Показатели качества как основная категория оценки потребительских ценностей

Сейчас на рынке много разнообразной продукции (товаров и марок) с самыми разными стоимостями на кажущиеся (клиенту) однообразные товары и в также время однообразными стоимостями на товары, очевидно, согласно точки зрения клиента, этим стоимостям не соответствующие. Любой потребитель выбирает тот товар, что для него воображает громаднейшую сокровище, исходя из собственного представления о качестве товара, его цене и вероятных затратах на эксплуатацию. Получается, что потребительская сокровище товара не есть однообразной для всех клиентов, она сугубо индивидуализирована, не смотря на то, что в собственной массе, в соответствии с законам математической статистики, средневзвешенная рыночная сокровище товара постоянно приближается к подлинной его потребительской стоимости.

Итак, какие конкретно же факторы определяют сокровище продукции? Потребительская сокровище продукции зависит не только от эксплуатационных показателей качества, но и от многих вторых потребительских сокровищ, прямо либо косвенно характеризующих продукцию.

Все потребительские сокровища возможно условно классифицировать по нескольким категориям, отличающимся друг от друга временными факторами действия: базисные, постоянные, временные сокровища, сопутствующие, привнесенные, универсальные.

Базисные сокровища – это потребительские сокровища, заложенные в продукцию на этапе проектирования и характеризующиеся эксплуатационными показателями качества, к каким относятся показатели назначения (функциональные), надежности (безотказность, долговечность, ремонтопригодность, сохраняемость), технической эстетики (целостность композиции, совершенство товарного вида), экологические (физические, химические, микробиологические), эргономические (соответствие эргономическим требованиям в рабочей территории), патентно-правовые (патентная чистота, патентная защита), транспортабельности и безопасности.

Перечисленные показатели характеризуют продукцию в течении всего ее жизненного цикла. Они смогут совершенствоваться, изменяться, но их начальная номенклатура не изменяется. Эти показатели определяют базисное потребительское уровень качества, которое есть базой для сравнения с продукцией соперников.

К базисным сокровищам относится и себестоимость продукции, характеризующая производственно-технологическую базу предприятия-изготовителя и его ресурсный потенциал. Себестоимость изготовления продукции практически есть суммой затрат на реализацию и создание продукции с заданными базисными показателями качества, т.е. имеет место высокая корреляция между себестоимостью и базовым качеством изделия его изготовления.

Постоянные, временные, сопутствующие и привнесенные потребительские сокровища дополняют базисные. Дополнительные ценностине изменяют базисного качества, заложенного при проектировании продукции, но усиливают либо оттеняют его воздействие в глазах потребителя, что выражается в увеличении потребительской цене продукции.

Постоянные сокровища – это такие дополнительные потребительские ценности, каковые действуют в течении всего жизненного цикла продукции, но имеют к базисным сокровищам не прямое, а косвенное отношение. К примеру, имидж компании-изготовителя продукции, престиж магазина, сертификат на совокупность качества, популярность торговой марки и т.д. Эти сокровища имеют разный рейтинг. Их действие на клиента разрешает намного расширить потребительскую цена продукции. В отдельных случаях влияние лишь этих сокровищ снабжает долгосрочную ликвидность продукции, даже если она по базисным показателям уступает соперникам. Имидж компании, к примеру, действует кроме этого как подпись видного живописца.

Временные сокровища – дополнительные сокровища, имеющие прямое отношение к качеству и виду продукции, но действующие временно, время от времени сезонно, в большинстве случаев меньше жизненного цикла товара: новизна, мода, престиж. Эти ценности, в большинстве случаев, на какое-то время разрешают держать ударные цены на продукцию. Идеально в то время, когда жизненный цикл товара соразмерен с длительностью действия временных сокровищ. Временные сокровища реализуются потенциальной возможностью наценки к себестоимости товара, убывающей во времени (в связи с его моральным износом).

Сопутствующие сокровища – дополнительные потребительские сокровища, не связанные с продукцией конкретно, но облегчающие либо затрудняющие условия ее приобретения либо эксплуатации: сезонный спрос на продукцию, уровень инфляции (для экспортируемых либо импортированных товаров). Сопутствующие сокровища смогут как содействовать ликвидности продукции, так и затруднять ее реализацию. Наценка к продукции за счет действия сопутствующих сокровищ может существенно колебаться во времени.

Привнесенные сокровища – информационные сокровища: реклама, выставки, конкурсы, каковые сами по себе не имеют ни прямого, ни косвенно отношения к продукции, но за счет новой либо повторяющейся информации о сокровищах, имеющих отношение к продукции, существенно повышают ее потребительскую цена в глазах многих клиентов. К привнесенным сокровищам кроме этого относятся слухи, мнения, жизненный опыт. Действие привнесенных сокровищ возможно как временным, так и постоянным (к примеру, реклама). Привнесенные сокровища во времени действуют подобно сопутствующим. Колебательный темперамент наценки позван ослаблением во времени действия информационных мероприятий (до ее возобновления).

Большинство продукции, в большинстве случаев, не имеет дополнительных потребительских сокровищ. Особенно это относится к материалам, полуфабрикатам, комплектующим изделиям, сокровище которых профессионально оценивается потребителями по базисным чертям, исходя из этого их цена на рынке возможно вполне возможно спрогнозирована еще во время разработки. Так как дополнительные сокровища выражаются наценкой к себестоимости, то долю данной наценки можно считать рентабельностью продукции за счет конкретной потребительской сокровище.

Универсальные сокровища – рыночная цена продукции либо цена. Цена – основная сокровище, которая, как зеркало, адекватна потребительским особенностям, но с какой-то погрешностью, позванной стохастическим характером качества и зависимости цены. Вместе с этим цена, какой бы ни была продукция, имеет универсальную размерность (в финансовом выражении), т.е. по ней возможно сравнивать сокровище различных по качеству и виду изделий.

Успешное продвижение на рынок нового изделия во многом будет зависеть от верного учета всех факторов, воздействующих на ликвидность продукции, и особенно от возможности предприятия-изготовителя распознать либо организовать дополнительные потребительские сокровища, усиливающие базисное уровень качества продукции.

Итак, из всего вышеперечисленного возможно сделать вывод, что показатели качества, являющиеся главной категорией потребительских сокровищ, создают базу (базу) для создания цены, себестоимости продукции в зависимости от ее начального качества. На базе базисных сокровищ (показателей качества) формируются все последующие сокровища, входящие в состав потребительской сокровище продукции. Только кое-какие не имеют никакой связи с базисными сокровищами, они были отмечены выше.

Количественная черта одного либо нескольких особенностей продукции, составляющих ее уровень качества, именуется показателем качества продукции.

Высокий уровень качества изделий предопределяется разными факторами, главными из которых являются:
факторы технического характера (конструктивные, технологические, метрологические и т.д.);
факторы экономического характера (денежные, нормативные, материальные и т.д.);
факторы социального характера (организационные, правовые, кадровые и т.д.).
Совокупность показателей качества продукции возможно классифицировать по следующим показателям:
по количеству характеризуемых особенностей (единичные, комплексные и интегральные показатели);
по отношению к разным особенностям продукции (показатели надежности, технологичности, эргономичности и др.);
по стадии определения (проектные, производственные и эксплуатационные показатели);
по способу определения (расчетные, статистические, экспериментальные, экспертные показатели);
по характеру применения для оценки уровня качества (базисные и относительные показатели);

по методу выражения (показатели и размерные показатели, выранаправляться;женные безразмерными единицами измерения, к примеру, баллами, процентами).

Показатель качества продукции, характеризующий одно из ее особенностей, именуется единичным показателем качества продукции(к примеру, мощность, калорийность горючего и т.д.).

Относительный показатель качества продукции – отношение значения показателя качества продукции к соответствующему (другими словами принятому за исходное) значению, выражается в безразмерных числах либо процентах и вычисляется по формуле

,

где Ki – относительный показатель качества;

– значение единичного показателя качества оцениваемой продукции;

– значение единичного базисного показателя качества.

При применении комплексного способа используют комплексный показатель качества, что определяется методом сведения воедино отдельных показателей посредством коэффициентов весомости каждого показателя. Наряду с этим возможно использована функциональная зависимость:

К = f(n,bi,ki), i = 1,2,3,……..,ni,

где K – комплексный показатель качества продукции;

n – число учитываемых показателей;

bi– коэффициент весомости i-го показателя качества;

ki –i-й показатель качества (единичный либо относительный).

Метод расчета комплексного показателя качества приведен на рис. 2.5. Для определения номенклатуры показателей качества, вида и коэффициентов весомости функциональной зависимости f используются умело-статистические и экспертные способы.

Комплексный показатель качества продукции – это показатель, характеризующий пара ее особенностей. К примеру, КГ – коэффициент готовности

,

где Т – наработка изделия на отказ (показатель безотказности);

ТВ – среднее время восстановления (показатель ремонтопригодности), т.е. КГ характеризует два свойства изделия – безотказность и ремонтопригодность.

Со своей стороны

,

где ТО – среднее время, затрачиваемое на отыскание отказа;

ТУ – среднее время, нужное для устранения отказа.

Рис. 2.5. Метод расчета комплексного показателя качества

Так, ремонтопригодность – сложное свойство изделия по отношению к ТО и ТУ. Следовательно, относительно коэффициента готовности КГ показатель ТВ возможно разглядывать как единичный, а довольно ТО и ТУ – как комплексный.

Интегральный показатель качества продукции – отношение суммарного нужного результата от эксплуатации либо потребления продукции к суммарным затратам на ее создание и эксплуатацию либо потребление.

где Э – суммарный нужный эффект от эксплуатации продукции (срок нужного применения холодильника, пробег грузовика в тонно-километрах за срок работы до капремонта и т.д.);
ЗС – суммарные затраты на создание продукции (разработка, изготовление, монтаж и другие единовременные затраты);
ЗЭ – суммарные эксплуатационные затраты (техобслуживание, ремонт и другие текущие затраты);
1/И – удельные затраты на единицу результата.

Среди показателей качества имеются такие, каковые нереально выразить численными значениями (оттенки, запах, тембр и т.д.). Они определяются при помощи органов эмоций (органолептически) и именуются сенсорной чёртом.

Оценка уровня качества продукции может производиться дифференциальным либо комплексным способами. При применении дифференциального способа производится сопоставление единичных показателей качества новой продукции с аналогичными базисными показателями качества, а при комплексном – фактических комплексных показателей с базисными комплексными показателями.

Числовые значения показателей качества устанавливаются посредством объективных и субъективных способов. Объективные способы: измерительный, регистрационный и расчетный. Субъективные способы: органолептический, социологический и экспертный. Объективные способы базируются на применении технических измерительных средств, регистрации, подсчете событий, исполнении вычислений. База субъективных способов – анализ восприятия органов эмоций человека, учёт и сбор различных точек зрения, решения, принимаемые группой экспертов-специалистов.

ГОСТ 22851-77 устанавливает следующую номенклатуру главных 10 групп показателей качества по характеризуемым ими особенностям продукции:

1. Показатели назначения характеризуют свойства продукции, определяющие главные функции, для исполнения которых она предназначена, и обуславливают область ее применения.

В эту группу входят:

а) классификационные показатели, устанавливающие принадлежность изделий к классификационной группировке (классы машин, точности устройств и т.д.);

б) функциональные (эксплуатационные), характеризующие нужный результат от эксплуатации изделий (быстродействие компьютера, производительность стана, точность измерительного прибора и т.д.);

в) конструктивные, дающие правильное представление об главных проектно-конструкторских ответах изделий (двигатели дизельные, бензиновые, электрические и т.д.);

г) структуры и показатели состава, определяющие содержание в продукции химических элементов, их соединений (золы и процентное содержание серы в коксе и т.д.). Показатели данной группы играются главную роль в оценке уровня качества, они довольно часто употребляются как критерии оптимизации и используются совместно с другими видами показателей.

2. Показатели надежности характеризуют свойства безотказности, продолжительновечности, сохраняемости и ремонтопригодности.

Безотказность – свойство изделия сохранять работоспособность в течение некоего времени либо наработки.

Долговечность – свойство изделия сохранять работоспособность до предельного состояния с нужными перерывами для ремонта и технического обслуживания.

Ремонтопригодность – свойство продукции подвергаться ремонту.

Сохраняемость – свойство изделий и продуктов сохранять исправное и пригодное к потреблению состояние в течение установленного в техдокументации транспортирования и срока хранения, и по окончании него.

К примеру, показатели транспортабельности характеризуют приспособленность продукции к транспортированию, не сопровождающемуся ее применением либо потреблением. Определяются экспериментальным, расчетным либо экспертным способами. К примеру, показатель пригодности продукции к сохранению потребительских особенностей при перевозках, он отражен в нормах естественной убыли для отдельных видов продукции (стекло, цемент и т.д.)

,

где КД – часть продукции, сохраняющая в заданных пределах собственные начальные особенности за время перевозок, %;
QП – количество продукции, погружаемое в транспортное средство;
QВ – количество выгруженной продукции, сохранившей значения показателей качества в допустимых пределах.

3. Эргономические показатели характеризуют совокупность «человек – изделие» и учитывают комплекс особенностей человека, проявляющихся в производственных и бытовых процессах. К ним относятся гигиенические (освещенность, температура, давление, влажность), антропометрические (одежда, обувь, мебель, пульты управления) и психофизиологические (скоростные и силовые возможности, пороги слуха, зрения и т.п.).

Психофизиологические характеризуют приспособленность изделия к органам эмоций человека.

Психотерапевтические характеризуют обработки и возможность восприятия разной информации.

Физиологические характеризуют допустимые физические нагрузки на разные органы человека.

4. Эстетические показатели характеризуют информационную выразительность, рациональность формы, целостность композиции, совершеннство производственного выполнения, стабильность товарного вида (чёрта художественных стилей, оттенков, запахов, гармоничности и т.д.).

5. Показатели технологичности характеризуют свойства продукции, обусловливающие оптимальное распределение затрат материалов, времени и средств труда при технической подготовке производства, эксплуатации и изготовлении продукции. Это показатели трудоемкости, материало- и фондоемкости, себестоимости изделий. Исчисляются как неспециализированные (суммарные) так и структурные, удельные, сравнительные либо относительные показатели.

Относительные показатели – это, к примеру:

– коэффициент применения материалов

,

где МГ – количество материала в готовой продукции;

МВ – количество материала, введенного в технологический процесс;

показатель удельной себестоимости

,

где SУД – удельная себестоимость;

S – неспециализированная себестоимость изделия;

B – определяющий параметр изделия (мощность, вес и т.п.).

6. унификации и Показатели стандартизации характеризуют насыщенность продукции стандартными, унифицированными и уникальными частями, и уровень унификации с другими изделиями.

Главные показатели унификации – коэффициенты применяемости, повторяемости, обоюдной унификации для групп изделий, удельный вес уникальных подробностей (узлов). Стандартными являются все части продукции, производимые по национальным и отраслевым стандартам.

7. Патентно-правовые показатели характеризуют степень обновления технических ответов, использованных в продукции, их патентную защиту, и возможность свободной реализации продукции у нас и за границей (количество либо удельный вес запатентованных либо лицензированных подробностей (узлов) и т.п.).

8. Экологические показатели характеризуют уровень вредных действий на внешнюю среду, появляющихся при эксплуатации либо потреблении продукции. К примеру: содержание вредных примесей, выбрасываемых в вохдух, возможность выброса вредных частиц, газов, излучений при хранении, использовании и транспортировании продукции, уровень ПДК.

9. Показатели безопасности характеризуют изюминке продукции, обусловливающие при ее эксплуатации либо потреблении безопасность человека. Они отражают требования к средствам и нормам защиты людей, находящихся в зоне вероятной опасности при происхождении аварийной обстановке, и предусмотрены совокупностью госстандартов по безопасности труда, и западными стандартами.

10. Экономические показатели характеризуют затраты на разработку, изготовление, эксплуатацию либо потребление продукции, учитываемые в интегральном показателе качества продукции (разные виды затрат, себестоимость, цена и пр.), при сопоставлении разных образцов продукции – технико-экономические показатели.

В таблице 2.1 приведен пример применения некоторых главных показателей для продукции, расходуемой при применении и расходующей собственный ресурс

Таблица 2.1

Применяемость некоторых показателей качества продукции по ее видам

Показатели качества продукции Продукция, расходуемая при применении Продукция, расходующая собственный ресурс
природное топливо и Сырьё Материалы и продукты Расходуемые изделия Ремонтируемые изделия Не ремонтируемые изделия
Функциональной пригодности + + + + +
Надежности: + + + (+) (+)
безотказности (+) + +
долговечности (+) + +
ремонтопригодности (+) +
сохраняемости + + + + (+)
Эргономичности + (+) (+)
Эстетичности (+) (+) (+) (+) (+)
Технологичности
в производстве + + + + +
при применении (+) (+) + (+) +
Ресурсопотребления (+) (+)
Безопасности (+) (+) (+) (+) (+)
Экологичности (+) (+) (+) (+) (+)

символ «+» свидетельствует применяемость, символ «-» неприменяемость символ «(+)» ограниченную применяемость некоторых групп данного вида продукции.

Вопросы по теме

1. Какие конкретно трактовки термина «уровень качества» вы понимаете?
2. Приведите определение понятий свойство, недостаток, брак.
3. Что такое уровень качества?
4. Что такое оптимальный уровень качества?
5. Какие конкретно факторы воздействуют на уровень качества изделий?
6. взаимосвязь уровня и Какова динамика качества производимой продукции и монетарных показателей предприятия?
7. Как собирают потребительские сокровища?
8. Что вы осознаёте под показателем качества?
9. По каким показателям классифицируют показатели качества?
10. Что такое единичный, относительный, комплексный и интегральный показатели качества?
11. Какими способами устанавливают числовые значения показателей качества?
12. Перечислите десять групп по ГОСТу показателей качества, прокомментируйте их состав показателей применительно к конкретным видам продукции.

Леонид Никифоров о потребительской ценности на \


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: