Педагогические условия познавательного развития

Происхождение интереса обеспечивается подготовкой

соответствующей земли, в содержание понятия которой включается:

а) наличие внешних условий, создающих возможность приобретать достаточные впечатления в той либо другой области, осуществлять ту либо иную деятельность;

б) накопление соответствующего опыта, делающего данную деятельность частично привычной.

в) создание хорошего отношения к данной деятельности (либо к данному предмету), дабы «обернуть» к ней ребенка, привести к желанию заниматься и обеспечить так психотерапевтические предпосылки интереса[12].

Хорошее отношение создается двумя дорогами.

Первый путь создания хорошего отношения к деятельности достигается формированием хороших чувств (а после этого и эмоций) в отношении к объекту деятельности, к процессу деятельности, к лицам, с которыми ребенок имеет дело; это отношение формируется на базе выражения педагогом хорошего отношения к ребенку и к деятельности, знакомства с красивыми примерами деятельности, выражения веры в возможности и силы ребенка, одобрения, выражения и помощи хорошего отношения к результатам его деятельности. С данной точки зрения громадное значение имеет успех (при посильной, преодолимой трудности задания) и его публичная оценка. Создать эмоциональное отношение легче в том случае, если новая деятельность хотя бы частично связана с прошлыми заинтересованностями.

Второй путь создания хорошего сознательного отношения к деятельности лежит через формирование понимания смысла деятельности, ее личной и публичной значимости. Познание это достигается при посредстве образного рассказа о смысле деятельности, показа и доступного объяснения значимого результата и т. п.

В случае если воспитание интереса ограничивается созданием хорошего отношения, то занятие той либо другой деятельностью будет выражением любви либо долга. Для того чтобы рода деятельность не содержит еще самого значительного для интереса познавательного характера. При мельчайшем трансформации отношения, при исчезновении привлекательных объектов, ребенка покидает рвение заниматься данной деятельностью. Интерес появляется только на протяжении верно организованной деятельности.

I. Подготовка земли для интереса:

а) подготовка внешней земли для воспитания интереса: создание и организация жизни благоприятных условий, содействующих происхождению потребности в данном объекте либо в данной деятельности у данной личности;

б) подготовка внутренней земли предполагает усвоение известных знаний, умений, наличной неспециализированной опознавательной направленности.

II. Создание хорошего отношения к предмету и к деятельности и перевод смыслообразующих, отдаленных мотивов в более родные, реально действующие. Это отношение не есть еще интересом в настоящем смысле слова, но есть психотерапевтической предпосылкой интереса; оно подготавливает переход от снаружи обусловленной потребности в деятельности (необходимо, направляться) к потребности, принятой ребенком.

III. Организация систематической поисковой деятельности, в недрах которой формируется настоящий интерес, характеризуемый возникновением внутренней мотивации и познавательного отношения, которые связаны с исполнением данной деятельности («Хочется знать и мочь». «Не смогут не заниматься этим»).

IV. Построение деятельности с таким расчетом, дабы в ходе работы появлялись все новые вопросы и ставились все новые задачи, каковые становились бы неисчерпаемыми на данном занятии.

Два первых момента при формировании стойких заинтересованностей покупают особенно ответственное значение и занимают независимое громадное место; работа по воспитанию отношения занимает долгое время (в зависимости от земли).

Все мероприятия, предпринимаемые с целью формирования хорошего отношения к деятельности и предмету, являющегося нужной предпосылкой интереса, идут по намеченным нами ранее двум главным дорогам:

1) создание хорошего эмоционального отношения к предмету и к деятельности;

2) обеспечение понимания публичной и личностной значимости деятельности

Для создания интереса необходимы все компоненты «поисковой деятельности». Она предполагает:

а) происхождение на протяжении вопроса и деятельности недоумения у самого ребенка;

б) принятие и постановку ребенком задачи для независимого (либо совместного с воспитателем) ответа;

в) организацию поиска ответа задачи, что проходит через последовательность преодолимых трудностей и ведет к хорошему результату;

г) ответ задачи (учебной, трудовой, внеклассной и т. д.) и показ возможности данной работы, вызывающей новые вопросы и ставящей новые задачи для ответа, благодаря чему интерес делается неисчерпаемым и все более стойким.

Систематическая активная независимая «поисковая» деятельность и сопутствующее ей достижения радости и переживание познания формируют стойкий динамический стереотип познавательного интереса, который неспешно преобразовывается в характеризующее личность уровень качества.

Настоящий интерес, организованный в ходе намерено организованной активной независимой «поисковой» деятельности, характеризуется не только эмоционально хорошим к ней пониманием и отношением смысла и значения данной деятельности. Основное в том, что для него характерно эмоционально-познавательное отношение к процессу данной деятельности, которая внутренне мотивирована. Это указывает, что, кроме личных и публичных мотивов, внеположных по отношению к деятельности, появляются мотивы, идущие от самой деятельности (сама деятельность начинает побуждать ребенка). Наряду с этим ребенок не только осознаёт и принимает цель данной деятельности, ему не только хочется достигнуть цели, но и хочется искать, выяснять, решать, достигать.

При верном педагогическом подходе окружающих людей (особенно преподавателей, воспитателей, своих родителей) интересы ребенка имеют неограниченную тенденцию.

Чем дальше и глубже идет исследовательская поисковая деятельность, тем более ненасыщаемым делается интерес, тем больше жажда и «радость» познания. Чем шире сообщение интереса с «ядром» личности и с прошлыми заинтересованностями, мотивами, главными потребностями личности, чем шире деятельности и связь предмета с широкими социальными мотивами, чем посильнее яркий мотив, идущий от деятельности, тем глубже делается интерес, тем он более устойчив.

Сообщение интересующей деятельности с главными привязанностями, с родными людьми, ее соответствие перспективным возможностям и основным способностям человека, и глубокое удовлетворение в связи с ее осуществлением — наиболее значимые предпосылки стойкого интереса. Неисчерпаемость вопросов, появляющихся в ходе деятельности, ведет к постоянной «ненасыщаемости» интереса, т. е. формирует все растущее рвение углубить, увеличить овладения и сферу познания данной деятельностью. Усиливающееся рвение к результативности сферы и расширению познания данной деятельности формирует тенденцию к упрочнению интереса к данной превращению и деятельности ее в «дело судьбе». эти стремления и Эта тенденция, подчиняя себе все интересы и дополнительные мотивы, входят в чёрта личности. Но и эта широкая совокупность взаимоотношений, отраженная в эмоционально-познавательной направленности, складывается на протяжении организованной поисковой деятельности, без которой настоящий интерес не появляется.

Интерес — как прообраз внешней исследовательской деятельности, образно говоря, вычленяется как переживание собственного отношения к ней и после этого как бы «прорастает» в личности.

Так, нужным условием развития познавательного интереса у дошкольников есть деятельность, несущая познавательную функцию.

Выводы по главе 1.

Благодаря познавательному интересу и сами знания, и процесс их приобретения смогут стать движущей силой развития интеллекта и серьёзным причиной воспитания личности. Одаренным детям характерно сильное рвение к познанию, изучению окружающего мира. Одаренный ребенок не терпит ограничений на собственные изучения, и это его свойство, проявившись достаточно рано на всех возрастных этапах остаётся его ответственной отличительной чертой. Лучший метод личностного развития, настоящий залог большого интеллекта – это искренний интерес к миру, проявляющийся в познавательной активности, в рвении применять любую возможность, дабы чему-нибудь обучиться.

Ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, которая оказывает помощь ему приспособиться на первых порах к новым условиям жизнедеятельности. Достаточно скоро познавательная направленность переходит в познавательную активность – состояние внутренней готовности к познавательной деятельности. Проявляется оно в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире. С развитием и ростом ребенка его познавательная активность все больше тяготеет к познавательной деятельности. В познавательной деятельности развиваются и формируются познавательные интересы.

Вебинар \


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: