Показатели качества товаров

Товар: классификация и общее понятие

Товарыслужат средством удовлетворения потребителей. Любой из видов деятельности учитывает разные характеристики товара:

1) количественные;

2) качественные;

3) стоимостные.

Товар (ГОСТ Р 51303-99) –каждая вещь, не ограниченная в обороте, вольно отчуждаемая и переходящая от одного лица к второму согласно соглашению купли-продажи.

Классификация товаров:

1) по назначению:

— потребительские;

.- производственные;

— для управленческой деятельности;

— для обслуживания потребителей – исполнителей материальных одолжений (дл дет.сада, общепита, медиц.учереждения)

2) по характеру спроса: повседневного спроса; особенного; респектабельного; колеблющегося; неотложного; отложенного; пониженного; устойчивого.

3) по источнику насыщения рынка: отечественные; импортные; товары зарубежных торговых марок

4) по сохраняемости: скоропортящиеся; среднего срока хранения; долгого срока ранения.

5) по степени новизны:

Новый товар – предмет потребления, что удовлетворяет новые потребности человека либо если сравнивать с заменяемым товаром более полно удовлетворяет сложившиеся потребности.

Новые товары Примеры
Товары нового вида
1. Товары, удовлетворяющие новые потребности — кофеварки и Автомобильные холодильники — Световые сигналы в замен дверных звонков — подставка с совокупностью охлаждения для ноутбуков
2. Товары, удовлетворяющие существующие потребности принципиально вторым методом — Лазерный проигрыватель — Плазменный телевизор — Электронный термометр — Цифровая фоторамка — электромагнитная фоторамка
Обновленные (улучшенные) товары
1. Модернизированные — товары с улучшенными главными показателями кач-ва — В пылесосе снижен уровень шума, что по стандарту относится к главным показателям — радиотелефон
2. Усовершенствованные — Товары с улучшенными не главными показателями кач-ва — Улучшена конструкция пылесоса – 4 колеса вместо 2х — нетбуки вместо персональных компьютеров
3. Модифицированные – товары с дополнительной областью применения либо дополнительной комплектацией — паяльник – для сваривания пленки — фен – для сушки, укладки, для массажа кожи головы — СВЧ печи с грилем Для устранения различий между обновленными товарами учитывают три параметра, каковые подверглись обновлению: функция, конструкция, форма.

Факторы обновления товаров: мода, появление новых материалов (джинсовая ткань, балония, лайкра, тефлон); новый состав сырья; новая упаковка и т.д.

Кач-во и КСП товара

Положение товара на рынке характеризуется 3 главными элементами, определяющими возможность коммерческого успеха этого товара. С т.з. потребителя это:

– полезность, т.е. свойство товара удовлетворять конкретные потребности потребителей;

— имидж товара в отдельных рыночных сегментах;

— приемлемая цена, соответствующая уровню платежеспособного спроса

Уровень качества(ГОСТ Р ИСО 9000-2001) – степень соответствия свойственных черт требованиям.

Уровень качества товара – совокупность потребительских св-в товара (ГОСТ Р 51303-99)

Это понятие развивалось по мере того, как развивались и изменялись в общ-ве потребности и возрастали возможности для их удовлетворения.

Существует японская концепция, разглядывающая 4 уровня понятие уровень качества:

I. – соответствует стандарту

II. – соответствует применению, т.е. товар обязан не только отвечать требованиям стандартов, но и соответствовать эксплуатационным требованиям и др. показателям назначения

III. – «соответствие фактическим требованиям рынка», т.е. низкая цена и высокое качество.

VI. – соответствие латентным (скрытым) потребностям. В случае если товар в дополнение к главным потребностям удовлетворяет так же потребности, каковые у потребителя выражены не очевидно, то такому товару обеспечен коммерческий успех в долговременной возможности.

Различия между конкурентоспособностью и качеством.

Уровень качества – это экономическая категория, свойственная не только рыночной экономике.

Конкурентоспособность – это рыночная категория, свойственная лишь рыночным отношениям.

Связь категорий «конкурентоспособность» и «качество» проявляется в том, что они имеют проявления и общую сферу формирования (производство, разработка и т.д.).

Соотношение между конкурентоспособностью и качеством: самый качественный товар может оказаться не конкурентоспособным, если он не соответствует условиям потребления, т.е. уровень качества товара не зависит от условий потребления и не изменяется (если они не нарушаются), а конкурентоспособность может оказаться или высокой, или низкой, а в некоторых случаях товар делается легко ненужным.

Конкурентоспособность товара – это совокупность его качественных и стоимостных черт, каковые под влиянием последовательности факторов содействуют созданию конкурентного преимущества данного товара перед товарами аналогами в удовлетворении конкретной потребности клиента на отдельном рынке в этот период времени.

Так, конкурентоспособность товаров носит динамичный и адресный темперамент.

Динамичность конкурентоспособности проявляется в том, что она изменяется при неизменности качественных черт товара. Это происходит как реакция на конъюнктуру рынка, колебания стоимостей, действие рекламы, и на проявление вторых, внешних по отношению к товару, факторов.

Адресность конкурентоспособности характеризуется тем, что конкурентоспособность в отличие от качества определяется совокупностью лишь тех конкретных особенностей, каковые воображают интерес для данного клиента и снабжают удовлетворение лишь данной потребности, а другие характеристики во внимание не принимаются. Это разъясняется тем, что любой клиент имеет собственные критерии оценки товаров и время от времени берёт товар не по причине того, что он большого качества, а по той причине, что данный товар способен максимально удовлетворить его потребности (к примеру, товары для калек).

Так, конкурентоспособность товара показывает степень его притягательности для совершающего настоящую приобретение потребителя.

Понятие «конкурентоспособность» шире понятия «уровень качества», не смотря на то, что оно образовывает базу конкурентоспособности.

Время от времени более качественный товар делается менее конкурентоспособным, в случае если цена его повысилась за счет придания товару новых особенностей, не воображающих интереса для главных клиентов данного сегмента.

Показатели качества товаров

Показатель кач-ва – количественная хар-ка одного либо нескольких св-в продукции, входящих в ее кач-во, которая рассматривается применительно к опр. условиям ее эксплуатации и создания (потребления).

Показатель кач-ва имеет численное значение и наименование

Параметр продукции – показатель продукции, количественно характеризующий каждые ее св-ва либо состояния.

Т.о. показатель кач-ва явл-ся частным случаем параметра.

Коэффициент весомости показателя кач-ва продукции – количественная черта значимости данного показателя кач-ва продукции среди др. показателей ее кач-ва.

Коэффициенты весомости опр-ся экспертным либо социологическими способами.

Показатели кач-ва возможно классифицировать по след. показателям

Показатель классификации Несколько показателей кач-ва
1. По кол-ву характеризуемых св-в — единичные (вкус, влажность, кислотность) — комплексные (внешний вид: состояние поверхности, цвет, форма)
2. По форме представления результата — полные (г, мл, см и т.д.) — относительные (плотность кг/м3, скорость м/с, %)
3. По виду характеризуемых св-в — функциональные — надежности — эргономические — эстетические — безопасности — экологические — социальные
4. По обязательности соблюдения — необходимые — рекомендуемые

Названные группы показателей кач-ва м.б. использованы при оценке КСП товаров, при которой их именуют параметрами.

Как проверить уровень качества товаров


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: