Почему» и «как» социокультурного измерения

ное—трехсоставное; сельское—городское; дикое—цивилизованное и. Эти и подобные им классификации редко насчитывают больше полудюжины типов. Так же обстоит дело и с более подробными классификациями таких особенных социальных групп, как семья, территориальная (соседская) община, государство; нация, политическая партия, религиозная группы, профессиональная, экономическая, расовая, половая, возрастная несколько, научное сообщество, группировки по предпочтительному типу развлечений и отдыха, класс, каста.

Ничем не отличается обстановка и с главными типами совокупностей и суперсистем культуры, в прошлых главах было продемонстрировано, что их число очень ограничено, независимо от того, какую классификацию мы принимаем.

То же относится и к социокультурным процессам. Какую бы ни принять классификацию, число их главных типов невелико: изоляция—контакт, ассимиляция—конфликт—адаптация, подражание—противодействие—адаптация, кооперирование— антагонизм, разделение—стратификация—интеграция, война—мир, порядок—упадок, процветание—депрессия, производство—распределение—потребление, линейные—цикличные—неустойчивые переменные процессы и т. д. Главные классы редко насчитывают больше пяти либо десяти типов.

И в таких более «скромных» явлениях, как мода на причёски и одежду, также обнаруживается «вечное возвращение» ограниченного числа главных образцов и классов. Сходство в это же время, как наряжаются дамы столь на большом растоянии отстающих друг от друга культур, как минойская и культура современного Парижа, иногда 15.

Картина не будет значительно отличаться, в случае если в каждого из фундаментальных процессов выделить и разглядеть более подчинённые процессы и частные. Принцип ограниченных возможностей действует не только в некоторых «экзотических» случаях. Представители культурной антропологии, этнологии, истории и социологии сталкиваются со множеством фактов, назваемых ими культурной конвергенцией. Под этим понимется значительное сходство характерных различным культурам линия, каковые не являются ни результатом заимствования, ни следствием общности происхождения, ни каким бы ни было контактом этих культур, а появились более либо менее независимо друг от друга. М.И. Ростовцев, А.Дж. Тойнби, Р. Лоуи, Р. Турнвальд, А. Гольденвейзер и многие другие верно ищут

39. «Из-за чего» колебаний и социокультурных ритмов833

объяснение явления конвергенции в том, что Гольденвейзер и Турнвальд именуют «принципом ограниченных возможностей» культурных трансформаций16.

Р. Лоуи справедливо ссылается на данный принцип, растолковывая последовательность фактов конвергенции17. Во многих не связанных приятель с другом обществах видятся повторяющиеся и немногочисленные совокупности генеалогии. Обстоятельство в том, что происхождение возможно вести лишь по материнской либо отцовской линии, — вот из-за чего подобные системы повторяются. Тут уместна параллель со методами натягивания кожи на барабан. Поскольку они также ограничены, разновидности барабана повторяются. А. Хаберландт отмечает, что ограничены возможности и изготовления наконечников для стрел, рукояток для клинков и большое количествого другого. Потому-то и повторяются одинаковые формы, образцы, типы18. Турнвальд показывает, что возможности вариаций индивидуализма—коллективизма, способов обоюдного обмена, социального статуса дамы, форм наследования, средств социального власти и контроля, производства— распределения— потребления, языковых форм и т, д. также объективно ограничены и исходя из этого они должны повторяться ‘9. А. Гольденвейзер справедливо отмечает: «Кое-какие фундаментальные культурные формы видятся опять и опять… Их возможно классифицировать на весьма незначительное число типов, каковые постоянно обнаруживаются то в одной, то в второй культуре… Так, социальная организация везде складывается из социальных единиц (в узком смысле), из семей, местных групп либо разных их сочетаний; мастерство представлено резьбой по дереву либо кости, картинками, живописью либо их сочетаниями; формы мастерства — реалистические, полуусловные либо чисто геометрические; мифология включает в себя эпические сказания, животный эпос, мифологическую картину мира, классические скат алия об исторических событиях, легендарные представления о сотворении мира либо и то и другое, совместно забранное; и без того потом во всех подряд формах культуры»20.

Приведенных замечаний и ссылок достаточно, дабы до тех пор показать, что принцип ограничения — с позиций способов возможностей преобразования и пределов форм — приложим если не ко всем социокультурным совокупностям, то к подавляющему практически всем из них.

В то время, когда, чуть ниже, мы перейдем к значительно более детальным аналогиям, видящимся в самых различных — и не связанных приятель с

Социально-философские измерения революции


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: