Подбор музыки при оформлении спектакля

Данный прием оформления имеет определенные преимущества: широкий выбор авторов, возможность предварительных анализа и проб отобранного музыкального материала. Подбор музыки к спектаклю и экономически более удачен.

Музыка к пьесам подбирается по большей части условная, поскольку сюжетная в большинстве случаев уже предопределена драматургом в его ремарках к пьесе. Но часто создатель показывает только место, где обязана звучать музыка, не именуя конкретно музыкальное произведение.

Хороший подбор музыкальных произведений в совокупности с профессионально совершённой компиляцией имеет известную художественную сокровище, и относится к творчеству.

. Чем воздействие прозаичнее, чем оно обыденнее, тем меньше оснований для ввода музыки в этот эпизод. В общем случае вероятно пара способов подхода к применению подобранной музыки в спектакле. самая простой, а исходя из этого и значительно чаще применяемый — иллюстративно-изобразительный способ. Наряду с этим главное внимание уделяется внешней стороне действия. Так, к примеру, в сцене, где храбрецы расстаются, вводится музыка, передающая это настроение; в случае если на сцене раннее утро, рассвет — подбирается музыка, рисующая эту картину; в случае если юные люди едут на целину, на комсомольскую стройку — их сопровождает бравурная музыка, молодежная песня, марш и т. п.

Поэзия в этом спектакле — это слова, поступки, эмоции храбрецов, это мелодии и ритмы гениальной музыки, органично подобранной и включенной в воздействие. Часто музыкант и режиссёр обращаются к способу, при котором подчеркивается неспециализированное настроение спектакля, не определяя сущности отдельных сценических эпизодов. Наряду с этим способе характерно обращение к увертюре, музыкальным перерывам, финалам, что позволяет применять те либо иные музыкальные произведения полностью. Ф. Шиллер «Разбойники». В увертюре, финале спектакля и музыкальных антрактах звучат фрагменты из третьей симфонии композитора Густава Малера.

Данный прием оформления имеет определенные хорошства:

  • более широкий выбор авторов;
  • возможность предварительной анализа и пробы отобранного музыкального материала;
  • экономически более удачен.

Часто создатель показывает только место, где обязана звучать музыка, не показывая конкретно музыкальное произведение. «Из ресторана слышна музыка», «…Катерина запела народную итальянскую песню», «Слышны песня и гитара, «Капитан поет песню пионеров…». В аналогичных случаях режиссер подбирает то либо иное музыкальное произведение, согласуясь с образом персонажа, сюжетом пьесы, временем и другими факторами и местом действия.

В отдельных случаях режиссер может вопреки указаниям автора заменить совершенно верно обозначенную сюжетную музыку второй, более соответствующей данному исполнителю либо сценическому эпизоду. Так, в «Бесприданнице» А. Островский выбрал для Ларисы романс «Не искушай», но для Веры Фед. Комиссаржевской — одной из превосходных исполнительниц данной роли — режиссер выбрал второй романс — «Он сказал мне» (композитора А. Гвереча), кроме этого в полной мере подходящий по времени, по стилю, но по музыке более соответствующий голосу артистки, характеру образа, что она создала. В фильме Рязанова Лариса поет по большому счету второй романс-стилизацию А.Петрова

В других случаях режиссер поручает музыканту не только подобрать музыку, но и оркестровать по-новому отдельные номера сюжетной музыки в соответствии с стилю всей постановки, певческим данным актера, сценического ответа конкретного эпизода.

хорошим примером в этом смысле есть спектакль «Сумасшедший сутки, либо Женитьба Фигаро», о котором упоминалось ранее, поставленный в Столичном театре Сатиры. Музыка в данной известной комедии Бомарше занимает громадное место, это романс Керубино, песни Фигаро, Базилио, танцы, дуэты девушек, музыка сцены венчания и т. д. Причем автором указаны не только места, в которых обязана звучать музыка, но и конкретные музыкальные произведения либо мотивы, на каковые обязан исполняться сочиненный драматургом поэтический текст.

Постановщик (В. Плучек) обратился к музыке В. Моцарта — современника драматурга. Одни музыкальные произведения композитора были введены в спектакль без трансформации, другие аранжированы по-новому, часть номеров была намерено написана в стиле Моцарта театральным композитором А. Л. Крамером. Вся музыка органично слилась со сценическим действием, сохранив исторический колорит пьесы Бомарше. Время от времени вместо понятия подбор употребляют компиляция. Нужно уточнить, что компиляция и подбор, строго говоря, не одно да и то же. Под Подбор — это как раз выбор тех либо иных произведений для музыкального оформления спектакля. Компиляция в музыкальном оформлении — работа над отобранной музыкой по органическому включению ее в спектакль.

При компиляции в полной мере допустима сообщение отобранных фрагментов из произведений одного композитора с музыкой вторых композиторов. Это не такое простое дело, кроме того в то время, когда по стилю музыкальные номера схожи между собой. Многообразие сценических эпизодов и единство подобранной музыки — таков нужный синтез при компиляции. Так, задача творческого работника, проводящего подбор и компиляцию, содержится в том, дабы организовать и упорядочить музыку в соответствии с драматургическим развитием пьесы.

Подбор музыки к спектаклю режиссер чаще поручает начальнику музыкальной частью театра либо намерено приглашенному опытному музыканту. Но в любых ситуациях решение по подбору музыкальных номеров и включению их в спектакль принимает режиссер-постановщик.

Работа музыканта-оформителя напоминает художника и работу композитора над пьесой.

Режиссер знакомит музыканта с постановочным планом, высказывая более либо менее определенные суждения и пожелания по музыкальному ответу спектакля, направляя творческое воображение музыканта в нужном направлении.

У А. Луначарского имеется красивые строчки: «действие и Слово становятся высокозначительными, в то время, когда музыка берет их на собственные крылья».

Отыскать в пьесе логически оправданные и эмоционально нужные моменты для ввода условной музыки не такое простое дело.

Разрабатывая замысел оформления, музыкант исходит в первую очередь из жанра пьесы, из неспециализированной режиссерской концепции, из того, как складывается постановка в целом.

В одних случаях нужно будет ввести увертюру, и тогда, конечно, нужно будет включить музыку финала и всего спектакля, быть может, потребуется и музыка на перестановки, при смене картин.

В других спектаклях, также, потребуется ввести условную музыку в сценическое воздействие либо, напротив, ограничиться лишь музыкой в отдельных сцен.

В каждом конкретном случае нужно совершенно верно знать, что музыка обязана высказывать, на что она обязана трудиться в той либо другой сцене, в том либо другом месте спектакля, где, в какой действенной функции, какая как раз нужна музыка.

Быть может, что нужно придумать отдельные номера сюжетной музыки, не предвиденные автором, но раскрывающие какие-то стороны сценической судьбе храбреца, например звучащая песенка за околицей села либо в городском саду, проходящая фоном при серьёзном беседе действующих лиц.

К сожалению, злоупотребление «бытовой» музыкой, как от автора, так и от режиссера, в современной пьесе довольно часто ведет к штампу.

В современных пьесах часто по плану режиссера действующие лица включают радио….

В то время, когда, в каких местах пьесы пригодится музыка вне конкретного материала, сказать нереально, но можно считать закономерным, что «право» на музыку дает поэтическая глубина, эмоциональная наполненность действия, часто — возвышенность его мотивов…

Чем воздействие прозаичнее, чем оно обыденнее, тем меньше «оснований» для ввода музыки в этот эпизод. Но осознавать эту закономерность формально также нельзя.

ПОДБОР МУЗЫКАЛЬНОГО МАТЕРИАЛА Неспециализированные положения

Часто музыкальное оформление, блестяще задуманное и шепетильно созданное в постановочном замысле, в спектакле не создаёт должного впечатления. Подобранные музыкальные произведения смогут быть и не нехорошими сами по себе, но темперамент оркестра, темп и ритм выполнения этих произведений не соответствуют жанру пьесы, стилю всей постановки. В этом случае возможно заявить, что музыка «не ложится» в данное воздействие либо, хуже того, вступает с ним в несоответствие.

Выбор и оценка музыки смогут проводиться лишь в зависимости от конкретных ассоциаций.

Быть может, что во время репетиций в выгородке и особенно на сцене подобранную ранее музыку придется неоднократно заменять второй аналогичной по жанру и форме, но в другом выполнении либо по большому счету пересмотреть ранее принятое ответ по применению музыки в данном эпизоде.

Необходимо помнить, что музыка, введенная в сценическое воздействие, воспринимается зрителем через соответствующее отношение и восприятие к ней действующих лиц.

Затруднительно дать определенные советы и сформулировать правильные правила подбора без рассмотрения конкретного драматургического материала

Громадное значение при выборе музыки имеют жанровые показатели пьесы. Комедия, драма, катастрофа, детская сказка, водевиль, мюзикл требуют разной по жанру и форме музыки.

Неуместно оформлять бытовую драму несоизмеримыми с ней по собственному жизненному содержанию и художественному масштабу симфониями Бетховена, Скрябина либо Шостаковича. Такая музыка может придать спектаклю выспренность, фальшивую значительность, помимо этого, ее самостоятельность может появляться причиной отрыва музыкального образа от сценического.

без сомнений, что для пьесы из времен Ивана Грозного пригодится совсем другая музыка, чем для пьес о гражданской войне, а современная музыка с ее ритмами и характерными мелодиями будет чужда в спектаклях о первых годах коллективизации.

И все-таки жанр пьесы в той либо другой мере предопределяет темперамент музыкального оформления, и подбираемая музыка обязана оказать помощь распознать неспециализированные черты жанра спектакля.

Влияет на выбор музыкальных произведений и стиль автора, его писательская манера. Любой создатель требует собственного музыкального языка. Органичное единство музыкального произведения и стиля автора требует особенного художественного такта и музыкального чутья от оформителя.

Но одного авторского материала для ответа по подбору не хватает. Любая пьеса имеет собственную историческую конкретность, которая должна быть выражена в подобранной музыке. Это окажет помощь более точно передать идею автора и сохранить на сцене колорит эры, Для пьес из времен Ивана Грозного пригодится совсем другая музыка, чем в пьесах о гражданской войне, а современная музыка с ее характерными ритмами и мелодиями будет чужда в спектаклях о первых советских пятилетках.

Исходя из этого в полной мере конечно, что, ставя погодинскую «Поэму о топоре», говорящую о начале индустриализации нашей страны, режиссер драмтеатра г. Златоуста обратился к музыке Г. Свиридова из кинофильма «Время, вперед», передающую ритмику тех лет.

В «Клопе» Маяковского громадное смысловое значение имеют образы комсомольцев, но их характеры были лишь намечены поэтом, и смотрелись они схематично если сравнивать с островыписанными образами Присыпкина и Баяна. При постановке данной пьесы на сцене Московского театра Сатиры режиссер ввел в спектакль оправэти по времени и событиям популярные для того времени песни. В сцене «Общежитие» комсомольцы задорно выполняют «По равнинам и по взгорьям» и «Отечественный паровоз, вперед лети», что показывает их сплоченность, целеустремленность, и вместе с тем эти песни противопоставляются танцам и разухабистым мотивчикам Присыпкина, Баяна и госпожа Ренессанс.

Само собой разумеется, время от времени бывает и так, что режиссер сознательно обращается к музыке, не соответствующей исторической конкретности, отраженной в пьесе. В спектакль «Как закалялась сталь» (Столичный театр им. А. С. Пушкина) режиссер ввел песни отечественных дней, среди них и популярную песню «На безымянной высоте», которую по ходу действия поет сам Корчагин. Стиль спектакля, его поэтический настрой разрешил органично передать через надежды и современные песни мечты, целый пафос борьбы храбрецов гражданской войны.

Но не только эра должна быть отражена в подобранной музыке, серьёзный фактор — социальная принадлежность храбрецов пьесы, общество, которое продемонстрировано в данном произведении. Храбрецы пьесы «На дне» Вишнёвого сада «и Горького» Чехова близки по эре. Но они принадлежат к различным публичным кругам.

Музыкальный быт, сфера музыкальных вкусов и представлений рабочей окраины, городского мещанства, аристократии либо деревенских обитателей, само собой разумеется, были разными.

Значительный отпечаток накладывает на национальный колорит и музыку пьесы. Прием подбора музыки на базе национальных изюминок драматургии распространен особенно обширно. Музыка наибольших композиторов неизменно связана с национальным на следующий день той страны, где жил и творил сам композитор. Особенно ясны эти особенности в музыке русских композиторов — Чайковского, Рахманинова, Глинки, Танеева, Бородина и других. Нужно, дабы музыка к спектаклю принадлежала одному автору. В случае если музыки одного композитора не хватает, тогда берут произведения вторых композиторов, но в обязательном порядке родных по языку — дабы избежать стилистической пестроты. В случае если эти мелодии в одном жанровом, стилевом ключе, то представление будет

Произведения многих зарубежных композиторов также отмечены национальными изюминками. Так, в симфониях Гайдна большое количество мелодий, которые связаны с народной музыкой Австрии и Венгрии.

Произведения Э. Грига рисуют незабываемые музыкальные картины жёсткой природы на родине автора. Исходя из этого такие обширно известные пьесы норвежского драматурга Г. Ибсена, как «Пер Гюнт» и «Нора», в большинстве случаев сопровождаются музыкой Грига.

Музыка финского композитора Я. Сибелиуса введена в спектакль «Юстина», по пьесе современной финской писательницы X. Вуолийок. Увертюра к этому спектаклю, выстроенная на главной теме «Грустного вальса» композитора, вводит в эмоциональную воздух судьбы храбрецов, убедительно передает национальный темперамент их образов. С главной темой вальса связаны и наиболее значимые лирические сцены. Музыка Сибелиуса заполняет паузы и немые сцены, ею начинается и завершается спектакль, но она не думается навязчивой, неуместной.

В случае если ставится спектакль, говорящий о жизни знаменитого композитора, музыканта, то подбор музыки, в большинстве случаев, ведется на базе музыкальных произведений, конкретно связанных с творчеством героя.

В пьесе Я. Ивашкевича «Лето в Ноане», музыка самого композитора Шопена есть одним из основных ясных средств всего спектакля, поставленного на сцене Латвийского театра драмы.

В спектакле «Легенда о Паганини» духовную жизнь гениального музыканта, его нерасторжимое слияние с музыкой нереально представить без произведений самого композитора. В спектакле введена кроме этого музыка Баха, органично слившаяся со всем музыкальным оформлением.

В спектакль «Незримый приятель», говорющий о дружбе П. И. Чайковского и Н. Ф. фон Мекк введены фрагменты из Первого фортепианного концерта, музыка к опере «Евгений Онегин», и отрывки из Четвертой симфонии композитора (как мы знаем, эта симфония была посвящена фон Мекк). Грозная тема «судьбы» этого произведения сразу же вводит в воздух ужасного разлада композитора с окружающей судьбой, о которой довольно часто писал Чайковский в письмах к собственному приятелю. Музыка, подобранная из произведений композитора, как бы дополняет все то, что зритель определит из лаконичных, сдержанных слов писем.

Вечная классика, к примеру пьесы Шекспира, затрагивающие широкие общефилософские неприятности, может оформляться симфоническими произведениями композиторов любой национальности. При подборе таковой музыки, как уже упоминалось, направляться беспокоиться ее самостоятельности, в следствии чего вероятен отрыв музыкального образа от сценического.

Но и в этом случае в качестве бытовой, сюжетной музыки в большинстве случаев употребляются национальные мелодии, песни.

Возможность таких сочетаний основана на неспециализированных чертах культуры, на сходстве образного строя и художественных масштабов. Но подобный «симбиоз» имеет собственные пределы. Ясно, что, скажем, между симфонией Калинникова и пьесами Мольера будет недопустимый разрыв в восприятии их национальных характеров.

Часто подбор музыки определяется образами отдельных действующих лиц либо группой персонажей пьесы.

.

Пара сложнее дело обстоит при подборе условной музыки, которая должна быть связана с характерами и образами действующих лиц. В этом случае возможно руководствоваться только некоторыми неспециализированными ответами:

  • хорошие образы выражаются в музыке красотой мелодии, достатком гармонии, разнообразием ритмов, прозрачностью инструментовки;
  • направлятьсястика отрицательных образов, чёрных сил, иноземных неприятелей предполагает применение твёрдых ритмов, мелодическую примитивность, резкость и визгливость тембров, что в сочетании со сценическими образами, воздухом сцены воспринимается зрителем как внутренняя убогость, ничтожество, жестокость, бездушие и т. д. Характерным примером может служить музыкальный портрет бюрократа из Пятой балетной сюиты («Болт») Д. Шостаковича. Непоколебимый образ бюрократа характеризуют уверенно-тупые отрывистые реплики и интонации фагота тромбонов.

Подбор музыки к спектаклю довольно часто связан с необходимостью выделить и выразить в действии романтику, героику, чувство эйфории, юмор, скорбь и т. д.В этом случае нереально обойтись без богатого наследия классической и современной музыки.

Хорошая музыка может вводиться в пьесы, не только исторически совпадающие по интонации и по собственному строю с выбранным произведением, но и в постановки на современные темы.

…Звучат аккорды Первого фортепианного концерта Рахманинова, луч прожектора высвечивает комсомольский значок над сценой, и празднично ввысь поднимается красный стяг. Так начинался спектакль

«Молодая гвардия» в Театре им. Вл. Маяковского. Вряд ли кто-нибудь, просматривая роман Фадеева, мыслил это произведение так, как «прочёл» его постановщик этого спектакля — Н. Охлопков. Патетика музыки Рахманинова была сродни духу смелой эпопеи краснодонцев. Исполняемая на двух роялях, стоящих на сцене совсем открыто, и оркестром, музыка сопровождала все действия как его звучащая душа, символизируя силу духа, вечную славу храбрецам-комсомольцам.

При постановке горьковской «Матери» на сцене этого же театра режиссер опять обратился к музыке Рахманинова, применяв отрывки из его симфоний. Характерно, что музыка композитора по собственному духу была органично связана с революционными песнями «Марсельеза», «Варшавянка» и др., включенными в ту и другую постановки.

направляться подчернуть, что музы и обращение режиссёровкантов к творчеству С. Рахманинова при оформлении драматических пьес — явление достаточно нередкое.

Особенно довольно часто музыканты и режиссёры обращаются к музыке Д. Шостаковича. И вправду, в его произведениях возможно отыскать и лирические порывы, и поэтические мечтания, и юмор, и скорбь. Музыка композитора— пульс наиболее значимых настоящего и событий прошлого нашей страны.

Достаточно упомянуть такие его наибольшие программные произведения, как Пятая, Шестая, Седьмая, Девятая симфонии, Одиннадцатую симфонию, озаглавленную автором «1905 год», фрагменты из которых много раз употреблялись при оформлении разных пьес.

При подборе неизменно нужно, дабы условная музыка принадлежала одному автору. Это тем более справедливо, в случае если употребляется хорошая музыка. Лучше брать не через чур узнаваемые произведения. С особенной осторожностью направляться доходить к программным музыкальным произведениям, каковые уже связаны в сознании зрителя с конкретной тематикой либо литературными образами.

В случае если музыки одного композитора не хватает, тогда берут произведения вторых композиторов, но обязательно родных по языку, дабы избежать стилистической пестроты.

Время от времени при подборе муз. материала пользуются таким способом: за базу подбора музыки берут кульминационные моменты драматургического строения пьесы, а после этого, исходя из выбранного для данной кульминации музыкального отрывка, подбирают по форме и содержанию остальные музыкальные номера.

Особенную сложность воображают подбор и компиляция музыки к спектаклю, лишенному выраженного внутреннего ритма с развертывающимся калейдоскопом событий. В этом случае перед музыкантом появляется задача найти совместно с режиссером ритм этого спектакля и закрепить его при помощи музыки.

Для этого довольно часто музыкальное оформление строится на ведущих мотивах — лейтмотивах отдельных персонажей, отдельного акта либо всего спектакля. Нужно сходу оговориться, что прием введения лейтмотивов при подборе существенно сложнее осуществить, чем при создании композитором музыки намерено к данному спектаклю. В большинстве случаев при подборе для этого применяют какие конкретно или певческие произведения — песню, романс, балладу и т.д.

В спектакле БДТ им. Горького «какое количество лет, сколько зим» в течении всего действия лейтмотивом звучит песня «На тебе сошелся клином белый свет», любой раз подчеркивая основную идея спектакля, что любовь — сокровище непреходящая.

Подбор танцевальной музыки ведется в большинстве случаев по предварительной договоренности с постановщиком танца.

В большинстве случаев, эмоциональная сторона танца есть определяющей при введении его в драматический спектакль. Вальс, к примеру, не только передает ритмически плавные перемещения пар, но одновременно с этим в обязательном порядке помогает эмоциональной чёртом сцены: яркая эйфория, бурная веселие, легкая грусть. Выбор конкретной танцевальной музыки зависит от настроений героев и тех чувств, каковые нужно выразить в данной сцене.

Достаточно довольно часто в современных спектаклях используют западную танцевальную музыку. Современные танцевальные ритмы — твист, шейк, босанова и др.— весьма динамичны, но вряд ли посредством их возможно выразить глубокие эмоции, искреннее настроение. Исходя из этого так довольно часто подобные танцы, введенные в спектакль, не совпадают с характерами действующих лиц либо с образным строем всего спектакля.

В случае если эти танцы оттеняют темперамент действующих лиц, создают нужную сценическую воздух, то они есть в праве на существование в спектакле. Нетерпима только слепая, бездумная погоня за модой. Это кожный покровво и при включении в спектакль эстрадных и джазовых шлягеров, часто вводимых в спектакль только лишь чтобы «осовременить» воздействие на сцене.

Умело подобранная джазовая музыка может в отдельных спектаклях нести ответственную смысловую и эмоциональную нагрузку.

То же возможно сообщить и про спектакль «Обманщики» (Столичный театр им. Н. В. Гоголя), продемонстрировавший жизнь современной парижской молодежи. Органично включенные в спектакль современные популярные танцевальные ритмы разрешили режиссеру более действенно и образно донести до зрителя внутреннее состояние сегодняшней молодежи Запада, воздух, в которой они живут.

Предстоящая работа с подобранной музыкой и ее включение в сценическое воздействие происходит на репетициях.

Необходимым условием плодотворной работы над музыкой к спектаклю есть регулярное прослушивание оформителем как хорошего музыкального наследия, так и всех новых произведений больших и малых форм.

направляться всегда вести дремлисок прослушанных произведений, и делая особые отметки о характерных их возможных случаях и особенностях применения этих произведений при музыкальном оформлении пьес.

Записи о прослушанных музыкальных произведениях комфортно вести по рубрикам,как, к примеру, драматические, лирика, природа, смелая эпопея, юмор, вальсы, цыганские романсы и т. д. Подобная рубрикация музыкальных произведений может варьироваться до бесконечности, причем одно да и то же музыкальное произведение либо отрывок возможно включен в разные рубрики.

Такая систематическая работа разрешит накапливать нужные музыкальные впечатления, а перечни могут служить хорошим подспорьем при работе над оформлением.

Время от времени вместо понятия «подбор» употребляют слово «компиляция». Нужно уточнить, что компиляция и подбор музыки, строго говоря, не одно да и то же. Под подбором подразумевают как раз выбор тех либо иных произведений одного либо нескольких авторов. Компиляция в музыкальном оформлении — работа над отобранной музыкой по органическому включению ее в спектакль. Хорошая компиляция — отнюдь не простое включение в спектакль отобранных музыкальных номеров. Нужно как бы «пересоздать» музыкальный материал в некое новое целое, отвечающее ритму, характеру и смыслу постановки. При компиляции в полной мере возможно связывать воедино фрагменты из произведений различных композиторов. Принципиально важно наряду с этим установить связь между фрагментами, а это не верно , кроме того в то время, когда два музыкальных номера схожи между собой в стилевом отношении. Многообразие сценических эпизодов и единство подобранной музыки — вот нужный синтез при компиляции. Хороший подбор музыкальных произведений в совокупности с профессионально совершённой компиляцией имеет известную художественную сокровище, и таковой вид музыкального оформления спектакля, без сомнений, относится к творчеству.

В драматических спектаклях употребляется музыка разных жанров: от симфонических произведений до уличных песенок современных гитарных бардов. В спектакль смогут быть введены и оперные отрывки, и хоровые ансамбли, и камерная музыка всех видов, и церковное песнопение, и джазовые пьесы и т. д. Словом, нет таких музыкальных форм и жанров, каковые бы не звучали в драматическом спектакле.

Комедия, драма, катастрофа, детская сказка, водевиль, мюзикл требуют различной по жанру и форме музыки. Жанр пьесы в той либо другой мере предопределяет темперамент музыкального оформления. Любая пьеса имеет собственную историческую конкретность, которая должна быть выражена в подобранной музыке. Это окажет помощь более точно передать идею автора и сохранить на сцене колорит эры.

Работа с отобранным музыкальным материалом.
Любой музыкальный номер нужно готовить в нескольких вариантах. Так, в случае если в сценический кусок необходимо ввести вальс либо марш, то нужно подготовить пять, восемь, в противном случае и больше вальсов либо маршей, из которых режиссер сможет выбрать самый подходящий. Остальные варианты смогут также пригодиться при вероятных трансформациях на репетициях. Целесообразно все отобранные музыкальные номера перезаписать на носитель, делая временные закладки в тех местах, где начинается выбранный фрагмент. По окончании того как предварительный отбор нужных музыкальных произведений закончен, режиссер приступает к прослушиванию. В случае если употребляется нотный материал, то концертмейстер проигрывает его на фортепиано. Музыкальные произведения, предназначенные для выполнения на гитаре, балалайке, баяне, аккордеоне, нужно прослушивать именно на этих инструментах. В ходе прослушивания происходит предстоящее обсуждение каждого музыкального номера и уточнение его функции в сценическом действии. В следствии отбираются самые оптимальные варианты. В большинстве случаев музыкальный отрывок, применяемый для маленьких сценических эпизодов, не редкость протяженностью в одну-две 60 секунд. Исходя из этого музыкальное произведение, из которого предполагается забрать фрагмент, должно давать возможность расчленить его на составные части, не лишая их начального характера. В этом смысле воображают определенный интерес записи оркестра Главного управления по производству кинофильмов, предназначенные для музыкального оформления киносюжетов. Эти фонограммы содержат музыкальные фрагменты длительностью от одной до двух мин.. К фонограммам прилагается картотека с указанием сюжетной характеристики фрагмента, его хронометража и тональности. При необходимости безотлагательно подобрать музыку для того либо иного спектакля эти фонограммы очень эргономичны. Минимальные их переделки не воображают особенных трудностей. Время от времени отобранную музыку записывают в другой оркестровке, больше соответствующей характеру сценического действия. Это относится и певческих произведений — отобранную песню, романс записывают в исполнении другого певца, а чаще — в исполнении актера, занятого в спектакле. Предстоящая работа с подобранной музыкой и ее включение в сценическое воздействие происходит на репетициях.

Любой музыкальный номер по времени звучания обязан соответствовать протяженности сценического действия, с которым он связан. Для этого часто бывает нужно его сократить либо, напротив, удлинить. Сократить музыкальный отрывок возможно, исключив из него отдельные музыкальные предложения, фразы и такты (особенно повторные), и выяснив наиболее окончания звучания и целесообразные места начала фрагмента. Удлинить музыкальный отрывок возможно введением повторных музыкальных оборотов, присоединением вторых фрагментов того же, а время от времени и другого, тонально близкого произведения, возможно дополнительно применять вступления, коды и т. п. Частенько, дабы довести тот либо другой фрагмент до нужного времени звучания, пользуются комбинированными приемами компиляции. Так, к примеру, при необходимости сократить музыкальный отрывок на 40 секунд время от времени целесообразно .исключить из него целое предложение на 50 секунд и удлинить второе предложение на 10 секунд.

Извлекать из партитуры симфонии соответствующие такты — продолжительный и усердный труд. Наряду с этим постоянно имеется опасность исказить музыку купюрами. Тут нужен особенный слух, громадный музыкальный такт. Вместе с тем направляться учесть, что в спектакле запрещено, как в кинофильме, вычислить музыкальный отрывок совершенно верно по секундам, практически в любое время нужно предусмотреть некий запас звучания. Скомпилированные фрагменты должны иметь логическое окончание и музыкальное начало на тонике или на гармоническом построении, в случае если лишь по ходу действия не планируется быстро «убрать» музыку. Для увертюры либо музыки на перестановку возможно брать произведение полностью, а следующий за ним музыкальный фрагмент, связанный уже с начавшимся действием, «подогнать» по времени. направляться напомнить, что необходимое условие плодотворной работы звукорежиссера над музыкой к спектаклю — это регулярное прослушивание как хорошего музыкального наследия, так и всех новых произведений громадных и малых форм. В ходе данной работы направляться всегда вести перечень прослушанных произведений, критически осмысляя каждое из них и делая особые отметки о возможных случаях и характерных особенностях применения этих произведений при музыкальном оформлении пьес. Записи о прослушанных музыкальных произведениях комфортно вести по рубрикам, к примеру: драматические сцены, лирика, природа, смелая эпопея, юмор, вальсы, цыганские романсы и т. д. Подобная рубрикация может варьироваться до бесконечности, причем одно да и то же музыкальное произведение либо отрывок смогут быть включены в различные рубрики. Такая систематическая работа разрешает накапливать нужные музыкальные впечатления, а перечни могут служить хорошим подспорьем в работе, но они ни за что не должны заменять творческих поисков нового музыкального материала в каждом конкретном случае, в противном случае это влечет за собой штампы, однотипность оформления самых различных пьес. Напоследок направляться подчернуть, что при рассмотрении вопросов музыкального ответа спектакля для иллюстрации той либо другой мысли приводились самые очевидные примеры. О многих тонкостях, каковые довольно часто оказываются решающими, сказать практически нереально, поскольку они «видимы» лишь в живой ткани конкретного действия со всеми его многообразнейшими нюансами и внутренними связями. Их описание не заменит живую ткань, да и повлечет столько подробностей, что они затруднили бы познание неспециализированных вопросов. Скажем лишь, что фактически использование музыки постоянно требует учета весьма многих прекрасно обдуманных мыслей.

Умение слушать музыку, определять ее соответствие характеру, художественному замыслу и форме данной сцены, умение отбирать музыкальные произведения по последовательности и продолжительности их включения в спектакль — мастерство, вытекающее из мастерства и таланта звукорежиссера, трудящегося над музыкальным оформлением спектакля. включение и Подбор музыки ее в спектакль — процесс творческий и зависит от многих, иногда совсем разных обстоятельств, как объективных, так и субъективных. Затруднительно дать определенные советы и сформулировать правильные правила подбора без конкретного драматургического материала. Однако уместно указать на неспециализированные положения, определяющие подбор музыки в том либо другом случае.

Хорошая музыка может вводиться в пьесы, не только исторически совпадающие по интонации и по собственному строю с выбранным произведением, но и в постановки на современные темы. …Звучат аккорды Первого фортепианного концерта Рахманинова, луч прожектора высвечивает комсомольский значок над сценой, и празднично ввысь поднимается красный стяг. Так начинался спектакль «Молодая гвардия» в Театре имени Вл. Маяковского. Вряд ли кто-нибудь, просматривая роман Фадеева, мыслил это произведение так, как «прочёл» его постановщик спектакля Н. Охлопков. Патетика музыки Рахманинова была сродни духу смелой эпопеи краснодонцев. При постановке горьковской «Матери» на сцене этого же театра режиссер опять обратился к музыке Рахманинова, применяв отрывки из его симфоний. Характерно, что музыка композитора по собственному духу была органично связана с революционными песнями «Марсельеза», «Варшавянка», звучащими в этом спектакле. Как в хорошей музыке, так и в творчестве композиторов современности возможно отыскать богатый материал для музыкального оформления разных по тематике и жанру пьес.

Особенно довольно часто музыканты и режиссёры обращаются к музыке Д. Шостаковича. И вправду, в произведениях этого превосходного композитора возможно отыскать и лирические порывы, и поэтические мечтания, и юмор, и скорбь. Достаточно упомянуть такие его наибольшие программные произведения, как Пятая, Шестая, Седьмая, Девятая симфонии, фрагменты которых много раз употреблялись при оформлении пьес «Жизнь Галилея», «Павшие и живые», «Красные наездники», «Глоток свободы», «Два вечера в мае» и многих вторых постановок.

При подборе неизменно нужно, дабы условная музыка принадлежала одному автору. Это тем более нужно, в то время, когда употребляется хорошая музыка. оптимальнее пользоваться не через чур известными произведениями и с особенной осторожностью направляться доходить к программным музыкальным произведениям, каковые уже связаны в сознании зрителя с конкретной тематикой либо литературными образами.

Время от времени за базу подбора музыки берут кульминационный момент пьесы, а после этого к этому выбранному для кульминации музыкальному отрывку подбираются по содержанию и форме остальные музыкальные номера.

Лучшая музыка для кофе, бар, кафе и современный бизнес-чилл-аут расслабиться фон


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: