Периодизация античной науки, ее особенности.

Древняя наука – колыбель современной науки, т.е. на этом этапе сформировались главные понятия, неприятности науки, культура мышления, научные термины: теория, совокупность, способ, метод, анализ, синтез.

Продолжительность периода, длительность: III в. до н.э. – V в. н.э. Выделяются следующие этапы:

1) Хороший этап (VII – VI вв. до н.э.).

2) Эллинизм (III в. до н.э. – I в. н.э.).

3) Римский (II – V вв. н.э.).

Географические границы: пределы греческого и римского влияния.

Особенности древней науки.

Во всемирной и отечественной науке имеется последовательность больших исследователей древней науки. Доктор наук Рязанский (1980 г.) «Древняя наука»: 4 главных показателя древней науки перевоплотили древнюю науку в публичную деятельность культуры:

1) Наука – это деятельность по получению новых знаний. По этому показателю сформировалась группа – ученых (по Платону – особенной группы людей с «золотой душой»).

2) Наука отличается от других областей знания собственной теоретической отвлеченностью, абстрактностью.

3) Эта наука была по преимуществу доказательной, опирающейся на логику, законы, она была рациональной; применяла кое-какие логические, диалектические способы; применяла способы проверки новых знаний.

4) Это была подлинная наука. Она создала первые большие научные совокупности знаний. Эта системность проявлялась в том, что древний ученый пользовался определенной совокупностью, совокупностью научных способов. Главными считались рациональные способы. Древняя наука прошла 3 этапа в собственном развитии:

1) Ранний этап древней (хорошей) науки. VII – IV вв. до н.э. Это была наука по большей части посвященная проблемам природы (естествознания). Она занималась поиском первоосновы мира в целом (это была наука, которая стремилась отделиться от философии). Высшей точкой развития на этом этапе была достигнута в IV в. до н.э. – научная философия Аристотеля, которым была создана первая геоцентрическая картина мира.

2) Греческий (III в. до н.э. – II в. н.э.). Наиболее значимая изюминка – начало процесса разделения (расчленения) науки – показались математика, астрономия, медицина. Работа по созданию конкретных наук была начата Аристотелем (базы науки, логики, базы политической науки). Наибольшие удачи науки этого периода связаны с именами: математика Евклида, физика Архимеда. На этом этапе древняя наука достигла наивысших удач.

3) II в. н.э. – III в. н.э. – этап упадка древней науки, не смотря на то, что были успехи в астрономии Клаудио Птолемея, что дополнил гелиоцентрическую картину мира. Успехи в медицине: римский доктор Галин (лечение раненых).

Наибольшая заслуга античности пребывает в том, что древняя наука в первый раз нарушила монополию мифологического, религиозного знания и основала такие способы познания, как изучения, доказательства. Случился переход от нерасчлененных, мифологических по собственному характеру знаний к расчлененному дифференцированному знанию, каковые выделилось в науку и отдельную науку как особенную область знания. Древняя наука открыла новый путь освоения мира – путь разума, рационализма и логики.

Лекция № 6 (16.01.08).

Древняя математика.

Математика – одна из наиболее значимых фундаментальных наук и сейчас рассматривается как неспециализированный язык, применяемый всеми науками. Эту фундаментальную общую роль поняли уже в античном мире. Пифагор полагал, что «все имеется число» (в философской трактовке), эту позицию разделял Платон (вход в его академию украшал лозунг «Не математик, да не войдет»). Платон подчеркивал необходимость данной дисциплины. В Академии Платона, созданной в IV в. до н.э. (просуществовала 900 лет до IV в.) основное внимание уделялось 4 наукам: 1) математика (изучение числа самого по себе); 2) геометрия (число на плоскости); 3) музыка (число в звуке); 4) астрономия (число в космосе) – надеялось, что все перемещения небесных тел возможно вычислить. Математика рассматривалась как путь к Всевышнему, путь к спасению методом вычислений.

Грекам в данной сфере принадлежат конкретные научные успехи:

1) Открытие иррациональных чисел – были найдены в виде сопоставления некоторых отрезков (к примеру, его диагоналей и сторон квадрата), но они не имели представлений о нулевой величине, об отрицательных числах.

2) Разработка представлений, взявших развитие в Новое время: Евклид: введение понятий плоскости, сферичной поверхности. Евклид полагал, что к сферической поверхности возможно отнесен треугольник, сумма углов которого возможно как ниже, так и выше 180 градусов. Неевклидова геометрия потом была создана Лобачевским.

Древняя астрономия.

Объектом древней астрономии, кроме этого как и объектом современной астрономии были звезды, планеты, небосвод. В совокупности сокровищ древних мыслителей эти объекты рассматривались как верховная сокровище. В древней астрономии четко виден переход от религиозного, иррационального знания к рациональному, научному знанию (математически конкретному).

Аристотелю в собственности создание первой научной картины мира – геоцентрической. В соответствии с данным понятием мир делится на 2 части – надлунная и подлунная, в центре его находится Почва. Эта картина казалась такой убедительной, что просуществовала до 16 в. (до появления гелиоцентрической картины мира Коперника). Но эта картина мира разделялась далеко не всеми древними мыслителями. К примеру, Аристарх Самосский (IV в. н.э.) представил Землю как планету, вращающуюся около Солнца и около собственной оси. Об этом учении было известно и Копернику. Аристарх Самосский полагал, что перемещение Почвы осуществляется в сфере, центром которой есть Солнце. Эта концепция есть наивысшим достижением древней астрономии и стала первой гелиоцентрической концепцией. Кроме этого было предложено примерное расстояние между Солнцем и Землёй. Гелиоцентрическая концепция не стала распространена в античном мире и Средневековье по 2 обстоятельствам:

1) Эта концепция противоречила очевидным якобы явлениям – людям казалось, что Солнце вращается около Почвы, т.е. они как бы противоречила здравому смыслу.

2) Эта концепция противоречила религиозным установкам, в соответствии с которым Почва есть центром мира, а не что-то второе.

направляться подчернуть, что аристотелевская геоцентрическая картина мира, появившись в IV в. до н.э., потом уточнялась, корректировалась. Одним из ученых, внесших вклад в дополнение данной картины, стал выдающийся математик Клаудио Птолемей. Ему удалось установить, что планеты двигаются не так, как это представлялось Аристотелю: не строго по кругу, а по вытянутым орбитам, каковые носят темперамент эллипсов, а не кругов. Это открытие сказало аристотелевской концепции прикладной, предсказательный темперамент, разрешающая предвещать такие явления, как солнечное затмение. Совокупность наблюдений, используемая Клаудио Птолемеем (а после этого и Архимедом) может квалифицироваться как использование первых экспериментальных способов в древней науке.

Техника античности.

Громаднейшие удачи древней техники были достигнуты во 2 и 3 периодах древней науки. Считается, что это период господства рабского, физического труда, следовательно нет оснований сказать о каких-либо достижениях. Но рабские условия труда не исключали использование рационально обоснованных научных способов труда (пример, сталинское время). Так и в разглядываемом периоде (как показывают археологические изучения) совершенствовались сельскохозяйственные технические средства: плуги, другие орудия и топоры труда. Такие орудия труда найдены в раскопках Помпеи, погибшей при извержении Везувия. Большое количество информации о технических достижениях античности дает подводная археология – изучения затонувших судов. Ее изучения продемонстрировали, что древние инженеры умели строить суда, скорость которых удалось превышать только к 18 в. Команды судов достигали 7 тыс. человек (солиднейшую часть составляли гребцы). Суда были оборудованы механизмами для разгрузки, создавались доки в портах.

Армии древних греков были прекрасно вооружены (Троянская война, войны Александра Македонского). Наибольшими сооружениями Античности, остатки которых сохранились до сих пор были: Александрийский маяк (употреблялся Птолемеем), водопровод, что говорит о большом уровне строительного дела, а следовательно, и математики, и физики.

А 1.9 Зарождение науки, ее становление в античном мире, средневековье — Философия науки для аспирантов


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: