Поиск единой первоосновы мира в античной философии (фалес, гераклит, парменид, платон, аристотель).

Наука в Греции — протонаука и философия Греции пробует ответить на вопросы из-за чего и как? Для первых философов Греции, замечавших за окружающим миром поднимается вопрос о первооснове мира.

1) Фалес (ок. 624-547 гг. до н.э.)- был торговцем и перевозил товары по воде (замечал образование росы на камнях), взял образование в Египте (знания Вавилон,Египет) .

  • Большое количество путешествовал, собственные знания старался применить на практике. Первый выдвинул идею единой первоосновы и постарался ее отыскать без посредства мифов
  • Фалес полагал, что все рождается из воды; все появляется из воды и в неё преобразовывается. Начало элементов, сущих вещей — вода; конец и начало Вселенной — вода. Все образуется из воды методом её затвердевания/замерзания, и испарения; при сгущении вода делается почвой, при испарении делается воздухом. Обстоятельство образования/перемещения — дух (??????), «гнездящийся» в воде. Космос — один [един]. Вода и все, что из неё случилось, не являются мертвыми, но одушевлены;

2) Гераклит (580 ДО Н.Э.упоминание ).Появился в Эфесе, прозвище –«чёрный»,не было учеников, тк не удовлетворяли его, не общался с людьми, легенда о смерти, жил по собственной философии.

  • в качестве начала Вселенной разглядывает пламя. В учении Гераклита он выступил как субстанция бытия, потому, что пребывает неизменно равным самому себе, неизменным во всех превращениях и как первоначально, конкретная стихия.
  • Мир по Гераклиту — упорядоченный Космос. Он вечен и нескончаем. Он не создан ни всевышними, ни людьми, а всегда был, имеется и будет всегда живым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно потухающим. На базе превращений Огня строится космология Гераклита. Все явления и предметы природы рождаются из Огня и, исчезая, снова обращаются в пламя. Огня смерть — воздуха рождение и воздуха смерть — воды рождение. Из смерти почвы рождается воздушное пространство, из смерти воздуха — пламя и т. д.
  • Все трансформации мироздания у Гераклита происходят в известной закономерности, подчиняясь судьбе, которая тождественна необходимости. Необходимость — это общий закон — Логос. Логос в дословном переводе с греческого языка свидетельствует СЛОВО, но в один момент Логос свидетельствует разум, закон. Неизменно все совершается по этому Логосу.
  • Мир в учении Гераклита представляет собой упорядоченную совокупность — Космос. Образование этого Космоса происходит на базе общей изменчивости явлений, неспециализированной текучести вещей. Все течет, все изменяется, нет ничего неподвижного. Учение Гераклита о потоке тесно связано с его учением о переходе одной противоположности в другую, о мене, обмене противоположностей. Холодное теплеет, теплое холодеет, мокрое высыхает, сухое увлажняется. Обмениваясь между собой, противоположности становятся тождественными. Одно да и то же в нас — живое и мертвое, бодрствующее и дремлющее, молодое и старое. Утверждение Гераклита, что все имеется обмен противоположностей дополняется указанным, что все происходит через борьбу.

3) Парменидмногообразие мира сводит к двум началам. Первое — Эфирный пламя, чистый свет, теплое, второе — густая тьма, ночь, почва как костное начало, мороз. Из смешения этих двух начал происходит все многообразие видимого мира. Вселенная представляется Парменидом как складывающаяся из концентрированных кругов либо венцов, каковые лежат слоями около Почвы, расположенной в центре Вселенной. Всех их окружает небесная твердь. Промежуточные круги складываются из земли и смеси огня. В самом центре всех сфер царствует необходимости и великая богиня Правды, которая руководит всеми происходящими в мире явлениями.

По словам Парменида, единственно подлинным есть положение: бытие имеется, небытия нет, потому что небытие нереально ни познать (так как оно непостижимо), ни высказать. С этим связано утверждение Парменида, что мыслимо лишь сущее. Потому что нельзя отыскать идея без бытия, в котором осуществлена эта идея.

Бытие:

  • всегда, не появляется и не уничтожается, оставаясь тождественным и неизменно равным самому себе.
  • однородно и непрерывно. Значит, нет и безлюдного пространства. Все наполнено бытием. Исходя из этого все непрерывно. Так как бытие хорошо примыкает к бытию.
  • Бытие вечно во времени (потому, что оно не появилось и не уничтожалось), бытие ограничено в пространстве, оно шарообразно. Это связано с его однородностью, с тем, что оно везде одинаково, везде равняется отстоит от центра.

4) Платон (учение об идеях) — первоосновой было трансцендентное единое (Всевышний). Благом же трансцендентный первопринцип именуется вследствие того что для всякой веши и всякого существа высшее благо содержится в том, дабы быть, и быть самим собой в самой высокой и идеальной степени.

5) Аристотель (учение о формах) — Хора — что-то бесформенное, предпосылка всех вещей. Форма первична, как суть вещи либо объекта. Дедукция от абстрактного к конкретному. Форма форм и имеется божество. Источник перемещения находится не вне мира, это не божество, а в мира.

Аристотелевская форма = Платоновская Мысль. Форма у Арис. — активное начало.

Единицей бытия выступает первая сущность (вещь). Мысль внутренне свойственна конкретной вещи (это заземление платоновской философии). Каждая первая сущность выяснена 4 обстоятельствами:

1) Формальная обстоятельство – это главная причина, благодаря чему вещь такова, а не другая (замысел дома в голове архитектора).

2) Материальная обстоятельство – материя как субстрат вещи, имеет определенного рода активность (строительные материалы).

3) Действующая обстоятельство – откуда идет начало перемещения .фактор, слепляющий частички совместно (руки рабов).

4) Целевая обстоятельство – это для чего существует вещь, конечная обстоятельство (дом, дабы в нем жить).

Все названные обстоятельства не обязательно присутствуют в каждом явлении. К примеру, лунное затмение не имеет особенной материи, из которой оно состоит. Но в общем случае нужно учитывать целый комплекс вероятных обстоятельств.

Аристотель учит тому, что, в случае если мы желаем растолковать какое-либо явление, то нельзя ограничиваться лишь одной — двумя обстоятельствами, нужно выявлять все обстоятельства. Исходя из этого он кладет финиш поискам архе. Так как в любом варианте учения об архе задача познания сводится к поиску лишь одного из вероятных видов обстоятельств.

Наряду с этим Аристотель идет еще дальше. Он выдвигает требование, не просто декларировать некие неспециализированные установки (всю землю случился из огня либо воды), а растолковывать конкретные вещи, по его терминологии, — сущности. Со своей стороны, чтобы выяснить конкретную вещь (сущность) нужно отыскать и указать его ближайшие обстоятельства. Тем самым, Аристотель в принципе меняет направление философского поиска: не искать начало всего существующего — архе (пламя, воздушное пространство, почва, вода и без того потом), а обучиться отыскивать и растолковывать целый комплекс обстоятельств вещи. По сути дела, Аристотель закладывает базы системного подхода к объяснению вещей и явлений.

Следующим шагом в развитии философской теории Аристотеля было его учение о причинности. Аристотель ставит последовательность вопросов: Что такое обстоятельства? Как они связаны между собой? Из четырех видов обстоятельств (материальная, движущая, формальная, целевая) Аристотель выделяет две главные — материальную и формальную. Он показывает, что действующая и целевая причина являются, по сути, разновидностями формальной обстоятельства.

Позже Европа покинет из 4-х лишь одну — материальную обстоятельство. Это и имеется наука.

Начало всех начал – Всевышний. Он доказал бытие Всевышнего, исходя из принципа причинности. Последовательность обстоятельств не может быть нескончаемым либо безначальным. Должна быть обстоятельство, сама себя обуславливающая и ни от чего не зависящая: обстоятельство всех обстоятельств.

Космос строится божеством из хаоса на базе 4-х элементов: пламя, воздушное пространство, вода, почва.

Древняя философия. Лекция 6/14. Парменид.


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: