Первая и вторая волна феминизма

Что такое феминизм?

Философ Кирилл Мартынов

Феминизм — это явление, которое возможно разглядывать как минимум с двух сторон. Во-первых, это политическое движение, которое связано с борьбой дам за равноправие. Этот нюанс довольно часто ассоциируется с хорошим феминизмом, в частности с перемещением суфражисток, каковые потребовали дать дамам право голоса на выборах. Нам думается, что подобные неприятности остались в далеком прошлом, но на начало XX века дамы не имели избирательных прав фактически нигде в мире. В следствии побед ранних феминисток мы счастливо об этом забыли.

Во-вторых, феминизм — это интеллектуальное перемещение, по сути, течение в философии, которое по собственному аргументации и содержанию значительно более разнообразно, чем хороший политический феминизм.

Происхождение понятия

Термин «феминизм» появляется в начале XIX века. Под ним в публицистике данной эры понимается совокупность качеств, свойственных даме. Так же как имеется своеобразные мужские черты — мужественность, имеется и феминность, либо «феминизм».

К концу XIX столетия в контексте суфражистского перемещения появляется слово «феминистка», изначально французское, которым именуют активисток женского перемещения. Так, к началу XX века значение термина неспешно изменяется. Последние 100 лет под феминистками мы уже определенно понимаем дам, каковые борются за собственные права. Причем права эти смогут пониматься по-различному, и борьба не всегда сводится к требованиям формального политического равенства.

Истоки феминизма

Идеи, родные феминизму, циркулируют на западе со времен Античности. В пятой книге «Страны» Платона, к примеру, сообщается, что нет никаких препятствий чтобы дама была правителем. В случае если дама достаточно разумна и гениальна, то она обязана владеть теми же правами, что и самые разумные и гениальные мужчины. Элементы феминизма возможно обнаружить и в Средние века, и в эпоху ренесанса.

Первой феминисткой в большинстве случаев именуют англичанку Мэри Уолстонкрафт, жившую в конце XVIII столетия. В трактате «Защита прав дамы» она ставит вопросы, которые связаны с судьбой дамы: как дама хороша от мужчины, как честны обвинения дамы в недочёте у нее разума, как на роль дамы воздействует домашний труд и материнство. Основной лозунг Уолстонкрафт, привёдший к скандалу, пребывает в том, что дама может самостоятельно распоряжаться собственной судьбой. Пара в тени Уолстонкрафт остается ее соотечественница Мэри Эстел, опиравшаяся на рационалистическую философию Декарта, не делавшего отличия между женщинами и мужчинами. Уолстонкрафт подобно находится под влиянием Руссо и полемизирует с ним. В то время, когда мы читаем эти ранние тексты, карикатурный образ феминисток рассыпается: они предлагают разностороннюю, довольно часто ироническую и подчас неожиданную аргументацию. К примеру, Эстел в качестве вероятной перехода женщины и альтернативы замужества «в собственность мужчины» обсуждала создание женских «светских монастырей».

В числе первых феминистов был по крайней мере один мужчина, классик либеральной философии Джон Стюарт Милль, что во второй половине 60-ых годов XIX века опубликовал трактат «Подчиненность дамы» в защиту женских прав. Большая часть мужчин,впрочем , были настроены быстро против феминизма. Частично они просто не могли осознать, чего желают эти дамы. Один автор-мужчина кроме того заявил в ответ на публикацию трактата Уолстонкрафт, что требование защиты прав дам столь же нелепо, как требование защиты прав домашних животных. В ответ на перемещение суфражисток было сформулировано и «хорошее опровержение»: феминистками якобы становятся лишь весьма некрасивые дамы, каковые не смогут рассчитывать на то, дабы отыскать себе хорошего мужа.

Первая и вторая волна феминизма

Первую волну феминизма выяснить несложнее всего. Это борьба дам за политическое равноправие и за возможность выбирать и быть избранными на выборах. Первые феминистки апеллировали к либеральным лозунгам: люди владеют равными правами независимо от пола.

Суфражистки были весьма замечательным перемещением публичной политики в Англии и США: дамы объединились и добились желаемого. В первой половине 20-ых годов XX века в Соединенных Штатах была принята 19-я поправка к Конституции, в соответствии с которой пол не может быть препятствием для ограничения на участие в политике и, например, на участие в выборах. Затем многим казалось, что феминизм закончился, по причине того, что собственной главной цели дамы достигли, а другие неприятности смогут быть решены политиками, избранными дамами на выборах.

Вторая волна феминизма появляется в 60-е века и годы и представляет собой уже значительно более сложное явление. Угнетение тут уже не сводится к запрету дамам принимать участие в политике. Оказалось, что политическое равенство не исключает угнетения в семье, угнетения на рабочем месте. Главный текст данной эры — это «Второй пол» Симоны де Бовуар. Феминистки второй волны осуждают представление о том, что главным назначением дамы есть материнство, осознанное как отказ и затворничество от карьеры, забота о доме. Они оспорили тезис о том, что дамы не должны стремиться к тому, дабы проявлять себя за пределами этого «женского мира». О том, что якобы мужчина — природный экстраверт, дама — природный интроверт, и это социальное разделение труда предопределено окончательно некими естественными правилами.

Перечень тем, каковые ассоциируются с феминизмом, сейчас очень сильно расширяется: сейчас это принуждение (настоящее, домашнее, символическое — к примеру, мальчикам говорят «не будь как девчонка», как словно бы быть девчонкой — это что-то оскорбительное), критика навязанных гендерных ролей, вопрос об уровне заработной платы, неоплачиваемый домашний труд осознаются как социальная неприятность. В целом речь заходит о проблематизации фигуры дамы в культуре.

Вторая волна не добилась реализации собственных целей полностью, неприятности, о которых писали феминистки 60-х годов, сохранились и в сегодняшнем мире. Но во время второй волны происходит настоящая социальная революция: дамы на Западе массово выходят на рынок труда, что приводит и к резкому росту достатка общества, и к совсем новому представлению о настоящей гендерной политике.

Третья волна феминизма

Третья волна феминизма, начало которой связывают с 90-ми годами XX века, является попыткой применить к гендерным изучениям актуальные философские идеи, прежде всего идеи постструктурализма, и постколониальную теорию. Дискуссия тут строится по большей части около понятия идентичности. В целом на этом этапе уже достаточно тяжело сказать о некоем теоретическом единстве идей феминизма.

Главная тема для феминисток третьей волны — осознание, что в действительности вопрос не сводится к тому, что имеется дамы, а имеется мужчины. Вопрос сводится к попытке осознать, как эти гендерные роли, мужская и женская, конструируются, как мы становимся женщинами и мужчинами. Что заставляет нас быть мужчиной либо дамой? Тут же появляется вопрос о том, что смогут существовать и другие гендерные роли. Изучением множества гендерных идентичностей занимается квир-теория.

В третьей волне особенно выделяется перемещение Riot Grrrl, выстроенное около эстетики не только высвобожденной, но и наделенной властью (empowered) дамы, которая способна быть самодостаточной, гениальной, лидирующей в социальном мире — и в этом смысле превосходящей мужчин. Riot Grrrl объявили, что push-up bra не противоречит наличию brains, и вернули в обиход высокие каблуки и агрессивный макияж, каковые еще сравнительно не так давно считались хорошим знаком угнетения со стороны мужчины.

Так, феминизм третьей волны пытается к свободе а также от тех ограничений, каковые были навязаны ветхим феминизмом.

Три волны феминизма. СПРАВКА


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: