Переход от содержания к процессу

Как было уже неоднократно сообщено прежде, применяя собственную методику, Сатир стремилась, первоначально отталкиваясь от конкретной неприятности, неспешно смещать фокус на дезадаптивные процессы. Так, для работы с семьей либо супружеской парой это означало легко отодвинуть заявленную проблему, дабы всецело сосредоточиться на процессах сотрудничества между людьми. Со своей стороны, при индивидуальной работе с клиентом выговор неспешно смещался на внутрипсихические процессы.

Вопросы, касающиеся внутрипсихических процессов.В то время, когда Сатир вела личную работу с человеком, то она ход за шагом неспешно пробиралась к внутренним психическим процессам личности, задавая вопросы о эмоциях, убеждениях, ожиданиях и т. д.

Примеры.

«Итак, вы опасаетесь лишний раз сообщить что-то вслух? Как же вы так себя запугали?»

«Сдается мне, что в эту самую 60 секунд вы неустанно накручиваете себя, что совершает вас робким. Так как так?»

Вопросы о сотрудничестве.При работе с супружеской парой либо же, например, консультируя родителя с ребенком, Сатир подбиралась к уровню процессов, задавая каждому вопросы о том, как они общаются между собой.

Примеры.

«Вы, наверное, жутко устали от своих обязанностей родителя. Сообщите, как любой из вас требует другого что-то для него сделать?»

«Ваше обоюдное разочарование друг в друге вы срываете на сыне, браня его за прогулы. Мне хотелось бы определить, а рассказываете ли вы друг другу о том, что вас гложет?»

Вопросы, касающиеся «домашнего треугольника».Часто, дабы выйти на уровень процессов, Сатир просила одного из участников семьи поделиться собственными наблюдениями по поводу манеры общения двух вторых представителей семейства.

Примеры.

«Мина, на ваш взор, как общаются муж и ваш сын между собой?»

«Челси, что не редкость, в то время, когда ваши родители в чем-то не согласны между собой?»

Вопросы о семье как совокупности.Иногда, дабы выйти неплохо на уровень процессов, Сатир трудилась с системой в целом.

Примеры.

«Мануэль, вы, наверное, нервничаете по причине того, что Хесусу на все наплевать. Вы понимаете, чего желает Хесус? И как по большому счету люди в вашей семье догадываются о том, что нужно вторым?»

«По этому вопросу вы полностью расходитесь во мнениях с матерью. Что делают члены вашей семьи, в то время, когда они не согласны между собой?»

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 1

Переход к процессу

Цель:Позволить обучающимся на практике проверить все четыре метода перехода от содержания к процессу.

Инструкция:Это задание предназначено для домашнего исполнения.

Лимит времени:приблизительно 10 мин..

Замысел работы:Прочтите, что сообщил клиент, а после этого подумайте и решите, какой из вопросов психотерапевта относится к внутриличностным чертям, какой — к вза-

имодействию человека с окружением, какой — к «домашнему треугольнику» и, наконец, какой из них призван раскрыть «системные» процессы. Верные ответы возможно отыскать в Приложении 4.

Обстановка I.Семья снова пришла на консультацию по окончании маленького перерыва, и вот что говорит мать в начале сеанса:

«У Дэна снова не имеет значение с учебой в школе. Осознаёте, одно время мы всегда ходили на консультации, и у него дела пошли на лад, и тогда я сделала вывод, что нам больше не требуется ходить. Сейчас я осознаю, что напрасно так думала. Я легко задыхаюсь! Свекровь до тех пор пока живет у нас, по причине того, что пару дней назад сломелка бедро, супруг на новой работе целыми днями торчит на автостраде, а дети без финиша дерутся. Я просто не выдержу!»

1. «Марта, твой голос звучит весьма взволнованно. Сообщи, как ты оцениваешь собственную теперешнюю судьбу?»

2. «Рассказываете ли вы мужу о том, что очень сильно нервничаете?»

3. «Я вижу, вас тревожит, как ваши дети общаются между собой. Сообщите, а как, на ваш взор, ладят ваша сын и старшая дочь?»

4. «Марта, ты поведала мне о собственном стрессовом состоянии, а как по большому счету в вашей семье принято обсуждать собственные переживания во время жизненных неурядиц?»

Обстановка II.Старшая дочь-студентка планирует замуж, она же приводит собственную семью для домашней консультации:

«Вирджиния, я привела с собой собственных своих родителей и сестру для консультации, по причине того, что я дико устала и у меня начинают сдавать нервы. Мама постоянно рассказывает мне о собственных трудностях, отец также частенько делится наболевшим, да и сестра ожидает от меня помощи. Дело дошло до того, что мой доктор заявил, что так дальше длиться не имеет возможности, в другом случае я схлопочу язву».

1. «Ребекка, ты говоришь, что мама делится с тобой наболевшим, а какие конкретно отношения между вами были бы для тебя самыми лучшими?»

2. «Я вижу, ты порядком устала от груза неприятностей родителей; по твоему точке зрения, какие конкретно у них отношения между собой?»

3. Из-за чего ты вбила себе в голову, что вникать в переживания каждого — твоя святая обязанность?»

4. «Мне хотелось бы выяснить, как члены вашей семьи говорят друг другу о собственных потребностях?»

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 2 Переход к процессу

Цель:научить студентов на практике отличать вопросы, помогающие приблизиться к уровню процессов, и те, что беснужны для этого случая.

Инструкция:Это задание предназначено для домашнего исполнения.

Лимит времени:Приблизительно 15 мин..

Замысел работы:

Прочтите, что сообщил клиент, и выберите вопрос, который, по вашему точке зрения, оптимальнее подходит для перехода на уровень процессов.

Высказывание клиента I:

«Моя мама поговаривает о том, что реализует дом и вернется на Средний Запад. Совершает она это, только дабы проучить меня за то, что я не разрешаю обращаться со мной как с ребенком. Я не желаю, дабы она уезжала. Она так как уже не молода, и ей тяжело срываться с места. Как же мне остановить ее?»

1. «Куда планирует переехать ваша мама?»

2. «Какие конкретно эмоции вас охватывают, когда вы мысленно воображаете ее отъезд?»

Высказывание клиента II:

«Я не так долго осталось ждать спячу от супруга. Он просто помешан на чистоте. Я кроме того не могу оставить на секунду чашку с кофе на столе, дабы по окончании возвратиться и нормально допить ее, поскольку мой муж тут же хватает ее и мчится к раковине. Супругаты мы всего лишь месяц, но я уже не прочь пожить раздельно. Меня передергивает от одной мысли, что остаток собственной жизни я совершу вместе c таким занудой!»

1. «А как вы находите неспециализированный язык по вторым вопросам?»

2. «Чем еще он вас злит?»

Высказывание клиентаIII:

«Мои дети совсем отбились от рук. Они мне дерзят, не слушаются. Они наглеют сутки ото дня. Что же мне делать?»

1. «Что вы имеете в виду под словом дерзить?»

2. «Как было принято проявлять уважение друг к другу в вашей родительской семье?»

Переход на обновленное содержание в школах будет закончен в первой половине 20-ых годов двадцатьпервого века


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: