Первые теории гуманистической психологии

Г. Олпорт(1897-1967) есть одним из основателей гуманистической психологии, разглядываемой им как альтернатива механицизму поведенческого подхода и биологическому, инстинктивному психоаналитическому подходу. Олпорт возражал и против переноса признаков, замечаемых у больных людей, невротиков, на психику здорового человека. Не смотря на то, что он и начинал собственную карьеру как доктор-психотерапевт, но весьма скоро отошел от врачебной практики, сосредоточившись на экспериментальных изучениях здоровых людей. Олпорт кроме этого вычислял нужным не просто собирать и обрисовывать замечаемые факты, как это практиковалось в бихевиоризме, но систематизировать и растолковывать их. «Собирание обнажённых фактов делает психологию наездником без головы», — писал он, исходя из этого собственную задачу он видел не только в разработке способов изучения личности человека, но и в создании новых объяснительных правил, концепции личностного развития.
Одним из основных постулатов теории Олпорта, изложенных им в книге «Личность: психотерапевтическая интерпретация» (1937), было положение о том, что личность есть открытой и саморазвивающейся совокупностью. Он исходил из того, что человек в первую очередь социальное, а не биологическое существо и потому не имеет возможности развиваться без контактов с окружающими, с обществом. Из этого его резкое неприятие положения психоанализа об антагонистических, враждебных отношениях между обществом и личностью. Утверждая, что «личность — это открытая совокупность», он подчеркивал значение окружающего для ее развития, открытость человека для влияния и контактов внешнего мира. Наряду с этим Олпорт думал, что общение личности с обществом есть не рвением к уравновешиванию со средой, а взаимообщением, сотрудничеством. Так, он быстро возражал и против общепринятого в то время постулата, что развитие — это адаптация, приспособление человека к окружающему миру. Он обосновывал, что в базе развития людской личности лежит именно потребность взорвать равновесие, достигнуть новых вершин, т.е. потребность в совершенствовании и постоянном развитии.
К наиболее значимым заслугам Олпорта относится да и то, что он одним из первых заговорил об уникальности каждого человека. Он утверждал, что любой человек неповторим и личен, поскольку есть носителем необычного сочетания качеств, потребностей, каковые Олпорт именовал trite — черта. Эти потребности, либо черты личности, он разделял на главные и инструментальные. Главные черты стимулируют поведение и являются врожденные, генотипические, а инструментальные — оформляют поведение и формируются в ходе судьбы человека, т. е. являются фенотипическими образованиями. Комплект этих линия и образовывает ядро личности, придает ей неповторимость и уникальность.
Не смотря на то, что главные черты врожденные, они смогут видоизменяться, развиваться в течение судьбы, в ходе общения человека с другими людьми. Общество стимулирует развитие одних черт личности и замедляет развитие вторых. Так неспешно формируется тот неповторимый комплект линия, что лежит в базе «Я» человека. Ответственным для Олпорта есть и положение об автономности линия. У ребенка еще нет данной автономности, его черты неустойчивы и не всецело организованы. Лишь у взрослого человека, осознающего себя, собственные качества и собственную индивидуальность, черты становятся по-настоящему независимыми и не зависят ни от биологических потребностей, ни от давления общества. Эта автономность потребностей человека, являясь серьёзной чёртом сформированности его личности, разрешает ему, оставаясь открытым для общества, сохранять собственную индивидуальность. Так Олпорт решает проблему индентификации-отчуждения — одну из наиболее значимых для гуманистической психологии.
Олпорт создал не только собственную теоретическую концепцию личности, но и собственные способы системного изучения психики человека. Он исходил из того, что определенные черты существуют в личности каждого человека, отличие лишь в уровне их развития, степени автономности и месте в структуре. Ориентируясь на это положение, он создал собственные многофакторные опросники, при помощи которых исследуются особенности развития черт личности конкретного человека. Громаднейшую известность купил опросник Миннесотского университета (MMPI), что употребляется на данный момент (с рядом модификаций) не только для изучения структуры личности, но и для анализа совместимости, опытной пригодности и т. д. Сам Олпорт всегда дорабатывал собственные анкеты, создавал новые, считая, что эти анкеты должны дополняться результатами наблюдения, значительно чаще совместного. Так, в его лаборатории практиковались совместные наблюдения за человеком, а после этого обмен мнениями и составление карты линия замечаемого клиента. Он кроме этого заключил , что интервью дает больше информации и есть более надежным способом, чем анкета, как раз вследствие того что разрешает на протяжении изучения поменять вопросы, следить за реакцией и состоянием испытуемого. Достаточная четкость параметров, наличие объективных ключей для расшифровки, системность выгодно отличают все созданные Олпортом способы изучения личности от субъективных проективных методик психоаналитической школы.
Так, Олпорт сформулировал главные положения нового направления — гуманистической школы психологии личности, которая представляет собой на данный момент одну из самые значительных психотерапевтических школ.
Позднее присоединился к гуманистической психологии американский психолог Р.Мэй(1909-1994), на психотерапевтическую концепцию которого повлияли взоры А.идеи и Адлера экзистенциальной философии. В собственной теории Мэй исходил из положения о том, что одним из наиболее значимых особенностей людской психики есть свойство принимать себя и как субъекта, и как объект. Эти два полюса сознания задают пространство свободы воли, под которой Мэй подразумевал свободу выбора одного из этих двух состояний и возможность смены одного состояния вторым.
Процесс становления личности, согласно точки зрения Мэя, связан с развитием самосознания, которое характеризуется интенциональностью и осознанием собственной идентичности. Так, в концепции Мэя проступают черты не только психологии Брентано и Гуссерля, но и психоанализа. Это влияние особенно ощутимо в его трактовке бессознательного, которое он связывает с стремлениями человека и нереализованными способностями. Нереализованность ведет к происхождению тревоги, которая, усиливаясь, содействует невротизации.
Исходя из этого задача психотерапевта пребывает в помощи человеку при осознании обстоятельств его тревоги, зависимостей, мешающих самосовершенствованию и свободному развитию. Свобода связана с гибкостью, открытостью, готовностью к трансформациям, что оказывает помощь человеку понять себя и выстроить тождественный собственной индивидуальности образ судьбы.

Теория Маслоу

А.Маслоу(1908-1970) по праву считается «духовным отцом» гуманистической психологии. Как раз им были созданы наиболее значимые теоретические положения этого направления — о самоактуализации, механизмах развития и видах потребностей личности. Собственными книгами и блестящими лекциями он кроме этого содействовал распространению идей данной школы, не смотря на то, что по степени популярности в Соединенных Штатах они уступают психоанализу и бихевиоризму.
Маслоу окончил Висконсинский университет и стал доктором психологических наук в 1934 г. На его интерес к психологии и развитие его концепции сильно повлияло знакомство с европейскими философами, в особенности с учеными, эмигрировавшими в Соединенных Штатах. О его общении с М. Вертгеймером уже упоминалось. Этот ученый, его личность, творчества и стиль жизни навели Маслоу на идея о «самоактуализировавшейся личности». Вторым человеком, послужившим примером для этого понятия, стала узнаваемый антрополог Р. Бенедикт.
Личная теория Маслоу, которую ученый создал к 50-м годам, изложена им в книгах «К психологии бытия» (1968), «личность и Мотивация» (1970) и др. Она показалась на базе детального знакомства с главными психотерапевтическими концепциями, существовавшими в тот период, так же как и сама мысль Маслоу о необходимости формирования третьего пути, третьего психотерапевтического направления, другого бихевиоризму и психоанализу.
В 1951 г. Маслоу пригласили в Бренденский университет, где он занимал пост главы психотерапевтического отделения до 1968 г., т. е. практически до конца жизни. Последние годы судьбы он кроме этого был президентом Американской психотерапевтической ассоциации.
Говоря о необходимости формирования нового подхода к пониманию психики, Маслоу подчеркивал, что он не антибихевиорист, не антипсихоаналитик, не отвергает старые школы и старые подходы, но выступает против абсолютизации их опыта, против всего, что ограничивает развитие человека, сужает его возможности.
Одним из самых серьёзных недочётов психоанализа, согласно его точке зрения, есть не столько рвение принизить роль сознания человека, сколько тенденция разглядывать психологическое развитие с позиций адаптации организма к окружающей среде. Одновременно с этим одной из основных идей Маслоу была идея о том, что, в отличие от животных, человек не пытается к равновесию со средой, но, напротив, желает взорвать это равновесие, поскольку оно есть смертью для личности. Равновесие, адаптация, укорененность в среде уменьшают либо совсем уничтожают рвение к самоактуализации, которая совершает человека личностью. Исходя из этого лишь рвение к формированию, личностному росту, т. е. к самоактуализации, имеется общества развития и основа человека.
не меньше деятельно Маслоу выступал и против тенденции сведения всей психологической жизни к поведению, которая была характерна бихевиоризму. Он считал, что самое полезное в психике — ее Самость, рвение к саморазвитию — не может быть обрисовано и осознано с позиций поведенческой психологии, а потому психология поведения должна быть не исключена, но дополнена психологией сознания, которая бы изучила «Я-концепцию», Самость личности.
В собственных психотерапевтических изучениях Маслоу практически не проводил глобальных, широкомасштабных опытов, каковые приняты в американской психологии, в особенности в бихевиоризме. Для него свойственны маленькие, пилотажные изучения, каковые не столько нащупывали новые пути, сколько подтверждали то, к чему он пришел в собственных теоретических рассуждениях. Таковой подход был характерен Маслоу сначала, как раз так он подошел к изучению самоактуализации, одного из центральных понятий собственной концепции гуманистической психологии.
В отличие от психоаналитиков, каковые изучили в основном отклоняющееся поведение, Маслоу думал, что изучить людскую природу нужно, «изучая ее лучших представителей, а не каталогизируя ошибки и трудности средних либо невротических индивидуумов». Лишь изучая лучших людей, писал он, мы можем изучить границы людских возможностей и вместе с тем осознать подлинную природу человека, не хватает полно и четко представленную в других, менее одаренных людях.
Выбранная им несколько включала в себя 18 человек, наряду с этим 9 из них были его современниками, а 9 — историческими личностями, в число которых входили А. Линкольн, А. Эйнштейн, В. Джемс, Б. Спиноза и другие политические деятели и известные учёные. Эти изучения привели его к мысли о том, что существует определенная иерархия потребностей человека, которая выглядит следующим образом:
физиологические потребности — в пище, воде, сне и т. п.;
потребность в безопасности — стабильности, порядке;
потребность в принадлежности и любви — в семье, дружбе;
потребность в уважении — самоуважении, признании;
потребность в самоактуализации -развитии свойств.
Одно из самых не сильный мест в теории Маслоу заключалось в его положении о том, что эти потребности находятся в раз и окончательно заданной твёрдой иерархии и более «высокие» потребности (к примеру, в самоуважении либо самоактуализации) появляются лишь по окончании того, как удовлетворяются более элементарные, к примеру потребность в безопасности либо в любви. Не только критики, но и последователи Маслоу продемонстрировали, что частенько потребность в самоактуализации либо самоуважении господствует и определяет поведение человека, не обращая внимания на то что его физиологические потребности остались неудовлетворенными, а время от времени кроме того фрустрировали удовлетворение потребностей более большого уровня.
Но, не обращая внимания на расхождение по проблеме иерархии данных потребностей, большая часть представителей гуманистической психологии приняли сам термин самоактуализация, введенный Маслоу, так же как и его описание самоактуализирующейся личности.
Потом и сам Маслоу отказался от столь твёрдой иерархии, объединив все существующие потребности в два класса — потребности потребности (недостатка) и потребности развития (самоактуализации). Так, он выделил два уровня существования человека — бытийный, ориентированный на личностный рост и самоактуализацию, и дефициентный, ориентированный на удовлетворение фрустрированных потребностей. В будущем он выделил группы бытийных и дефициентных потребностей, сокровищ познания, обозначив их терминами Б и Д (к примеру, Б-любовь и Д-любовь), и ввел термин метамотивациядля обозначения фактически бытийной мотивации, ведущей к личностному росту.
Обрисовывая самоактуализирующуюся личность, Маслоу сказал о том, что таким людям свойственно принятие себя и мира, в том числе и других людей. Это, в большинстве случаев, люди естественные, адекватно и действенно принимающие обстановку, сконцентрированные на задаче, а не на себе. Одновременно с этим этим людям характерны не только принятие вторых, контактность и открытость, но и рвение к уединению, к независимости от окружающей их культуры и среды.
Так в теорию Маслоу входят понятия отчуждение и идентификация, не смотря на то, что всецело эти механизмы психологического развития им так и не были раскрыты. Но неспециализированное направление его экспериментальных исследований и рассуждений разрешает понять его подход к психологическому формированию личности, его познание связей между обществом и личностью.
Ученый думал, что любой человек рождается с определенным комплектом качеств, свойств, каковые и составляют сущность его «Я», его Самости и каковые человеку нужно понять и показать в деятельности и своей жизни. Исходя из этого как раз мотивы и осознанные стремления, а не бессознательные инстинкты составляют самую сущность людской личности, отличают человека от животных. Но рвение к самоактуализации наталкивается на препятствия и различные трудности, на собственную слабость и непонимание окружающих, неуверенность. Исходя из этого многие люди отступают перед трудностями, отказываясь от желания показать себя, самоактуализироваться. Таковой отказ не проходит бесследно для личности, он останавливает ее рост, ведет к неврозам. Изучения Маслоу продемонстрировали, что невротики — это люди с неразвитой либо неосознанной потребностью к самоактуализации.
Так, общество, окружение, с одной стороны, нужно человеку, поскольку самоактуализироваться, показать себя он может лишь среди вторых людей, лишь в обществе. Иначе, общество по самой собственной сути не имеет возможности не мешать самоактуализации, поскольку любое общество, считает Маслоу, пытается сделать человека шаблонным представителем среды, оно отчуждает личность от ее сути, ее индивидуальности, делает ее конформной.
Одновременно с этим отчуждение, сохраняя Самость, индивидуальность личности, ставит ее в оппозиционеров к окружающему и кроме этого лишает ее возможности самоактуализироваться. Исходя из этого в собственном развитии человеку нужно сохранить равновесие между этими двумя механизмами, каковые, как Сцилла и Харибда, стерегут его в ходе развития, дабы погубить личность. Оптимальным, считает Маслоу, есть идентификация во внешнем замысле, в общении человека с окружающим миром и отчуждение во внутреннем замысле, в плане его личностного развития, развития его самосознания. Как раз таковой подход разрешает действенно общаться с окружающими и одновременно с этим оставаться самим собой. Эта позиция Маслоу, его мысли о необходимости противостояния, но не общества и враждебности личности, необходимости отчуждения от среды, стремящейся стереотипизировать человека, склонить его к конформизму, сделали Маслоу популярным среди интеллектуалов, поскольку эта позиция во многом отражала не только концепцию самого Маслоу, но и концепцию связи между обществом и личностью, принятую в данной социальной группе.
Признание взял и тезис Маслоу о том, что цель личностного развития — это рвение к росту, самоактуализации, тогда как остановка личностного роста — это смерть для личности, Самости. Наряду с этим духовному росту мешают не только физиологические потребности, боязнь смерти, плохие привычки, но и давление группы, социальная пропаганда, каковые уменьшают независимость и автономность человека. Нужно выделить, что, в отличие от психоаналитиков, каковые разглядывали психотерапевтическую защиту как благо для личности, как метод избежать невроза, Маслоу вычислял психотерапевтическую защиту злом, которое останавливает личностный рост. В какой-то степени обстоятельство этого несоответствия станет ясной, в случае если отыскать в памяти о том, что для психоанализа развитие — это адаптация к среде, нахождение определенной экологической ниши, в которой личность может уйти от давления среды. С позиций Маслоу, психотерапевтическая защита оказывает помощь адаптации к окружающему и, следовательно, мешает личностному росту. Так, противоположные взоры на сам процесс развития личности рождают противоположные взоры на роль психотерапевтической защиты в этом развитии.
Самоактуализация связана с умением осознать себя, собственную внутреннюю природу, обучиться «сонастраиваться» в соответствии с данной природой, строить собственный поведение исходя из нее. Наряду с этим самоактуализация есть не одномоментным актом, но процессом, не имеющим финиша, это метод «проживания, отношений и работы с миром, а не единичное достижение», — писал Маслоу. Он выделял в этом ходе важнейшие моменты, каковые изменяют отношение человека к самому себе и миру, стимулируют стремление и личностный рост к самоактуализации. Это возможно мгновенное переживание, которое Маслоу именовал «пик-переживание», либо долгое «плато-переживание». В любом случае это моменты громаднейшей полноты судьбы, реализации как раз бытийных, а не дефициентных потребностей, а потому они так серьёзны в развитии самоактуализации, прежде всего самоактуализации трансцендентного типа, формируемой у людей, для которых самый значим как раз трансцендентный опыт.
Нужно подчернуть, что Маслоу был фактически первым психологом, обратившим внимание не только на отклонения, трудности и негативные стороны личности, но и на хорошие стороны личностного развития. Он одним из первых изучил хорошие успехи личного опыта, раскрыл пути саморазвития и сам

Гуманистическая теория


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: