Почему драгоценно человеческое рождение?

Его тяжело получить. Все живые существа по натуре собственной склонны к пагубному поведению3, только считанные единицы стремятся к благотворному. Но и среди этих немногих весьма редко видится то нравственное поведение, которое нужно для обретения людской тела. А в следствии число существ трех низших миров не уступает числу песчинок на земле, в то время как число людей и богов очень незначительно. Более того, и среди живых существ, получивших человеческие тела, еле наберётся такая несколько живущих в соответствии с Дхарме, которую возможно было бы выделить в класс самсарных существ! Нереально перечесть всех насекомых, живущих под основанием гора. Но возможно перечислить всех людей, живущих во всем царстве! И только считанные единицы из них практикуют Дхарму; а тех, кто вершит Ее праведно, столь же тяжело узреть, как звезды днем.

Его легко утратить. Это тело окружает множество возможно смертельных опасностей, таких как пламя, бушующие потоки, оружие, вредоносное влияние планет, землетрясения и т. п. — а мы и не знаем, в то время, когда они смогут нагрянуть! Условия обычного существования очень редки. Потому, что единственное отличие судьбы от смерти — это выдохи и вдохи хриплого дыхания, то это тело значительно хрупче мыльного пузыря.

Драгоценное человеческое тело, подобное этому, ни при каких обстоятельствах не будет получено снова. Не транжирьте им впустую! Если бы вы имели тело животного, то средства к достижению просветления были бы недоступны. Вы, возможно, и не понимаете кроме того, как прочесть Мани4, но свойств натворить дел, каковые приведут к рождению в низших мирах, у вас предостаточно!

Оно имеет великое назначение. Именно поэтому людской телу мы способны достигнуть всесовершенного Состояния Будды: вот в чем его великое назначение. До этого момента мы не ценили его высоко, транжирили им впустую. Миряне, озабоченные своим благополучием, готовы и смогут вынести тяготы трудов для стяжания достатка и т.п. Но в то время, когда мы сталкиваемся с трудностями в отечественной борьбе за высшую цель судьбе, Освобождение, у нас словно бы бы и не было никаких сил. Нас вырождает, разлагает и обольщает Мара5. С этого же дня без конца сосредоточься на мысли: Я обязан устремить себя лишь к вершению Дхармы, к трудам для Ее постижения! Я обязан осуществить великое назначение судьбы!.

Говоря обобщенно, тот, кто склонен творить какие-либо частные типы деяний, именуется карма-носитель. В случае если карма-носитель практиковал Дхарму в прошлой судьбе, то и сейчас он тяготеет с доверием к Дхарме и гуру. Это — показатели пробуждения заново его [прежних] белых деяний. Но того, кто действует пагубно в данной жизни, того при новом рождении занесет в низшие миры, а не в тело человека.

Сообщено в Кшитигарбха Сутре (`Пхагс-па са’и сньинг-по’и мцхан бргйа-рца-бргйад гзунг-шагс данг бчас-па. К., П. №327, 506):

Имеется десять типов самсарных существ, коим весьма тяжело получить действительно человеческое рождение. — Кто же они? — Это те: 1) кто не культивировал истоки благотворного поведения (т, е. бесстрастие, безгневность и ясность сознания); 2) кто не накопил [необходимого] количества заслуг; 3) кто плелся за порочными компаниями; 4) в ком устойчивы аффекты-клеши; 5) кто не страшится страшных страданий в будущих судьбах; 6) кого чрезмерно обуяли аффекты-клеши; 7) кто ленив и легкомыслен в отношении практики Дхармы; 8) кто принял учения Будды, но не нужно им; 9) кто цепляется за извращенные представления, фальшивые воззрения; и 10) кто в этих воззрениях глубоко уверен.

Остерегайся этого! Если ты говоришь: Я велик, потому что осознаю огромную важность этого людской тела! Я учен! Я — из добропорядочной семьи! Я добропорядочен!, — то это по сути пренебрежение к вторым. Увидь это своевременно и прекрати! Потому, что все живые существа владеют потенциальным [качеством становления] Буддой, то грешно унижать кроме того насекомое.

Сообщено, что в то время, когда склонность осуждать вторых всецело сформировалась, то уже в данной жизни вы потеряете все, что взращивали и лелеяли. А в следующей вы родитесь или среди всегда голодных призраков, или рабом. Потому, что простые люди, (подобные нам) не владеют свойствами сверхчувственного познания6, [духовно развитых существ], то мы не ведаем, кто может оказаться архатом, а кто — бодхисаттвой, в какой форме такие существа смогут проповедовать Дхарму либо какие конкретно особенные способы они смогут применять для помощи живым существам.

Будучи сам невеждой, не осуждай вторых! Потому, что сообщено, что обидевший бодхисаттву будет многие кальпы (эры мироздания) корчиться в муках ада, то учитывай важные последствия кроме того одной неприятной шутки в чужую сторону.

Тот, чья вера непрочна, чья интуиция омрачена, кого легко сбивают с толку порочные компании, кто опасается трудностей серьёзных учений, и тот будет совершенствоваться неспешно, проходя последовательный путь под руководством гуру, применяющего искусные средства. Перед тем, как он возьмёт наставления к Стезям Созерцания и Видения, он обязан собрать и объединить Два Накопления7.

Тот же, кто способен к мгновенным вспышкам озарения, благодаря силе собственной интуиции, чье сострадание громадно, кто преисполнен благоговения и неколебимой веры, кто свободен от ненависти и пристрастности, кто думает лишь о Дхарме и целиком и полностью углубился в изучение сокровенных Наставлений, такому человеку требуется только то учение, которое конкретно показывает на высшую природу действительности, и он обходится без визуализаций и других практик, используемых на Стезе Средств8. Так как так было сообщено!

ПРЕХОДЯЩНОСТЬ

В соответствии с школе Кадампа, выделяют пять главных моментов в медитативном созерцании непостоянства, преходящности:

1. Памятуй о том, что ничто не продолжалось бы. Сначала целый окружающий мир формируется, в конце — уничтожается водой и огнём, от него ничего не остается, кроме того пылинки! Прошедший год, сегодняшний год, день назад, сейчас — кроме того годы и месяцы, скоро мелькая, исчезают. Все живые существа, — содержимое этого мира, — непостоянны. Сначала ты — младенец, позднее — ребенок, после этого — парень, сейчас — старик. Ежедневно, ежемесячно все стремительнее и стремительнее приближает смерть. Думая обо всем этом, без конца задавай вопросы себя: Что же мне делать?.

2. Памятуй о множестве уже погибших. не забывай: не смотря на то, что тебя и окружают люди более старшие возрастом, либо более юные, либо тех же лет, что и ты, но погибших значительно больше. Данный погиб, и тот уже обратился в прах. Сначала они росли и старели, после этого они погибли! Неизменно одно сопутствует второму. Обычно радостные весёлые люди умирают так неожиданно, что у них не остается ни мгновения ни поразмыслить, ни отыскать в памяти.

Случается, кроме того не умирая, знатные падают, низкие возвышаются. Бедный делается богачом, богач — нищим и т. п.

Потому, что все в твоей повседневной жизни преходяще, то непременно это ударит и по тебе. Исходя из этого немедля, пока еще имеется время, решись: Я вправду обязан энергично вершить Дхарму!.

3. Памятуй о множестве событий, способные привести к смерти. Потому, что около нас большое количество того, что может привести к смертной казни, к примеру, лавины и обвалы, падающие предметы, молния и гром, какие-либо удары, внутренние заболевания и подобное, то мы не знаем, как и где погибнем. Но коль не так долго осталось ждать мы уже накопили карму, смерть неизбежна. Кроме того отечественная пища, одежда, приятели, слуги и близкие смогут стать обстоятельством отечественной смерти. Нам ни при каких обстоятельствах это неизвестно!

Потому, что ты не знаешь, в то время, когда погибнешь, безотлагательно, думай: Что же со мной произойдёт?.

Бодхисаттва Питака9 перечисляет девять обстоятельств неожиданной смерти:

1) еда недоброкачественной пищи; 2) еда, в то время, когда уже и без того насытился; 3) еда, перед тем как усвоилась прошлая пища; 4) несвоевременное опорожнение; 5) на протяжении заболевания пренебрежительное отношение к его предписаниям и врачу; 6) вторжение в организм необоримого демона заболевания; 7) прием сильнодействующего рвотного; 8) насилия и внезапная вспышка ярости; 9) нередкие, без удержу совокупления.

Остерегайся этого!

4. Памятуй о том, что случается в час смерти. Не смотря на то, что прихода смерти никто не хочет, но она постоянно приходит, и неожиданно! Человек, творивший зло, в кошмаре. В часы собственной смерти он чувствует невыносимую сильную боль, дрожь, судорожные всплески его жизни неспешно пресекаются. [Субъективно] ему везде мерещатся призрачные видения. Он не осуществляет контроль ни тело, ни разум, и исходя из этого все, что появляется в его сознании, обретает устрашающие размеры и формы. Потому, что состояние разума в момент смерти имеет могучее влияние [на неспециализированную предстоящую направленность, вектор потока первичного сознания-виджняна, — ред], то кроме того одна неосторожно допущенная неблагая мыслишка, непременно, приведет этого человека к новому рождению в низших мирах. Потому, что [твое собственное новое рождение] зависит от твоего нынешнего поведения, то без всяких отлагательств прими за норму собственного поведения практику Дхармы!

Потому, что ты не можешь, — кроме того посредством Будды! — вернуть срока собственной жизни, то стоит ли сказать о бессилии таких способов, как гадание, изгнание бесов10, медицинские приемы, чтение священных писаний [у постели больного], либо жертвоприношения деньгами и пищей — нет никакого метода избежать смерти. Исходя из этого вместо запоздалых раскаяний, не медля ни мгновения, приступи к практике!

5. Памятуй о случающемся по окончании смерти. Раздумывай: с момента смерти кроме того Мировой Монарх-Чакравартин не властен захватить с собой ни кусочка снеди, ни лоскутка собственных одеяний, ни гроша из собственных сокровищ. Ему не удастся забрать с собой кроме того наивернейшего слугу.

По окончании того, как твой труп завернут в саван и стянут веревкой, каждый живой отвернется от него с омерзением. А несколькими днями позднее кроме того мощей не останется11.

Потеряв контроль над сознанием, подобный несомому ветром листочку, ты летишь по предательски обманчивому пути устрашающего Бардо12. Ты блуждаешь бесцельно в неизвестном мире, сопровождаемый собственными тёмными и белыми деяниями.

Нет никакого метода легко, простыми средствами стереть с лица земли все уже идеальное тобою зло, но Святая благотворные деяния и Дхарма [сообразные с Ней] смогут оказать помощь тебе. Итак, раздумывай: В случае если я энергично не творю Дхарму в этот момент, то по окончании смерти [будет через чур поздно], дабы хоть кто-то смог подарить мне еще один миг для практики!.

Меньше, тебе ничего не остается делать, не считая как с этого же момента практиковать Дхарму. И ты не можешь все это на самотек. Ты обязан сделать Ее неотъемлемым элементом собственного бытия. Ты обязан думать о том, как это осуществить. И коль не так долго осталось ждать ты достиг стабильности [в этом], ты обязан превратиться в тот тип людей, каковые безмятежно спокойны и в смерти, и о которых другие с уважением сообщат: Он был действительно религиозным человеком!.

Везде слышен людской крик: Человек погиб! О, нет! О, гуру, помоги ему! — но вы ни при каких обстоятельствах не вспоминаете о том, что смерть, крадучись тайком, скоро настигает и вас также! Вы понимаете, что когда-нибудь погибнете, но мните, что этого еще долго не произойдёт.

Умом вы осознаёте, что смерть может нагрянуть в любую секунду, но в глубине души собственной вы этого по-настоящему не прочувствовали. В то время, когда что-то у вас не так, в то время, когда вы в отчаянии, вас сводят с ума кажимости самсары13, и вы поступаете прямо противоположно Дхарме. Потому, что такое поведение не имеет возможности принести ни толики хороша, то вы уже растратили впустую солидную часть срока собственной жизни!

Думай: Немедля, потому, что смерть у моего порога, я обязан забыть о пище, деньгах, одежде, славе и другом. Нет ни 60 секунд в запасе! — и прилепиться телом, мыслью и речью к стезе Дхармы.

В то время, когда вспоминаете о тех, кто легко легкомысленно приемлет все это, у кого в голове беспорядок, кто действительно и не помышляет о неизбежности смерти, тогда вам самим нужно упрочить себя: О чем они думают?! О, нет! Они не опасаются смерти! — и сосредоточить собственный разум именно на этих [темах памятования].

Драгоценное человеческое рождение. Александр Дувалин


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: