потребителей с высокими ценовыми предпочтениями данного товара. Приток новых потребителей, к примеру, открытие новых рынков сбыта, возобновляет рынок товара долгого пользования, так что компании нет необходимости снижать цену в последующий период. Новые потребители с высокими ценовыми предпочтениями создадут спрос на товар, даже в том случае, если ветхие клиенты уйдут с рынка. Ценовая дискриминация представляет собой достаточно противоречивое явление, которое нельзя оценивать конкретно. Но многие исследователи уверенный в том, что целью компании, берущей на вооружение способы ценовой дискриминации, есть захват максимальной доли излишка потребителя.

Выводы

Асимметричная информация на рынке – одна из самый изученных разновидностей несовершенства информации. Асимметричная информация – обстановка, в которой часть участников сделки владеет ответственной информацией, которой не располагают остальные участники сделки.

Рынки с асимметричной информацией – это рынки, на которых одни участники знают о товарах больше вторых. В большинстве случаев, продавец продукта знает о товаре больше, чем клиент. Из-за асимметричности информации низкокачественные товары будут вытеснять отличные с рынка. Это явление принято определять как отрицательный отбор. Он пребывает в том, что в условиях асимметричной информации участники сделок отличаются в нехорошую сторону от тех, кто в них не участвует. Пример: рынок страхования. Риск высокой степени вытесняет с рынка страхования риск низких степеней. Страховые компании поднимают цену страховки, дабы снизить количество страхующихся здоровых людей.

Существуют пара главных неприятностей, появляющихся на денежных рынках из-за асимметрии информации:

  • неприятность негативного отбора (adverse selection);
  • неприятность риска недобросовестности (moral hazard);
  • неприятность дорогостоящей верификации состояния (costly state verification).

Задача

На рынке дуополии функции обоюдного реагирования каждой компании имеют следующий вид:

Y1 = 100 – 2y2

Y2 = 100+2y1,

Вопрос ценовой дискриминации для субъектов хозяйствования ЕЭП сейчас весьма актуален — Курильчик


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: