Политическая культура общества

Замысел

1. функции и Структура политической культуры.

2. Типология политических культур.

3. Политическая культура современного украинского общества.

1. функции и Структура политической культуры

Термин «политическая культура» был введен в восемнадцатом веке германским философом Иоганом Гердером. Концептуальная разработка данного понятия была проделана в 1950–1960 гг. в рамках бихевиористской школы. Тут в первый раз было отмечено, что политические совокупности отличаются друг от друга не только институциональной структурой и правовыми нормами, но и политической культурой.

Политическая культурапредставляет собой совокупность личных ориентаций и позиций участников определенной совокупности, оказывающих влияние на политику. Это политические традиции, нормы политической практики, идеи, концепции, убеждения о взаимоотношениях различных публично-политических университетов, о власти и политике.

Являясь элементом как политической, так и культурной совокупности общества, политическая культура агрегирует лишь те культурные элементы, каковые действуют в политическом ходе, наряду с этим деятельно взаимодействуя с другими видами публичной культуры: правовой, экономичной, религиозной и т.д.

Политическая культура формируется в течении судьбы множества поколений под влиянием разных факторов, среди которых возможно выделить:

1) исторические факторы – прошлый опыт социально-политических преобразований;

2) национальные факторы – национальные традиции, довольно часто закрепленные в национальном эпосе, мифах;

3) социальные факторы – совокупность социальных взаимоотношений, неповторимая в рамках данного общества (домашние отношения, межличностные отношения);

4) идеологические факторы – представленность политических убеждений в рамках научной мысли, культурные изюминки политической рефлексии;

5) экономические факторы – главная в данной стране совокупность экономических взаимоотношений.

Все факторы, определяющие политическую культуру, характеризуются относительной стабильностью и изменяются лишь в ходе глубоких социальных изменений. Каждой политической совокупности отвечает особая базисная модель политической культуры, проявляясь в каждой стране в национально-специфичной форме.

Условно возможно выделить два главных компонента политической культуры: культуру политического сознанияи культуру политического поведения.

Культура политического сознания представляет собой обычный для той либо другой социальной группы (коллектив, нация и т.п.) комплекс политических представлений, сокровищ, убеждений, традиций, ориентаций и установок, включенных в политическую деятельность.

Политические представления – образы политических объектов (университеты власти, политические партии, политические фавориты и т.п.), каковые формируются в сознании человека под действием политического воспитания и общения. Являясь феноменами сознания человека, они смогут с большей либо меньшей степенью достоверности отражать действительность, быть логично структурированными либо существовать на уровне чувств.

Политические убеждения – это осознанные потребности человека, каковые толкают его на определенные действия в сфере политики.

Ключевую роль в формировании политических убеждений играются политические сокровища – моральные правила, нормы и совершенства политике, каковые имеют значение для социальных групп и отдельных индивидов.

Стабильность политическому сознанию придают политические традиции – нормативные образцы политического поведения, каковые исторически сложились, передаются много поколений и сохраняются в течении продолжительного времени. Политические традиции смогут быть статичными и динамичными, ветхими и новыми.

Претворение политических представлений, убеждений, традиций и ценностей в реальность осуществляется при помощи ориентаций и политических установок. Политические установки характеризуют склонность человека к определенным формам активности в области политики. Вероятны как активные политические установки, в то время, когда человек склонен включаться в политическую судьбу (систематично брать участие в выборах, ходить на митинги либо являться членом партии), так и пассивные, в то время, когда человек склонен избегать участия в политике общества. Политические ориентации, являясь видом политических установок, базируются на системном представлении человека о целях, способах и планах осуществления политических действий, каковые он делает.

По уровню отражения политической действительности выделяют два уровня политического сознания: эмпирический и теоретический. Эмпирическое политическое сознание, довольно часто определяемое как обыденное, – это совокупность идей, взглядов и представлений, появляющихся из обыденной практики той либо другой группы людей. Данный уровень политического сознания отражает, по большей части, внешнюю сторону процессов, не попадая в их сущность. В бытовом сознании сложный мир политический взаимоотношений упрощается чтобы стать дешёвым отдельному индивиду с его личными интеллектуальными возможностями. К примеру, политические фигуры смогут делиться на «хороших» и «нехороших», страны – на «цивилизованные» и «нецивилизованные» и пр. Эмпирическое политическое сознаниеимеет интенсивную эмоциональную окраску, что самый ярко проявляется в поведении толпы. Масса людей легче поддается внушению и лозунгам, чем логическим доводам и уговорам.

Теоретическое политическое сознание является совокупностью идей, взглядов и представлений, появляющихся на основании научных изучений политической совокупности общества, проникновения в сущность глубинных связей в данной совокупности, закономерностей и выделения противоречий ее развития. Теоретическое сознание – стержень политической идеологии, которая представляет собой целостное, систематизированное, концептуальное отражение базисных заинтересованностей разных социальных групп, и дорог реализации этих заинтересованностей в ходе борьбы за ее осуществления и власть.

Культура политического поведения является совокупностью обычных для той либо другой социальной группы форм, образцов и норм политической деятельности и политического участия. Политическое участие определяется как действия отдельных людей, каковые стремятся оказывать влияние на функционирование политической совокупности. Культура политического поведения – это активность общества по отношению к политическим университетам. Она проявляется в формах и степени включенности человека в электоральный процесс, массовых политических акциях, деятельности политических местных органов и партий самоуправления и т.п. Политическая деятельность – это категория, характеризующая активность политических университетов. Культура политической деятельности проявляется в традициях и реализации и стереотипах одобрения политических ответов, администрирования и политического управления, разрешения социально-политических распрей.

Функции политической культуры:

§ Воспитательная – формирует «политического человека» на базе норм и ценностей, каковые соответствуют заинтересованностям определенных социальных классов и групп.

§ Регулятивная – снабжает эффективность функционирования политической совокупности на базе свойственных ей совершенств, норм, традиций.

§ Коммуникативная – опосредует и поддерживает коммуникацию между субъектами политики.

§ Прогностическая – снабжает предвидение вероятных вариантов развития классов, социальных слоев, наций в определенных социально-политических совокупностях.

10.2. Типология политических культур

Существует пара подходов к типологизации политических культур. Самый распространены исторический, функциональный, структурный.

В рамках исторического подхода (Габриэль Алмонд и Сидней Верба,1966)тип политической культуры общества определяется выраженностью гражданской позиции его участников. Патриархальная культура характеризуется равнодушным либо негативным отношением участников общества к политической власти, отсутствием интереса к политике и нежеланием принимать в ней участие. Тут люди вычисляют себя участниками мелких групп (парафий) – семья, опытные сообщества, приятели и пр., а не гражданами страны. Подданическая культурахарактеризуется отсутствием интереса к участию в политике, пассивным отношением к политической власти. Не смотря на то, что люди уже поймут себя участниками политического сообщества, их роль в стране сводится к пассивному подчинению власти.Культура участияхарактеризуется большим интересом участников общества к политике, их активным отношением к политической власти, жаждой лично принимать в политике активное участие. Авторы типологии отмечают, что в современном обществе не существует чистых типов политической культуры, и из-за чего они выделили следующие смешанные типы: патриархально-подданический (постколониальные Азии и страны Африки), патриархально-участвующий (страны, идущие методом демократического развития, к примеру, Индия), подданический-участвующий распространен в стабильных народовластиях.

В соответствии с функциональному подходу, предложенному Ежи Вятром (1977), политическая культура как компонент политической совокупности, а с одной стороны, существенно воздействует на политический режим, с другой – испытывает на себе его авторитет. В соответствии с тремя базисными политическими режимами существуют следующие типы политических культур.

§ Тоталитарная политическая культура, которая характеризуется идеологической заангажированностью поведения членов и политического сознания общества, поскольку в тоталитарных совокупностях официальная идеология пронизывает и осуществляет контроль все сферы судьбы человека. Для тоталитарной культуры характерен культ вождя, мифологизация сознания, энергично-подданническое отношение к власти. Тоталитарная власть требует постоянного выражения активной помощи ее со стороны общества. Аполитичность рассматривается как проявление нелояльности по отношению к режиму (принцип «кто не с нами, тот против нас»). Мотивом политической активности участников общества тут есть ужас.

§ Авторитарная политическая культура, которая, напротив, характеризуется аполитичностью. Члены общества смогут проявлять активность в разных сферах публичной судьбе (экономика, культура и т.п.), оставаясь равнодушным к политике. Аполитичность культивируется режимом, что ограничивается пассивно-подданническим отношением со стороны общества (принцип «кто не против нас, тот с нами»).

§ Демократическая политическая культура,котораяхарактеризуется толерантным отношением к различным проявлениям оппозиции и политическим взглядам. Самыми серьёзными политическими сокровищами являются гражданские права и свободы. Потому, что граждане свободны в отношении проявлений политического участия, политическая активность в данной культуре, в большинстве случаев, средняя.

§ Переходные типы политической культуры,которыехарактерны для государств, находящихся в ходе изменения – целенаправленного перехода от одного политического режима к второму. К примеру, переходная политическая культура характерна для посткоммунистических государств, где осуществляется переход от тоталитарного режима к демократическому.

В рамках структурного подхода выделяют гомогенный тип политической культуры, что характеризуется тем, что разные социальные образования (социально-классовые, этно-национальные, религиозно-конфессиональные и пр.), не обращая внимания на отличие в отношении к власти, имеют некое неспециализированное основание, названное главной культурой. Главная культура делает функцию интеграции политической совокупности, придание ей целостности. Субкультуры, не придерживающиеся правил главной культуры, именуются антисистемными. Неоднородный тип политической культуры характеризуется отсутствием главной культуры, что порождает разные политические конфликты между субкультурами.

10.3. Политическая культура современного украинского общества

Политическая культура современного украинского общества характеризуется несколькими базисными чертами.

1. Фрагментарность. Эта черта проявляется не только в рамках поляризации регионов (см. дальше), возрастных групп населения, но и в изюминках личного сознания граждан. Так, убежденность человека в необходимости демократических преобразований довольно часто сочетается с убежденностью, что Украину «спасет» лишь «сильная рука».

2. Разногласия между политическим идеалом (западные народовластия) и настоящим его воплощением. Это проявляется, к примеру, в опросах публичного мнения, в то время, когда более половины опрошенных всецело либо частично согласны с тем, что нужно проявлять интерес к политической обстановке в обществе с целью расширения собственного участия в управлении (сознательное отражение идеала). Одновременно с этим многие вычисляют таковой интерес ненужным, потому, что «власти принимают решения, каковые удачны им самим» (эмоциональное отражение действительности).

Такое несоответствие находит собственный проявление в широком спектре негативных чувств по отношению к ее институтам и политике в украинском обществе: от тотальной безразличия до агрессивного противостояния. Аполитичность обычно делается гражданской позицией.

1. Материальное неблагополучие широких слоев населения, усугубляющееся расслоение общества на «богатых» и «бедных». Это приводит к поиску внешних и внутренних «врагов народа» – групп, виноватых в том, что происходит. Обычно такое разделение происходит на основании национальной идеи, языкового вопроса (см. материалы по убийству П. Билозира во Львове).

2. Поляризация массового сознания. Главным, поляризующим массовое сознание причиной есть ориентация на Россию либо на Запад (ЕЭС, США) как потенциального партнера и эталон экономико-политического развития. Эта поляризация поддерживается неопределенностью официального внешнеполитического курса Украины, что со своей стороны связано с давлением со стороны как западных, так и восточных стратегических партнеров на политическое управление страны.

3. Регионализация политической культуры. Так, в Центральной Украине господствуют умеренные политические взоры, склонность к консенсусу в отношениях как с Западом, так и с Россией. На Западной Украине господствуют радикальные настроения в отношении языковой политики, взаимоотношений с Россией, приоритетность в ориентации на государства Восточной и Западной Европы, в политическом пространстве деятельно представлены партии правого крыла. Восточная Украина представлена в большей ее части русскоязычными украинцами и ориентирована на сближение с Россией, тут более деятельно представлены партии левого и коммунистическая партия крыла. Южная Украина характеризуется политической наличием множества и пассивностью населения этнических групп, не воображающих собой целостный конгломерат.

В целом политическая культура современной Украины возможно выяснена как авторитарная с некоторыми демократическими и тоталитарными компонентами и сильно выраженной региональной неоднородностью.

Перечень литературы

1. Жиро Т. Политология /пер. с польск. – Х.: Изд-во Гуманитарный центр. 2006. — С. 131–165.

2. Политология. Учеб. пособие для институтов / Под ред. Н. Сазонова – Х.: 2001. –С. 511–540.

3. Политология: Наука о политике / Под общ. ред. В. Андрущенко. – К – Х. – 1997. – С. 450–473.

4. Политология. Учебн. пособие для студентов технических институтов. – СПб.: Бизнес-Пресс. – 1998. Гл. XI.

5. Пугачов В., Соловьев А. Введение в политологию: Учеб. для институтов – М., 2002. – С. 306–330.

Тема 11

Политическая элита

Замысел

1. 1. Понятие элиты. Главные теории элит.

2. 2. Происхождение, функции и виды политических элит.

3. 3. Механизм формирования политической элиты.

ЕГЭ НА СОТКУ. Политическая культура ЕГЭ/ОГЭ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: