Первое впечатление и точность интерпретации

В работах, посвященных проблеме первого впечатления, главное внимание уделяется точности первого впечатления. В прошлом параграфе мы говорили о том, какая информация о внешности и поведении человека формирует его образ. Но появляется парадоксальный вопрос – а не редкость ли первое чувство вправду первым?

По законам апперцепции, в первом впечатлении неизменно в какой-то степени присутствует отечественный прошедший опыт, отечественные знания, каковые, преобразуясь в установки, делают отечественное восприятие избирательным. Быть может, как раз в этом смысле с определенной долей гиперболизации и преувеличения возможно сказать о опытной деформации личности как о влиянии опытного опыта личности на складывающийся образ другого человека.*

* При отсутствии лонгитюдных изучений, надежно растолковывающих, какие конкретно нежелательные черты личности вправду развились – а не обострились – под влиянием профессии, термин «опытная деформация личности» можно считать литературной метафорой.

А. А. Бодалев разглядывает первое чувство как сложный психотерапевтический феномен, в котором соединяются чувственный, логический и эмоциональный компоненты, присутствует эмоциональное отношение, и более либо менее осознаваемые и обобщенные оценочные суждения. В книге «понимание и Восприятие человека человеком» (Бодалев, 1982) последняя глава посвящена закономерностям формирования первого впечатления и факторам, повышающим его точность (до сих пор описание А. А. Бодалевым данного феномена считается самоё полным и глубоким).

Итак, разглядим, какие конкретно факторы являются определяющими при формировании первого впечатления, что в виде другого человека может служить подсказками и ориентирами для оценки его внутреннего мира, склонностей и личностных линия.

Обычные неточности первого впечатления

К неточностям первого впечатления относятся «гало-эффект» (эффект ореола), проекция, эффект снисходительности, искажающее влияние эмоциональных предрассудков и состояний.

Ореол – это стойкое суждение об одном серьёзном качестве либо группе качеств, распространяющееся на всю личность. Мы склонны оценивать те либо иные черты в зависимости от общего благоприятного либо негативного отношения к человеку. Эффект ореола – это тенденция принимающего преувеличивать однородность личности партнера, переносить благоприятное чувство об одном качестве человека на все его другие качества.

Эффект ореола

тенденция принимающего преувеличивать однородность личности партнера: переносить благоприятное (либо негативное) чувство об одном качестве человека на все его другие качества.

Примечательно, что действует пара типовых схем запуска результата ореола. Чаще всего используется схема восприятия, которая запускается при неравенства партнеров в той либо другой сфере – социальной, интеллектуальной и др. Люди склонны систематически переоценивать разные психотерапевтические качества тех, кто превосходит их по какому-то значительному для них параметру. Эта схема начинает трудиться не при всяком, а лишь при вправду серьёзном, значимом для принимающего неравенстве. Так, в случае если я – болезненный и не сильный, но желаю быть здоровым и сильным, и встречаю пышущего здоровьем и силой человека, то нельзя исключать, что я переоценю его по всем параметрам – в моих глазах он будет и красив, и умен, и хорош.

В одном остроумном опыте психолог П. Уилсон показывал студентам различных групп колледжа одного и того же мужчину, которого он назвал «господин Инглэнд». В одном классе его воображали как студента, во втором – как лаборанта, в третьем – как учителя, в четвертом – как доцента, в последнем – как доктора наук. По окончании того как гость уходил, просили максимально определить его рост и рост самого экспериментатора. Оказалось, что рост Уилсона не изменялся, а рост «м-ра Инглэнда» возрастал с увеличением его социального статуса.

Возможно высказать предположение, что схема восприятия в этом случае такова. При встрече с человеком, превосходящим нас по какому-то ответственному для нас параметру, мы оцениваем его пара более положительно, чем если бы он был нам равен. В случае если же мы имеем дело с человеком, которого мы в чем-то превосходим, то мы недооцениваем его. Принципиально важно, что превосходство фиксируется по одному параметру, а переоценка (либо недооценка) происходит по многим параметрам. Эту неточность в общении нарекли действием фактора превосходства.

Еще одна неточность, которая связана с действием результата ореола, содержится в том, что в случае если человек нам нравится снаружи, то в один момент мы склонны вычислять его более хорошим, умным, увлекательным и т. д.

Американский психолог А. Миллер, применив способ экспертных оценок, отобрал фотографии людей прекрасных, обычных и некрасивых. После этого продемонстрировал эти фотографии женщинам и мужчинам в возрасте от 18 до 24 лет и попросил высказаться о внутреннем мире каждого из изображенных на фотографиях. Испытуемые оценили прекрасных как более уверенных, радостных, искренних, уравновешенных, энергичных, любезных, утонченных и духовно богатых, если сравнивать с теми, кого специалисты оценили как некрасивых либо «простых». Испытуемые мужчины оценили прекрасных дам как более заботливых и внимательных.

Еще одна схема – проявление фактора «отношение к нам». Те люди, каковые нас обожают либо прекрасно к нам относятся, кажутся нам существенно лучше тех, кто относится к нам не хорошо. В одном из опытов студенты в течение получаса общались с новым учителем, что с одними испытуемыми вел себя доброжелательно, с другими отстраненно, подчеркивая социальную расстояние. Затем студентов просили оценить его по последовательности черт: «доброжелательный» учитель взял намного более высокую оценку, чем «холодный».

Так, при формировании первого впечатления «эффект ореола» проявляется в том, что неспециализированное хорошее чувство о человеке ведет к переоценке, а негативное чувство – к недооценке малоизвестного нам человека. В случае если в ситуации общения действует хотя бы один из рассмотренных факторов – превосходство, привлекательность либо отношение к нам, то человек, вероятнее, применит одну из схем восприятия и может ошибочно оценить партнера.

Проецирование

перенесение собственных состояний на другую личность, приписывание ей линия, каковые в конечном итоге свойственны самому принимающему, а у оцениваемой личности смогут отсутствовать.

Проекция содержится в приписывании вторым людям тех собственных качеств, обладателями которых ощущать себя не очень приятно. Раздражительные, агрессивные люди довольно часто приписывают эти качества вторым, завистливые видят в других проявления зависти, самонадеянные осуждают вторых за непредусмотрительность. В далеком прошлом известно психотерапевтическое правило, воплощенное в некоторых проективных тестах: «Что усиленно отрицаешь, тем обязательно владеешь сам».

Психологи поняли, что испытуемые, в личности которых были ярко выражены желчность, упрямство, подозрительность, чаще подмечали эти черты у людей, которых им предлагалось оценить, чем испытуемые, у которых эти черты отсутствовали.

Испытываемые эмоциональные состояния также будут искажать впечатления и наши оценки. Один из ранних опытов, подтвердивших это правило, пребывал в следующем: студенты театрального училища разыгрывали этюд, что в одном случае заканчивался дракой с убийством, в другом – страстной амурной сценой. После этого им предлагалось оценить собственных случайных партнеров по этюду. Первая концовка этюда проявлялась в описаниях-оценках конкретных партнеров как преувеличение их настойчивости, агрессивности; в описаниях, обнаруживалась неприязнь с оттенком недоброжелательства. Во втором варианте окончания этюда последующие описания партнеров получали приязни и оттенок расположения.

Эффект снисходительности содержится в том, что все люди оцениваются положительно. Время от времени его именуют эффектом Полианны (Pollyanny) – люди чаще стремятся применять хорошие оценки, чем негативные, наряду с этим у дам данное свойство более выражено.

К неточностям в восприятии смогут привести кроме этого различия в толковании других элементов и жестов ясного поведения, в зависимости от культуры. В одном опыте принимали участие североамериканцы и мексиканцы. В маленькой комнате, лишенной всякой мебели, они разговаривали на отвлеченные темы, а после этого, разойдясь в различные помещения, обрисовывали собственного собеседника. В то время, когда они говорили стоя друг против друга, мексиканцы оценивали собственных партнеров как холодных, гордых, замкнутых, скрытных людей. Американцы же обрисовывали собственных партнеров как настырных, невоспитанных, назойливых, излишне темпераментных. А все дело было в том, что в Мексике принято говорить на более маленькой дистанции, чем в Америке. В то время, когда разговор проводился за столом, оценки были более личными, аналогичных резких различий не наблюдалось.

Вопрос о верности либо ложности первого впечатления сложнее, чем может показаться на первый взгляд. С одной стороны, изучения говорят о том, что практически любой взрослый человек, имеющий достаточный опыт общения, в полной мере способен определить практически все характеристики партнера – его психотерапевтические черты, его социально-демографическую принадлежность. Но эта точность высока лишь в нейтральных событиях, другими словами в обстановках, из которых искусственно устранены все возможности сотрудничества, общения, зависимости между людьми, и единственной задачей есть правильное и полное восприятие другого человека. Иначе, изучения выявляют, что практически в любое время в настоящих обстановках присутствует тот либо другой процент неточностей. Чем менее нейтральными являются отношения, чем более люди по тем либо иным обстоятельствам заинтересованы друг в друге, тем больше возможность неточностей.

Bat Chatillon 155 Первое впечатление-точность


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: