Подготовка исходных материалов

АСПИРАНТУРА

Утверждено:

_______________________________

«__» ____ 2017г.

Ерёмин Александр Дмитриевич

философия и История науки

Методическое пособие по формату реферата

к кандидатскому экзамену

Саров: РФЯЦ-ВНИИЭФ

ББК 87.2

УДК 001

Е70

Еремин А.Д.

философия и История науки: методическое пособие к работе над рефератом к кандидатскому экзамену. – Саров: РФЯЦ-ВНИИЭФ, 2017. — 15с.

В пособии излагаются методические советы по написанию реферата, требования к оформлению и содержанию для соискателей и аспирантов ученой степени к кандидатскому экзамену «философия и История науки».

© Ерёмин А.Д., 2017

Содержание

1. Введение 2

2. Задачи изучения истории науки 3

3. Выбор темы изучения 3

4. Подготовка исходных материалов 4

5. Структура реферата 5

6. Неспециализированные советы к проработке темы 7

7. заключения и Формирование выводов 10

8. Приложения 10

9. Подготовка текста реферата 10

10. Примерные темы рефератов 11

11. Литература 13

Приложения: 14

1. Рецензия на реферат 14

2. Формат титульного страницы реферата 15

Введение

Кандидатский экзамен по философии и Истории науки в Российской Федерации введен ответом Минобразования и ВАК в 2004 году. В утвержденных ВАКом процедурах и программах проведения кандидатского экзамена предусматривались три раздела курса (общенаучный, дисциплинарный и исторический), и подготовка аспирантом (соискателем) реферата по истории науки в области его диссертационного изучения, что есть условием допуска к экзамену.

Подготовка для того чтобы реферата соискателями и аспирантами естественнонаучных и инженерно-технических дисциплин, не имеющим особой историко-научной и философской подготовки, представляет собой достаточно непростую задачу, требует овладения особыми навыками методологической обработки историко-научных материалов о результатах и процессе научных изучений.

Вместе с тем работа по теме реферата занимает важное место в структуре курса и есть действенным средством, разрешающим существенно повысить уровень усвоения соискателями и аспирантами изучаемых знаний, стать незаменимым средством для создания навыков применения этих знаний в анализе конкретной научно-исторической познавательной ситуации, и значительно облегчить решение проблемы согласования часов программы и объёма курса аудиторной работы. Так, имеется настоящая возможность перевоплотить работу над рефератом из рутинного и мало нужного занятия в увлекательное и действенное для освоения курса дело. Именно на решение данной задачи и направлено настоящее методическое пособие.

Задачи изучения истории науки

Поставленная в Программах ВАК задача учета социокультурного контекста при раскрытии закономерностей развития науки, анализа связанных с этим мировоззренческих и методологических неприятностей не разрешиться аспирантом лишь на базе имеющегося у него частнонаучного знания в области его обзора и научных интересов подобранного научно-исторического материала. В базе предлагаемого методического подхода к работе над рефератом лежит представлении о материале утвержденных Программ и о теоретических концепциях изучаемого курса, как об «инструментарии», задающем понятийную и методическую базу для научно-исторического изучения. Исходя из этого ключевой для аспиранта делается задача заметить в эмпирической историографии по теме реферата материал для конкретизации соответствующих идей курса и раскрыть выбранную тему реферата через призму этих идей.

Но, для исполнения данной задачи аспиранту нужно не только теоретическое изучение широкого количества научного, философского и методологического знания, излагаемого в курсе, не только усвоение конкретных знаний по истории, социологии и методологии выбранного исторического этапа частнонаучного познания. Нужно приобретение соответствующих навыков ведения научно-исторической и философской работы в форме инсторико-научной реконструкции выбранной познавательной обстановке. Для создания навыков любой деятельности, среди них и научно-философской, знаний не достаточно, т.к. навыки формируются не в форме рационального знания, а усваиваются в форме образцов деятельности в ходе научного изучения.

Работа над рефератом складывается из следующих главных этапов:

1) Выбор темы реферата;

2) Подбор литературы (документально-исторического комплекса — ДИК) и его параллельное изучение;

3) Написание главного текста реферата;

4) написание и Рефлексия заключения.

Выбор темы изучения

Курс содержит знания, являющиеся инструментом для понимания и исследования условий, выяснивших в соответствующее историческое время темперамент протекания выбранного научного познавательного процесса, принятой учеными проблематизации методологии и ситуации изучения, и взятых их значения и результатов для науки (техники). Соответственно, при написании реферата нужно показать, что создатель реферата изучил теоретическую часть курса и может (взял навык) использовать эти знания для анализа процесса научного познания в конкретной научно-исторической ситуации.

Выбор темы изучения есть ответственным этапом и в значительной мере определяет эффективность предстоящей работы. При выборе темы нужно определиться с тем, какой «нюанс бытия науки (техники)» рассматривается, а в соответствии с программой ВАКа наука рассматривается, к примеру, как:

• совокупность знания;

• познавательная деятельность (методика деятельности);

• социальный университет;

• для техники добавляется — техника как «артефакт».

Подготовка исходных материалов

Исходным эмпирическим материалом, на котором строится изучение в конкретной области истории личной науки, являются историко-научные информацию о выбранном объекте изучения, исследуемой проблемной ситуации и социально-исторических условиях, являющихся контекстом данной ситуации.

Исходный литературный материал формируется в виде документально-исторического комплекса (ДИК). В состав ДИК включаются материалы, отражающие исследуемую историческую обстановку с определенной ролевой позиции:

а) Свидетельства современников (участников событий) — философско-методологические, научные и художественно-публицистические произведения ярких свидетелей и участников событий, авторы которых были конкретно затронуты и вовлечены в познавательный процесс, это «живые свидетели». Тут смогут рассматриваться мемуары, воспоминания о научных спорах, юбилейные выпуски, проблемные сборники и т.д.

Особенность данного типа источников: субъективная вовлеченность и, обычно, острая полемичность, предвзятость, односторонность оценок и т.д. Наряду с этим вероятны и достаточно необоснованные суждения. Приходится критически оценивать и просеивать материал не принимая всё за «чистую монету».

Ролевая позиция «современник» разрешает окунуться в текущие события в качестве соучастника, включает механизмы сопереживания, эмоциональной («тёплой») окраски изложения. При анализе этих материалов главными становятся вопросы о версии и соотношении факта, анализ субъективных качеств рефлексии участников событий.

б) Свидетельства чужестранцев — научные и научно-исторические произведения экспертов в смежных научных отраслях, техники и развития междисциплинарные оценки науки. Тут рассматриваются не столько свидетельства подлинных чужестранцев, но и представителей вторых школ и научных отраслей, имеющих второй опытный взор, но не вовлеченных конкретно в субъективное восприятие событий.

Тут особенность: возможно отыскать более критический и объективный взор либо, напротив, появляться перед не понимающим суть неприятностей узким профессионализмом.

Ролевая позиция «чужестранец» даёт возможность междисциплинарного взора на область частнонаучного, дисциплинарного изучения. Особенно ответственными эти материалы могут быть при изучении неклассического и постнеклассического этапа развития науки.

в) Свидетельства потомков — писателей историков популяризаторов и произведения-науки. Это уже результаты анализа и косвенные показания, основанного на прошлых исследованиях и исторических материалах. Такие источники ответственны вероятной обширностью охвата неприятности, глубиной анализа либо критичностью изучения. Обычно в таких изучениях формируются широкие документально-исторические комплексы, каковые сами становятся объектом последующего научно-исторического анализа. Вместе с тем вероятны субъективные точки зрения либо кроме того легко неточности.

Ролевая позиция «потомок» разрешает дистанцироваться от событий и оценивать их с позиций стороннего наблюдателя. Главные ролевые нюансы — оценивание и объяснение — требуют определенных средств анализа, дающих объективное, компетентное, оценивающее, «холодное» отношение к прошлому.

г) Аналитические материалы — социально-исторические, культурологические и другие произведения, характеризующие нужные для раскрытия и понимания исследуемого периода изюминки, а также социально-исторической ситуации как контекста исследуемого познавательного периода.

Структура реферата

Возможно представить «обстановку разрыва» в требуемом и наличном знании в некоей исследуемой исторической познавательной ситуации в виде следующей схемы (Рис. 5.1.):

Способ 1

Состояние 2 Z2

Этап 4 Способ 2

Этап 3 Способ 3 ?Z

Этап 2

Этап 1 Требуются знания Z2 = Z1 + ?Z

Состояние 1 Z1

Имеются знания (A, B, C, D) = Z1

A

B C D Неприятность ( ) — как выстроить

?Z = Z2 — Z1

Рис. 5.1. Анализ обстановки: состояние разрыва

Для её раскрытия в общем случае возможно советовать следующую структуру реферата:

1. Введение

1.1. Социально-исторический контекст:

• выбирается временной диапазон разглядываемой познавательной обстановке;

• устанавливается соответствие с конкретной социальной эрой (преднаука) либо – научной революцией (1-4-я);

• изучается в материалах курса социально-исторический контекст;

• формулируется социальный заказ, что возможно соотнести с исследуемой темой реферата.

1.2. Научно-историческая обстановка:

• анализируется научный заказ как преломление социального заказа;

• анализируются имевшиеся в начале исследуемой обстановке нужные предшествующие знания (A, B, C, направляться) = Z1 (теории, способы, технические ответы и т.д.);

• имеющиеся знания вводятся как данность, описываются без обоснований и истории в количестве, нужном чтобы на них возможно было опереться в последующем анализе в нюансе бытия.

1.3. Проблематизация. Выбор нюанса бытия:

• проблематизация исследуемой ситуации (?Z = Z2 — Z1 );

• выбор нюанса бытия науки как инструмента для изучения – научно-исторической реконструкции.

(2…n) Нюанс бытия

1). Назначение раздела: демонстрация метода применения понятий курса по схеме анализа выбранного нюанса бытия и полученные результаты в понимании исследуемой научно-познавательной ситуации;

При необходимости вставляются блоки с рассмотрением темы по схемам, относящейся к вторым нюансам бытия, но как раз блоками и лишь в случае если без этого не удается раскрыть главный нюанс бытия.

2). Задачи раздела:

• «историческое перевоплотить в логическое»;

• реконструировать процесс «выращивания» нового знания:

На основании анализа подобранного к теме научно-исторического материала (ДИК) опираясь на конкретные модели из курса нужно реконструировать логику познавательного процесса, реализованную в исследуемой познавательной обстановке.

• выделить этапы в реконструируемой логике познавательного ходе, соответствующие последовательности решаемых задач;

• сформулировать совсем логику ответа поставленной в разделе 1.3. научной неприятности.

3). Текст:

• текст формируется из логически замкнутых частей (подразделов) в соответствии с реконструированными логическими этапами познавательного процесса в исследуемой обстановке;

• любой подраздел (этап) решает одну конкретную познавательную задачу;

• при необходимости этапы смогут протекать не только последовательно, но и параллельно;

• решенные в прошлых этапах задачи употребляются в качестве части начальных условий для этапов;

• заголовок подраздела обязан отражать (в сжатом виде) исследуемую задачу;

• содержание подраздела должно обосновывать, раскрывать движение ответа задачи этапа;

• в тексте употребляются ссылки и (при необходимости) эти из тех начальных условий, каковые уже были введены ранее в подразделе 1.2. либо в подразделе «Факты науки» данного раздела реферата.

(направляться+1). Заключение (выводы)

1. Предметное заключение (по итогам анализа темы):

Взор на полученный итог (текст реферата), заключение и анализ о соответствии его исходным требованиям к реферату:

• анализируется полученный итог проработки темы реферата (исследуемой познавательной обстановке);

• делается вывод о соответствии (либо нет):

u содержания и логики совершённой работы (историко-научной реконструкции) выбранным в качестве «инструментов» для анализа концепциям курса;

u подготовленного текста реферата требованиям к реферату.

2. Рефлексия:

Взор на себя, делающего и выполнившего задание, самоанализ процесса работы над рефератом, на появившиеся личные учебно-методические неприятности и примененный метод их решения, на результаты саморазвития, полученные в ходе работы над рефератом.

Заполняется в качестве самооценки контрольная таблица Рецензии на реферат по форме Приложения 1.

(n+2). Литература

По тексту реферата нужно давать ссылки на источники реферируемого материала и к текстам приводимых цитат в соответствии с требованиями к написанию диссертации.

(n+3). Приложения

1. понятия и Концепции курса (словарь).

Описание сути главных идей (концепций, понятий) курса, каковые были нужными (нужными) для раскрытия темы реферата.

2. Документально-исторический комплекс (ДИК): в минимальном количестве приводятся выдержки из данных, самые полезных и/либо нужных для обоснования текста реферата. В общем количестве реферата не учитываются.

Жёлтый песок исходные материалы


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: