Педагогические измерения

Главную методическую проблему при сборе информации в педагогическом опыте воображает количественная оценка качеств изучаемых объектов и процессов либо их измерение.

В случае если в правильных науках измерение сводится к сравнению данной величины с однородной ей величиной, принятой за единицу (эталоном), то для психолого-педагогических параметров таких эталонов не имеется.

Более того, большая часть психолого-педагогических параметров (показатели, качества, свойства, факторы) являются скрытыми (латентными), о которых возможно делать выводы только косвенно, по их проявлениям, т. е. очень приближенно.

Пример. Эти тестирования творческой свойстве (сумма верных ответов), разумеется, не имеет возможности всецело совпадать с количественной величиной, для измерения которой рекомендован тест.

Будем именовать педагогическим измерением операцию присвоения чисел объектам либо их особенностям в соответствии с определенными правилами.

В педагогическом изучении используются 4 главных метода измерения, которые связаны с разными правилами, именуемые измерительными шкалами(номинальная, порядковая, интервальная и шкала взаимоотношений).

1.Номинальная шкала(шкала наименований) – самый низкий уровень измерения.

Тут проводится классификация, а не измерение, дробит все объекты на группы по какому-либо показателю (различию). Этим показателям присваиваются определенные числа (код).

По итогам измерений возможно подсчитать количество либо частоты. Никакого количественного соотношения между объектами в номинальной шкале нет.

Таковой тип измерений формирует предпосылки для более глубоких изучений. Эти шкалы применяют по большей части в социологических изучениях.

Примеры:

А. Обучающиеся класса делятся на две категории и обозначаются:

девочки – 01; мальчики — 02.

Б. Группы нарушителей дисциплины и их обозначение (кодирование): на уроке — 1, на улице — 2. дома — 3.

2. Шкала порядка измеряет (обозначает) степень различия какого-либо показателя либо свойства у различных объектов.

Числа в шкале порядка отражают лишь порядок следования объектов и не дают возможности сообщить, на какое количество либо во какое количество один объект предпочтительнее другого.
Промежутки, разделяющие места в последовательности не равны по величине, исходя из этого не нужно и некорректно проводить математические действия с порядковыми местами, нельзя находить среднее арифметическое, т.е. нельзя сказать, как больше.

Самым хорошим примером порядковой шкалы есть пятибалльная совокупность оценки ЗУН обучающихся. Для нее созданы критерии и разные способы измерения.

3начительно тяжелее использовать порядковую шкалу для количественных оценок вторых качеств личности (в воспитательном ходе).

Существует пара разновидностей порядкового шкалирования (измерения):

  • ранжирование (в ряд),
  • группировка (ранжирование по группам),
  • парное сравнение,
  • способ полярных профилей.

Ранжирование. Изучаемые объекты находятся в ряд (упорядочиваются) по степени выраженности какого-либо качества. Первое место в этом последовательности занимает объект с самый высоким уровнем данного качества, и ему присваивается наивысший балл (числовое значение выбирается произвольно). После этого каждому объекту ранжированного последовательности присваиваются более низкие оценки, соответствующие занимаемым местам.

Группировка всей совокупности объектов наблюдения в пара рангов, достаточно светло отличающихся друг от друга по степени измеряемого показателя.

Примеры:

А. Обучающиеся класса в соответствии с пятибалльной совокупности оценки ЗУН делятся на отличников, хорошистов и т. д.

Б. Анкетирование отношения обучающихся к данному событию разрешило разбить их на группы и оценить следующим образом:

Обучающиеся с ярко хорошим отношением ранг + 2

со слабо хорошим ранг + 1

с равнодушным ранг 0

со слабо отрицательным ранг — 1

с быстро отрицательным ранг — 2

Парное сравнение. Обучающиеся сопоставляются приятель с. втором (любой с каждым) по какому-либо качеству.

Если они однообразны, то любой приобретает по 1 баллу.

В случае если у одного этого качества больше, чем у другого, первый приобретает 2 балла, второй — 0 (как при спортивных играх по круговой совокупности).

Суммируя полученные каждым баллы, приобретаем количественное выражение уровня развития данного качества у каждого обучающегося (его ранг).

Пример: В следствии сравнения по показателю кто лучше? получается следующая таблица:

Иванов Петров Сидоров Неспециализированный балл (ранг)
Иванов
Петров
Сидоров

Способ полярных профилей. Данный прием предполагает использование для оценки условной шкалы, крайними точками которой являются противоположные значения показателя (к примеру, хороший — не добрый, теплый — холодный и т. п.). Промежуток между полюсами делится на произвольное количество частей (баллов).

Пример.

А. Оценка степени доверия кандидату на выборную должность дается в полярной шкале:

(Доверяю всецело) 10 — 9 — 8 — 7 — 6 — 5 — 4 — 3 — 2 — 1 (Совсем не доверяю)

Вебинар магистерской программы «Измерения в образовании и психологии»


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: