Пенсионная система: понятие, структура и типология пенсионных систем

Введение

Выбранная тема выпускной квалификационной работы на сегодня есть весьма актуальной, пенсионная совокупность есть базисной и одной из самых ответственных соцгарантий стабильного развития общества, потому, что конкретно затрагивает интересы нетрудоспособного населения любой страны. Тем более серьёзное, значение, она получает во время радикальной экономической перестройки в Российской Федерации. У нас на данный момент в один момент осуществляется много реформ (налоговая, судебная, военная, жилищно-коммунальная и др.), но Пенсионная реформа завлекает к себе особенное внимание, поскольку реализуется успешнее, чем другие.

Объектом изучения выпускной квалификационной работы есть пенсионная совокупность РФ.

Предметом изучения выступают экономические отношения в ходе перехода к новым формам пенсионного обеспечения в РФ.

Цель проводимых изучений — анализ деятельности пенсионного фонда и обнаружение направлений совершенствования пенсионной совокупности России.

С целью достижения данной цели нужно решить следующие задачи:

  • изучить пенсионную совокупность в Российской Федерации,
  • изучить эволюцию пенсионного законодательства,
  • разглядеть опыт организации пенсионных совокупностей за границей,
  • дать анализ пенсионной совокупности в Российской Федерации
  • охарактеризовать главные современные тенденции пенсионной совокупности

Эти задачи диктуют и структуру работы: в первой главе приведены теоретические базы анализа деятельности пенсионного фонда, а во второй – анализ, пути и проблемы их решения в Российской Федерации.

Период времени изучения ограничен началом и двадцатым веком двадцать первого, в то время, когда и проходило реформирование и становление пенсионной совокупности России и Советского Союза.

В выпускной квалификационной работе дана черта Пенсионного фонда России как национального, денежно-кредитного учреждения федерального уровня наделенного публично-властными полномочиями, и являющимся одним из наибольшим, и важнейшим социальным университетом РФ.

Источником исходной экономико-статистической информации есть нормативно-правовые акты, регламентирующие функционирование пенсионной совокупности России, бессчётные монографии, публикации в журналах и газетах, информация на официальной сайте Пенсионного фонда России в Интернете.

Теоретическая значимость работы определяется приростом экономического знания в области развития тенденций систем и исследования организации пенсионного обеспечения в Российской Федерации и за границей, систематизации теоретических представлений о формировании и пенсионных реформах базисных моделей реформирования совокупностей обеспечения и пенсионного страхования. Сформулированные теоретические положения создают предпосылки для предстоящих научных разработок в области пенсионного обеспечения в Российской Федерации.

Практическая значимость изучения содержится в разработке положений, рекомендаций и выводов практического характера, каковые направлены на совершенствование и дальнейшее развитие пенсионной совокупности России на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Теоретические базы анализа пенсионной совокупности

Пенсионная совокупность: понятие, типология и структура пенсионных совокупностей

Пенсионная совокупность – это сложнейший механизм, любой сбой в котором мгновенно отражается на социальной, политической, соответственно и на экономической обстановке в стране. Иначе каждые экономические, социальные и политические трансформации кроме этого влияют на Пенсионную совокупность. Учитывая то, что уровень пенсионного обеспечения в значительной степени порождает образ судьбы пожилых людей, их участие в экономической деятельности, нужно осознавать ответственность за решения и максимально учитывать все последствия преобразований в данной сфере.

Пенсионная совокупность является совокупностью университетов соцзащиты населения, регулируемых законодательством страны и направленных на формирование и обеспечение выплат гражданам страны по достижении ими пенсионного возраста.

Мировая практика выработала три базисных университета пенсионного обеспечения.

Первый, это университет социальной помощи. Эта форма защиты старых граждан была единственной в период СССР. Пенсионное обеспечение в данной совокупности осуществляется в рамках единого госбюджета. Централизованно планируется формирование фонда социального обеспечения (помощи), куда входит и статья затрат на выплату пенсий. Для финансирования фонда социального обеспечения (помощи) устанавливается тариф в виде процента от выплачиваемой в народном хозяйстве заработной платы. Размер тарифа устанавливается страной, но, ни одно, кроме того самое успешное государство не в состоянии решить проблему пенсионного обеспечения граждан только за счёт бюджетных средств. Всемирный опыт продемонстрировал, что в рамках университета социальной помощи направляться осуществлять выплаты только самые уязвимым категориям граждан, каковые не могут сами получить себе на пенсию.

Вторым университетом пенсионного обеспечения есть так называемая совокупность «финансирования на ходу» (совокупность «pay-as-you-go»). В базу данной совокупности положен «контракт поколений». Это указывает, что сегодняшнее трудящееся работодатели и население платят взносы в пенсионные фонды, из которых средства тут же расходуются на выплату пенсий сегодняшним пенсионерам. Так, эта совокупность похожа на взимание налога с работодателей и работников на функционирование пенсионной совокупности и, непременно, носит национальный, т.е. централизованный темперамент, поскольку её нереально создать в пределах предприятия либо отрасли.

Функционирование данной совокупности распознало последовательность значительных её недочётов:

а) отсутствие главного выплат и – эквивалентности страхового принципа взносов;

б) усиление отрицательного воздействия и социального иждивенчества на неспециализированный уровень сбережений в стране, потому, что граждане, рассчитывая на национальные пенсии, не склонны делать накопления на будущее;

в) в моменты ухудшения экономической обстановке правительство, пользуясь собственной монополией, пробует всячески ограничивать размер пенсии, что очень плохо отражается на уровне судьбы социально незащищенных слоев населения;

г) совокупность может стать объектом манипулирования разных политических сил, потому, что их распределение возможно использовано с целью достижения мимолётного политического результата, в конечном счете приносящим ущерб пенсионной совокупности.

Третьей, и самой перспективной на сегодня совокупностью пенсионного обеспечения есть университет пенсионного страхования. Сущность данной совокупности содержится в следующем: граждане страны уплачивают страховые взносы в течение активной трудовой деятельности, каковые аккумулируются и капитализируются на их личных пенсионных квитанциях, а при наступлении страхового события (выхода на пенсию) граждане приобретают пенсии из созданного ими личного пенсионного фонда. Соответственно, чем больше средств на счету — тем больше пенсия. Государство наряду с этим отвечает за сохранность средств граждан, регулирует деятельность пенсионных страховых компаний и фондов, и гарантирует минимальную пенсию тем, кто не накопил хватает средств на своем лицевом счете. Минимальные пенсии выплачиваются за счет бюджетных средств и/либо отчислений работодателей. Как раз эта пенсионная совокупность, как вычисляют большая часть экспертов в мире, самый полно соответствует правилам социального страхования — само ответственности, солидарности и субсидиарности. Трудовое население отвечает за собственное материальное благополучие, солидарно с страной помогая самым необеспеченным слоям. направляться подчернуть, что речь заходит только о трудовых пенсиях. Что касается социальных выплат калекам (а также детства), многодетным, одиноким матерям и без того потом, то выплаты им должно создавать государство в рамках университета социальной помощи. При данной совокупности всецело соблюдается принцип эквивалентности страховых выплат и взносов. Наконец, эта совокупность наилучшим образом повышает ответственность людей за собственное материальное благополучие.

При данной совокупности не может быть пенсионной уравниловки, одновременно с этим экономика приобретает огромные ресурсы для долговременных вложений. Во многих случаях управление пенсионными деньгами остается за страной, но довольно часто эту обязанность берут на себя и частные компании. Существует кроме того совокупность соперничающих между собой негосударственных пенсионных фондов.

Ключевыми принципами, по которым все большее число государств переходит с распределительной совокупности на страховую, являются следующие:

а) при страховой пенсионной совокупности существует взаимосвязь в это же время, сколько человек получал, и тем, какой будет размер его пенсии. Деньги на пенсионных квитанциях – собственность граждан, а не страны, исходя из этого надежность пенсионного обеспечения в накопительной совокупности увеличивается;

б) демографическая обстановка в мире сейчас такая, что на одного человека преклонного возраста неспешно приходится все меньшее число трудящихся.

в) накопительная совокупность повышает норму сбережений в стране, что крайне важно для ускорения роста поизводства, тем более что главный фактор, определяющий низкий уровень пенсий в РФ – производительности труда и состояние экономики.

В российской литературе разделяют накопительную и распределительную совокупности. При распределительной совокупности собранные за определенный год отчисления социального налога идут на выплаты текущим пенсионерам (по схеме фиксированных выплат). Так, происходит необычное перекрестное субсидирование разных поколений за счет необычного налога с трудящегося населения на содержание пожилых людей. Накопительная совокупность характеризуется наличием у каждого участника личного счета, на что поступают пенсионные отчисления каждого конкретного человека и с которого потом будут осуществляться выплаты. Никакого субсидирования между разными поколениями наряду с этим не происходит, все пенсионная совокупность практически делает функции аккумулирования, и перераспределения во времени части дохода отдельного работника.

Пенсионная совокупность России – это совокупность создаваемых в РФ правовых, экономических и норм и организационных институтов, имеющих целью предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсии. Пенсионная совокупность России в современном виде введена с 1 января 2001 года и включает в себя отношения по реформированию, выплате и назначению следующих видов пенсии: трудовой пенсии, пенсии по национальному пенсионному обеспечению, негосударственной пенсии.

Трудовая пенсия — ежемесячная финансовая выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы либо иного дохода, потерянных ими в связи с наступлением нетрудоспособности, в следствии старости либо инвалидности, а нетрудоспособным участникам семьи застрахованных лиц – заработной платы и иных выплат кормильца, потерянных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с нормами и условиями, установленными законом «О трудовых пенсиях в РФ».

Законом установлены следующие виды пенсии:

трудовая пенсия по старости (по возрасту);

трудовая пенсия по инвалидности;

трудовая пенсия по случаю утраты кормильца.

Трудовая пенсия по старости и инвалидности складываются из следующих частей: базисной части; страховой части; накопительной части.

Право на трудовую пенсию по старости имеют:

Трудовая пенсия по старости назначается при наличии как минимум несколько лет страхового стажа.

Национальные пенсии назначаются и выплачиваются в соответствии с Законом О национальном пенсионном обеспечении в РФ отдельным категориям граждан за счет средств бюджета страны.

Пенсия по национальному пенсионному обеспечению — ежемесячная национальная финансовая выплата, право на получение, которой определяется законом . Она предоставляется гражданам в целях компенсации им дохода, потерянного в связи с прекращением национальной работы, при достижении установленных законом выслуг при выходе на трудовую пенсию.

Пенсионная совокупность — совокупность создаваемых страной правовых, экономических и норм и организационных институтов, имеющих целью предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсии.

При всем разнообразии и обилии существующих во всем мире пенсионных схем их возможно поделить на две многочисленные группы: схемы фиксированных выплат (либо Defined Benefit Plans — DB) схемы фиксированных отчислений (либо Defined Contribution Plans — DC).

В первом случае каждому участнику пенсионной совокупности по достижении пенсионного возраста начисляется пенсия определенного размера, зависящая от заработной платы сейчас трудовой деятельности и совокупного стажа работы. Выплата пенсии производятся в виде пожизненного аннуитета с полной либо частичной индексацией, в соответствии с местному законодательству.

Во втором случае размер будущих выплат зависит от суммы совокупных доходов и отчислений от их инвестирования, каковые смогут быть как хорошими, так и отрицательными, соответственно увеличивая либо уменьшая размер выплат. Никакой гарантии на определенный размер пенсионных выплат не предоставляется, все зависит от размера накопленных средств. При выходе на пенсию, вероятно и единовременная выплата всей суммы без конверсии ее в аннуитет. Разделяют накопительную и распределительную совокупности.

При распределительной совокупности собранные за определенный год отчисления социального налога идут на выплаты текущим пенсионерам (по схеме фиксированных выплат). Так, происходит необычное перекрестное субсидирование разных поколений за счет необычного налога с трудящегося населения на содержание пожилых людей. Накопительная совокупность характеризуется наличием у каждого участника личного счета, на что поступают пенсионные отчисления каждого конкретного человека, и с которого потом будут осуществляться выплаты. Никакого субсидирования между разными поколениями наряду с этим не происходит, все пенсионная совокупность практически делает функции аккумулирования, и перераспределения во времени части дохода отдельного работника.

Довольно часто понятие распределительной совокупности смешивается с Defined Benefits (DB), а накопительной — с Defined Contributions (DC). Это не всегда правильно. В частности, в рамках накопительной совокупности смогут функционировать как схемы фиксированных отчислений, так и схемы фиксированных выплат, не смотря на то, что последних, нужно признать, намного меньше.

В предшествующий период для обеспечения соцзащиты пожилого населения в мире господствовали распределительные совокупности. Но постепенное старение населения (особенно в развитых государствах) вкупе с резким повышением соответствующих затрат толкает все большее количество государств к переходу к накопительной схеме фиксированных отчислений. Схемы, принятые в различных государствах, отличаются друг от друга, но их объединяет то, что пенсионные выплаты определяются (всецело либо частично) суммами пенсионных отчислений, учитываемых на личных квитанциях граждан. Накопительная совокупность владеет рядом преимуществ перед распределительной: размер пенсий прямо зависят от результатов инвестирования собранных средств, контроль вкладчиков за инвестированием собственных средств существенно возрастает; участники накопительной совокупности в большинстве случаев лучше защищены от политических рисков, тесно связанных с любой распределительной совокупностью; понижаются стимулы к сокрытию доходов — граждане становятся заинтересованы в том, дабы работодатели полностью осуществляли пенсионные отчисления и платили «белую» заработную плат; в экономике появляются средства для долговременных инвестиций.

Пенсионная совокупность России строится на базе следующих базисных правил: многоукладность, всеобщность и гарантированность базисного уровня, разделение норм и условий пенсионного обеспечения, национальное регулирование, разграничение властных полномочий Федерации и её субъектов, социальное партнёрство, денежная устойчивость совокупности.

Базисным укладом есть нестраховое национальное пенсионное обеспечение. Базисные пенсии устанавливаются с учётом прожиточного минимума в однообразном для всех размере. Они призваны обеспечить минимальный уровень пенсий всем пенсионерам и ликвидировать проблему их бедности. Источником финансирования базисных пенсий есть бюджет страны. Средства бюджета страны, направляемые на финансирование базисных пенсий, формируются за счёт налоговых поступлений, включая часть страховых взносов, и определяются законом о бюджете страны на очередной денежный год. Через нестраховое национальное пенсионное обеспечение кроме этого осуществляется пенсионное обеспечение солдатах и иных категорий служащих (судей, прокуроров и др.).

За последние десять лет в Российской Федерации взяло развитие дополнительное пенсионное обеспечение, осуществляемое на необязательной базе негосударственными страховыми компаниями и пенсионными фондами.

Реализация пенсионного обеспечения разделяется на четыре главные функции: аккумулирование средств, учёт пенсионных прав граждан, выплата и назначение пенсий, управление резервами и финансовыми потоками пенсионной совокупности. Управление совокупностью пенсионного обеспечения базируется на принципе разделения властных и денежных функций.

Устойчиво функционирующая пенсионная совокупность – залог, социальной стабильности в обществе и напротив, неудовлетворительно трудящаяся пенсионная совокупность порождает страшную социальную напряжённость.

Организация работы пенсионной совокупности в подавляющем большинстве зарубежных государств основана на трехуровневой модели пенсионирования. Участниками которой являются государство, обеспечивающее пенсию на уровне прожиточного минимума, работодатель, что отчисляет дополнительные взносы на личные квитанции собственных работников, и работник, что формирует пенсии за счет необязательных взносов. В соответствии с данному подходу как раз второй компонент образовывает большую часть в совокупной структуре пенсии гражданина.

В Швейцарии опытные пенсионные совокупности существуют фактически в каждой организации. В Швеции коллективные соглашения между профсоюзами и союзами работодателей снабжают опытными пенсиями более 90% трудящихся. Высок охват такими пенсиями в Нидерландах (более 80 % трудящихся), в Соединенных Штатах (70 % трудящихся), наоборот, в Новой Зеландии всего 27% работников приобретают опытную пенсию.

Изучив практику функционирования опытных пенсионных совокупностей за границей возможно выделить неспециализированные черты, свойственны практически всем западных опытных совокупностей, и особенности, каковые обусловлены законодательством той либо другой страны. К неспециализированным чертам возможно отнести следующее:

В совокупности опытных пенсий плательщиками взносов наровне с работодателями выступают работники. Исключение образовывает Швеция, где взносы на опытную пенсию выплачивают лишь работодатели, а в Соединенных Штатах работники платят только в некоторых программах.

Пенсионные накопления в рамках совокупности опытных пенсий аккумулируются в выбранном работодателем либо работником денежном университете и потом вкладываются в инвестиционные проекты. Этот механизм разрешает избежать обесценивания накопленных средств к моменту наступления права на получение опытной пенсии.

В большинстве случаев, опытная пенсия выплачивается при наступлении общеустановленного пенсионного возраста. Сейчас в опытных программах некоторых государств (Испания, Швеция, Италия) предусматривается ранний выход на пенсию, в большинстве случаев с соответствующим ее перерасчетом в сторону уменьшения.[4]

Практически все страны Европы предоставляют налоговые льготы на взносы в опытные совокупности. В соответствии с налоговому законодательству большинства европейских стран работники не платят налоги на взносы работодателей, каковые выплачиваются в их пользу, но существуют различия по количеству таких льгот. Большая часть государств облагает налогом пенсии, выплачиваемые гражданам. В Бельгии, Германии, Греции, Испании, Англии – действует совокупность, при которой налогообложению подлежат лишь выплаты. В Дании, Швеции и Италии, помимо этого, еще облагается налогом доход от инвестиций, а в Люксембурге, напротив, облагаются лишь взносы. Так или иначе, существование льготного налогообложения опытных пенсионных совокупностей снижает уровень налогов, поступающих в госбюджет, тем самым государство косвенно финансирует опытных пенсий.

Различия опытных пенсионных совокупностей:

Значительным различием опытных совокупностей между собой есть принадлежность той либо другой совокупности к одной из двух моделей. В базе первой заложен отраслевой принцип, что характерно для европейских континентальных государств, в базе второй модели – принцип отдельной компании, что считается англо – американским подходом.

В различных государствах участие в программе опытного пенсионного обеспечения носит или необязательный, или необходимый темперамент. В данном различии существуют и собственные нюансы, относящиеся к субъекту взаимоотношений. Необходимыми программы опытных пенсий смогут быть и для работодателя, и для работника. По закону либо в соответствии с отраслевыми коллективными соглашениями, работодатели должны предоставлять опытные пенсии своим работникам. Причем к необходимым относятся и те программы опытных пенсий, каковые работодатели обязаны организовать, не смотря на то, что участие работников в них носит необязательный темперамент. К примеру, в Скандинавских государствах, Нидерландах, Канаде взносы являются необязательными, в Австралии, Швейцарии и Франции – необходимыми, а в Англии и Германии – смешанными.

Работодатель самостоятельно выбирает одну из двух совокупностей формирования пенсионных накоплений – с установленными взносами либо с установленными выплатами. В первом случае размер страховых взносов устанавливается в процентном соотношении к доходу работника, что принимает на себя главный инвестиционный риск, наряду с этим затраты работодателя известны заблаговременно, стабильны и легко им контролируются. В совокупности установленных выплат работнику гарантируется определенная пенсия, которая зависит от стажа работы, а главные риски несет работодатель. В этом случае неспециализированные затраты будут зависеть от инвестиций, текучести кадров на предприятии, роста заработной платы в стране, т.е. смогут быть лишь примерно оценены заблаговременно. Большие работодатели отдают предпочтение схеме с установленными выплатами, что обусловлено получением экономии от масштаба, т.к. этот вид формирования пенсионных накоплений требует постоянной проверки эффективности инвестирования пенсионных накоплений. Малые предприятия чаще применяют схему с установленными взносами, что обусловлено прямой зависимостью размера взносов от размера дохода.

Как уже отмечалось, опытные пенсионные совокупности только в редких случаях ориентированы на досрочное назначение пенсии. Получение права на досрочную пенсию в рамках опытных совокупностей обусловлено совокупностью твёрдых параметров социального характера. Прежде всего это работа во вредных либо тяжелых условиях труда, которая ведет к преждевременному износу рабочей силы, преждевременному старению либо профессии, для которых требуются особенные физические либо психо – физические эти, уменьшающиеся с возрастом (шахтеры, моряки, летчики). Во многих государствах, таких как Италия, Австрия, Германия, определяющим причиной, дающим право на назначение досрочной пенсии, есть трудовой стаж.[1]

Приведенный анализ опытных пенсионных совокупностей в западных государствах разрешает распознать хорошие стороны трехуровневой совокупность пенсионного обеспечения, в которой большое место занимает университет опытных пенсий. В рамках данной совокупности опытные пенсии являются значимым инструментом привлечения квалифицированных кадров на предприятие, т.к. при найме на работу кандидатом принимается во внимание уровень пенсионных взносов, каковые выплачиваются конкурентными организациями. Со своей стороны, подобная личная заинтересованность работника разъясняется тем, что в рамках трехуровневой совокупность пенсионного обеспечения, при отказе от выплаты взносов на опытную пенсию, работник может рассчитывать лишь на минимальный размер пенсии, обеспечиваемый страной. Исходя из этого работник (особенно низкооплачиваемый) заинтересован в уплате взносов на опытную пенсию.

Не обращая внимания на столь значительный хороший эффект и для работодателя и для работника, не нужно забывать, что опытные пенсии создают работодателям последовательность трудностей, среди которых прежде всего финансовые расходы и административное бремя.

Важнейший вывод приведенного анализа касается роль страны в совокупности пенсионного обеспечения. В рассмотренных государствах государство делает скорее административную функцию, или есть поручителем поддержания доходов пенсионера на уровне прожиточного минимума. Как раз по данной причине работник и работодатель участвуют в формировании пенсионных выплат. Наряду с этим необходимость происхождения опытных пенсионных совокупностей в основном обусловлена структурой национального пенсионного обеспечения, нежели отраслевой спецификой.

Опыт зарубежных государств разрешает проследить отрицательные и хорошие последствия функционирования опытных пенсионных совокупностей в совокупности национального пенсионного обеспечения, особенности которого нужно учитывать в ходе развития университета опытных пенсий в РФ.

Формирование пенсионной совокупности в Российской Федерации. Лекция 1.


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: