По изучению курса метрологии

Методическая записка

Курс исторической метрологии воображает определенные трудности. Они связаны, в первую очередь, с необычностью предмета изучения, изюминками терминологии, громадным цифровым материалом, что нужно запомнить и мочь применять при работе с историческим источником.

Настоящие методические советы призваны оказать помощь студенту в изучении курса древнерусской метрологии, усвоении конкретно-метрологического материала и применении его при анализе исторических источников.

В первом разделе даются методические советы по изучению неспециализированных вопросов исторической метрологии как независимой дисциплины, во втором — методические указания, разрешающие глубже и полнее усвоить конкретно-метрологические данные в количестве, предусмотренном программой курса запасных исторических дисциплин исторических факультетов русских университетов. Третий раздел составляют методические советы согласно решению метрологических задач. Их сопровождают таблицы, дающие наглядное представление о соотношении главных денежного счёта и единиц измерения в дореволюционной России.

Неспециализированные методические советы

по изучению курса метрологии

как вспомогательной исторической дисциплины

Характеризуя метрологию как запасного историческую дисциплину, которая изучает развития и историю сложения разных совокупностей измерения (длины, площади, количества, веса) и финансового счета, студент обязан не только дать ей определение, но и обратить внимание на особенности объекта, предмета, методов и задач ее изучения, мочь раскрыть связь между этими понятиями. Принципиально важно усвоить, что без выделения их специфики нереально сказать о метрологии как особенной дисциплине.

Не нужно смешивать понятие предмета и объекта исторической метрологии. В случае если под объектом изучения в современной науке понимается то, на что направлена познавательная деятельность человека, то предметом изучения являются стороны, отношения и свойства объектов, исследуемые с определенной целью в данных обстоятельствах и условиях.

Студент должен понять, что объектом изучения исторической метрологии являются все вещественные и письменные исторические источники, донесшие до нас счёта единиц и названия измерения, дающие представление о соотношении этих единиц и их настоящих размерах. К числу вещественных источников для того чтобы рода относятся: примерные меры – эталоны; их копии, употреблявшиеся в быту (линейки, гири, емкости); монументы, имеющие стандартные размеры (архитектурные сооружения, стройматериалы, кое-какие предметы быта, монеты и т.п.). Письменные метрологические источники включают: законы, касающиеся введения новых либо унификации существующих единиц измерения; словари и справочники, упоминающие разные меры; всевозможные описания, сопровождающиеся указаниями размеров; случайные упоминания мер и размеров в разных повествовательных источниках.

Предметом же изучения исторической метрологии являются денежного счёта и единицы измерения и их соотношения.

Нужно обратить внимание на то, что задачи всякой дисциплины, а также метрологии, и способы их ответы определяются спецификой предмета и объекта ее изучения.

Задачи, решаемые исторической метрологией, возможно поделить на теоретические (изучение совокупностей мер в историческом развитии), прикладные (перевод мер, видящихся в источниках, в метрическую совокупность) и информативные (ответ посредством данных и способов метрологии источниковедческих и исторических неприятностей).

К числу теоретических задач относятся: установление их единиц соотношения и названий измерения, и выяснение размеров этих единиц в метрических мерах. На основании взятых результатов разрабатываются способы пересчета из одной совокупности мер в другую, благодаря которым на практике осуществляется перевод метрологических данных источников в сейчас общепринятые метрические единицы, что образовывает комплекс задач прикладного характера. В число информативных задач метрологии входит установление подлинности исторических источников, выяснение вопросов их состава и происхождения, степени достоверности их информации, ответ отдельных неприятностей экономической, политической, социальной и культурной истории общества.

Способы ответа этих задач определяются изюминками предмета и объекта изучения исторической метрологии. К числу наиболее значимых способов, применяемых данной дисциплиной, относятся: лингвистический анализ названий мер; сравнение результатов измерения одного и того же объекта, выраженных в разных совокупностях измерения, а также сопоставление результатов обмеров, произведенных в прошлом, с данными современных измерений; обнаружение сходных размеров на базе веса размеров и сопоставления объёмов однотипных вещественных источников, относящихся примерно к одному времени; измерение в метрических единицах сохранившихся эталонов мер и их копий.

Тема 1. Меры и финансовый счет Старой Руси (X – начало ХII в.).

Студенту нужно не забывать, что метрические значения мер, видящихся в источниках по истории Киевской Руси, практически во всех случаях смогут быть выяснены лишь примерно. Необходимо помнить да и то, что для многих мер (к примеру, «села» и «плуга», употреблявшихся для измерения площади участков, «кади» и ее частей, «уборка», «лукна», использовавшихся для измерения сыпучих тел, «бочки» как меры жидкости) пока не установлены соответствия в единицах метрической совокупности. направляться кроме этого учитывать, что кое-какие меры Старой Руси, например, все линейные меры, имели возможность иметь пара значений. Это затрудняет их перевод в сейчас принятую совокупность метрических единиц. Нужно иметь в виду, что в Киевской Руси последовательность мер не имел какое количество-нибудь строго установленной величины («вержение камня» – от 30 до 50 м; «перестрел» – от 50 до 105 м; «сутки пути» – от 25 до 80 км).

Главные соотношения мер периода Древнерусского страны даны в таблицах 1, 2, 8, 13, 19, 22, 26, 27.

Вводная видеолекция к курсу \


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: