Политическая культура как сфера духовной культуры

В современную историческую эру в социальных процессах все более заметную роль играется политическая культура. Политическая культура – это «совокупность исторически сложившихся политических традиций, убеждений, сокровищ, установок и идей практического политического поведения, снабжающая воспроизводство политике общества на базе преемственности»1. В данном определении зафиксированы следующие качественные характеристики (значительные изюминки) политической культуры как социального феномена.

В первую очередь политическая культура представляет собой не совокупность каких-то случайных и потому не связанных между собой явлений, процессов, а целостную совокупность. В виде той либо другой совокупности она складывается исторически по определенным, значительно чаще не зависящим от нас публичным законам, не смотря на то, что ее носителем и являются люди, владеющие самосознанием и сознанием. Но политическая культура, как социальный феномен, не только объективное, не зависимое от нас, но и субъективное, которое связано с нами, образование, не мыслимое вне ценностных установок, политических пристрастий, ориентаций людей как носителей и творцов (субъектов) духовной культуры.

Политическая культура владеет общечеловеческими чертями (к примеру, для граждан любого страны свойственны те либо иные интересы, предвыборные политические страсти и т.п.), но в конечном итоге она произрастает на национальной земле и впитывает ее особенности и колорит, она исходя из этого не может быть полностью позаимствована у кого-то и перенесена на национальную землю. Скажем, не представляется вероятным политическую культуру США, Англии, либо же соседней Польши, полностью перенести и распространить на Беларусь, не смотря на то, что ее отдельные стороны отечественными гражданами воспринимаются, усваиваются и в преобразовательном виде становятся элементами национальной политической культуры (к примеру, представление кандидатами в депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, кандидатами на пост Президента страны Беларусь собственных предвыборных программ и т.п.).

Политическая культура – не абстрактная, оторванная от реалий теоретическая конструкция, а метод (тип) практического политического поведения. Последнее не свидетельствует того, что она не может быть теоретическим объектом, т.е. объектом теоретического осмысления. Но это уже гносеологическая, а не политологическая неприятность. В этом замысле политическая культура – развивающийся феномен. Кроме того на маленьком, в масштабе людской истории, временном отрезке, равном жизни всего лишь одного поколения, в ней смогут случиться радикальные трансформации. Скажем, политическая культура Беларуси начала ХХІ века с неотвратимо формирующимися демократическими сокровищами в виде гласности, свободы слова, печати, прав и свобод человека и т.п. чертями, разительно отличается от политической культуры 80-х годов, в то время, когда и речи не имело возможности идти о плюрализме политических точек зрения в средствах массовой информации, политических дискуссиях и т.п. Отличается уже в плане политических сокровищ, сам человек и пристрастий – субъект политической культуры.

Политическая культура – это социальный феномен, т.к. она зарождается и формируется только в социальной среде (обществе), проходя в собственном развитии разные ступени – от жестко регламентированных властных взаимоотношений, складывавшихся по законам вавилонского царя Хаммурапи (1792–1750 до н.э.), либо же по древнеиндийскому своду предписаний в виде законов Ману, до развитых форм народовластия, в той либо другой степени реализованных в некоторых европейских странах во второй половине ХХ века. И как социальный феномен политическая культура органично связана с социально-экономическими, и духовно-культурными процессами той либо другой страны а также мирового сообщества в целом. Тут уместно напомнить рассуждения германского философа-классика Г. Гегеля о философии и философах, каковые, по его глубокому убеждению, не произрастают как грибы по окончании дождя, а являются продуктами собственной исторической эры. «Столь же нелепо предполагать, – иронизировал Гегель, – что какая-либо философия может выйти за пределы современного ей мира, сколь нелепо предполагать, что индивид способен перепрыгнуть через собственную эру, перепрыгнуть через Родос»1. Между политической культурой и философией уместно в этом замысле совершить параллель: политическая культура также продукт конкретной исторической эры. Исходя из этого столь разительно отличие политических культур (вернее, предкультур) древних обществ от политических культур современной эры. Речь заходит о политической культуре в целом. Так как и в отечественную историческую эру много еще государств, где политическая культура находится чуть ли не в эмбриональном состоянии (возможно как пример привести политическую культуру активистов движения Талибан, на глазах мирового сообщества в конце ХХ века варварски стёрших с лица земли исторические монументы – каменные фигуры Будды и отказывающих дамам в праве на образование лишь только вследствие того что они дамы).

Время от времени политическую культуру воображают в виде суммы политических культур индивидов, исходя из того, что ее носителями и творцами являются люди. Часто ее сводят к культуре «политической элиты». Но это не научный подход. Вправду, творцами и носителями политической культуры являются конкретные люди. Сильное влияние на нее оказывают политические фавориты. Но политическая культура – это не сумма личных политических культур, это не мировоззрение политических фаворитов и не выработанные ими политические теории, а надындивидуальное, т.е. обособившееся* от носителей духовное образование, функционирующее наровне с философией, правом и другими формами публичного сознания по своим собственным законам. Это духовное образование возможно зафиксировано в исходниках, книгах, объективировано в конкретных национальных университетах, законодательных актах, усвоено в ходе социализации личности. Но оно может оказаться по тем либо иным обстоятельствам невостребованным.

Политическая культура – только один из многих сегментов (форм) духовной культуры, являющейся совокупность «исторически развивающихся надбиологических программ людской жизнедеятельности (деятельности, общения и поведения)»1. Исходя из этого ей свойственны те же функции, что и духовной культуре в целом, не смотря на то, что эти функции и покупают собственную специфику, наполняются новым содержанием, методом практической реализации. К числу главных функций политической культуры относятся: когнитивная (приобретение политического знания), аксиологическая (выработка политических идеалов и ценностей), эмоциональная (формирование политических эмоций), интегративная (объединяющая граждан в сообществе), коммуникативная (поддержание на соответствующем уровне связи между гражданами), регулятивная (управление политическими процессами), воспитательная (формирование политической культуры в широком смысле этого слова) и др. Наряду с этим нужно иметь в виду то событие, что политическая культура охватывает только сферу политических процессов, политике. Конечно же, политическая культура не функционирует изолированно. В ходе жизнедеятельности общества разные формы духовной культуры «действуют сообща», фактически реализуют диалектический принцип единичного и неспециализированного.

Политическую культуру направляться отличать от политике. Политическая судьба – более емкое социальное явление. И не только вследствие того что она не исчерпывается только политической культурой, но включает в себя и ее антиподы. Политическая судьба – это всестороннее сотрудничество субъектов политики – народа, его институтов и государства, политических партий, других объединений и союзов, преследующих политические цели.

Политическая культура – сложноструктурированный феномен. В ее структуре возможно выделить следующие главные элементы. В первую очередь к политической культуре направляться отнести тот слой (сегмент) публичного сознания, что связан с институтами и политическими процессами. Центральное место в политической культуре в собственности политическому мировоззрению. В структуру политической культуры входят нормы поведенияправила игры») в политической сфере, и идеалы и политические ценности. Помимо этого, к политической культуре относятся политические традиции, убеждения, знаки. Наряду с этим нужно исходить из того, что политическая культура не сводится только к совокупности сокровищ, убеждений, идей, разделяемых подавляющей частью граждан. В любом стране имеется социальный слой граждан, не разделяющих наличную политическую культуру и ратующих за трансформацию существующего политического строя. Так как, как отмечал Г. Гегель, «в публичном мнении содержится все фальшивое и подлинное, но найти в нем подлинное – дело великого человека. …Кто не может ненавидеть публичное вывод, каким его приходится то тут, то в том месте выслушивать, ни при каких обстоятельствах не совершит ничего великого»1. К этому добавим еще да и то, что существующие в данном обществе политические идеи, ценности, совершенства, как и все второе «разумное» с течением времени делается «неразумным» и вынуждено будет уступить место новым совершенствам, сокровищам, нормам. Исходя из этого к политической культуре нужно отнести как разделяемые подавляющим числом граждан сокровища, так и ценности и совершенства тех людей, каковые трудятся на политическую возможность. Древнегреческий философ Платон жил в историческую эру более-менее устоявшихся политических форм публичного устройства, базировавшихся на рабовладельческом экономическом базисе (тут мы не касаемся типов национального управления). Но он создал принципиально новую абстрактную модель страны, предполагающую формирование политической культуры нового типа.

Время от времени политическую культуру дробят на два слоя – культуру политического поведения, которая в целом зависит от субъекта (политика), и культуру функционирования политических университетов, в меньшей степени, якобы, подверженную влиянию субъективного фактора. В действительности политические университеты – те же субъекты политики, но выступающие в надындивидуальном виде. В этом замысле культура политического поведения характеризует не только ту либо иную политическую личность, что само собою очевидно, но и политические университеты.

На мировом пространстве политическая культура не есть однородной, и вследствие этого она подразделяется на определенные типы. Так, к примеру, в работах американских политологов Г. Алмонда и С. Вербы выделены четыре главных типа политических культур – англо-американская (ее главными чертами являются прагматичность, общенациональный консенсус в отношении основополагающих сокровищ, наличие политического центра, к которому тяготеет электорат и др.); континентально-европейская, для которой свойственны поляризованный политический спектр, ценностно-ориентированный электорат и др; авторитарно-патриархальная, воспроизводящая патриархальный тип «громадной семьи» и, наконец, тоталитарная, базирующаяся на полном политическом контроле над судьбой общества и индивида1. Предложенная типология политических культур схематична и не воспроизводит их многообразия. Исходя из этого ученые внесли предложение иные типы классификации. Одни из них пробуют все политические культуры поделить на два блока – Западную и Восточную. Другие же, напротив, стремятся уйти от т.н. «цивилизационного» подхода и исходят из сущности самих культур, а не их географического пространства. В частности, в литературе взяла распространение классификация, в соответствии с которой в политических культурах выделяют следующие типы: органическую (авторитарная, тоталитарная, классическая и др.), либерально-демократическую и смешанную.

Но и эта классификация условна. В реальности нет таких стран, где бы в политической сфере властвовал в чистом виде только авторитарный тип взаимоотношений, либо же, напротив, лишь либерально-демократический. Авторитарный режим непременно граждане отвергают. А наличие страны как социального университета уже изначально исключает либерально-демократический тип политических взаимоотношений (культуры) в его чистом (полном) выражении. Так как любое государство в той либо другой степени ограничивает свободу граждан.

Сфера духовной судьбы #127891; Школа обществознания 8 класс


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: